Архив номеров


    Жизнь, которой живет этот необыкновенный человек, настолько насыщена и разнообразна, что случившихся событий, жизненных изломов и перипетий с избытком хватило бы на десять судеб и десять жизней. Но он, живя взахлеб, осознавая ценность каждого мгновения, не отдал бы ни минуты, ни секунды из того, что пережито, что поднимало ввысь и бросало о землю, что вело по жизни и вызывало душевные муки, потому что это его пройденный Путь.

    ЖИЗНЬ Геннадия Гаврилова, в которой, как неотъемлемые звенья одной цепи, соединились блокадное детство в Ленинграде, работа инженером-электронщиком, служба военно-морским офицером на Балтийском флоте, мытарства в советских спецлагерях, служение в церкви - это и есть его бесконечный Путь к себе. Не случайно свою последнюю книгу он так и назвал "Путь к себе" (Письма странника).
    К двадцати восьми годам, будучи разносторонне и глубоко образованным человеком, серьезно увлекающимся западной философией и социологией, зарубежной и российской классической литературой и историей, он внутренне был готов к осмыслению того, что происходит в собственной стране, осознанному протесту после введения советских войск в Чехословакию в 1969 году. Буквально через месяц после этих событий было написано "Открытое письмо гражданам Советского Союза", в котором Г.В. Гаврилов призывал, по сути, к радикальным переменам в руководстве страны и перестройке по примеру "Пражской весны". Письмо было переправлено за границу и опубликовано под псевдонимом Геннадий Алексеев в первом номере журнала "Посев", затем прозвучало по радио "Свобода". А через некоторое время Гаврилова арестовали, возникло так называемое "Дело офицеров Балтийского флота", о котором впоследствии сообщали радиостанции "Голос Америки", "Свобода", газеты "Дейли телеграф", "Нью-Йорк Таймс". О людях, проходящих по "Делу балтийских офицеров", вскоре узнал весь мир.
    Геннадию Владимировичу пришлось пережить все унижения и попытки низведения государством человека до винтика подавляющей и всепоглощающей системы, он прошел все круги ада печально известного во всем мире ГУЛАГа.
    Несмотря ни на что душа Геннадия Гаврилова продолжала "трудиться", шаг за шагом шел он по своему Пути, именно в мордовских и пермских лагерях он занялся изучением философии Востока, увлекся индийской "Махабхаратой" и японским дзен-буддизмом, учил хинди и продолжал заниматься йогой. Все это, видимо, давало возможность оставаться духовно свободным и независимым от малой зоны, в которую попал Гаврилов, и от большой, воплощение которой он видел в Советском государстве.
    В лагерях он еще раз подробно просматривает и конспектирует труды Сталина, Ленина, Чернышевского, Маркса, продолжает чтение книг русских и зарубежных философов, вызывая недоумение многих зэков и лагерного начальства. И в то же время Гаврилов между четких бисерных строк своих конспектов неразборчиво, вязью, записывает имена и фамилии людей, с которыми его свела судьба в лагерях. Это ярчайшие и известнейшие представители племени диссидентов - Юрий Галансков, Владимир Буковский, Леонид Бородин, Владимир Павленков, Гилель Бутман - станут своеобразным символом свободомыслия и вызова подавляющей системе.
    - Геннадий Владимирович, вы один из тех бунтарей, диссидентов, о которых сейчас вроде бы и много известно, но, в принципе, наверное, не известно ничего, и для молодого поколения все равно диссиденты - загадка.
    
- В общем-то, любой человек, идущий против течения политического, философского или религиозного, всегда вызывает подозрение, являясь некоторой загадкой. И здесь вы, конечно, правы. Но для конкретной личности идти против нужно определенное мужество. Тем не менее, я не сторонник того, чтобы считать, что каждый, кто выступает против власти, обязательно герой, потому что полез грудью на амбразуру. Здесь все несколько сложнее, здесь кармически переплетаются судьбы тех или иных человеческих сообществ и отдельного человека. И эта амбразура, по большому-то счету, кому-то конкретно и предназначена. В другое историческое время меня не посадили бы за какое-то там письмо и книгу - мало ли кто и как марает бумагу, но в то время достаточно было анекдот рассказать, чтобы отправиться затем на 10 лет в лагерь.
    - Но вы, насколько я знаю, анекдотом не ограничились.
    
- Да, у меня получилось все гораздо серьезнее. Для меня лично как-то все так сошлось - наука, философия, социология, история России под властью царей - это все звенья одной цепи. А тут события в Чехословакии. Я и набрался смелости и глупости, можно и так сказать, и написал "Открытое письмо".
    - Как вы считаете, историю делают личности или народ?
    
- Я думаю, что все-таки историю государств и историю народов делает сам народ, хотя не все так однозначно. Приведу такую аналогию: табун лошадей несется к пропасти и кажется, что гибель его неизбежна. Но вдруг какой-то "ненормальный" конь берет на себя лидерство и в последний момент уводит этот обезумевший табун от пропасти. Сейчас у нас в стране вроде бы наметилось такое движение от экономической и духовной пропасти, но понятия свободы и прав человека пока для людей тайна за семью печатями. Опять же поясню на примере. Казалось бы, лагерь - малая зона. Но там ты знаешь ситуацию, знаешь начальника, знаешь зэков, они знают тебя, ты занял свою нишу в этом государственном склепе, и начинается, как это ни странно звучит, нормальная жизнь в зоне. Причем достаточно "свободная". Я читал там нужную мне литературу, говорил все, что хотел, хотя и с некоторой оглядкой. В зоне понимаешь, что падать некуда, то есть терять нечего. А в государственной большой зоне ты вроде бы и свободен, но на самом деле все равно в неволе. Только в лагере над тобой стоят надзиратели, а в большой зоне ты вынужден подчиняться всей государственной системе. И это ощущение несвободы в русском народе, когда вся жизнь под колпаком, когда все регламентировано, живет в сердцах россиян и по нынешний день.
    - А возможно ли вообще избавиться от этого ощущения несвободы, выйдя из лагеря?
    
- Внешнее ощущение несвободы остается. Многие месяцы, проведенные в одиночных камерах, превратили меня в домоседа. Но внутри себя я свободен вполне, потому что в душу мою на самом-то деле никто проникнуть не может. Во всяком случае на земле. Вот вы прочитали мою последнюю книгу "Путь к себе", которую, к сожалению, никак не удается издать (денег у меня на это нет), и разве там вы не почувствовали мою полную внутреннюю свободу духа, свободу моих устремлений в надземное? Я думаю, что внутри каждого человека целый Космос, не ведомый, к сожалению, нашему земному сознанию.
    - Скажите, чем, на ваш взгляд, книга "Путь к себе" может быть интересна читателю?
    
- Я сделал несколько экземпляров этой книги в домашних условиях, и у меня накопилось достаточно отзывов от читателей. Так вот один из них написал мне, что "книга "Путь к себе" ценна именно тем, что показывает конкретный пример сложных духовных поисков не Мессии или высокопоставленного Гуру, а простого человека, положившего для этого на чашу весов всю свою жизнь". Или другой отзыв: "Вы как бы поднялись над жизнью и зовете читателя быть с вами. Но иногда чувствуется, что вы там одиноки. Мне кажется, что в церкви вы не нашли Бога - церковная иерархия оказалась отражением мирской власти, которая не любит непокорных".
    - Геннадий Владимирович, каким вам видится будущее России?
    
- Если говорить о космическом будущем, то оно есть и неплохое, если мы сознательно пойдем к этому будущему. И оно, конечно же, не укладывается в рамки 10, 20 или 100 лет, потому что жизнь государства и жизнь человека - это разные категории времени.
    Космически Россия совершенно особая страна, она ведь по своей сути не привязана ни к мясу, ни к молоку, ни к вещам, ни к железу. Россия привязана к духу. Парадокс же в том, что почти все наши крупные реформаторы в прошлом и настоящем стараются изо всех сил для России "прорубить окно" на склад с грудой тряпок и невиданным количеством ящиков с провиантом. В книге "Путь к себе" приводится мое письмо, отправленное в период "суда над КПСС" известному правозащитнику священнику Глебу Якунину. Дополняя ответ на ваш вопрос, приведу лишь несколько строк из этого письма: "Государству должна принадлежать экономика, защита Отечества от насилия и разбоя, разрушений и войн, которым не видно еще конца. Но власть над духом - владения Господа. И эта власть должна быть в руках тех, кто поклоняется Отцу в Духе и Истине, для кого мир, данный ему Богом, не удобное развлечение, а Долг и Служение.
    О праведности и чистоте тоска россиян. Эта тоска должна озарить и сердца тех, у кого, с одной стороны, - Сила и Власть, а с другой - Любовь и Молитва".
    - После всего, что довелось пережить, каким вы себя ощущаете сегодня?
    
- Отвечу словами хорошего знакомого, который написал обо мне: "Затворник, келья которого в миру. Монах, облачением которому служат простая рубаха и истертые штаны. Старец, одиноко бредущий среди людей. Постник, не по постным дням только, а во всякое время. Священник, престол которого совмещен с его рабочим столом".


Записала Елена ДАНИЛЕВСКАЯ
    Фото из архива Г.В. ГАВРИЛОВА


ЧАСТО на телевидении, в прессе мы слышим пафосные лозунги типа "Дети - наше будущее!" А что мы сделали для того, чтобы они, дети, были достойной нашей сменой, светлым будущим? Имея в продаже огромный выбор развивающих игр, дидактического материала, а также возможность отдать ребенка в любые образовательные дошкольные и школьные учреждения обучаться по различным методикам, мы лишены возможности гармонично организовать свободное время детей. И речь не о кружках и секциях, их в Твери, слава Богу, достаточно. Я говорю о детских площадках во дворах, в детских садах, в городском саду, наконец.
    Качели выворочены с корнем, спортивные снаряды сломаны (о варварах, которые это делают, другой разговор), а о песочницах и думать забыли. Родители во дворе собирают деньги, чтобы привезти "КамАЗ" песка.
    Да, может, поэтому и лезут нерадивые подростки через забор в ближайший детский сад, устраивают там беспорядок, ломают все и вся, что нет для них занятия, не оборудованы дворы, спортивные площадки в большинстве своем отсутствуют.
    Каждый год проводят конкурс на лучший двор. Вы видели, какой двор победил в прошлом году? Не хочу обижать родителей, которые старались, вкладывали всю душу в облагораживание придомовой территории: все привели в порядок, покрасили, что-то отремонтировали. Но что украшает лучший двор Твери в XXI веке?! Шины от "КамАЗов", раскрашенные разноцветной краской! Позор!
    В городском саду детские аттракционы наводят ужас, а обычная детская площадка оставляет желать лучшего. А городской пляж? Почему же так мало у нас состоятельных людей, желающих помочь детям? Где вы, бизнесмены-меценаты, благотворители? Ведь не кому-то помогаете, а своим же детям, а значит, самим себе. Кандидаты в мэры, обратите внимание на свое будущее. Вот вам беспроигрышный вариант: минимум вложений (оборудовать детскую площадку стоит дешевле, чем многие предвыборные акции) и максимум отдачи (за вас пойдут голосовать сразу несколько слоев населения: и бабушки, гуляющие с внуками, и родители). Странно, что такая простая мысль не приходит в ваши все просчитывающие и продумывающие умы.
    Часто ругаем советские времена, но ведь ни один двор не оставался тогда без внимания: качели, "лазелки", песочницы, теремки, сказочные избушки. Как здорово было гулять на пляже, где была масса спортивных снарядов, как для детей, так и для взрослых. А какие аттракционы были в горсаду - современные (по тем временам), красочные. Да много чего замечательного было в те времена, что нам не мешало бы перенять.
    Прав был классик: красота действительно спасет мир. Только в красивом мире вырастет умный, счастливый, развитый, уверенный в себе человек. И речь идет не только о духовной красоте, но еще и о материальной. Ребенка с детства должны окружать красивые вещи. Прописные истины, скажете вы? Да. Жаль только, что мы не хотим к ним прислушаться. Опомнимся, да как бы поздно не было.


Наша газета выходит в городах:
  • Андреаполь
  • Бежецк
  • Белый
  • Бологое
  • Вышний Волочек
  • Весьегонск
  • Жарковский
  • Западная Двина
  • Зубцов
  • Калязин
  • Кашин
  • Кесова Гора
  • Кимры
  • Конаково
  • Красный Холм
  • Кувшиново
  • Лесное
  • Лихославль
  • Максатиха
  • Молоково
  • Нелидово
  • Оленино
  • Осташков
  • Пено
  • Рамешки
  • Ржев
  • Сандово
  • Селижарово
  • Сонково
  • Спирово
  • Старица
  • Торжок
  • Торопец
  • Удомля
  • Фирово
  • ЗАТО Озерный
  • ЗАТО Солнечный
  • Тверь
  • Селигер

 

Блоги пользователей

Геннадий Климов, главный редактор

Орлова Мария, первый зам. главного редактора

Блог газеты

Марина Гавришенко, зам. главного редактора

Любовь Кукушкина, журналист

"Тверия" - Граждане Тверской области и тверские Землячества


   
 
   

Контакты

Адрес редакции: 170100, г. Тверь, ул. Советская, 25, 2-й этаж.
Тел./факс 34-26-44, тел. (4822) 34-77-02
e-mail: karavan@tvcom.ru