Архив номеров


    В начале прошлого года на прилавках книжных магазинов Твери появился каталог: "Памятники архитектуры Тверской области. Том 1: Тверь". Вышла следующая книга каталога - Том 2: Вышневолоцкий - Жарковский районы Тверской области.
    
    ОБЩЕИЗВЕСТНО, что культовые архитектурные памятники на Руси во все века составляли наиболее интересный фонд национальных произведений периода средневековья и нового времени, эпохи классицизма, модерна и зарождавшегося в начале ХХ века конструктивизма. Это вполне естественно. В храмовом зодчестве находили отражение самые интересные творческие поиски строителей и архитекторов прошлых лет.
    Нашему историко-культурному наследию был нанесен жестокий, непоправимый и еще больший урон в годы бездумного, порой варварского гонения на русскую православную церковь.
    Особо тяжкие периоды для культовых строений в истории страны были даже не годы массовых закрытий церквей и изгнания духовной культуры из привычного повседневного быта людей в 20-30 гг. ХХ столетия, а годы хрущевской "оттепели" или, как еще недавно называли это время, "великого прорыва в коммунизм". Автор статьи хорошо помнит, как именно в эти годы в исконно русском районе, откуда началась "Весь Егонская", упомянутая еще первыми летописями, откуда ведущие музеи страны на протяжении многих лет буквально черпали уникальные произведения древнерусской иконописи, разорялись храмы. Из них выбрасывались старопечатные книги, уничтожались целые иконостасы, а сами растерзанные церкви с выбитыми окнами и раскрытыми дверями оставались на произвол судьбы. Безумный шабаш уничтожения духовного наследия, главным образом архитектурных памятников в монастырях, храмов, творился по всей России. Неприязнь к наследию среди высшего руководства, словно по цепочке, скатывалась ниже в области, а оттуда в районы.
    В эти же годы пострадали не только храмы, но и огромное количество памятников гражданского зодчества. Целые районы в городах с красивейшими строениями, не похожими одно на другое, с регулярной застройкой ХVIII-ХIХ вв. сносились, а на их месте вставали безликие дома-коробки, быстро получившие меткое название "хрущевки". Появление этих безликих кварталов - тюрем в городах - нельзя оправдывать желанием правителей тех лет быстро и легко "насытить" дешевым жильем хлынувший в города поток переселенцев из сел.
    С уходом крестьян с земли исчезло огромное количество традиционных русских сел и деревень с их неповторимой деревянной застройкой. Окончательно были уничтожены вещественные остатки дворянской культуры, национализированной и сохранявшейся в виде различных усадебных строений, использовавшихся под жилье, хозяйственные и административные нужды, сельские больницы и клубы. Процесс разрушения, начавшийся в годы Советской власти с конфискации помещичьих усадеб, с закрытия монастырей и храмов, раскрученный, словно гигантский маховик всем ходом многострадальной истории страны, не остановлен до сих пор.
    Давно стало ясно, что государство на необъятных просторах страны своими средствами не в состоянии обеспечить сохранение огромного числа памятников даже из числа тех, которые уцелели вопреки всем перипетиям истории и географическим преобразованиям. Сейчас наблюдается весьма интересный процесс того, как безвозмездная передача общинам верующих храмов, монастырей и иных культовых сооружений буквально всколыхнула работу по их возрождению. Храмы и монастыри, словно стряхнув с себя пепел разорения, стали вновь восстанавливаться буквально на глазах. К сожалению, возрождение их происходит только там, где существуют хотя бы небольшие общины верующих. Там же, где люди покинули некогда насиженные места, где доживают свой век одни пенсионеры, старики, где духовное возрождение ограничено заботой о хлебе насущном, а богатого мецената, способного вложить свои средства в ремонт и реставрацию храма, в ближайшем обозримом будущем не предвидится, - там храмы продолжают рушиться с катастрофическим ускорением. И таких памятников остается чрезвычайно много. Поруганные и заброшенные, ограбленные и забытые, эти храмы не в состоянии сами бороться с безжалостным временем и разрушаются буквально на глазах.
    За последние годы практически полностью утрачено традиционное национальное наследие России - памятники деревянного зодчества, в том числе народного зодчества - крестьянские дома и хозяйственные строения. Никакие музеи деревянного зодчества не способны сохранить это наследие. Брошенные на произвол судьбы деревянные строения сгорают ежегодно десятками или сознательно уничтожаются с тем, чтобы освободить территории, предназначенные для дачных строений и особняков. Некогда богатейшие усадебные комплексы с редчайшими парками, обладавшие разнообразными коллекциями различных предметов искусства, археологии, архивами, рукописями, произведениями декоративно-прикладного искусства, безвозвратно погибли. Лишь небольшая часть этого богатства осела в музеях, переполнив их фонды, где "невостребованные" произведения искусства продолжают разрушаться. От этого неповторимого наследия в том или ином виде на местах сохранилось не более одного процента того, что составляло гордость нашей культуры. Безжизненными остовами торчат остатки жилых и хозяйственных строений в усадьбах Архангельское (Старицкий район), Степановское (Зубцовский район), едва теплится музейная жизнь в усадьбе Берново, связанной с именем А.С. Пушкина, а Знаменское - Раек, выдающееся произведение архитектора Н.А. Львова, больше разрушается, нежели комплекс успевают реставрировать. Этот скорбный погребальный список погибшего усадебного наследия может составить сотни страниц.
    Опыт восстановления нашего наследия показывает, что только там, где появляется настоящий хозяин в лице общины верующих, настоятеля монастыря и храма или радеющего о своей истории спонсора, дело сохранения наследия начинает быстро продвигаться. Оно идет не всегда гладко, подчас с большими издержками, особенно там, где в храмах без присмотра специалистов и органов охраны памятников самостийно ведутся работы шабашниками, а сами заказчики в лице настоятелей требуют от исполнителей, чтобы было покрасочнее расписано и побогаче покрыто сусальным золотом. Для целого ряда церквей не хватает опытных образованных священников. Кое-где в церквях "трудятся и спасаются" бывшие партийно-хозяйственные и комсомольские работники, пришедшие с покаянием к Богу, но не сумевшие отказаться от ранее полученной "пролетарской" культуры.
    На этом фоне все больше и больше возникает примеров подлинного возрождения национальной культуры и национальных традиций. Среди прекрасно восстановленных памятников - недавно погибавший храм в селе Власьево (теперь город Тверь), Казанский монастырь в Вышнем Волочке, Нилово-Столобенская пустынь на озере Селигер, много лет не прекращаются работы в селе Городня на Волге, где в прошлом году при храме была открыта чуть ли не единственная в стране православная гимназия.
    О том, какую роль играют спонсоры в деле возрождения нашего наследия, можно наглядно продемонстрировать на примере одного памятника - церкви Успения Божьей Матери ХVI в. с приделами и высокой колокольней ХVIII-ХIХ столетий в селе Иванищи Старицкого района. Более тридцати лет этот выдающийся памятник позднего средневековья, третий по древности построения среди сохранившихся памятников в Тверской области, простоял после проведенных в нем консервационных работ брошенным и открытым всем ветрам. Его восстановление началось летом 2002 года на средства местного уроженца Старицкого района Андрея Борисовича Кольцова. Не будем перечислять, что сделано за короткий срок. Работы ведутся успешно даже зимой мастерами окрестных сел и мастерами, приглашенными из Твери, регулярно и без задержки финансируются Кольцовым А.Б. из тех средств, которые он лично зарабатывает предпринимательской деятельностью.
    Финансовая поддержка различных работ по возрождению культурного наследия Тверской области фирмами и частными лицами из Москвы, Твери и Петербурга в последние годы все более и более становится повседневным явлением. Российское меценатство, насчитывающее почти два столетия своей истории и просуществовавшее до 1917 года, постепенно возрождается. Но для того чтобы оно стало по-настоящему ощутимым, необходима именно для такого рода деятельности гарантированная поддержка в виде твердого и ясного закона, поощрявшего желание многих спонсоров заниматься меценатством. В мае 2002 года наконец был принят Федеральный закон "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации". В этом важном государственном документе, казалось, должны быть сформулированы общие принципы государственной охраны наследия России. Закон несколько лет готовили, извели тонны бумаги, работали комиссии и подкомиссии, а "...получилось, как всегда". В пространном документе нет четких ответов на самые главные вопросы. Беззубый сам по себе закон об охране наследия и отсутствие подзаконных актов к нему вызывают вопросы, ответы на которые могли бы расшифровать: кому и как могут принадлежать памятники истории и культуры; как они должны передаваться от владельца к владельцу; на каких условиях позволено ими владеть общинам верующих, частным гражданам, различным коммерческим и государственным структурам, в том числе и иностранным гражданам (структурам), пожелавшим возродить усадьбу или монастырь, и многие другие вопросы, которые, однако, остались без ответа. А если нет ответа - тут же появляется множество желающих нарушить закон. Нарушают закон мэры городов, главы управ, на чьей территории погибает или уничтожается памятник, частные граждане и организации, которые обитают в памятнике и который надо приспособить в соответствии с современными удобствами.
    Такие труды, как каталоги памятников архитектуры, - книги особенные. С момента выхода в свет эти труды, оставаясь научными изданиями, энциклопедическими по своей сути, начинают выполнять множество других разнообразных функций. Не каждый чиновник решится уничтожить то, что опубликовано в книге массовым тиражом. Памятники, включенные в каталог, становятся своего рода нашим покаянием перед великим наследием прошлого. Это наследие было незаслуженно забыто и растоптано людьми, чьи имена со временем будут произноситься с великой скорбью за их деяния, а не с той гордостью, с которой их имена увековечивали в названиях городов, сел и улиц, в монументах и книгах.
    Издание очередного тома каталога по районам Тверской области в какой-то мере удовлетворит тот информационный голод, который наблюдается на подобного рода справочно-историческую литературу среди огромной массы учителей, специалистов в области краеведения, искусства и архитектуры, а также среди огромной массы читателей, которым не безразлична судьба своей страны, города, села, храма или часовни, уцелевших на его родине, тех жалких остатков дворянских усадеб, о которых людям младшего поколения известно лишь из преданий старшего.
    
    Последнее, что необходимо сообщить: издание каталога осуществлено на этот раз при некоторой финансовой поддержке области, чему способствовал зам. губернатора А.А. Тягунов. Авторы видят в этом возрастающий интерес к изданию каталога и очень надеются, что эта поддержка будет возрастать от издания к изданию, возвращаясь в область хорошей, необходимой и полезной книгой. Работу по изданию каталога успешно ведет книжно-издательский отдел ОАО "Тверское княжество".


Александр ФИНОГЕНОВ, искусствовед, директор ООО "Симаргл"

Наша газета выходит в городах:
  • Андреаполь
  • Бежецк
  • Белый
  • Бологое
  • Вышний Волочек
  • Весьегонск
  • Жарковский
  • Западная Двина
  • Зубцов
  • Калязин
  • Кашин
  • Кесова Гора
  • Кимры
  • Конаково
  • Красный Холм
  • Кувшиново
  • Лесное
  • Лихославль
  • Максатиха
  • Молоково
  • Нелидово
  • Оленино
  • Осташков
  • Пено
  • Рамешки
  • Ржев
  • Сандово
  • Селижарово
  • Сонково
  • Спирово
  • Старица
  • Торжок
  • Торопец
  • Удомля
  • Фирово
  • ЗАТО Озерный
  • ЗАТО Солнечный
  • Тверь
  • Селигер

 

Блоги пользователей

Геннадий Климов, главный редактор

Орлова Мария, первый зам. главного редактора

Блог газеты

Марина Гавришенко, зам. главного редактора

Любовь Кукушкина, журналист

"Тверия" - Граждане Тверской области и тверские Землячества


   
 
   

Контакты

Адрес редакции: 170100, г. Тверь, ул. Советская, 25, 2-й этаж.
Тел./факс 34-26-44, тел. (4822) 34-77-02
e-mail: karavan@tvcom.ru