Архив номеров


Сразу после Второй мировой войны во всех ведущих государствах мира развернулись работы по созданию реактивной авиации, прежде всего военной. В СССР уже был задел в этой области, поэтому в середине 40-х годов ряд конструкторских бюро выпустил несколько типов реактивных самолетов, которые интенсивно осваивались военными летчиками, инструкторами, техниками, пионерами реактивной авиации. Один из них живет в Твери.
    
    БОРИС Леонидович КАРАТАЕВ родился в 1922 году в Московской области. Окончив 10 классов средней школы, он в 1940 году добровольцем вступил в армию и был направлен по его желанию в Борисоглебскую школу пилотов имени В.П. Чкалова. В 1941 году зимой, окончив школу, сержант Каратаев направляется во 2-й запасной авиационный полк (зап) возле станции Сейма Горьковской (ныне Нижегородской) области.
    Слово "окончив" не совсем точно. Время было суровое, враг стоял под Москвой, фронт нуждался в летчиках для пополнения. Однажды командование выстроило курсантов и всех спросило: "Кто хочет считать себя окончившим школу - шаг вперед!" Шагнули все. Кто-то попал на фронт, а кто-то в зап, где выполнялась не менее важная для победы задача: подготовка летного состава, формирование маршевых полков истребительной авиации (ИА) для фронта. Подчеркнем: без развитой системы подготовки и переподготовки военных кадров, будь то танкистов, артиллеристов, летчиков и других, наша страна не смогла бы разбить хорошо подготовленный фашистский вермахт.
    На аэродроме Сейма постоянно находились до сотни самолетов, поступавших с завода. Это были истребители ЛАГГ-3, затем ЛА-5, ЛА-7. Из молодых летчиков, приезжавших из летных школ, фронтовиков, вылечившихся в госпиталях, формировали полки и отправляли на фронт. Подготовка в военное время была ускоренной: взлет-посадка, элементы высшего пилотажа (петля, иммельман, бочка, боевой разворот, слетанность в паре) - в общей сложности 10-15 часов. Может, по этой причине в первые годы войны наша истребительная авиация несла большие потери - у немцев воевали опытные пилоты, много было асов.
    Время шло, подготовка летчиков совершенствовалась параллельно с поступлением новых истребителей. На этот аэродром приезжали переучиваться и получать новые самолеты ЛА-5 и ЛА-7 Александр Покрышкин, Иван Кожедуб и другие прославленные летчики.
    Борис Каратаев подготовил лично 30 пилотов. Разумеется, он, как и остальные, просился на фронт. Когда это начальству надоедало, ему грозно говорили: "Сиди и молчи!" Инструктор, если говорить о цене специалиста, был авиации не менее дорог, чем опытный боевой летчик, - от него зависела победа в воздухе.
    ...Однажды, в 1946 году, собрали таких, как Каратаев, человек 20 и отправили в Москву в госпиталь ВВС. Там тщательно проверили здоровье, определили дальнейшую годность и прислали на мандатную комиссию, где им объявили, что они призваны выполнить правительственные задания по освоению новых реактивных самолетов.
    Группу перевезли в Люберцы, там летчики продолжали тренировки на поршневом истребителе ЯК-3. Через некоторое время группу привезли в Раменское в ЛИИ МАП - летно-испытательный институт Министерства авиапрома. Вот там Борис Каратаев впервые увидел реактивную технику.
    Первое впечатление: ну и ну! Впереди дырка и сзади дырка! Винт был непременным элементом любого летательного аппарата, нет винта, казалось, и не полетит!
    Им показали первые образцы реактивных самолетов ЯК-15, МИГ-9, ЛА-15, которые еще проходили испытания, проводимые прославленными летчиками-испытателями Ивановым, А. Гринчиком, Г. Шияновым, М. Галлаем, И. Федоровым. Характерная деталь: у конструкторов Яковлева, Микояна, Лавочкина в Раменском был у каждого свой ангар, все было перегорожено, скрыто друг от друга. Там же летчикам показали трофейные немецкие турбореактивный Ме-262 (один из них Иван Кожедуб в конце войны вместе с напарником сбил, летая на винтовом ЛА-7) и жидкостно-реактивный Ме-163. Заметим, что наши конструкторы не копировали их, а создавали свое, так как в СССР был задел работ по реактивной технике.
    Сначала были рассказы об особенностях машины, показ ее, потом пилотирование ЯК-15, которое оказалось ненамного сложнее, чем у ЯК-3. Постепенно машины осваивались, становились понятнее и послушнее. Первый самостоятельный полет на ЯК-15 Каратаев совершил 5 октября 1946 года.
    В те времена большие мероприятия принято было приурочивать к праздникам. И в 1946 году приказано было подготовить 15 машин на парад к 7 ноября. Задание выполнили, но на парад вылететь не позволила погода.


    Кстати, о парадах. Такая же ситуация у Бориса Леонидовича была и год назад, в июне 1945 года. Тогда на аэродроме Сейма приказано было готовиться к параду Победы. В мае "ястребки" ЛА-7 перелетели в Кубинку целым полком и начали тренировки по слетанности с другими полками, оснащенными штурмовиками и бомбардировщиками. Всего над Красной площадью должны были пройти 120 машин. Но не судьба: зарядил дождь, пошла низкая облачность, и приказ отменили. Однако всем летунам вручили удостоверения участника парада Победы от 18 июня 1945 года.
    В последующие годы Борис Каратаев не раз пролетал в парадном строю над Красной площадью и участвовал в воздушных парадах на аэродроме в Тушине.
    Освоив реактивную технику, Борис Каратаев переучивал летчиков строевых частей. В 1951-1955 годах учился в Военно-воздушной академии ныне им. Ю.А. Гагарина, окончил ее, получил звание подполковника, служил в Азербайджане, в штабе Киевской армии ПВО. Списан медкомиссией с летной работы в 1956 году, налетав около 1000 часов на 20 типах самолетов.
    В Твери с 1957 года проходил службу на должности старшего преподавателя Академии ПВО. Защитил кандидатскую диссертацию, с 1971 года руководил кафедрой, в 1977 году стал генерал-майором авиации, в 1983 году уволен в запас по состоянию здоровья. О наградах не говорим, посмотрите на фото: их достаточно много, есть и боевые. С супругой Валентиной Васильевной вырастили двоих сыновей (ныне офицеры запаса), помогают растить внуков.
    Борис Леонидович перешагнул 80-летний возрастной рубеж, однако бодр и настроен оптимистично, поскольку жизнь свою прожил прекрасно. Поздравляем достойного авиатора с 58-м Днем Победы, в достижении которой есть и его личный вклад.


Борис ЕРШОВ


В ЭТОМ 2003 году отдельным участникам парада Победы 24 июня 1945 года из Твери и Тверской области исполнилось или исполнится "круглое" число прожитых годов. Газета "Караван" сердечно поздравляет:
    Степана Михайловича ВИНОГРАДОВА - с 85-летием, которое произойдет 9 декабря. Он проживает в пос. Железенка Лесного района;
    Александра Ивановича ВОРОНОВА - с 85-летием, которое он отметил 3 марта. Проживает в Твери;
    Викентия Сергеевича ЗАГАЙНОВА - с 80-летием, которое произойдет 11 ноября. Он живет в Твери;
    Дмитрия Ивановича ИВАНОВА - с 80-летием, он отметил его 25 февраля. Живет в Твери;
    Михаила Васильевича ПОПОВА - с 85-летием, которое произойдет 14 октября. Проживает в Твери;
    Ивана Яковлевича ШИБАЛОВА - с 80-летием, он отметил его 12 января. Проживает в пос. Пено Тверской области;
    Виктора Васильевича ШТИРЛИНА - с 80-летием, отметит 11 ноября. Проживает в Твери.
    
Поздравляем всех остальных участников парада 1941 года и парада Победы 1945 года с праздником 9 Мая, желаем крепкого здоровья и отличного настроения.


Редакция газеты "Караван+Я"

Наша газета выходит в городах:
  • Андреаполь
  • Бежецк
  • Белый
  • Бологое
  • Вышний Волочек
  • Весьегонск
  • Жарковский
  • Западная Двина
  • Зубцов
  • Калязин
  • Кашин
  • Кесова Гора
  • Кимры
  • Конаково
  • Красный Холм
  • Кувшиново
  • Лесное
  • Лихославль
  • Максатиха
  • Молоково
  • Нелидово
  • Оленино
  • Осташков
  • Пено
  • Рамешки
  • Ржев
  • Сандово
  • Селижарово
  • Сонково
  • Спирово
  • Старица
  • Торжок
  • Торопец
  • Удомля
  • Фирово
  • ЗАТО Озерный
  • ЗАТО Солнечный
  • Тверь
  • Селигер

 

Блоги пользователей

Геннадий Климов, главный редактор

Орлова Мария, первый зам. главного редактора

Блог газеты

Марина Гавришенко, зам. главного редактора

Любовь Кукушкина, журналист

"Тверия" - Граждане Тверской области и тверские Землячества


   
 
   

Контакты

Адрес редакции: 170100, г. Тверь, ул. Советская, 25, 2-й этаж.
Тел./факс 34-26-44, тел. (4822) 34-77-02
e-mail: karavan@tvcom.ru