Архив номеров


Несмотря на то что грядет ужасный и неотвратимый ЕГЭ, остающийся загадкой даже для чиновников, придумавших его, сочинение как одну из разновидностей вступительного экзамена еще никто не отменял. Хотя, конечно, с введением единого государственного экзамена о сочинении придется забыть, посему выпускники и абитуриенты могут вздохнуть свободно. Однако многие вузовские преподаватели считают, что именно сочинение как форма проведения письменного экзамена показывает способность ученика творчески исследовать материал, умение логично и четко мыслить, аргументировать свои выводы. Следовательно, величайшей глупостью является отказ от такой формы экзамена, как сочинение, но кто же этих учителей и преподавателей спрашивал!


УМЕНИЕ ВЫЧЕРКИВАТЬ - ЗАЛОГ УСПЕХА

Допустим, вы собираетесь поступать в вуз в этом году и должны писать сочинение. Без паники! Примите к сведению основные правила написания сочинения при поступлении в вуз, может, пригодится:
    1. Во время написания сочинения не разрешается пользоваться художественными текстами, методическими пособиями, справочниками и словарями. Так что не пытайтесь пронести полное собрание сочинений А.С. Пушкина или сборник "100 золотых сочинений" с собой.
    2. Сочинение пишется синими, фиолетовыми или черными чернилами (пастой). Не надо испытывать на вступительном экзамене только приобретенные ручки с "золотыми" и флуоресцентными пастами, пытаясь сделать свою работу запоминающейся. Думаю, она и так произведет неизгладимое впечатление!
    3. Вся письменная работа выполняется на бумаге с печатью приемной комиссии вуза в аудитории, где проводится экзамен (а не на подоконнике в близлежащем туалете). Количество листов, выданных перед экзаменом, фиксируется членами экзаменационной комиссии, так что не вздумайте использовать бумагу не по назначению!
    4. Если в предыдущие дни и ночи вы отходили от предыдущего успешно сданного экзамена, можете взять собой трафарет, который поможет вашим дрожащим рукам выдать более-менее ровные строки.
    5.Черновик сочинения не проверяется, но обязательно сдается, вдруг при проверке чистового варианта у членов комиссии к вам возникнут вопросы, поэтому не пишите на черновике все, что вы думаете об этой самой экзаменационной комиссии.
    6. Кстати, не обязательно делать черновой вариант. Если вы уверены в своих силах и сочинение обычно пишите без черновика, то можете рискнуть и во время вступительного экзамена. Однако помните: еще Достоевский сказал, что "величайшее умение писателя - это умение вычеркивать". Можете возразить, что вы не писатель, что ж, резонно, но к мнению классиков лучше прислушаться!
    7. Сочинение пишется на листах с полями. И поля эти сделаны не для ваших бредовых мыслей по поводу... а для того, чтобы члены комиссии выносили на них замечания при проверке работы.
    8. Если вы хотите внести исправления в работу, - внесите их. Только не надо исступленно, до дыр тереть ластиком бумагу или пугать окружающих лезвием в руке, извлеченным для той же цели, что и ластик, - сделать вашу работу потрепанной и местами загадочной. Лучше аккуратно зачеркните ошибку, а сверху разборчиво напишите правильный вариант. Кстати, наличие исправлений, сделанных в работе, на оценку не влияет, если только ваше сочинение не олицетворяет собой классическую фразу из юморески Винокура: "Здесь - читаем, здесь - не читаем, здесь кусок вырван, а здесь рыбу заворачивали".
    9. Помните, что за вступительное сочинение в отличие от школьных работ выставляется только одна оценка - и за раскрытие темы, и за грамотность.


ЛЕТИ С ПРИВЕТОМ, ВЕРНИСЬ С ОТВЕТОМ...

Сейчас в продаже появилось много сборников, так прямо незатейливо и называющихся "Сборники лучших сочинений-шпаргалок". Конечно, книжечки эти греют души наших митрофанушек, но придется их несколько огорчить: поскольку тираж у таких сборников немалый, то, допустим, такое сочинение, как "Мое отношение к творчеству Маяковского", может оказаться "отношением" еще десятка абитуриентов; а за две и более идентичные работы на экзамене ставится оценка "два".
    Кстати, в этих сборниках лучших сочинений-шпаргалок действительно встречаются хорошие работы, но бывают и такие "шедевры", от которых скулы сводит! Судите сами, в одном из таких пособий дают следующие "ценные" советы по написанию сочинения:
    "Начала и концы, как часовые..."
    
Нет, это не мои строки, это так образно и поэтически авторы пособий говорят о вступительной и заключительной части сочинения.
    "Пример начала: "Интерес к чтению у меня проснулся поздно. И главная "заслуга" в том, пожалуй, принадлежит моей маменьке. Она чуть ли не силой прививала мне любовь к книгам. Было это мучительно трудно и утомительно, я изнывал, стараясь увильнуть, лишь подвертывался благоприятный случай. Желание читать явилось как-то неожиданно... Я хорошо помню, что первой книгой, которую я проглотил с удовольствием, была..."
    А вот какой была эта первая книга, уже неважно, ведь, как оптимистично уверяют авторы данного пособия, "понятно, что подобное вступление могло быть отнесено и к другим писателям". Весьма находчиво, конечно.
    По утверждению авторов пособия, существуют концовки-выводы, концовки-ответы, концовки-цитаты. Что, ничего не подходит? Авторы обнадеживают, заявляя, что ими рассмотрены еще не все виды концовок: для самых капризных и привередливых есть еще и концовки-украшения, концовки-постановки проблемы и т.д. и т.п.
    Не забывают составители и об эпиграфе к сочинению.
    "Приводим несколько пословиц о Родине, которые можно использовать в качестве эпиграфа: "Всякому мила своя сторона"; "Без корня и полынь не растет"; "Человек без Родины - соловей без песни".
    Ну а подводя итог, дают дельный совет: "желательно подобрать эпиграф, соответствующий теме". Кто бы спорил: желательно, конечно.


ПУШКИН И "МНОГОЕ ДРУГОЕ"

Еще одно ноу-хау авторов пособия - приводятся строки А.С. Пушкина:
    Что в мой жестокий век восславил я Свободу
    И милость к падшим призывал.

    (Цитата дается именно таким образом, строки буквально вырваны из контекста, но это, похоже, никого не смущает.)
    Далее составители пособия советуют использовать следующий прием, "показывающий знание учащимся вопроса": "Эти стихи Пушкина слишком известны, чтобы можно было подробно на них останавливаться". Действительно, что на них, на стихах, останавливаться! Неужели члены уважаемой комиссии не в состоянии вспомнить строки Пушкина, анализируемые в сочинении?
    Авторы пособия делятся еще одним секретом успешного написания сочинения:
    "Разве можно читать без волнения стихи о природе? Все так и видишь, как будто рисовал первоклассный художник: и как роняет бор осенний свой наряд, гусей крикливых караван, луну, как желтое пятно, как ложится на поля туман и многое другое. (Неплохой прием, дающий возможность в нескольких строчках показать хорошее знакомство автора со стихами о природе.)"
    Да, я думаю, члены экзаменационной комиссии по достоинству оценят это "многое другое".


СПАСИБО ПИСАТЕЛЮ ЗА... ИНТИМНОЕ ВОСПРИЯТИЕ!

Еще авторы советуют ученикам раскрыть тему сочинения "путем рассмотрения творчества через свое личное, интимное восприятие произведения или писателя. Такой прием позволяет высказать то, что волнует пишущего, опуская очевидные и общеизвестные вещи, а также интересен и читателю-учителю, уставшему от однообразия истин учебника".
    Вообще вот такой подход, когда авторы советуют не распыляться особо об "очевидных и общеизвестных" истинах, а бегло, в нескольких словах упомянуть о чем-то, очень, надо полагать, современных оболтусов вдохновляет. Ну и, конечно, не может не подкупать трогательная забота о замордованном "однообразными истинами" учебника учителе.
    Извините за кощунство, не могу не процитировать несколько строк сочинения о войне из данного пособия: "Помните, как у Твардовского: "Но сыну было, пусть узнает мать, лицом на Запад легче умирать". А лицом на Восток?" - задает глубокомысленный вопрос автор "образцового" сочинения, приведенного в пример. Закончить работу, написанную на тему Великой Отечественной войны, авторы пособия советуют следующим образом: "Спасибо писателю. И вечная слава героям!"


"ПОЭТИЧЕСКОЕ МЕСТО"

Сразу видно, что составители пособия - люди, исполненные романтики и душевного порыва. Вы только вслушайтесь в эти фразы: "И от этого места потекли мои мысли", "И плач ее (Ярославны) - такое поэтическое место, что вечно будет волновать людей".
    Не думайте, что я убила часы, для того чтобы выискать эти фактические и стилистические нелепости, - буквально пролистала одно из нескольких попавшихся на глаза пособий по подготовке к написанию сочинения. Так что будьте внимательны, прежде чем доверять подобным сборникам, посоветуйтесь со своим учителем или с преподавателем вуза, в который собираетесь поступать, по каким пособиям следует заниматься, чтобы мысли поменьше растекались "от этого места".


Елена ДАНИЛЕВСКАЯ
    Фото из архива редакции


ДОРОГИЕ ЧИТАТЕЛИ! Продолжается фотоконкурс "Наш чудесный ребенок", который еженедельник "Караван" проводит совместно с сетью магазинов детской джинсовой одежды "Глория" и магазином "Развивающие игры".
    Давайте продолжать радовать друг друга оригинальными фотоснимками и остроумными подписями к ним. Не бойтесь фантазировать и проявлять творчество!
    
    Напоминаем условия нашего фотоконкурса:
    1. На конкурс принимаются снимки детей в возрасте от двух до пяти лет. (Не забывайте подписывать и комментировать фотографии!)
    2. Фото возвращаются при наличии конверта с обратным адресом.

    
    С нетерпением ждем фотографий по адресу: главпочтамт, а/я 0621.


Наша газета выходит в городах:
  • Андреаполь
  • Бежецк
  • Белый
  • Бологое
  • Вышний Волочек
  • Весьегонск
  • Жарковский
  • Западная Двина
  • Зубцов
  • Калязин
  • Кашин
  • Кесова Гора
  • Кимры
  • Конаково
  • Красный Холм
  • Кувшиново
  • Лесное
  • Лихославль
  • Максатиха
  • Молоково
  • Нелидово
  • Оленино
  • Осташков
  • Пено
  • Рамешки
  • Ржев
  • Сандово
  • Селижарово
  • Сонково
  • Спирово
  • Старица
  • Торжок
  • Торопец
  • Удомля
  • Фирово
  • ЗАТО Озерный
  • ЗАТО Солнечный
  • Тверь
  • Селигер

 

Блоги пользователей

Геннадий Климов, главный редактор

Орлова Мария, первый зам. главного редактора

Блог газеты

Марина Гавришенко, зам. главного редактора

Любовь Кукушкина, журналист

"Тверия" - Граждане Тверской области и тверские Землячества


   
 
   

Контакты

Адрес редакции: 170100, г. Тверь, ул. Советская, 25, 2-й этаж.
Тел./факс 34-26-44, тел. (4822) 34-77-02
e-mail: karavan@tvcom.ru