Архив номеров


Странные мы все-таки люди. В Бога даже если и веруем, то так, словно делаем одолжение Господу. Так называемый научный коммунизм воспринимаем по принципу "работать поменьше, получать побольше". Но вот в колдунов, магию, сглаз и порчу верим безоглядно, не требуя никаких доказательств укрепления своей веры. Ольгу Сергеевну РОГОЗИНУ, всю свою жизнь проработавшую медицинской сестрой в одном из лечебных учреждений города, знакомые называют колдуньей, уверяя меня, например, что она обладает "какими-то паранормальными способностями". Об этих способностях мы беседуем с Ольгой Сергеевной на ее стандартной кухне-брежневке.
    
    - Скажите, Ольга Сергеевна, вас не обижает, что вы пользуетесь такой репутацией?
    
- Конечно, мне больше бы нравилось, если бы меня считали ведьмой, поскольку слово "ведьма" происходит от "ведать", то есть знать. Хотя на седьмом-то десятке справедливее говорить "старая ведьма", что тоже не очень-то... А насчет обид... Да разве можно обижаться на то, что тебя считают носителем каких-то знаний?
    - Не каких-то, Ольга Сергеевна, а совершенно определенных!
    
- Скажите, а где-нибудь документально зафиксированы факты превращения человека в свинью или кошку? Нет? Стало быть, все дело в том, как образ жизни того, кого называют колдуном или ведьмой, воспринимается окружающими. Поясню. Когда-то очень давно, мне тогда лет пятнадцать было, нашла я тетрадку, сшитую из отдельных листочков. На них были записаны - и не одной рукой - способы лечения нетрадиционными, как бы сейчас сказали, средствами, разные приметы и обряды. С той поры я и начала собирать наследие народных ведунов и целителей.
    - В качестве коллекционера или с какой-то прикладной пользой?
    
- У меня встречный вопрос. Допустим, вы простудились, а я посоветовала бы вам липового чая заварить - не как медик, а просто как ваша знакомая. Как вы станете воспринимать мой совет? А ведь народная медицина знает способы применения каждой травки.
    - Но ведь колдун - это не только знахарь, целитель...
    
- Во-первых, в старину звание колдуна было на селе своего рода охранной грамотой, благо, на Руси не существовало психоза Западной Европы, где по малейшему подозрению в колдовстве сжигали тысячи невинных людей. Могли ли безграмотные русские крестьяне дерзнуть ссориться с человеком, способным наслать град или отнять у коровы молоко? Во-вторых, если судить по собранным мною "рекомендациям", колдуны чаще всего просто жульничали. В-третьих, все эти порчи и сглазы в реальности лишь следствие какого-то психического заболевания либо самовнушения. Хочу обратить ваше внимание на такое обстоятельство. Человек, на которого напускается порча, обязательно должен узнать (в той или иной форме) об этом. Скажем, вы вдруг увидите воткнутыми в косяк вашей двери булавки или вам расскажут, что кто-то видел, как над вашим следом читался заговор, а затем след этот развеивался по ветру. Все! Ваш мозг настроился на порчу.
    Или такой пример. Колдуну, допустим, не составляло труда обезводить пруд или колодец. Он бросал в воду так называемое "змеиное молоко", то есть ртуть. Своею тяжестью ртуть проникала в слабоутрамбованные места (а таких при отсутствии техники и приспособлений всегда избыток), увлекая за собой воду. Вода же медленно, но верно разрушала плотины.
    Кроме того, следует помнить, что веками население страны от князей до холопов было невежественно и суеверно. Очень плохая примета, когда останавливается по какой-то причине свадебный поезд. Перед поезжанами нельзя было даже дорогу переходить. А вот некто по какой-то причине хочет разрушить венчание или свадьбу. Идет он к колдуну: помоги, дескать, батюшка. Дары несет, деньги. А подобный фокус может исполнить любой: обмазываешь волчьей или медвежьей кровью либо жиром камни и разбрасываешь их по дороге, где поедут молодые с дружками. Но ездили-то тогда не на "мерседесах", а на лошадях. Лошадь чует запах хищника, шарахается, отказывается идти дальше. И все - свадьбы нет.
    - Тогда объясните, как появилось, допустим, убеждение, что ведьмы способны по ночам летать на метлах.
    
- А это вам даже студенты-медики смогут объяснить. Как известно, перед полетом на шабаш ведьмы натирались некой мазью. Состав подобной мази специалистам известен: в нее входят аконит, беладонна, дурман и тому подобные травы, содержащие различные наркотические вещества. Под воздействием мази человек засыпает, и ему представляются полет, какие-то пиры, какие-то танцы. Но у каждой эпохи и у каждого народа свои представления, скажем, о ценности угощений на пирах. Летают, кажется, в одно и то же место, а кормят там и поят лишь тем, что считается лакомством у определенной социальной группы в определенную эпоху. Для русских деревень это могли быть баранья похлебка и печатные пряники.
    - Но мне приходилось слышать, что мщение колдунов, если хотите - порча, настигало и психически здоровых людей...
    
- Я вам по этому поводу хочу процитировать одну из своих записей. Постараюсь перевести ее как-нибудь поделикатнее. Итак, "если кто-то, не соблюдая чистоты в доме или во дворе... испражняется где попало и особа та неизвестна, то берут из печи раскаленные угли и сыплют... на тот помет, после чего у того человека вся... гм, ягодицы опаршивеют". Скажите, разве это что-то из ряда вон выходящее для людей нечистоплотных?
    - Простите, Ольга Сергеевна, но ведь вы сами же назвали себя ведьмой, ведающей. Неужто из всего наследия прошлого вы извлекли только то, что в некоторых российских селах попадались и прохиндеи?
    
- Что вы! Знахари и целители накопили громаднейший опыт. Мы то к китайской медицине шарахаемся, то к тибетской, то еще к какой. Допустим, отыскали в Индии какую-то травку, и давай ее восхвалять как средство чуть ли не от всех болезней. Да ведь Индия не Россия. Здесь иной климат, иные природные условия, именно к ним адаптирован и человеческий организм. Скажем, насколько мне известно, боги Индии избегают запаха чеснока. А у меня такой рецепт записан: "Варим и толчем чеснок, прикладываем его к чирьям на теле или к иным болячкам, которые бывают и без верху, тогда гной выходит".
    Я понимаю, что существуют различные лекарственные препараты, которые устраняют необходимость использования от лихорадки смеси толченых чеснока и хрена, привязанных к шее. Но ведь помогало же это нашим прадедам и прабабкам. А ведь они еще и суставы себе подобной смесью мазали.
    А в какой еще стране могли родиться рецепты от обморожения. Записывайте. Состав мази: гусиный и утиный жиры, ржаной раствор. Раны на Руси лечили пластырями из медвежьей желчи размером с ржаное зерно. Или вот, смотрите, здесь записан рецепт своеобразного бальзама: "Возьми дрожжей, да вина горелого, да ладану, да набить яиц курячьих и мазать раны".
    Рецепт от зуда. Неведомый знахарь рекомендует смешать сушеные листья крапивы, соль и яичный желток. Мазать эту смесь рекомендовалось три дня кряду...
    - Согласитесь, однако, что в старину колдуны не только целительством занимались, не только свадебные поезда останавливали.
    
- Да, разумеется. Знания колдунов были универсальными. Но вновь хочу подчеркнуть: в этих знаниях не было ничего сверхъестественного, ни в какие сделки с нечистой силой колдуны не вступали. Вот пример. Скажем, пасечнику надо каким-то образом обозначить границы участка для своих пчел, чтобы эти границы не пересекали пчелы чужие (ибо, в противном случае, свои добудут меньше меда). Для этого варили дурман с тысячелистником, а отваром обрызгивали плетни, заборы, деревья, строения.
    Что мы еще знаем о русских деревнях? Что там до полусмерти пили. Вот уж не знаю, нужны ли были селу услуги наркологов. Но ведь это крепостные крестьяне создали для своих господ рецепт, предохраняющий от опьянения. По рассказам, которые я записала, для этой цели использовался порошок сушеной петунии. Идешь на бал или на званый обед, принимаешь две чайных ложки этого порошка, запиваешь оливковым маслом - и алкоголь на тебя практически не действует. Должна, правда, оговориться, что подобная информация, скорее всего, носит чисто теоретический характер: у нас же пьют именно для того, чтобы напиться.
    - Одним словом, Ольга Сергеевна, если я вас правильно понял, ваши тетрадки - это частичка той России, которую мы потеряли?
    
- Я бы сказала в отношении кое-чего: и слава Богу, что потеряли... В наследии есть много такого, чего у нас и без того в избытке. К примеру, колдунам были известны травы, содержащие наркотические вещества. Подсыпешь порошок той или иной травы в самовар или в топку печи - хозяева дуреют до такой степени, что с ними можно делать все что хочешь. До нитки обобрать. Но ведь это не только наркотики, но и яды. Такие, как датурин, атропин.
    Слава Богу, утрачен (очень бы хотелось верить в это) рецепт изготовления настойки мухоморов на водке. В Восточной Сибири ее употребляли еще в ХIХ веке. Сейчас лучше и не пытаться повторить хотя бы нечто подобное.
    Есть рецепты, значение которых лично я не берусь оценивать. Так, наши колдуны умели добывать из некоторых растений масло, способное привлечь мышей и крыс. Если они хотели наказать кого-то, навредить, то разбрызгивали такое масло на подворье, в избе. Нашествие грызунов было обеспечено. А если приход незваных гостей использовать для того, чтобы уничтожить их? Я не специалист, не знаю, возможно ли такое, чтобы уничтожить их, поэтому не рискую давать советов.
    - Давайте вернемся к сглазу и порче. Что-то ведь вы можете посоветовать тем женщинам, которые вдруг (считая себя вполне нормальными) решат, будто их чадо сглазили?
    
- Шаманы в Сибири и наши бабки-знахарки делали так: трижды облизывали лицо младенца, каждый раз после этого сплевывая. Глядишь, поможет.


Михаил ДОМАШНЕВ

Наша газета выходит в городах:
  • Андреаполь
  • Бежецк
  • Белый
  • Бологое
  • Вышний Волочек
  • Весьегонск
  • Жарковский
  • Западная Двина
  • Зубцов
  • Калязин
  • Кашин
  • Кесова Гора
  • Кимры
  • Конаково
  • Красный Холм
  • Кувшиново
  • Лесное
  • Лихославль
  • Максатиха
  • Молоково
  • Нелидово
  • Оленино
  • Осташков
  • Пено
  • Рамешки
  • Ржев
  • Сандово
  • Селижарово
  • Сонково
  • Спирово
  • Старица
  • Торжок
  • Торопец
  • Удомля
  • Фирово
  • ЗАТО Озерный
  • ЗАТО Солнечный
  • Тверь
  • Селигер

 

Блоги пользователей

Геннадий Климов, главный редактор

Орлова Мария, первый зам. главного редактора

Блог газеты

Марина Гавришенко, зам. главного редактора

Любовь Кукушкина, журналист

"Тверия" - Граждане Тверской области и тверские Землячества


   
 
   

Контакты

Адрес редакции: 170100, г. Тверь, ул. Советская, 25, 2-й этаж.
Тел./факс 34-26-44, тел. (4822) 34-77-02
e-mail: karavan@tvcom.ru