Архив номеров


О чуди много написано, начиная с Иордана и Адама Бременского. Но больше всего о чуди говорят древнерусские источники. О ней есть множество легенд. Однако представляется, что сама проблема чуди усилиями многих, в том числе и ученых, стала легендой.
    
    ИЗ ИЗВЕСТНЫХ нам авторов больше всех, видимо, о чуди знал летописец Лаврентьевской летописи. В ней сказано: "...в Афетове же части седять Русь, Чюдь и все языци: Меря, Мурома, Весь, Моръдва, Заволочьская Чюдь, Пермь, Печера, Ямь, Угра, Литва, Зимегола, Корсь, Лътьгола, Любь. Ляхове же и Пруси и Чудь приседять к морю Варяжьскому". Обратим внимание на некоторые особенности записи. Русь и Чудь как-то равны или объединены. Остальные от них отделены. И есть еще одна Чудь - Заволочьская. Все языци, как мы знаем, говорили на иных языках по сравнению с Русью. И Заволочьская, надо думать, тоже. А Чудь на каком языке говорила? Почему она рядом с Русью? Летописцы зря ничего не писали, ведь пергамент стоил дорого.
    В начальной части летописи о чуди говорится с уважением: варяги берут дань с чуди, но и со славян, мери и кривичей тоже, Олег идет на Киев, а затем на греков. В первом случае с ним идут славяне, чудь, кривичи с добавкой варягов и веси, во втором - славяне, чудь, новгородцы, кривичи. Чудь постоянно на втором месте. Владимир строит города на юг от Киева, собирает туда "лучших мужей". Среди них новгородцы, кривичи, чудь и вятичи.
    Итак, о чуди в Х веке говорится с уважением. Удивительно, что дальше тональность летописцев меняется. Пожалуй, после того, как воинственный Ярослав Мудрый в чудской земле построил город Юрьев (город назван по его христианскому имени). В это время псковские и новгородские летописи заговорили о постоянных походах на чудь. Именно эту чудь, "приседящу к морю", летописцы начали делить на племена. В чудской земле появились сосолы, очела, торма, тепра. Но всех вместе их все же зачастую называли чудью. Эта (эстонская) чудь обычно терпела поражения от новгородцев, а в скором времени с запада появились ливонцы, и начались века чужеземного гнета - в разные времена этим краем владели немцы, шведы, датчане, русские. Практически никогда эта чудь не была самостоятельной.
    А теперь небольшой обзор по всем прочим чудям. Надо подчеркнуть, что ни один народ, ни одно племя из финнов и угров не называли себя чудью, то есть самоназванием это слово не было. Интересно, что некоторые ученые на основе топонимики считают, что древняя весь жила по Двине до побережья Белого моря, то есть Заволоцкая чудь "Повести временных лет" - это весь. Не вдаваясь в дальнейшие доказательства, можно указать, что название "чудь" применительно к любому финскому или угорскому народу могло быть умозрительным, присвоенным по усмотрению того или иного автора. К любому, кроме эстонской чуди. Вспомним теперь историков 1-го тысячелетия. Считается, что первым упомянул о чуди готский историк Иордан. В VI веке он написал книгу "Гетика", посвященную истории готов IV века. В ней говорится, что готский король Германарих обложил данью народы Восточной Европы. Среди них - весь, меря, лама. И народ thiudos, thuidos, thiudi.
    Возможно, название "чудь" когда-то пошло от древнерусского "штуждь" - чужой. Лингвисты предложили еще один вариант: слово "чудь" - измененное готское слово "tjudъ", а оно означало "народ". Но слово "туд" со значением "страна, люди, человек, царь, голова" известно у ряда индоевропейских народов. Оно есть в санскрите, кельтском, хеттском, древнегерманском, литовском, ирландском, древнесаксонском языках. Не похожи ли эти слова на приведенные Иорданом и Адамом Бременским "тьюди" и "шути"?
    Топонимия запада Тверской области уходит корнями в 3-е и 4-е тысячелетия до нашей эры. На западе Тверской области есть и более удивительное слово, сохранившееся в ряде топонимов. Это то же самое слово "туд". В Тверской и соседних областях этих "тудов" много. Поселок Молодой Туд и покинутая деревня Старый Туд на речке Тудовке (еще недавно речку называли просто Туд), укрепленный городок при впадении речки в Волгу, реки Малый и Большой Тудер, Тудер Загорский, Тудер Ратьковский. Даже в Эстонии есть озеро Тудра. Не слишком ли много "тудов"?
    Посмотрите на карту Ржевского княжества ХV века со старыми "литовскими" городками, расположенными по Волге и близ нее (по В.А. Кучкину). Побывав на них, я пришел к выводу, что эти городки много старше времени противостояния Литвы и Москвы в середине 2-го тысячелетия. Эти городки родились тогда же, когда жившим здесь фатьяновцам в могилы стали класть оружие - каменные, боевые топоры. Удивительно, что археологи называют эти орудия для пробивания вражеских черепов топорами. Дерева ими не срубить. Это древнее оружие на Руси имело название - чекан. А городок Горышен на берегу Волги очень похож на гигантские захоронения, исследованные на Украине археологом Ю.А. Шиловым.
    Как же называл себя народ, не пустивший дьяковцев за Волгу и Осугу, построивший целую цепь крепостей по берегам рек, несколько веков не пропускавший никого из чужих с Ильменя на Днепр? И почему он не воевал с кривичами и словенами? Почему передавались из века в век легенды о грозной чуди?
    Были две чуди: одна - просто чужой народ, например, слабые сосола и другие племена - предки эстонцев; вторая - принявшая северную Русь за братьев, ходившая с ними вместе в походы на далекий юг и создавшая то государство, которое благодаря "Повести" до сих пор считается единственным и неповторимым, отодвигая в сторону и Новгородско-Ладожскую, и Полоцкую, и другие Руси, бывшие не менее значимыми в русской истории.
    Нам интересно знать, кто жил на тверской земле до нас. И я предлагаю восемнадцатый вариант - туд, теуд, тсюдь и даже чудь. И родство этого народа с восточными славянами, и сходство портретов фатьяновцев с европейцами очевидны.
    А теперь - кого же так звали? Есть ответ. В статье О.Н. Трубачева "Языкознание и этногенез славян. Древние славяне по данным этимологии и ономастики" приводится сообщение о названии славян, живших на исходе 1-го тысячелетия нашей эры в Венгрии. Их называли словом tot, а в примечаниях к статье есть и другие варианты со ссылкой на кельтский язык - "туат", "туд" и др., круг замыкается. Древние жители запада Тверской области, жившие рядом с дьяковцами - предками финно-угров, в топонимах подчеркивали самоназвание - туд. Как и многие народы, они называли себя "народ". В последующем словене и кривичи называли родственные им соседние племена так же. Язык их, конечно, не был абсолютно похож на языки кривичей и словен. Но ведь и белорусский язык не абсолютно схож с русским, а этническую группу тудовлян не так уж давно не сразу понимали их русские соседи.
    Вполне вероятно, что слово "туд, теуд, тсюд, теуди, шути" было названием не отдельного племени, а большой племенной общности. Ведь оно было достоянием не только части территорий нынешних Тверской, Псковской и Новгородской областей. Оно звучало в Венгрии, Эстонии, а если судить по легендам - в Карелии, на Урале, на Северной Двине и в других местах. Тогда его распространение можно сопоставить с распространением фатьяновской культуры. Это будет означать, что найдено название древнего народа - одного из предков восточных славян, народа, жившего рядом и ходившего в походы вместе с кривичами и словенами.


Юрий СМИРНОВ,
    профессор ТвГУ

Наша газета выходит в городах:
  • Андреаполь
  • Бежецк
  • Белый
  • Бологое
  • Вышний Волочек
  • Весьегонск
  • Жарковский
  • Западная Двина
  • Зубцов
  • Калязин
  • Кашин
  • Кесова Гора
  • Кимры
  • Конаково
  • Красный Холм
  • Кувшиново
  • Лесное
  • Лихославль
  • Максатиха
  • Молоково
  • Нелидово
  • Оленино
  • Осташков
  • Пено
  • Рамешки
  • Ржев
  • Сандово
  • Селижарово
  • Сонково
  • Спирово
  • Старица
  • Торжок
  • Торопец
  • Удомля
  • Фирово
  • ЗАТО Озерный
  • ЗАТО Солнечный
  • Тверь
  • Селигер

 

Блоги пользователей

Геннадий Климов, главный редактор

Орлова Мария, первый зам. главного редактора

Блог газеты

Марина Гавришенко, зам. главного редактора

Любовь Кукушкина, журналист

"Тверия" - Граждане Тверской области и тверские Землячества


   
 
   

Контакты

Адрес редакции: 170100, г. Тверь, ул. Советская, 25, 2-й этаж.
Тел./факс 34-26-44, тел. (4822) 34-77-02
e-mail: karavan@tvcom.ru