Архив номеров


Ночь с 6 на 7 июля - ночь накануне Ивана Купалы. Отличительные обряды этого празднества составляют ночные костры, песни, игры, перепрыгивание через огонь и крапивные кусты, ночное купанье, пляски вокруг некоторых пород кустарников и деревьев, поиски волшебных цветов и трав, существует также поверье о полетах ведьм на Лысую гору. Купало и Купальские огни издавна известны как в Великой России, так и в других славянских землях Малороссии и Белоруссии.
    Историки XIX века включили образ Купалы в число славянских языческих божеств. Однако это имя не упоминается в древней славянской литературе. О нем умалчивает и Нестор-летописец. О Купале ничего не говорят другие старинные писатели. Слово "Купало" появляется в наших письменных памятниках лишь в XVII веке.
    Сцена древнего, разнузданного и несколько жуткого празднования купальской ночи имеется в замечательном фильме Андрея Тарковского "Андрей Рублев".
    В настоящее время от языческих празднеств, разумеется, сохранилось одно только название, но замечательно, что на протяжении целых тысячелетий народ все-таки успел сохранить тот дух купальских празднеств и то веселье, которые были свойственны и языческой эпохе. Так, в песнях, которые распеваются в деревнях, Купала и сейчас называется "любовным", "чистоплотным", "веселым". В одной из купальских песен прямо говорится: "Ай, Купала наш веселый, князюшка наш летний, добрый".
    "Любовным" Купала называется, между прочим, потому, что в его день, раз в году, расцветает папоротник, при помощи которого, по словам одной купальской песни, "сердце девичье огнями зажигают на любовь". Впрочем, сердца деревенской молодежи зажигаются и без папоротника, потому что еще накануне Купалы рощи, берега рек, леса и луга оглашаются веселыми хороводными песнями, и парни и девушки вместе ищут чудодейственные травы вдали от строгих глаз матерей и отцов.
    "Чистоплотным" Иван Купала называется оттого, что на заре этого дня принято купаться, причем такого рода купанью приписывается целебная сила. С той же целью - отыскать целебную силу - поутру Иванова дня вологодские бабы "черпают росу"; для этого берутся чистая скатерть и бурак, с которыми и отправляются на луг. Здесь скатерть таскают по мокрой траве, а потом выжимают в бурак и этой росой умывают лицо и руки, чтобы прогнать всякую "болесть" и чтобы на лице не было ни угрей, ни прыщей. В той же Вологодской губернии накануне Ивана Купалы крестьянки обязательно моют у колодца или на реке так называемые "квашенки", то есть кадушки, в которых замешивают тесто для ржаного хлеба.
    В московских окрестностях Ивановские огни зажигались на горах, полях и по берегам рек. Через эти огни перескакивали мужчины и женщины, перегоняли скот. Игры и песни продолжаются до утренней зари. Заметим важное обстоятельство: жители центральной России не пели песен с именем Купалы.
    В малоросских, украинских селениях Ивановские огни соединялись с особенными обрядами, которых нет у великорусского народа. На Украине часто слышится и имя самого Купалы. Также на Украине существовало поверье, что в Купальскую ночь все малоросские ведьмы слетаются на шабаш, ежегодно устраиваемый на страшной Лысой горе. Народ был твердо уверен, что в Ивановскую ночь летают на эту гору на помельях. У поляков эта Лысая гора известна под Сепдомиром. Белорусы говорят, что сборище колдуний бывает на горе Шатрии, где волшебница Яусперита угощает всю нечисть прямо на могиле князя Альциса.
    Кроме эпитетов "любовный", "веселый" и "чистоплотный" Иван Купала повсеместно именуется еще и "травником". Последнее название указывает на общенародное верование, которое гласит, что все чудодейственные и целебные травы распускаются как раз в ночь на Ивана Купалу, когда творческие силы Земли достигают своего наивысшего напряжения. Поэтому знающие и опытные люди, а особенно деревенские лекари и знахари, ни под каким видом не пропускают Ивановой ночи и собирают целебные коренья и травы на весь год. Наибольшим вниманием их пользуются следующие: петров крест - трава, похожая на простой горох без стручков. Крест находится в корне, на глубине двух аршин, и вполне предохраняет и от колдунов, и от нечистой силы; чертогон - трава с теми же свойствами: ее втыкают в трещину над воротами и калиткой от колдунов и под крышами для изгнания чертей; чернобыль-трава - эту траву заплетают в плети и кладут их под Иванову росу с приговором: "Мать-земля, отец-небо, дайте рабам вашим от этой травы здоровья"; зяблица помогает от ребячьего крика и от бессонницы, но для успешного действия ее нужно топить в молоке; расперстьице - трава эта сушится, и порошком ее присыпаются больные места на теле, такие, как порезы, нарывы и опухоли. Имеют широкое применение травы дивий сил (по современному, девясил), мария-магдалина, богородская трава. Некоторым счастливцам удается отыскать разрыв-траву (открывает все замки) и кочедыжник - огненный цветок папоротника, имеющий свойство открывать человеку клады и потерянные сокровища, хранящиеся в толще земли.


Глеб ЧИСТЯКОВ


Как-то довелось услышать разговор. Женщина рассказывала подругам, что едва ли не всю свою зарплату потратила на летние наряды, а лета как такового все нет и нет. Где же солнышко? С таким вопросом я и отправился к начальнику бюро прогнозов Тверского гидрометцентра Татьяне ЗИМИНОЙ.
    - Не кажется ли вам, Татьяна Юрьевна, что лето у нас нынче какое-то неправильное: июль вроде бы, а ни позагорать, ни искупаться...
    
- Никак не пойму, почему вообще возникли разговоры о какой-то аномальности погоды. Ну, буквально неделю температура была ниже нормы, и сразу паника - ах, лета не будет. Но обратите внимание, уже сейчас ночная температура поднимается до 15 градусов, дневная доходит до 24-25 градусов. То есть среднесуточная температура приближается к норме.
    - А дожди? Разве такое количество воды с небес - норма?
    
- Осадков, конечно, в избытке. Их уже выпало 180 процентов свыше нормы. Но и тут ничего из ряда вон выходящего нет: именно таким мы и представляли июнь. Засушливое лето прошлого года, бесконечные пожары лесов и торфяных болот... А природа стремится к равновесию, к балансу. Она наглядно демонстрирует нам закон сохранения материи и энергии. По результатам многолетних наблюдений можно сделать даже такой вывод: кратковременные холодные и дождливые периоды бывают у нас через каждые двадцать лет.
    - И что думает по этому поводу наука?
    
- У науки на этот вопрос ответа пока нет. Мы сможем ответить на него лет через пятьдесят. Пока же природа словно удерживает нас от бездумных попыток воздействовать на погоду.
    - Но уж очень хочется повлиять. Хотя бы ради того, чтобы не пропали впустую деньги, потраченные на летние вещи...
    
- Почему же впустую? Поезжайте за загаром в какой-то другой регион.
    - А у нас в области солнышка не будет?
    
- Наш прогноз такой: июль будет жарким, но дождливым. Так что, планируя отпуск, пусть каждый решит самостоятельно, как ему отдыхать.
    - И как же? Дружно ехать на юг к морю?
    
- Зачем же обязательно на юг. Можно, например, за грибами сходить - их нынче видимо-невидимо.
    - Но, Татьяна Юрьевна, это же колосовики, грибы, появляющиеся в пору колошения зерновых. Долго ли продлится подобная благодать?
    
- По народным приметам, достаточно долго. Можно даже предположить, что летние грибы плавно перейдут в грибы осенние. Да и для загара можно вполне время выбрать.


Беседовал Михаил ДОМАШНЕВ


СПАСИБО ВАМ, "РЫБАЙКЕРЫ"!

На этой неделе мы завершаем наш конкурс рыбацких баек, приуроченный к Дню рыбака (13 июля). Осталось лишь определить имя победителя. При этом будут учитываться мнения посетителей портала Etver.ru, на котором мы поместили для голосования все приходящие на конкурс рыбацкие произведения. Спасибо всем без исключения балагурам, которые прислали нам оригинальные истории! Желаем вам таких уловов, чтобы размаха рук не хватало для показа! Редакционное жюри удаляется на совещание... А напоследок еще одна история от нашего читателя.


МОЛОДОЙ РЫБАК, БУДЬ ВНИМАТЕЛЕН!

В ТУРГИНОВО, на реке Шоша, сидят у своих лунок рыбаки-любители и, опустив мормышку с насадкой, "колдуют" над ней, изощряются, стараясь обмануть свою жертву. У кого-то это получается, а у некоторых - нет.
    Молодой парень, видимо, новичок в этом виде спорта, несмотря на усердие, не достигает желаемого результата. Оглядываясь на соседа, который то и дело вытаскивает из лунки рыбку одну за другой, осмеливается его спросить:
    - На что вы ловите?
    - На политань, - отвечает рыбак-остряк.
    - А где берете? - интересуется юноша.
    - Вон на берегу аптека, там и беру, - невозмутимо и весьма серьезно отвечает "счастливчик".
    Не раздумывая долго, рыбак-"неудачник" быстро встает, просит соседа присмотреть за его удочками и бегом направляется в аптеку.
    У аптекаря-девушки он впопыхах спрашивает:
    - У вас есть политань?
    Девушка, бросив на него удивленный взгляд, спрашивает:
    - Что, поймал?
    - Нет! Иду ловить!..


Алексей ЖЕЛАМСКИЙ
    Фото Елены ОЛЕЙНИКОВОЙ

Наша газета выходит в городах:
  • Андреаполь
  • Бежецк
  • Белый
  • Бологое
  • Вышний Волочек
  • Весьегонск
  • Жарковский
  • Западная Двина
  • Зубцов
  • Калязин
  • Кашин
  • Кесова Гора
  • Кимры
  • Конаково
  • Красный Холм
  • Кувшиново
  • Лесное
  • Лихославль
  • Максатиха
  • Молоково
  • Нелидово
  • Оленино
  • Осташков
  • Пено
  • Рамешки
  • Ржев
  • Сандово
  • Селижарово
  • Сонково
  • Спирово
  • Старица
  • Торжок
  • Торопец
  • Удомля
  • Фирово
  • ЗАТО Озерный
  • ЗАТО Солнечный
  • Тверь
  • Селигер

 

Блоги пользователей

Геннадий Климов, главный редактор

Орлова Мария, первый зам. главного редактора

Блог газеты

Марина Гавришенко, зам. главного редактора

Любовь Кукушкина, журналист

"Тверия" - Граждане Тверской области и тверские Землячества


   
 
   

Контакты

Адрес редакции: 170100, г. Тверь, ул. Советская, 25, 2-й этаж.
Тел./факс 34-26-44, тел. (4822) 34-77-02
e-mail: karavan@tvcom.ru