Архив номеров


Художественный руководитель новой цирковой программы "Феерия чудес", автор одноименного аттракциона Анатолий СОКОЛ - иллюзионист в третьем поколении. Его прабабушка Эмира Бухарская была придворной артисткой. Так что артистическая жилка в Анатолии, несомненно, есть. Его дед - тоже Анатолий Сокол - 50 лет назад впервые представил на суд зрителей первый цикл иллюзионного аттракциона "Десять тысяч вольт" (позднее он стал называться "Чудеса без чудес"). Причем зрителями этими оказались... тверитяне.
    
    СЛУЧИЛОСЬ сие знаменательное событие в разгар лета 1953 года в нашем шапито. Его сын Олег, капитан дальнего плавания первого ранга, успел избороздить не одно море-океан, пока вернулся на манеж в ипостаси иллюзиониста. Случилось это после телеграммы отца, настигшей Олега Анатольевича в Монреале: "Сынок, гаси топки, возвращайся в цирк". Вскоре Олег Сокол уже вышел на манеж со своей программой "Чудеса без чудес". Впрочем, от прежней программы, наверное, осталось лишь название. Почти все трюки в ней артист обновил. Тверитяне могли видеть программу Олега Сокола в Твери в начале 90-х, когда он в последний раз приезжал сюда.


ФОКУСЫ ПОД НАПРЯЖЕНИЕМ

Самое первое название программы Анатолия Сокола-старшего было очень говорящим - "Десять тысяч вольт". Дело в том, что знаменитый дед обладал прекрасным техническим образованием, отлично разбирался в электричестве. А потому в фокусах активно использовал свои знания. В те времена трюки Сокола-старшего вызывали неподдельное удивление и восхищение зрителей. Шутка ли - созданный им робот выполнял 56 различных команд, например, ходил, говорил, ловил рыбу и даже пил. Очень эффектно выглядел номер, в котором без всякой видимой причины со стола взлетали и метались в воздухе расставленные на нем тарелки, ложки, вилки. Кстати, этот трюк у иллюзиониста позаимствовали создатели отечественного фильма "Человек-невидимка". Впрочем, помимо посуды фокуснику удавалось поднимать в воздух на высоту пяти-шести метров даже клоуна. Очень, скажем, оригинально и выгодно отличается от привычных трюков, давно набивших оскомину искушенному зрителю.


КОЛЛЕГИ ПО ЦЕХУ

Сегодня Анатолий Сокол-младший использует в своем аттракционе один из дедовских трюков - зажигающиеся прямо в руках зрителя лампочки. Другие номера он готовил и готовит при участии Анатолия Шага-Новожилова, которого считает своим учителем. По идеям Анатолия Сергеевича сейчас готовятся три новых трюка, один из которых впервые увидят именно тверитяне.
    Все иллюзионные трюки Анатолия Сокола эксклюзивны. Он не покупает чужих фокусов, но и не продает своих, свято храня фамильные секреты. В аттракционе помимо самого Анатолия участвуют восемь девушек, артисток балета, и 6 инженеров. Новый аттракцион (создан он был шесть лет назад) отличает большое количество спецэффектов. Например, поражает воображение создание невероятного количества мыльных пузырей. Только что был привезен и опробован еще один световой комплекс, способный создавать 60 тысяч оттенков. В общем, все очень красиво и впечатляюще.
    Кстати, к своему коллеге Дэвиду Копперфильду Анатолий относится положительно и уважительно. Мастерство и профессионализм всегда заслуживают уважения.


"ИЗ МЕНЯ ПОЛУЧАЛАСЬ ОТЛИЧНАЯ БАБА-ЯГА"

За свою цирковую карьеру Анатолий Сокол работал клоуном-акробатом, сыграл огромное количество ролей в детских спектаклях, которые ставил его отец, приходилось перевоплощаться даже в инопланетянина и Бабу-Ягу. Кстати, роль Бабы-Яги Анатолий считает своей творческой удачей - уж больно хорошо она у него получалась. Сейчас артист окончил Академию искусств и культуры по специальности "Режиссер драмы", и сам может ставить спектакли. Балетмейстер аттракциона - жена Анатолия - Евгения. Мастер спорта по спортивной гимнастике, она раньше работала в театре. Наследник Анатолия - сын Алексей, который, как надеется артист, продолжит дело отца. Кстати, фамилия Сокол изначально и фамилией-то не была. Такой псевдоним взял себе дед Анатолия. Теперь же "Сокол" полноправно прописано в его паспорте, в графе "фамилия". Впрочем, не фамилия делает человека, а человек фамилию. Династии Соколов, похоже, это удалось.


Вера МОТОРИНА
    Фото из архива Анатолия СОКОЛА


Как известно, театр начинается с вешалки. Но в то же время он не заканчивается игрой актеров на сцене. Редкий зритель задумывается над тем, что творится за кулисами, не подозревая того, что без звукового и светового оформления спектакль не произведет должного впечатления. Знакомьтесь: Михаил Вячеславович СЕМЕНОВ, начальник объединенных (осветительного и радио) цехов, уже более тридцати лет обитает в закулисье Тверского академического театра драмы.
    
    - Михаил Вячеславович, как начиналась ваша работа в драмтеатре?
    
- Какого-то специального образования у меня нет. Получил обыкновенное - среднее. По материальной необходимости мне пришлось рано зарабатывать. Сначала трудился на заводе, потом, когда мне исполнилось 18 лет, поступил в театр драмы. Мне повезло, что рядом оказались люди, которые меня опекали и помогали, учили, как обращаться с людьми и с техникой. Все это преподносилось мне в ненавязчивой форме. И результаты с моей стороны действительно были. Я много занимался самообразованием и быстро приобрел необходимые профессиональные навыки.
    При советской власти Министерство культуры и ВТО (Всероссийское театральное общество) проводили курсы повышения квалификации по свету и звуку. Так что первые десять лет я в основном разъезжал, учился новому. Курсы были в Питере и в Москве, чаще приходилось бывать в Питере. Я прошел (тогда еще в Ленинграде) через все театры, в том числе стажировался и в Мариинском..
    Нам, провинциалам, читали лекции ведущие звукорежиссеры, художники по свету, главные инженеры заводов страны, производивших звуковое и световое оборудование. У нас часто проходили семинары, на которых мы спорили. Лестно, что нам удавалось оказывать влияние на производителей. Мы делали свои замечания. Говорили о недостатках выпускаемого оборудования, и заводы, принимая во внимание наши предложения, что-то корректировали.
    В советское время был информационный голод, и нас спасали семинары. Там мы узнавали о том, как работают со светом и звуком на Западе, о новой технике. Теперь все по-другому. Информации много. Существует целая серия профессиональных журналов. Производители технического оборудования отправляют в театр свои прайс-листы, приглашения на различные выставки. У драмтеатра на данный момент есть контакты с различными фирмами. Новые фирмы сами нас находят. Конечно, все это облегчает нам жизнь - ведь оборудование можно достать. Вопрос в другом: где взять деньги? Часто в Россию везут дешевое, но не самое лучшее импортное оборудование. Из-за маленьких денежных средств театр всегда стоит перед выбором: либо купить что-то одно и дорогое, качественное, либо много дешевого, но плохого.
    - Сегодня работать легче, чем, к примеру, лет 20 назад?
    
- Сейчас мы перешли в плане работы со звуком на мини-диски. Обидно, что в былые времена мы не имели такой роскоши. Тогда фонограмма записывалась на магнитные пленки, которые нужно было резать, склеивать. А ведь если бы пленка порвалась, то можно было просто-напросто сорвать спектакль. Сегодня работать одно удовольствие: ножницы не нужны.
    В театре обязательно есть резервирование технических средств (аппаратура высокого класса) на случай, если произойдет отказ действующего оборудования. Сначала мы работали с бытовой аппаратурой. Потому что она была значительно дешевле, чем профессиональная той же фирмы. Потом перешли уже на профессиональную. Но денег на все катастрофически не хватает.
    Хочу сказать одно: так, как работают наши заведения культуры, работать нельзя. Недостаток финансирования - большая проблема. Нам приходится использовать старую, вчерашнюю технику. А это недопустимо. В мире технический уровень очень высок. А ведь мы связаны со зрителем, работаем на него и для него.
    Чтобы зритель остался доволен спектаклем, звук должен быть безукоризненным, свет - эффективным. Звук и свет - половина успеха театральной постановки. Для актеров это немаловажно. К примеру, артист не сможет играть хорошо, если его отвлекает плохой звук или же если на сцене элементарно темно. Звукорежиссеры и осветители помогают актерам играть, а режиссеру спектакля - добиться воплощения замысла. Если звук, свет и действие на сцене синхронны, это приводит к положительному результату.
    Театр обязан дать зрителям то, что они нигде не увидят и не услышат. Что тут говорить, когда у многих сейчас дома качественная аппаратура: СD-магнитофоны, домашние кинотеатры и так далее. Если так разобраться, зачем ходить в театр, когда дома можно включить кино с отличным изображением: красками, цветом и звуком.
    Чем дальше развиваются технологии, тем хуже для театров, особенно провинциальных. Сегодня состоятельные люди имеют возможность смотреть и слушать все, что душе угодно, даже не выходя из дома - по Интернету. Пройдет время, и в квартирах у всех будут обязательно встроены в стены домашние кинотеатры.
    Театр должен это все опережать. Но мы не в состоянии, так как не хватает денег. Однако стыдно за это должно быть не нам, а властям.
    - Михаил Вячеславович, вы считаете свою работу творческой, романтичной?
    
- Творческой, безусловно. А романтика с годами ушла. Теперь идет профессиональная работа. Хотя, когда думаешь, как воплотить те или иные идеи... Да, возможно, в этом романтика.
    В театре работают люди увлеченные, нормальные здесь быть не могут. Театр затягивает. Если человек, пробыв два года в театре, не покинул его, он не уйдет никогда, несмотря на негативные моменты (полная загруженность при минимальной зарплате).
    Люди театра выпадают из жизни как таковой. Не остается времени на личную жизнь, рвутся старые связи, нет времени ни на встречи с родственниками, ни на встречи с друзьями. Да и когда: утром, днем репетиции, потом - маленький перерыв, спектакль. Выходной в понедельник.
    Мне повезло. Моя супруга Галина Васильевна работает в драмтеатре заведующей музыкальной частью. Когда мы играли свадьбу, на третий день гости еще гуляли, а мы готовились к отъезду на гастроли.


Записала Софья ВОРОТЫНЦЕВА
    Фото Светланы ПРУСАКОВОЙ

31 МАЯ, в 18.00, в Молодежном культурном досуговом центре состоится большой концерт рок-музыки, в котором примут участие: лучшая московская альтернативная группа "СЕДЬМАЯ РАСА", тверские коллективы "AMNEZIA" и "MASCARA". Организаторы - Тверской региональный фонд поддержки рок-музыки и продюсерский центр "АРСЕНАЛ". Предварительная продажа билетов - в музыкальном магазине "К-13".
    Телефон для справок: 44-34-32.


Наша газета выходит в городах:
  • Андреаполь
  • Бежецк
  • Белый
  • Бологое
  • Вышний Волочек
  • Весьегонск
  • Жарковский
  • Западная Двина
  • Зубцов
  • Калязин
  • Кашин
  • Кесова Гора
  • Кимры
  • Конаково
  • Красный Холм
  • Кувшиново
  • Лесное
  • Лихославль
  • Максатиха
  • Молоково
  • Нелидово
  • Оленино
  • Осташков
  • Пено
  • Рамешки
  • Ржев
  • Сандово
  • Селижарово
  • Сонково
  • Спирово
  • Старица
  • Торжок
  • Торопец
  • Удомля
  • Фирово
  • ЗАТО Озерный
  • ЗАТО Солнечный
  • Тверь
  • Селигер

 

Блоги пользователей

Геннадий Климов, главный редактор

Орлова Мария, первый зам. главного редактора

Блог газеты

Марина Гавришенко, зам. главного редактора

Любовь Кукушкина, журналист

"Тверия" - Граждане Тверской области и тверские Землячества


   
 
   

Контакты

Адрес редакции: 170100, г. Тверь, ул. Советская, 25, 2-й этаж.
Тел./факс 34-26-44, тел. (4822) 34-77-02
e-mail: karavan@tvcom.ru