Архив номеров


Нынешние мэрские выборы наглядно отобразили абсолютную несогласованность политической жизни Твери за последние несколько лет. Аж восемнадцать кандидатов ждут нас 6 июля в избирательных бюллетенях.
    К каждому из нас регулярно ломятся в квартиры молодые люди с разнообразными агитками - кто-то сказал кандидатам, что если их представитель вступит в личный контакт с избирателем, то избиратель проникнется к нему такой благодарностью, что сразу побежит и проголосует. Как правило, требовательные звонки в квартиру совпадают со временем, когда человек залез в ванну, лег спать и т.д. Одна молодая семья жаловалась, что к ним агитаторы взяли моду приходить именно в тот момент, когда они только что с большим трудом уложили ребенка.
    
    НА УГЛАХ стоят "раскладушки" с портретиками, и молодые люди явно школьного возраста суют какие-то бумажки. Когда этим молодым людям начинаешь задавать вопросы, касающиеся деятельности их кандидата, ребята страшно пугаются и лепечут: "Вы не подумайте, что он нам нравится, мы просто на каникулах подрабатываем". Мой знакомый решил как-то сам попросить у девочек-агитаторов газетку и шутки ради сказал, что будет голосовать за их кандидата. Так девочки чуть не расплакались. Говорят: "Вы первый, кто хочет за него голосовать. Остальные только подходят и ругают нас за то, что мы за него агитируем". (Агитировали они за человека, во многом ответственного за большинство сегодняшних тверских бед.)
    В минувшее воскресенье, которое весь наш народ отмечает как День памяти и скорби, 22 июня, в городе разразилась настоящая вакханалия. На бульваре Ногина пели про "Червону Руту", на бульваре Шмидта - частушки, на Центральном рынке тоже уши закладывало от какой-то самодеятельности. Люди возмущались, нетрезвые агитаторы пели все громче. Видимо, заблуждение, что таким образом можно понравиться избирателю, все же необычайно сильно.
    "Восемнадцать толстых рож" - так охарактеризован ассортимент кандидатов в мэры Твери, предлагаемых горожанам, в переделке популярной песенки "Круто, ты попал, кандидат", которая начала недавно пользоваться популярностью на тверских дискотеках и FM-радиостанциях.
    Эти физиономии, отснятые лучшими, выписанными за большие деньги фотографами, глядят на нас с огромных рекламных щитов. Эффект удивительный! Вроде знаешь данного субъекта и знаешь, что в лучшем случае он похож на того деятеля, который в передаче "Тушите свет!" жил у Хрюна и Степана по соседству и в самые ответственные моменты принимал участие в дискуссии, выглядывая в пролом в стене. А посмотришь на глубокомысленную физиономию, увеличенную раз в сто, - прям гигант мысли, отец русской демократии!
    Когда я в первый раз увидела фото одного кандидата в мэры в газете, где было пропечатано обращение общественности на тему "Приди, отец родной, и правь", под портретом этого человека было написано: "Досье". Эта стилистика в духе Управления исполнения наказаний задала мое отношение к данному господину (доселе мне не известному). Надпись ему удивительно шла: узкий лоб, близко посаженные глаза, прическа типа "не жди меня мама, хорошего сына". Видимо, над фотопортретом работал местный деятель фотоискусств. Чуть погодя, когда вышеупомянутый кандидат оказался широко растиражированным на рекламных баннерах, я удивилась произошедшей с ним перемене. Открытая улыбка, как у Юрия Гагарина, лицо - сама доброта. Вот что значит - выборы.
    Один кандидат, скрестив руки, пронизывает взором будущее, другой палец грызет. Позы, лица и обещания на любой вкус. А чего стоят так называемые предвыборные слоганы! Кстати, знаете ли вы, откуда появилось уже прочно вошедшее в русский язык рекламное словечко "слоган"? Кельты Шотландии представляли своих мертвых как летучее войско, слог (slaugh). Оно участвует во всех битвах своего рода, издавая слоган - боевой клич мертвых. В современной рекламной индустрии задействованы разные методики не ощутимого для самого человека, но крайне действенного (как крики кельтских мертвецов) воздействия на потребителя чего бы то ни было - хоть шампуня, хоть кандидата в политики. Правда, у нас все достаточно дуболомно: "Закричал-заплакал", - уверяет один. "Что-то имею", - заявляет другой. "Ясен пень", - загадочно констатирует третий. К сожалению, мы ограничены Избирательным кодексом Тверской области и не можем прямо, без иносказаний проанализировать странные заявления, которыми пытаются привлечь народ наши кандидаты. Однако каждый читатель может оглянуться по сторонам и увидеть немало непонятных и забавных глупостей. Вряд ли это грозит нам реальным воздействием на подсознание - скорее, это просто раскрутка кандидатов "на бабки" различными пиарщиками с большой дороги.
    Недавно довелось беседовать с одним профессионалом политических технологий высокого класса, по случаю оказавшимся в Твери. "Удивляюсь, как у вас используют приемы, модные лет пять назад и провалившиеся в других регионах. Из ваших кандидатов просто выкачивают деньги", - сказал он.
    Наиболее ловкий способ выкачивания денег - рекламные щиты. Со средствами массовой информации не разгуляешься - перед началом предвыборной кампании все газеты и телеканалы заявляют свои расценки на предвыборные материалы. Агентства наружной рекламы эти расценки заявлять не обязаны (хотя, на мой взгляд, наружная реклама - тоже средство очень массовой информации). У каждого кандидата есть строго фиксированный избирательный фонд, за рамки которого он ни в коем случае не должен переступать. Он составляет 1 миллион рублей. Ясно, что пытаться выбраться на такие деньги - идеализм. По приблизительным оценкам, предвыборная кампания на пост мэра Твери стоит около миллиона долларов.
    Рекламные щиты - это возможность заплатить кучу денег, а в документах указать три копейки. Иначе у тех, кто решил заняться щитовой саморекламой, только на этот способ политической агитации ушел бы весь избирательный фонд. Даже в "мирное", невыборное время цены лишь на изготовление щита составляют 20 долларов за один квадратный метр (при стандартном размере три на шесть). Плюс аренда места в зависимости от района города. Можно посчитать, у кого сколько щитов и кто сколько на них потратил. Кстати, на пути от рекламного агентства до кандидата и для ответственных за щиты людей хорошие возможности открываются. Я, например, слышала о парне, отвечавшем за рекламные щиты одного кандидата в депутаты Законодательного Собрания Тверской области (масштаб выборов помельче, чем нынешние). Этот находчивый парнишка сразу после выборов прикупил себе машину.
    А главное - польза-то от висения в виде щитов и стояния на углах в виде "раскладушек" какая? Что мы выбираем - чем мыться или бриться? Нет, мы выбираем, как мы будем жить ближайшие несколько лет. Нам предстоит решить, выживет ли наш город, займет ли он достойное место в новой России или окончательно превратится в захолустную периферию.
    Один кандидат (которого не видно на баннерах-щитах) в прямом эфире по местному каналу метко заметил: "Мэр не "Сникерс" и не "Тампакс", чтобы рекламироваться подобным образом. Мэр вообще не товар". Отрадно, что среди вышеупомянутых восемнадцати господ есть люди, которые осознают, что средства должны соответствовать цели.


Мария ОРЛОВА


Набирает обороты кампания по выборам тверского мэра. Выборы, как известно, считаются у нас демократическими. В то же время не секрет, что "кто-то кое-где у нас порой" старается подтасовать результаты этих самых демократических выборов. Как именно могут осуществляться эти подтасовки и насколько сильно могут повлиять они на результаты выборов, рассказывает сегодня читателям "Каравана" председатель комиссии по выборам экспертно-аналитического совета при главном федеральном инспекторе Тверской области Борис СТОЛЯРОВ.
    
    - Борис Васильевич, к каким уловкам прибегают сегодня, чтобы протолкнуть своего человека во власть?
    
- Изучением выборного процесса я занимаюсь с 1994 года. К сожалению, в этот период в большинстве зафиксированных нарушений избирательного права были повинны члены городской и областной избирательных комиссий. Поэтому я глубоко убежден, что любому кандидату честно выиграть выборы в городскую Думу, Законодательное Собрание или другие органы власти практически невозможно.
    Возьмем, к примеру, выборы депутатов гордумы и мэра, имевшие место в 1996 году. Тогда в городе по спискам числились 334552 избирателя. Однако почему-то бюллетеней было заказано на 55 тысяч больше. Можно предположить, что эти бюллетени были пущены в работу...
    Следующие выборы городской Думы и главы города имели место в 2000 году. К тому времени число избирателей в городе уже стало 343549 человек. Следовательно, прирост составил семь тысяч. Не много ли это, учитывая смертность населения?
    А по последним данным, согласно переписи населения, которая проводилась в октябре прошлого года, у нас в Твери насчитывается всего 413,3 тысячи человек вместе с детьми до восемнадцати лет. Но, по статистике, число детей до восемнадцати лет составляет треть населения. И, когда мы вычтем эту треть, у нас получится, что в Твери реально проживают 280 тысяч избирателей. Тем не менее, в грядущих выборах главы города должны принять участие 345 тысяч избирателей. Кто же эти 70 тысяч, составляющие разницу между взрослым населением и числом потенциальных избирателей? Это мертвые души или пресловутый административный ресурс, которым может воспользоваться кандидат, связанный с администрацией.
    - Но как используются "мертвые души"? Какие подтасовки могут иметь место непосредственно на избирательных участках?
    
- Очень просто: в списках появляются несуществующие дома. Порой одна и та же фамилия избирателя фигурирует в них два раза. Голосуют лица, не достигшие восемнадцати лет. Нарушения происходят и вне участка: зачастую при выездах с урнами выезжающие советуют, за кого голосовать (что противозаконно), а то и просто голосуют сами.
    Особого внимания заслуживают военнослужащие. Когда в 2001 году у нас в области проводили выборы в Законодательное Собрание, как доверенное лицо одного из кандидатов я зафиксировал факт нарушения избирательных прав именно военнослужащих. В наших воинских частях служат люди и из Магадана, и с Урала, и из соседних областей. Они голосуют, а списки проголосовавших потом забираются и уничтожаются командиром гарнизона. По закону же голосовать на данном участке имеют право лишь военнослужащие, зарегистрированные в данной местности, то есть в выборах главы города могут участвовать лишь солдаты из Твери и проживающие здесь офицеры. А списки должны быть отправлены в избирательную комиссию на утверждение, чего, как я уже говорил, не происходит. Только у нас в Мигалове находятся полторы тысячи военнослужащих, а всего по Пролетарскому району их наберется тысячи три. Незаконными голосами иногородних военнослужащих, скорее всего, воспользуется на выборах кандидат, близкий к силовым структурам.
    - Но ведь на выборах должны присутствовать наблюдатели. Почему же они не воспрепятствуют всем этим нарушениям?
    
- Зачастую наблюдателям не дают знакомиться со списками избирателей и другими документами. Нарушаются правила оформления избирательных участков: места для наблюдателей отдалены от стола комиссии. А в ходе избирательной кампании члены избиркомов могут "не замечать", что листовки некоторых кандидатов выходят без регистрации, не следят за избирательным фондом "своих" кандидатов.
    - А реагирует ли на нарушения судебная власть?
    
- Если бы судебная власть работала, как ей положено, то вышеупомянутых нарушений избирательного права не было бы вообще. Когда я сам в качестве кандидата принимал участие в выборах, то мной, как и другими лицами, неоднократно подавались заявления и жалобы в судебные инстанции по поводу установленных нарушений. Так вот к разбору некоторых заявлений и жалоб суды не приступали вообще. А на процессах, которые все же имели место, комиссии не стребовали подлинных документов городских избирательных комиссий, удовлетворившись лишь весьма мутными ксерокопиями, которые, по логике, нетрудно подделать. Процессы затягиваются до бесконечности, фактически потрафляя незаконно избранным депутатам.
    - Что же вы можете в такой печальной ситуации посоветовать кандидатам, идущим на выборы?
    
- Прежде всего следует направлять своих представителей в городскую и участковые избирательные комиссии. Следует ознакомиться с актом заказа бюллетеней в городской избирательной комиссии и проверить количество бюллетеней, поступающих на участки. Также по спискам проверяется количество избирателей и регистрация голосующих военнослужащих. Необходимо добиться, чтобы список этих военнослужащих был утвержден городской и областной избирательными комиссиями. В общем, надо постараться не дать кое-кому из кандидатов воспользоваться пресловутым административным ресурсом.


Записал Борис ГУРОВ

Наша газета выходит в городах:
  • Андреаполь
  • Бежецк
  • Белый
  • Бологое
  • Вышний Волочек
  • Весьегонск
  • Жарковский
  • Западная Двина
  • Зубцов
  • Калязин
  • Кашин
  • Кесова Гора
  • Кимры
  • Конаково
  • Красный Холм
  • Кувшиново
  • Лесное
  • Лихославль
  • Максатиха
  • Молоково
  • Нелидово
  • Оленино
  • Осташков
  • Пено
  • Рамешки
  • Ржев
  • Сандово
  • Селижарово
  • Сонково
  • Спирово
  • Старица
  • Торжок
  • Торопец
  • Удомля
  • Фирово
  • ЗАТО Озерный
  • ЗАТО Солнечный
  • Тверь
  • Селигер

 

Блоги пользователей

Геннадий Климов, главный редактор

Орлова Мария, первый зам. главного редактора

Блог газеты

Марина Гавришенко, зам. главного редактора

Любовь Кукушкина, журналист

"Тверия" - Граждане Тверской области и тверские Землячества


   
 
   

Контакты

Адрес редакции: 170100, г. Тверь, ул. Советская, 25, 2-й этаж.
Тел./факс 34-26-44, тел. (4822) 34-77-02
e-mail: karavan@tvcom.ru