Архив номеров


"Караван" не раз публиковал размышления о состоянии безопасности России доктора военных наук, профессора Ивана Васильевича ЕРОХИНА из Твери. Ему в октябре 2003 года будет 80 лет. Артиллеристом воевал в составе войск ПВО. 33 года работал во 2 ЦНИИ МО, полковник в отставке. С 1988 года - профессор Военной академии ПВО им. Г.К. Жукова. Автор более 300 научных работ по военной тематике, заслуженный деятель науки РФ, академик Академии военных наук. И. Ерохин подготовил к печати книгу, в которой анализирует ход военной реформы в России и ее безопасность в свете новейших, грозных реалий.


ВОЛЮНТАРИЗМ И ЧЕХАРДА

Тотальная перетряска за прошедшее десятилетие всей военной структуры открыла очередную черную страницу в истории Вооруженных Сил и всего государства. Пока реформаторская деятельность привела только к общему сокращению численности ВС Минобороны ниже оборонных потребностей и рассогласованию их организации с задачами.
    Спешка и непродуманность сильно затронули систему ПВО и РКО страны, хотя намерения, сформулированные президентом в 2001 году, были правильными: интеграция сил и средств ПВО и РКО с созданием на их основе системы Воздушно-космической обороны (ВКО) России, способной бороться со всеми современными и перспективными средствами воздушного и космического нападения; развитие системы ВКО как единой системы, в рамках которой обеспечивается централизованное управление под общим руководством Генштаба ВС РФ.
    Однако свет в конце тоннеля так и не появился, а лишь продолжаются брожения в умах да впотьмах. Четко обозначились два центра инициатив, выступающие каждый в своих интересах, но с одинаковой исходной позиции, которая формулируется так: в условиях мощной воздушно-космической угрозы Россия не может существовать без единой ВКО государства. Сухопутные войска (СВ) понимают ее со своей точки зрения, космические войска (КВ) - со своей, и между их позициями существует ряд принципиальных расхождений.
    При отсутствии в МО РФ единой военной идеологии и концепции строительства ВС РФ это явно не на пользу последним. Профессор Ерохин сожалеет, что профессионалы ВКО страны, "не пришедшие в себя" после ликвидации войск ПВО, не стали третьим центром инициатив по созданию ВКО России на имеющемся огромном теоретическом и практическом заделе.
    При наличии первостепенной воздушной угрозы и существовании США и НАТО с мощнейшими в мире ударными стратегическими и оперативно-тактическими ВВС и совершеннейшими системами ВКО без единой самостоятельной ВКО Россия как самостоятельное государство безопасно существовать не может.


ЗАЧЕМ НАДО БЫЛО ЛИКВИДИРОВАТЬ ВПВО

По мнению И. Ерохина, это было спонтанное волюнтаристское решение без научного обоснования. Сработало сочетание военной некомпетентности высших руководителей и ведомственных интересов видов ВС и родов войск, которые в борьбе за свое выживание сочли этим шагом возможность усиления ракетных войск стратегического назначения и ВВС.
    Альянс НАТО способен и с Россией повторить вариант Югославии (а теперь и Ирака. - Прим. авт.). В этом, пишет И. Ерохин, не надо сомневаться и, уповая на былое могущество, заблуждаться и на что-то надеяться. США репетицию уже провели, и вполне успешно. РВСН надо расценивать как вид ВС или род войск, совершенно необходимый, но и совершенно недостаточный для гарантированной военной безопасности России не только в неядерных, но и в ядерных вооруженных конфликтах. Они способны лишь отомстить за нашу гибель, но предотвратить наше поражение, в принципе, не могут. Это надо понимать.
    Далее И. Ерохин задает вопрос: зачем объединяли ВВС и войска ПВО, особенно их армии, и что из этого получили? Сам же отвечает, что реформаторы рассчитывали на возможность организации более эффективной комплексной борьбы не только со средствами воздушного нападения в полете, а с воздушным противником как организованной военной силой. Однако время подтверждает опыт Великой Отечественной войны: согласование применения ударных и оборонительных сил и координация их воздействий по базированию и средствам в полете возможно лишь на стратегическом уровне. Слишком велика разница в их предназначении, условиях и задачах, да и в местах и времени действий ударных и оборонительных сил этих видов ВС.
    С приближением НАТО к России исходная линия боевого соприкосновения может пройти по западным границам Ленинградской, Псковской, Брянской, Курской, Воронежской, Ростовской областей и Краснодарского края, поэтому тактическая авиация противника сможет достигать Москвы, рубежа Волги и Южного Урала. Самолеты и тактические ракеты НАТО приобретают способность решать по европейской части России и по Дальнему Востоку с Японии и стратегические задачи. А стратегическая авиация США уже давно способна простреливать и высокоточными неядерными стратегическими крылатыми ракетами всю территорию России насквозь! Для объединенной армии ВВС и ПВО возникает неразрешимый вопрос: где ей отражать силами ПВО первый внезапный воздушный удар на объекты страны и воевать или передислоцироваться силами ударных ВВС с границы развертывающихся фронтов?


ЕДИНАЯ ВКО - ГЛАВНАЯ ЦЕЛЬ

В последние годы, утверждает Иван Ерохин, оперативно-тактические и тактические баллистические ракеты вышли на такой уровень совершенства, прежде всего по точности стрельбы и мощности, что стало возможным для поражения многих видов объектов оснащать их и неядерными боезарядами. Они становятся массовым оружием. Их мобильность затрудняет борьбу с ними на стартах и повышает роль борьбы на траекториях. Поэтому на первый план выходит ПРО - оперативно-тактическая ПРО объектов и войсковая ПРО. Огромные скорости, жесточайший баланс времени предопределяют невозможность координации действий наших группировок в форме взаимодействия. Требуются только единые подчиненность, информационное обеспечение, управление, при этом необходима высочайшая степень автоматизации всех процессов сбора, обработки информации, принятия решения, постановки и доведения войскам их задач.
    В США ведутся работы по расширению состава средств воздушно-космического нападения (СВКН) за счет боевых суборбитальных средств, действующих на высотах от 30-40 км до 120-150 км. Это ракетно-космические, аэрокосмические и воздушно-космические самолеты. Они способны или один раз выходить на орбиту, или, выйдя, один раз сходить с нее для решения боевых задач в атмосфере. Средства борьбы с ними в своем развитии отстают и пока отсутствуют, хотя исследования и в СССР проводились. ВВС остановились на фронтовой авиации поля боя в наземной войне, не видя развития ни тактической и палубной авиации США, НАТО, ни стратегической авиации США, ни ракетоносной. Кто-то ведь должен смотреть в перспективу!
    Организационно и оперативно единому воздушно-космическому противнику жизненно необходимо противопоставить нашу адекватную организационно и оперативно-единую систему ВКО России, а не две раздельные системы: ПВО и ПКО. Единая, сама она должна стать составной частью всей системы обороны государства от всех видов противника, что и наблюдается в США. А мы опять бьем по хвостам.


ПРЕДЛОЖЕНИЯ ПО РЕОРГАНИЗАЦИИ

В современных условиях и в обозримом будущем России может угрожать три типа противников с принципиально различным характером угроз. Во-первых, индустриально развитые государства и их блоки, с отказом применения живой силы в качестве главной и универсальной силы; военную борьбу они будут вести новейшими средствами, особенно стратегического и прежде всего воздушно-космического характера; живую силу вводят в действие после создания условий и чаще в качестве миротворцев.
    Во-вторых, агрессивные реакционные государства и силы из развивающегося мира типа исламских фундаменталистов с их многочисленными армиями фанатиков и смертниками в качестве главной ударной силы.
    В-третьих, организованные сепаратистские силы, бандитские и террористические группировки внутри России, поддерживаемые международным терроризмом и наркобизнесом.
    Чтобы отвечать новым вызовам, целесообразно в составе Вооруженных Сил неагрессивной России иметь четыре вида сил: стратегические оборонительные; стратегические ударные; оперативно-тактические сухопутные; оперативно-тактические морские. Начинать все мероприятия, по мысли И. Ерохина, надо с отмены самого нелепого и опасного решения о слиянии войск ПВО и ВВС, а фактически их ликвидации как двух самых важных и решающих видов ВС РФ.
    Надо также быстро восстановить изуродованную систему военного образования, пока не разбежались или не ушли на покой, не передав опыт, основные кадры ведущих ученых и педагогов.
    В заключении книги говорится, что волюнтаризм руководства никаким поколениям реформаторов при любом их самомнении успеха не принесет. Так и будем постоянно находиться в состоянии реформы и в условиях действий то одних, то других неправильных частных решений.
    
    
    В газетной статье невозможно пересказать все, что говорится в большом, детально проработанном научном труде. Военная наука живет и развивается в своем мире проблем, столкновений взглядов и оценок, в своих терминологии, аксиомах и соглашениях. Но можно понять главное: Россия должна быть сильной во всех сферах вооруженной борьбы и прежде всего в воздушно-космической сфере. Как говорил император Александр III: "У России только два надежных союзника, это ее армия и ее флот". Теперь в ХХI веке этого мало, надо иметь и надежные и современные воздушно-космические силы.
    Может быть, мысли и идеи тверского ученого подвигнут военных реформаторов основательно задуматься над затронутыми проблемами, а патриотов России - помочь издать адресный труд хотя бы тиражом в 1000 экземпляров. Это так мало!


Подготовил Борис ЕРШОВ


ЗАКОНОДАТЕЛИ принимают иногда очень жестокие законы, например, законы 30-40-х годов XX века о сборе колосков с полей или об опоздании на работу. Но и чрезмерно либеральные законы, как оказывается, тоже не идут на пользу людям, и пример тому - последний закон, разрешающий сесть за руль автомобиля "выпимши". Влил в себя бутылку пива или водочки сто граммов - и езжай себе, куда хочешь, ничем не рискуя. А до этого за появление на трассе с алкоголем в крови можно было лишиться водительских прав, быть оштрафованным или все вместе.
    Давайте немного порассуждаем. Статистика говорит, что в России на дорогах в основном по вине водителей, севших за руль в нетрезвом состоянии, погибают свыше 30 тысяч человек. Это население небольшого города. Принявшему на грудь человеку за рулем дорога и все прочее начинают казаться плевым делом, а себя он мнит Властелином колец (дорожных). Отсюда и неправильная реакция на возникающие дорожные ситуации: и желание обогнать, и нежелание уступить дорогу, и притупление внимания. Ему становится все нипочем, но самому ему кажется, что с психикой у него все в норме. Потому если он везет людей, за жизнь которых несет ответственность, то обращается с ними, как с мешками с картошкой, рискуя и бравируя на дороге. Вывод: нетрезвый водитель (даже принявший 50 граммов) опасен.
    Обратите внимание, на что упирает закон, аргументируя свою безвредность, - на бутылку пива. Вот где собака зарыта - этот закон, надо думать, протолкнули пивные короли, их лобби хорошо поработали в Госдуме, кто-то из народных избранников хорошо погрел руки. Если дело и дальше так пойдет, то разрешат употреблять и сто граммов, а там недалеко и до ста пятидесяти!
    Ссылаются также на опыт Европы и Америки. Но забывают при этом, что российские люди еще очень молодая автомобильная нация, она только-только зарождается. У нас и механика другая, и дороги с сервисом другие, куда нам равняться с западным сервисом. Так что преждевременен этот либеральный пивной закон.
    Но закон принят. Протестовать можно двумя способами: в личном плане - его игнорировать и садиться за руль трезвым. В общественном - побудить наших депутатов в Законодательном Собрании выступить с протестом на федеральном уровне.
    А вот почему в этом вопросе ГИБДД оказалось как бы в стороне - непонятно. Сама что ли захотела за рулем пива попить.


Наша газета выходит в городах:
  • Андреаполь
  • Бежецк
  • Белый
  • Бологое
  • Вышний Волочек
  • Весьегонск
  • Жарковский
  • Западная Двина
  • Зубцов
  • Калязин
  • Кашин
  • Кесова Гора
  • Кимры
  • Конаково
  • Красный Холм
  • Кувшиново
  • Лесное
  • Лихославль
  • Максатиха
  • Молоково
  • Нелидово
  • Оленино
  • Осташков
  • Пено
  • Рамешки
  • Ржев
  • Сандово
  • Селижарово
  • Сонково
  • Спирово
  • Старица
  • Торжок
  • Торопец
  • Удомля
  • Фирово
  • ЗАТО Озерный
  • ЗАТО Солнечный
  • Тверь
  • Селигер

 

Блоги пользователей

Геннадий Климов, главный редактор

Орлова Мария, первый зам. главного редактора

Блог газеты

Марина Гавришенко, зам. главного редактора

Любовь Кукушкина, журналист

"Тверия" - Граждане Тверской области и тверские Землячества


   
 
   

Контакты

Адрес редакции: 170100, г. Тверь, ул. Советская, 25, 2-й этаж.
Тел./факс 34-26-44, тел. (4822) 34-77-02
e-mail: karavan@tvcom.ru