Архив номеров


Издревле на Руси бытует поговорка "Дорога есть жизнь".
    Дорога есть смерть. "Ахти, батюшка, куда это я? Да в Марьино. Село на полпути из Твери в Торжок", - говаривали ямщики.
    
    НЕ ЗДЕСЬ ЛИ, близ Марьино, родились у Пушкина строки:
    "На большой мне, знать, дороге
    Умереть Господь сулил,
    На каменьях под копытом,
    На горе под колесом,
    Иль во рву, водой размытом
    Под разобранным мостом".

    
    Мост через Логовежь, извилистую и сонную речку, на которой стоит Марьино, в годы оны был длинен из-за болотистых берегов и вечно в ремонте. Деревушка находится в двух верстах от села Колесные Горки. Дюже глинистыми были здешние горушки, и не одна карета оставила тут одно, а то и пару колес. Веками брели по колено в грязи, пыли, снегу по этой "государевой дороге" россияне со "саврасками".
    Теперь не та картина. Кое-где федеральная дорога Е-95 приобретает вид европейского шоссе (окружная дорога в обход села Медное, например).
    Указом о перепланировке деревень 7 августа 1722 года старым селениям на "мягкой государевой дороге" предписывалось упорядочить застройку. И выстроились дома крестьян в два ряда вдоль дороги по уличному плану. В Марьино, Медном, Выдропужске - вдоль всех российских дорог.
    Через два столетия на "государевой дороге" появился автомобиль. Вначале не чуяли в нем беды деревни и села. Шоссе Москва - Санкт-Петербург, построенное в 1843 году по трассе, мягкой "государевой дороге" пушкинской поры.
    Беда и горе пришли в селения, стоящие вдоль шоссе. Особенно в такие, как Марьино, где жилые постройки в 10-15 метрах от полотна шоссе. Деревенские усадьбы-огороды в них находятся не далее, чем в 150 метрах от потока машин. По санитарным нормам, это полоса отчуждения для шоссе типа Москва - Санкт-Петербург, по обе стороны, в коих растительность не может даже скармливаться скоту.
    В Марьине в отличие от деревень Каликино, Поддубки, что близ Твери, дома буквально "вываливаются" на двухполосное шоссе, которое здесь расширяется до четырехполосного. Село обречено. Денег на строительство окружной дороги нет, да она и не планировалась. Ни двухметровый противошумовой забор не спасет его, ни липы-тополя, шум и вибрация будут ощутимы в каждом придорожном доме, а тяжелые металлы, ядовитые газы станут "удобрять" и почву, и воздух. Каждая картофелина, яблоко, малина-клубника с придорожных садов-огородов опасны для здоровья человека.
    Экологическая катастрофа в малых селениях налицо на всем протяжении трассы Е-95. Живущие в них приносятся в жертву прогрессу в автодорожном строительстве. Окружные дороги предусматриваются только вокруг городов и крупных селений (в Тверской области, вокруг Вышнего Волочка, Выдропужска). Такой дороги нет даже вокруг Клина.
    О трагедии Марьина СМИ не молчали. Но результата нет. Этим летом прекрасная лента шоссе с разделительной металлической полосой подойдет к околице старинного села. Работы в полном разгаре.
    Об экологии говорится и пишется всеми, кому ни лень. О человеке, демографии тоже. Но это все слова, слова!
    Трагедия Марьина требует кардинального пересмотра стратегии модернизации шоссе Е-95. Необходимо начать строительство подземных переходов в таких селах, как Завидово, окружных дорог вокруг всех крупных сел и деревень, в которых застройка близка к расширяемому полотну дороги. Или, что более разумно, отодвигать застройку согласно санитарным нормам.
    Расширенное шоссе убьет сотни селений, исторически размещенных вдоль него. Окружные дороги могут дать им жизнь. Только в этом случае селения при шоссе Е-95 станут привлекательными для мигрантов в сельскую местность, а с ними и для предприятий промышленности, для владельцев дач и коттеджей. Окружные дороги могут приблизить мечты фантастов начала ХIХ века о создании единой урбанизированной линейной системы расселения между двумя столицами.


Юрий ШАРКОВ
    Фото Светланы ПРУСАКОВОЙ


Кризис сельского хозяйства больно ударил по другим ему сопутствующим отраслям, в том числе по научным институтам, опытным учреждениям, испытательным организациям.
    Не очень-то радостно отмечен 45-летний юбилей государственной зональной машиноиспытательной станции, расположенной в поселке Зеленый Торжокского района при впадении речки Логовежь в Тверцу. Было время, когда сюда, в МИС, приезжали испытывать сельхозтехнику специалисты с Алтая, Одессы, ближних областей, короче говоря, почти со всего СССР.
    
    СПЕЦИАЛИСТЫ из МИСа тоже ездили в командировки по всей стране. Здесь давали путевку в жизнь разнообразной технике для сельского хозяйства: льнокомбайнам, прессподборщикам, льнотрепальным машинам, ворошилкам разных типов, механическим граблям, погрузчикам, косилкам и прочим прицепным и самоходным агрегатам, предназначенным для выполнения трудоемких операций в поле.
    В период с 1958 по 1996 год в среднем за год испытывали 54 машины, теперь - 31, и существует тенденция к их уменьшению.
    Число поставщиков новой техники для испытаний ныне уменьшилось практически до трех. Это заводы "Бежецксельмаш", "Тверьсельмаш", "Тверьтехоснастка" (бывший завод штампов). Обслуживает МИС только Тверскую область, так что термин "зональная" вряд ли стал справедливым.
    Рассказывает главный инженер станции Василий ПРЯХИН: "Раньше на нашей станции работали 150 специалистов, в иные годы через испытания мы проводили до 100 машин. Теперь из сотрудников осталось 54 человека, все в возрасте 40-50 лет, каждый год уходят кто на пенсию, кто в поисках лучшего места, молодежь в нашу сторону и не смотрит, стекается в город. Государство в лице Министерства сельского хозяйства, конкретно - Департамента технической политики - нас бросило, мы никому не нужны. Хозяйства технику не приобретают, тем более новую. Государство ее тоже не закупает, заказов мало. Перспектива у нас одна - закрытие. Из Москвы на наши жалобы о слабом финансировании слышим лишь один совет: зарабатывайте сами. Пробовали. Однако село разорено и по договорам за выполненную нами работу никто не платит. А если заработаем какие-нибудь деньги - тут как тут налоговая служба отнимает деньги за сделанные в прошлом взаимозачеты. Денег у нас нет".
    Выясняется, что сотрудники этого, можно сказать, научного учреждения получают за подвижнический труд удивительно мизерную зарплату: в среднем технический персонал имеет 910 рублей в месяц, главный инженер получает оклад в 1630 рублей, а директор МИС Владимир Белов - 1755 рублей. Нет никаких надбавок.
    "Мы с женой, она тоже специалист, вместе имеем чуть больше 3000 рублей. Из этих денег за услуги ЖКХ, другие выплаты отдаем почти тысячу. Остается две тысячи в месяц. Выручает свое хозяйство, но разве это нормально?" - спрашивает Василий Пряхин. У других специалистов картина аналогичная, подработать в поселке невозможно, работы нет.
    В советские времена, когда готовились к ядерной войне, Министерство выстроило в поселке просторное здание под лабораторный корпус, предназначенное для размещения специалистов, эвакуированных из Москвы. Широкие коридоры, множество пустых кабинетов и лабораторий ныне навевают грустные размышления. "Наши помещения можно бы сдать в аренду, да нет желающих. Гостиница пустует, приезжающие к нам в командировку специалисты спешат быстро уехать. Никого не привлекают замечательная природа, прекрасные две реки", - сетуют сотрудники.
    На этом тоскливом фоне благополучным местом выглядит расположенная неподалеку школа-интернат, где воспитывают и учат отсталых детей. Грешно так говорить, но все же невольно возникает недоуменный без адреса вопрос: почему судьба так немилостива к нормальным деловым и инициативным людям, готовым почти задаром выполнять трудную, но полезную научно-техническую работу?
    Еще до возникновения в 1958 году в поселке Зеленый машиноиспытательной станции в Торжке действовал ее предтеча - опорный пункт северо-западной МИС с аналогичными функциями. Традиции его сотрудников под руководством директоров М.И. Афонина, М.Е. Егорова продолжили затем в МИСе другие при директорах Д. Шмелеве, М.А. Бутко, А.В. Власовой и нынешнем директоре В.С. Белове. Неужели все это было зря? Не хочется верить, что никому такая станция не нужна, ведь выберется когда-нибудь наше село из ямы, понадобится новая техника, а она у нас есть, и не хуже импортной! Например, институт механизации льноводства в Твери (в просторечии - институт академика В. Черникова) разрабатывает лучшие в мире льнокомбайны и другие льнообрабатывающие агрегаты. Вот уж воистину - что имеем, не храним, потерявши - плачем.


Борис ЕРШОВ
    Фото Светланы ПРУСАКОВОЙ


СЕГОДНЯ все чаще и чаще встречаются новые термины "Интернет-журналистика", "ИТ-журналист", "технический писатель". На school.computerra.ru сообщалось о создании на факультете журналистики МГУ отделения Интернет-журналистики. Специалисты ведущих кадровых агентств предсказывают, что через 3-5 лет в Интернет-журналистике "высветятся" звезды, имеющие не менее громкие имена, чем журналисты телерадиовещания, печатных газет.
    Однако, по моему мнению, сегодня в Твери журналисты создают более профессиональный контент для традиционных СМИ, нежели для Интернет-изданий. И это несмотря на то, что Сеть объективно предоставляет возможность проще, экономичнее и быстрее отражать события, информация о которых востребована массовым читателем, а скорость доставки контента становится самым важным свойством СМИ.
    
    ПРО ТО, что пока у тверских интернетчиков нет журналистской хватки, я уже писал, рассказывая об освещении в региональном сегменте Сети захвата "Норд-Оста", когда среди заложников оказался уроженец Торопца Андрей Богданов. Теперь новый пример - освещение тверскими СМИ событий, связанных с новым транспортным налогом в нашей области. Несомненно, эти события интересны всем тверским автовладельцам и многим пользователям тверского Интернета.
    На www.promo.ru среди потребительских характеристик российской аудитории Интернета приводятся и такие: наличие автомобиля в семье - 45% (против средних 25% по России). Так получилось, что в тот день, когда традиционные тверские СМИ сообщали о рассмотрении Законодательным Собранием поправок к областному закону о транспортном налоге, мне удавалось зацепить эту информацию либо краем глаза, либо в пол-уха. Но с оптимизмом думал: в воскресенье сяду за компьютер и в Интернете спокойно найду приятные известия о том, что транспортный налог на мою машину снижен. Увы, никакой информации об этом я на тверских сайтах не нашел.
    
    У ЗАКОНОДАТЕЛЬНОГО Собрания области действующего канала вещания в Интернете нет. На сайте www.nalog.tver.ru Управления МНС России по Тверской области в воскресенье, 8 июня, уже после успешного прохождения в Законодательном Собрании поправок к закону в первом чтении, в которых для многих автовладельцев предусмотрено значительное снижение ставок налога, ничего об этом не было. На следующий день на сайте www.nalog.tver.ru появилась обнадеживающая ссылка, следуя по которой, я прочитал только строгое указание: "За несвоевременную уплату налога в соответствии с действующим законодательством будут начислены пени".
    Профессиональный журналистский сайт www.tvernews.ru Тверского информационного агентства не проявил хотя бы малейшего внимания к информированию тверских автомобилистов по текущей ситуации с налогом. В недрах сайта удалось только найти информацию от 24 марта о льготах для отдельных транспортных предприятий. Кое-какая устаревшая информация была в недрах и других тверских сайтов: www.afanasy.biz, www.karavan. tver.ru, www.tverlife.ru, www.alltver. ru, tver.rfn.ru, www.garant.tver.ru. Но, как правило, эта информация была продублирована с печатных газет. В одной из газет я и узнал, что меня поправки не касаются - буду платить по полной.


Сергей ЖИРОНКИН,
    www.pro.tver.ru

Наша газета выходит в городах:
  • Андреаполь
  • Бежецк
  • Белый
  • Бологое
  • Вышний Волочек
  • Весьегонск
  • Жарковский
  • Западная Двина
  • Зубцов
  • Калязин
  • Кашин
  • Кесова Гора
  • Кимры
  • Конаково
  • Красный Холм
  • Кувшиново
  • Лесное
  • Лихославль
  • Максатиха
  • Молоково
  • Нелидово
  • Оленино
  • Осташков
  • Пено
  • Рамешки
  • Ржев
  • Сандово
  • Селижарово
  • Сонково
  • Спирово
  • Старица
  • Торжок
  • Торопец
  • Удомля
  • Фирово
  • ЗАТО Озерный
  • ЗАТО Солнечный
  • Тверь
  • Селигер

 

Блоги пользователей

Геннадий Климов, главный редактор

Орлова Мария, первый зам. главного редактора

Блог газеты

Марина Гавришенко, зам. главного редактора

Любовь Кукушкина, журналист

"Тверия" - Граждане Тверской области и тверские Землячества


   
 
   

Контакты

Адрес редакции: 170100, г. Тверь, ул. Советская, 25, 2-й этаж.
Тел./факс 34-26-44, тел. (4822) 34-77-02
e-mail: karavan@tvcom.ru