Архив номеров


Прибытие в Тверь иконы Божьей Матери "Почаевская" ожидалось 28 мая в два часа дня. Но уже задолго до этого времени Воскресенский кафедральный собор был заполнен верующими. Встречать икону из собора к Христорождественскому монастырю вышли Крестным ходом, который возглавили архиепископ Тверской и Кашинский Виктор, настоятели ближних и дальних приходов Тверской губернии. Под колокольный звон икону внесли в Воскресенский собор. Началось богослужение.
    
    НЕСМОТРЯ на то что Успенская Почаевская лавра находится на далекой Западной Украине, о Почаевской святыне тверичи знают давно. Родом из Почаева архиепископ Тверской и Кашинский Виктор. Посещал Успенскую Почаевскую лавру председатель Союза тверских мирян, настоятель православного прихода Блаженной Ксении Петербуржской, иерей Сергий Дмитриев.
    Почаевская лавра была основана по благословению просветителя славян Мефодия. В пещере под горой близ селения Почаево монахи жили с самого начала введения христианства на Руси. В те тяжкие времена, когда Русь находилась под монголо-татарским игом, однажды ночью один из старцев, творивший на вершине горы молитву, увидел вдруг огненный столп, в котором на камне стояла Пресвятая Богородица. Через некоторое время видение исчезло, но на поверхности камня остался оттиск правой стопы Святой Девы, и ударил из этого камня живой источник. Вскоре Почаевский источник стал местом паломничества, поскольку вода из него обладала целительной силой. В конце XVI века Почаевскую лавру посетил Константинопольский митрополит Неофит. В благодарность за гостеприимство он подарил местной помещице Анне Гойской икону Пресвятой Богородицы из Константинополя. Увидев, что от иконы происходят чудеса, Анна Гойская передает благодатную святыню в Почаевскую обитель на вечное хранение.
    В лавре чудотворение от образа Богородицы продолжалось. Так, в конце XVII века икона Божьей Матери "Почаевская" отвратила набег турок. Тогда турецкая армия, разорив всю Украину, подошла к лавре и окружила ее, намереваясь разграбить. Больших стен монастырь не имел, и, казалось, его защитникам не на что было надеяться. Но монахи стали служить молебен своей иконе. И тут внезапно случилось чудо. Турки увидели, будто бы огромное христианское войско идет на помощь Почаевской лавре. Враги не пошли на приступ монастыря, а в страхе бежали от его стен.
    Одно время Успенской Почаевской лаврой владели католики и униаты. Но после последнего раздела Польши, в конце XVIII века, эти земли отошли к России, и в начале XIX века лавра вновь становится православным монастырем. Остается им она и по сей день. Чудесным образом уцелела Почаевская обитель в Первой и во Второй мировых войнах. И немецкие, и наши войска обходили монастырь стороной, никаких разрушений там не было. Не тронули святыню и боровшиеся с религией большевики, когда перед самой войной Западная Украина и Белоруссия вошли в состав СССР. Хотя советские власти пытались ограничить доступ к святыне верующих. Они выставляли на пути к лавре милицейские кордоны, заворачивали автобусы с паломниками. Все равно богомольцы прокрадывались в монастырь, и службы в этом намоленном месте не прекращались.
    Ввиду того, что икона Божьей Матери "Почаевская" на протяжении своей истории находилась у представителей разных конфессий, сегодня поклониться ей приезжают как православные, так и католики и униаты. Приезжают в эти места и иудеи. И всем по молитвам бывает помощь. Сама икона Божьей Матери "Почаевская" находится в лавре над Царскими Вратами. Раз в сутки старцы опускают икону, чтобы верующие могли к ней приложиться, и затем опять поднимают ее. А старинный список иконы из Успенской Почаевской лавры вывозят в другие города. Была икона эта в храме Христа-Спасителя, в Донском и Даниловском московских монастырях. И где бы ни появлялась святыня, за исцелением к ней приходит множество болящих. Приводят к Почаевской иконе бесноватых, привозят на колясках парализованных.
    В девять часов утра 28 мая образ Почаевской Богоматери привезли поездом в Москву иеромонах и двое монахов Почаевской лавры. Из столицы на автобусе в сопровождении большой группы паломников икону привезли в Тверь. В Воскресенском кафедральном соборе у святыни совершались молебны с акафистом. Как и в других местах, где бывала раньше эта чудотворная икона, в Воскресенском соборе около нее собралось немало недужих людей: с палочками, на костылях и инвалидных колясках. Пришли они сюда или были доставлены родственниками в надежде на исцеление. Многие тверитяне пришли поклониться святыне целыми семьями, представленными в трех поколениях. Можно было в соборе в тот день увидеть смуглые лица южан и услышать иностранную речь, что свидетельствовало о присутствии на богослужении в православном храме представителей других конфессий. Утром 29 мая чудодейственная Почаевская икона Божьей Матери была доставлена к истоку Волги, где в девять часов прошла божественная литургия. Владыка Виктор освятил исток Волги, и начался Крестный ход по великой русской реке. Вновь икона прибудет в Тверь 7 июня, на этот раз на два дня. По городу из храма в храм будут совершаться крестные ходы. Почаевская икона Богородицы побывает Крестным ходом на службах в монастыре Святой Екатерины великомученицы, в храме Покрова Божьей Матери, в соборе Белой Троицы. А Крестный ход по Волге закончится в селе Селище, на границе с ярославщиной, 16 июня. Но, возможно, на этом пребывание святыни на тверской земле не закончится, и икона потом будет доставлена в города Тверской области, удаленные от Волги.
    - Эта икона Божьей Матери была в Оренбургской, Рязанской и во многих других областях, - сказал владыка Виктор, встречая святыню в Твери. - Была она и за границей. И везде она собирала вокруг себя несметное множество верующих. Даже, как мне сообщили сегодня, ее пребывание в Оренбургской области, рассчитанное на две недели, пришлось продлить до двух месяцев из-за множества идущего к святыне народа. И прикладывались к ней не только православные, но часто даже и мусульмане. К сожалению, у нас в Тверской области народ очень пассивный. Но я надеюсь, что этот святой образ может подвигнуть наш народ обратиться к Богу. И Господь нас помилует и обратит свое лицо к нам, ибо сказано в Ветхом Завете: "Обратитесь ко мне, и я обращусь к вам".


Борис ГУРОВ
    Фото Светланы ПРУСАКОВОЙ


Сегодня государство уже не борется с церковью, как это происходило в минувшие десятилетия, да и народ помаленьку тянется к вере. Однако на этом благом пути людей невоцерковленных и не очень образованных в духовном плане (хотя и имеющих часто высшее образование) порой подстерегают разные опасности. От них предостерегает православных граждан настоятель прихода блаженной Ксении Петербуржской, иерей Сергий ДМИТРИЕВ.
    
    ПОРОЙ люди, только начавшие посещать православный храм, - говорит отец Сергий, - деловито интересуются стоимостью той или иной требы. Но прихожанам надо понимать, что в Храме Божьем нет понятия цены. В православных храмах существует понятие жертвы. Еще первые христиане, приходя в храм, который являлся центром их общины, жертвовали на его содержание порой не только деньги, но и натуральные продукты: хлеб, муку, вино, масло. Бывает, люди приходят в какой-то храм, видят там ценники и думают: "Вот сейчас я заплачу деньги и получу услугу". Но если они прочтут повнимательнее, то поймут, что это не цена данной требы, а примерный размер пожертвования. Если человек материально обеспечен, то, понимая, что церкви надо на что-то существовать, он жертвует больше того, что там написано. Если же он, к примеру, малоимущий и откровенно скажет об этом, то никто ему не откажет в отпевании усопшего или панихиде, молебне или в крещении. Известно, что сектанты часто цепляются к тому, что якобы крещение в наших храмах совершается за деньги. На самом же деле это совершенно не так, очень многие крестятся в православных храмах безвозмездно. Но надо учитывать, что если ты хочешь покреститься в православную веру, стать членом церкви Христовой, но не имеешь средств на жертву, то побудь, пожалуйста, в общине, послушай других, помолись, поучись, поработай.
    Что касается отпевания усопших, то в последнее время люди нередко возмущаются по поводу запрета на отпевание покойников непосредственно в моргах. Запрет этот связан с тем, что пожертвования на отпевание не всегда доходили до храма, а оставались у конкретного нерадивого священника. Да и у родственников усопшего, собравшихся в хранилище трупов (чем, собственно, и является морг), где через каждые пятнадцать минут выносят нового покойника, не может быть соответствующего молитвенного настроя. При отпевании родные и близкие должны действительно попрощаться с усопшим, а не выполнить некую формальность. Сейчас становится все больше православных часовен при больницах. Непосредственно в эти часовни и следует обращаться родственникам усопших. Не очень правильно, но позволительно отпевать человека заочно, то есть прийти в храм или часовню и договориться об отпевании усопшего там в то время, когда его будут хоронить в другом месте.
    Покупая в храме икону, книгу, иную святыню или церковную утварь, верующий тоже жертвует деньги на церковь. Сейчас по офисам и предприятиям ходит немало коробейников. На вопросы, от кого они работают, современные офени отвечают, дескать, работают они "от церкви", "от Москвы" и т.д. Люди, привыкшие, что с рук все можно купить намного дешевле, приобретают у коробейников и этот вроде бы церковный товар. Но люди, покупающие иконы и кресты с рук, должны осознавать, что в данном случае их денежная жертва идет не на православный храм, а лишь конкретному коробейнику, поскольку на самом деле эти люди торгуют ни от приходов, ни от храмов, а сами от себя. А купленная с рук икона, пусть даже с печатью на обороте "освящено", на самом деле не икона, а лишь картинка. То же касается и свечей. Если свечу купили с рук и затем поставили в храме перед иконой, то это не будет жертва на храм. Точно так же можно принести и поджечь что угодно. Продаваемая в храме свеча освящается специальной молитвой. В этой же церкви она приобретается и ставится у иконы и показывает свою горячую молитву к Господу или святому. Кроме того, по моему мнению, такие распространители предметов православного церковного обихода работают не сами по себе, а представляют определенные структуры, вполне возможно, что сектантские. Недавно мне принесли купленную с рук икону святой Троицы, к которой прилагалось руководство, как этой иконой надо освящать свой дом. Авторы руководства рекомендуют установить данную икону не в красном углу, как положено у православных, а... над входной дверью. Читаем далее: "...она защищает нас от врагов видимых и невидимых". На самом деле икона ни от каких врагов не защищает, так как это не колдовской амулет. Защищает сам Господь, если мы молимся и просим об этом перед иконой, перед этим окном в горний мир. Дальше вообще идет какое-то колдовство: "После захода солнца надо в левую руку взять икону, в правую - свечу, прочитать три раза "Отче наш" и по часовой стрелке обойти все жилище, смотря за поведением пламени. Где пламя неправильно себя ведет, эти места отметить, например, бросить спичку... От входной двери обойти эти места и по очереди постоять на каждом". И далее: "Огарок вынести на перекресток дорог и, став к перекрестку спиной, бросить его через левое плечо со словами: "С земли пришла - в землю ушла". Вышеприведенное не что иное, как колдовской заговор, никакого отношения к православию не имеющий. Однажды женщина принесла мне икону, купленную у торговки на заводе, где она работает. "С тех пор, как эта икона появилась у нас в доме, - жаловалась прихожанка, - нам плохо, мы все без конца ругаемся... А икона ведь красивая и печать на обороте..."


Записал Борис ГУРОВ
    Фото Светланы ПРУСАКОВОЙ

Наша газета выходит в городах:
  • Андреаполь
  • Бежецк
  • Белый
  • Бологое
  • Вышний Волочек
  • Весьегонск
  • Жарковский
  • Западная Двина
  • Зубцов
  • Калязин
  • Кашин
  • Кесова Гора
  • Кимры
  • Конаково
  • Красный Холм
  • Кувшиново
  • Лесное
  • Лихославль
  • Максатиха
  • Молоково
  • Нелидово
  • Оленино
  • Осташков
  • Пено
  • Рамешки
  • Ржев
  • Сандово
  • Селижарово
  • Сонково
  • Спирово
  • Старица
  • Торжок
  • Торопец
  • Удомля
  • Фирово
  • ЗАТО Озерный
  • ЗАТО Солнечный
  • Тверь
  • Селигер

 

Блоги пользователей

Геннадий Климов, главный редактор

Орлова Мария, первый зам. главного редактора

Блог газеты

Марина Гавришенко, зам. главного редактора

Любовь Кукушкина, журналист

"Тверия" - Граждане Тверской области и тверские Землячества


   
 
   

Контакты

Адрес редакции: 170100, г. Тверь, ул. Советская, 25, 2-й этаж.
Тел./факс 34-26-44, тел. (4822) 34-77-02
e-mail: karavan@tvcom.ru