Архив номеров


Несколько раз на страницах "Каравана" были опубликованы воспоминания очевидцев, утверждающих, что очень активная при жизни сестра царя, великая княгиня Екатерина Павловна и в наши дни нет-нет да и напоминает о себе работникам Путевого дворца, то выходя из портрета для прогулки по залам картинной галереи, то громко рыдая о разрушающемся на глазах современников некогда величественном здании. Исследованиями нашего еженедельника заинтересовалось тверское телевидение, сняв фильм о великой княгине и ее вмешательстве в ход современных тверских событий. Фильм этот будет демонстрироваться на телеканале "Россия" 21 мая в 17.50, а сегодня о телекартине и вообще о своем творчестве рассказывает читателям нашего еженедельника редактор телевидения государственной телерадиокомпании "Тверь" Ирина САФОНОВА.
    
    ЕЩЕ СО ШКОЛЬНЫХ лет Ирина Сергеевна стремилась к журналистскому творчеству, писала газетные статьи. Тем не менее, после школы она поступила в Вологодский молочный институт и получила специальность инженера-технолога молока и молочной продукции. Однако, отработав три года главным специалистом большого объединения, Ирина уходит на телевидение и позже оканчивает по своей новой специальности отделение радио и телевидения факультета журналистики МГУ.
    - Ирина Сергеевна, расскажите о самых интересных ваших работах на телевидении.
    
- Если говорить о самой замечательной работе, то это лента "Бои местного значения", повествующая о ржевских событиях в годы Великой Отечественной войны. Фильм этот был представлен в 1995 году на международный фестиваль "Вечный огонь" в Архангельске, где он занял первое место. А в принципе, в нашей телевизионной текучке и достаточно интересная работа может пройти незамеченной и быстро забыться. Таковы издержки тележурналистики. Бывает, запоминается не столько сам фильм, сколько его персонаж, если это человек умный, интересный, с чувством юмора. Таким оказался телегерой моего прошлогоднего очерка, наш земляк, академик Борис Сергеевич Соколов, родом из Вышнего Волочка. Выйти на него удалось фактически случайно, во время работы над телефильмом о сподвижнике Пржевальского Всеволоде Роборовском, который тоже из Вышневолоцкого района. Так вот географ и геолог Соколов через много лет повторил тяньшанскую экспедицию своего земляка. Следовательно, фильм вышел не об оторваной от современности исторической личности, а о связи настоящего с прошлым, что, разумеется, интересно. И, надо сказать, во всякой исторической работе очень важно найти и проследить эту связь времен. Тогда можно показать людям очень много полузабытого либо не замечаемого нами, и это будет им интересно.
    - А приходилось ли вам лично во время работы попадать в интересные или даже курьезные ситуации?
    
- Однажды в Жарковском районе, на повороте зимней дороги, съехав в канаву, опрокинулась наша машина. Можно сказать, что это курьез, поскольку, свалившись в кучу, все мы, тем не менее, остались целы и здоровы. Когда удалось выбраться из машины, меня охватил неудержимый смех. И это не было шоком. Просто я воспринимаю жизненные ситуации с определенной долей юмора.
    Бывали и курьезные ситуации, когда у тебя эфир, который невозможно отложить, и вдруг заболевает твой герой. Ну, хоть сам вместо него садись и делай, что хочешь! Но, быть может, вся прелесть нашей работы и заключается в том, что, попав в такую экстремальную ситуацию, приходится срочно искать оригинальный выход из нее. И порой найденная за полчаса телефонных звонков замена оказывается в каких-то отношениях даже лучше первоначального персонажа. Так, я сделала однажды оригинальный материал о женщине-модельере, вытащив ее из декретного отпуска. Вообще я даже люблю такие неординарные ситуации, в результате которых на экран выходит поистине выстраданный материал, а зрители даже не догадываются, какой ценой он нам дался. И ты получаешь от этого фильма еще большее удовлетворение, чем от "легкой" работы. Жаль, что у некоторых, например, у тех же коммунальщиков, существует традиция оправдываться, искать виновных в том, что у них не ладится то или это. "Трубы плохие... денег нет" и т. д. и т. п. Я считаю, что производственные трудности - личное дело каждого и люди не должны об этом знать. Но, увы, оправдание собственного неумения у нас превращается в норму. Настоящий профессионал в любом деле должен найти выход и сделать так, чтобы проблемы твоей профессии не стали проблемами всех, в моем случае - зрителей.
    - Скоро выйдет на областной экран ваша последняя работа - "Белая дама" - фильм о прошлом и даже настоящем современницы Наполеона, великой княгини Екатерины Павловны, жившей на рубеже XVIII-XIX веков в нашем Путевом дворце. Не пришлось ли вам столкнуться с какими-либо неожиданностями при его съемках?
    
- Нашу работу несколько облегчило то, что фильм делался фактически с подачи еженедельника "Караван". Но, тем не менее, и с этой картиной не все оказалось просто. Когда наши монтировщики вынесли все оборудование из студии для того, чтобы снимать там актрису, мы не смогли с ней договориться, и у нас пропал съемочный день. С другой стороны, по ходу работы над "Белой дамой" раскрылось столько интересного, что, кажется, уже не фильм, а целый сериал можно было бы снять. В принципе, так бывает в журналистской работе, что информация идет к тому, кто ее ищет. Работая над фильмом при содействии работников областного архива, я ознакомилась с таким огромным количеством исторических материалов и статей о Екатерине Павловне, что моя задача состояла уже в том, чтобы выбрать для зрителей наиболее интересное.
    А самое загадочное во время съемок фильма состояло в том, что помимо нашей воли его показ, намеченный на конец апреля, как бы передвинулся к майскому юбилею великой княгини. Работа просто "не шла" и все тут! Причем не у одного, а у всей съемочной группы. Надо было, например, монтировать передачу, а дело шло к праздникам, и все монтажные были заняты. И лишь когда перенесли показ, что само по себе для меня случай исключительный, все стало получаться. Наверно, Екатерина Павловна и здесь оказала свое невидимое влияние на ход событий.


Борис ГУРОВ
    Фото Светланы ПРУСАКОВОЙ


В Твери появился новый музей. Находится он в здании Речного вокзала. Организаторы назвали его достаточно громко - "Тверская оружейная палата". В экспозиции собраны предметы, призванные пропагандировать воинские традиции древней Руси, древней тверской земли. Прошедший 9-10 мая во Власьеве, ставший уже традиционным фестиваль в честь святого Георгия Победоносца показал, что фанатов старинных боевых искусств в области более чем достаточно.
    Многим образ жизни членов клуба может показаться предельно странным. Кое-какие из этих странностей я и намеревался выяснить у председателя правления "Дружины" Сергея РЫЛКОВА.
    
    - Насколько мне известно, в эпоху позднего Средневековья рыцарские доспехи стоили целого состояния. Стадо коров - вполне привычная цена для ратного облачения европейского воина. На Руси существовали несколько иные оружейные традиции. Цена доспехов наверняка была ниже...
    
- Уверяю вас, она была достаточно высокой...
    - А в экспозиции столько панцирей, шлемов, кольчуг, мечей. Откуда деньги?
    
- Хочу подчеркнуть: мы историю воссоздаем. Наши кольчуги и щиты вовсе не добыты в результате каких-то археологических раскопок. Все, что вы видите в музее, создано руками членов клуба. Бесспорно, работа над доспехами и оружием очень долгая, кропотливая, но затраты - только в приобретении материалов. Ну а в таком деле кто же свой труд считает.
    - Такой труд надо бы и посчитать: ведь здесь и ковка, и слесарные работы...
    
- В клубе собрались талантливые ребята. Возможно, в силу своего рода естественного отбора. Из каждых десяти приходящих к нам остается только один, но действительно подвижник, человек, который своими руками может и шлем отковать (летом в одной из деревень мы арендуем кузницу), и кольчугу сплести.
    - Кто же является членами клуба?
    
- В основном студенты.
    - Хочется верить, что историки.
    
- Да нет, ребята из самых разных вузов: медицинской академии, сельскохозяйственной, университета (но совсем не обязательно историки). Словом, те, кто являются настоящими патриотами, кто дорожат своей историей, своими корнями.
    - История сейчас интересует многих. Многие заявляют и о своем патриотизме. Чем же вы отличаетесь от прочих военно-исторических клубов?
    
- Каждый находит в истории что-то такое, что ему ближе. Для кого-то это Вторая мировая война, кому-то ближе эпоха Отечественной войны 1812 года. Есть у нас и рыцарский клуб, есть и свои викинги. А для нас важна не просто история Руси. Наш принцип: "Чем древнее - тем лучше". Мы воссоздаем оружие и доспехи даже IX века, но чаще обращаемся к истории XI-XII веков.
    - Если не возражаете, давайте немного подробнее поговорим о поединках. Что ж, вы друг друга со всех сил лупите секирами и мечами?
    
- А что в этом такого? Шлем, к слову сказать, весящий два килограмма, прекрасно защищает от ударов, на теле броня, в руках щит. Есть и ограничения. Запрещены колющие удары как наиболее травмоопасные, удары ниже колена, то есть по голени. Судьи в поединке фиксируют все удары, назначая за каждый очки, а победителем считается тот, кто наберет больше очков.
    - Я видел, что устройством экспозиции занимаются и девушки. Они что, еще и дерутся?
    
- В принципе, у нас равноправие. Однако наши мужчины категорически отказываются от поединков с женщинами, поскольку позорен любой вариант схватки: проиграешь - какой же ты воин, если девчонке проиграл, выиграешь - скажут: "Нашел, с кем совладать". Есть и схватки по заранее определенному сценарию - реконструкция различных сражений. Тут мы поддерживаем контакты с многочисленными военно-историческими клубами. И мечтаем поучаствовать в реконструкции знаменитой Бортеневской битвы.
    - Извините, если мой вопрос покажется вам излишне щекотливым: я не спрашиваю, как вы жили прежде, а как собираетесь существовать в дальнейшем? Как планируете зарабатывать деньги?
    
- Мы общественная организация, надеяться на финансовую поддержку государства не приходится. Полагаю, что сумеем что-то заработать во время туристического сезона, когда к нам в город начнут приходить теплоходы. Музей-то практически рядом с причалами.


Михаил ДОМАШНЕВ
    Фото Светланы ПРУСАКОВОЙ

Наша газета выходит в городах:
  • Андреаполь
  • Бежецк
  • Белый
  • Бологое
  • Вышний Волочек
  • Весьегонск
  • Жарковский
  • Западная Двина
  • Зубцов
  • Калязин
  • Кашин
  • Кесова Гора
  • Кимры
  • Конаково
  • Красный Холм
  • Кувшиново
  • Лесное
  • Лихославль
  • Максатиха
  • Молоково
  • Нелидово
  • Оленино
  • Осташков
  • Пено
  • Рамешки
  • Ржев
  • Сандово
  • Селижарово
  • Сонково
  • Спирово
  • Старица
  • Торжок
  • Торопец
  • Удомля
  • Фирово
  • ЗАТО Озерный
  • ЗАТО Солнечный
  • Тверь
  • Селигер

 

Блоги пользователей

Геннадий Климов, главный редактор

Орлова Мария, первый зам. главного редактора

Блог газеты

Марина Гавришенко, зам. главного редактора

Любовь Кукушкина, журналист

"Тверия" - Граждане Тверской области и тверские Землячества


   
 
   

Контакты

Адрес редакции: 170100, г. Тверь, ул. Советская, 25, 2-й этаж.
Тел./факс 34-26-44, тел. (4822) 34-77-02
e-mail: karavan@tvcom.ru