Архив номеров


В прошлом номере нашей газеты мы опубликовали материал о программном комплексе Pro/EGINEER, применяемом в разных областях машиностроения. Статья была написана совсем не в газетном формате - с большим количеством спецтерминов, понятных, пожалуй, только инженерам, программистам и математикам. Однако наши читатели заинтересовались новой системой и пожелали узнать, в чем же суть описываемых технологий. Поэтому за разъяснениями мы обратились к главному редактору газеты "Караван" Геннадию КЛИМОВУ.


ТВЕРЬ. ПОИСК СЕБЯ НА КАРТЕ МИРА

В большинстве своем люди не задумываются о том, что города, в которых они живут, невечны. Сознание бывших граждан бывшего СССР зиждилось на уверенности в завтрашнем дне. В ожидании светлого будущего невозможны были мысли о стагнации городов, областей и страны в целом. Мы практически забыли о том, что если не заботиться о городском благополучии, допустить просчет в системе управления, то последствия могут быть удручающими - город может потерять свое политическое значение, лишиться экономической стабильности, да и просто потеряться на карте.
    В настоящее время мир стремительно меняется. И бывает очень сложно поймать все ускоряющийся ритм жизни, занять определенную нишу, достойное место в этом мироустройстве. Поэтому уже сейчас нам всем нужно задуматься - может ли Тверь из областного центра средних возможностей превратиться в город, имеющий определенный экономический и политический вес.
    Что на данном этапе Тверская область может предложить на сырьевом рынке России и мира? Прежде всего лес, зачастую незаконно вырубаемый, воду (многочисленные водохранилища, из которых пьет Москва) и, если можно так выразиться, экологию - уголки нетронутой природы, куда наши предприимчивые земляки за свободно конвертируемую валюту возят жадных до экзотики иностранцев.
    А еще наша область является донором на рынке труда. Происходит постоянная "утечка мозгов" - нас покидают лучшие специалисты и оседают в Москве, Санкт-Петербурге, а кто-то сразу срывается за бугор. Близость к двум столицам оказывается для Твери разрушительной. Значительные научные открытия, сделанные на уровне нашего региона, помогают другим городам России и мира продавать технологии, созданные на базе этих самых открытий, привлекать к себе многомиллионные капиталы, развивать свою экономику. Повышать средний уровень зарплаты, наконец.
    Тем временем уже двадцать лет назад в Твери был потенциал для того, чтобы, отойдя от догматических и устаревших научных методов машиностроения, совершить прорыв, который позволил бы нам сейчас выпускать, например, автомобили такого же качества, как на "загнивающем" Западе.


МКЭ ПРОТИВ СОПРОМАТА

Надо сказать, что вопрос, почему западная техника лучше, обыватели задавали себе давно. Причина в том, что двадцать лет назад в математике были сделаны открытия, которые зарубежные технари успешно внедрили на производстве, а в России и в Твери о них постарались забыть. Что же это было за открытие?
    Базовой наукой машиностроения является сопромат - теория сопротивления материалов. Эта наука позволяет рассчитать нагрузки, которым в условиях эксплуатации может подвергнуться деталь - кручение, сжатие, давление других конструкций. Однако из-за того, что в основе расчетов, по версии сопромата, находится балка на двух или на одной опоре, результаты были приблизительными, а для прочности в расчеты закладывались дополнительные коэффициенты "незнания", которые делали нашу технику тяжелой и маломаневренной.
    И вот в начале 80-х годов теперь уже прошлого века появляется альтернатива тяжеловесному сопромату - метод конечного элемента (МКЭ). Вместо балки на опорах было предложено рядом российских и прежде всего тверских специалистов представить монолитное тело в виде ажурной решетки, каркаса, состоящего из множества точек. На каждую из этих точек во время работы машины воздействуют разные силы, сжимающие, растягивающие, скручивающие конструкцию. И если рассчитать каждую точку на предмет давящих на нее сил, то возможно предсказать, как, где и в каком конкретно месте может сломаться, скажем, карданный вал или треснуть сверло. Уже не было необходимости на всякий случай, чтоб не сломалась, упрочнять конструкцию, а значит - делать ее тяжелой.
    Но двадцать лет назад все уперлось в то, как реализовать эту теорию. На расчеты тысяч точек тела, даже с помощью логарифмических линеек, уйдут годы. Может быть, метод конечного элемента так и почил бы в бозе, если бы не развитие вычислительной техники. С возникновением компьютеров появился интеллект, способный быстро выполнить расчет на прочность тела.
    Итак, была создана новая прогрессивная теория, способная кардинально изменить отечественное машиностроение, и была возможность воплотить ее в жизнь. Тогда параллельные разработки велись нашими, тверскими, и американскими специалистами. У нас грянула перестройка, а с нею и разруха экономики. О науке и ее достижениях забыли. Из Твери многие уникальные ученые уехали в Штаты.
    В России, несмотря на политические и экономические катаклизмы, все же как-то продолжались разработки перспективной теории. В Твери этим занимался "Компьютерный инженерный центр", развившийся впоследствии в фирму "Солвер". Благодаря их научно-техническим разработкам появилась технология проектирования, которая позволяет создавать конструкции без затрат времени на расчеты. Конструктор может задавать любые параметры детали, машинного блока, и программа, мгновенно рассчитав тело на сопротивляемость, укажет на недостатки формы, размеров, а главное - буквально красным цветом выделит места возможного деформирования и разрушения.


ТЕХНОПОЛИС - ОКНО В ЦИВИЛИЗАЦИЮ

Сейчас с помощью человеко-машинных технологий у нас появилась возможность изготавливать конкурентоспособную технику, а значит - и возможность не отставать от развитых стран. Тверь должна стать частью мира, и, обладая значительным индустриальным потенциалом, она должна занять свою нишу в машиностроении. Несколько лет назад у нашего города были шансы стать российской столицей программирования. Ведь здесь были и НИИ-2, и "Центрпрограммсистем", разрабатывающий совместно с военными программу МКЭ "Марс". Между прочим, было время, когда все созданные программы бывшего СССР сдавались именно в тверской "Центрпрограммсистем" для хранения и дальнейшего распространения.
    Чтобы вернуть утраченные позиции, необходимо внедрять новые обучающие программы в Тверском политехническом университете. Выпускники ТГТУ, получившие дипломы инженеров, должны разбираться в новых системах, быть готовыми к работе в новых условиях. Но этого мало. Нужна модернизация промышленного комплекса в целом, иначе специалистам нового образца придется работать на оборудовании, давно устаревшем как морально, так и физически.
    И именно здесь необходимо применить управленческие технологии на уровне муниципалитета. Одна из таких - создание технополисов. Муниципалитеты городов, которые хотят занять достойное место в мире, строят огромные здания (вроде того, где сейчас в Твери располагается магазин "Олимп"). И в это здание без аренды приглашаются фирмы, занимающиеся технологическими разработками в разных сферах. Таким образом, возникает своеобразный городок ученых, где царит научно-техническая среда, которая стимулирует новые открытия, а значит, технологический прорыв. В результате у города появляются разработки - "ноу хау", экспортный товар. Это привлечет в бюджет средства, необходимые для модернизации производства и высшей школы. Средства, которые позволят вывести экономику города на более высокий уровень развития и приведут к росту благосостояния населения.
    Согласно геополитической теории, в России существуют зоны, от которых зависит распад или благополучие нашей страны. Одной из таких зон является территория, занимаемая Тверской, Псковской и Новгородской областями. Это накладывает особую ответственность на тверитян - необходимо приложить усилия, чтобы Тверь не затерли две столицы - Москва и Санкт-Петербург, между которыми она расположена. Новая власть должна понимать, что развитие Твери - развитие России в целом. В свое время Тверская школа разработки метода конечного элемента во многом определяла решение главной задачи мировой инженерии. Возможно, в нашем городе существуют другие разработки подобного уровня. Если это так, то Тверь еще не раз внесет в мировую науку и культуру проекты, определяющие цивилизованный уровень России и мира.


Записала Наталия ШЕВЦОВА

P.S. Почему мы сегодня говорим об этом? Тверь скоро будет выбирать нового мэра. Сейчас то время, когда претенденты на это кресло, один из которых будет управлять городом ближайшие 4 года, особо восприимчивы к новым идеям, предложениям. Хочется верить, что следующая власть будет обладать широтой взглядов, соответствующих сегодняшнему моменту.
    В следующем номере мы опубликуем статью, посвященную высоким технологиям, используемым в управлении городов - геоинформационных систем, без применения которых Твери трудно будет рассчитывать на достойное место в мире. Надеемся, что новая власть услышит нас.


Наша газета выходит в городах:
  • Андреаполь
  • Бежецк
  • Белый
  • Бологое
  • Вышний Волочек
  • Весьегонск
  • Жарковский
  • Западная Двина
  • Зубцов
  • Калязин
  • Кашин
  • Кесова Гора
  • Кимры
  • Конаково
  • Красный Холм
  • Кувшиново
  • Лесное
  • Лихославль
  • Максатиха
  • Молоково
  • Нелидово
  • Оленино
  • Осташков
  • Пено
  • Рамешки
  • Ржев
  • Сандово
  • Селижарово
  • Сонково
  • Спирово
  • Старица
  • Торжок
  • Торопец
  • Удомля
  • Фирово
  • ЗАТО Озерный
  • ЗАТО Солнечный
  • Тверь
  • Селигер

 

Блоги пользователей

Геннадий Климов, главный редактор

Орлова Мария, первый зам. главного редактора

Блог газеты

Марина Гавришенко, зам. главного редактора

Любовь Кукушкина, журналист

"Тверия" - Граждане Тверской области и тверские Землячества


   
 
   

Контакты

Адрес редакции: 170100, г. Тверь, ул. Советская, 25, 2-й этаж.
Тел./факс 34-26-44, тел. (4822) 34-77-02
e-mail: karavan@tvcom.ru