Архив номеров


Закончился Великий пост, наступили самые суровые дни - Страстная седмица. В эти дни мы вспоминаем крестные страдания Спасителя. Все дни этой недели мы называем Великими. Именно таковы они в годичном круге богослужения, именно таковы они в сознании православного христианина.
    
    В ВЕЛИКУЮ среду начинается особо строгий пост - в этот день Иуда предал Христа Синедриону, получив свои 30 сребреников. Великий четверг - день, когда на Тайной вечере было установлено таинство причащения. Многие православные стараются причаститься именно в Страстной четверг. Вечером читаются евангелия о страстях Христовых.
    Пятница - наиболее скорбное время. Богослужение этого дня - службы-воспоминания о страданиях и смерти Христа. Днем в центр храма выносится Плащаница, прообраз хранящейся в Турине Плащаницы, что пожертвовал для погребения Иисуса тайный его ученик, член Синедриона Иосиф из Аримафеи. Вечером служится Чин Погребения (в некоторых храмах он совершается ночью; так, в Твери в 2 часа ночи Чин погребения будет служиться в кафедральном Воскресенском соборе).
    Утренняя субботняя литургия - время воспоминания о том, как Христос "сошел во ад и узы окованных разрешил", дав надежду на вечное спасение. Во время этой службы духовенство меняет темные великопостные одежды на белые.
    Весь день в храмах святят куличи, а ближе к ночи народ собирается к Пасхальной заутрене.
    Сейчас можно подвести и некоторые бытовые итоги уходящего поста. Так получилось, что я провела его на больничном - 1 марта я серьезно сломала правую руку, так сказать, отломала основное орудие труда. Есть болезни во спасение. Все великопостное время я была вне рабочей суеты, но, разумеется, испытывала серьезные неудобства, например, одной рукой было трудно готовить пищу.
    Наша торговля абсолютно игнорирует Великий пост. Магазины, изобиловавшие в обычное время никому не нужными соевыми продуктами, скорее всего, не увеличивают заказ на них, и поэтому купить какой-нибудь фитомайонез - великая удача. Картофельные биточки также моментально сметаются с прилавков, ведь постятся теперь многие, даже не очень православные люди.
    Не реагирует на пост и общепит. В прошлом году постом я побывала в Государственной Думе - так там в столовой было отдельное постное меню.
    Но самое поразительное, что именно на Страстной неделе в Твери любят проводить всякие презентации и попойки. Хотя презентация на Страстной неделе - верный признак того, что дело провалится. Помнится, как-то лет пять назад в Страстную пятницу выставляли обильные столы по поводу открытия рынка на стадионе "Центральный". Кто-нибудь сейчас помнит, чтобы этот рынок когда-либо работал?
    Любили устраивать свои банкеты на Страстной неделе и в Тверском союзе промышленников и предпринимателей. Сейчас Союз этот раскололся. О его деятельности почти ничего не слышно. Таких примеров можно приводить много. Некоторые газеты, кстати, тоже отличились на этом поприще, скорее всего, по неведению.
    Хотя, будучи русским человеком, такие вещи знать нужно. Еще Федор Михайлович Достоевский писал, что нельзя быть русским и не быть православным.


Мария ОРЛОВА


Проблемам постижения человеческого бытия, христианской психологии, взаимодействия разных религиозных систем, особенностям христианского культурогенеза посвящена новая работа кандидата психологических наук, руководителя культурно-образовательного центра "Новая Корчева", протоиерея Бориса НИЧИПОРОВА. В двухтомнике "Времена и сроки" представлены сразу несколько сочинений. Среди них очерки антологической психологии, нравственные поучения, беседы и проповеди.
    
    АВТОР взял на себя труд осветить сложнейшие вопросы жизни современного человека. Используя философский метод антиномии - появление в ходе рассуждения двух противоречащих, но одинаково обоснованных суждений, он изучает проблему с разных, порой полностью противоположных сторон. Вскрывая обнаруживающиеся противоречия, о. Борис подталкивает читателя к более глубокому, более полному, более емкому постижению истины.
    Характерной особенностью данной работы является широкое использование лучших образцов мировой литературы. Наряду со святоотеческими трудами здесь можно встретить цитаты из произведений Пушкина, Достоевского, Тютчева, Блока, Мандельштама, Пастернака, Цицерона, Данте и Шекспира. Используя христианское мироощущение как основу, автор исследует образы и идеи, созданные писателями, философами, народной культурой и нехристианскими мировыми религиями. По мере прочтения книги перед читателем открывается целостная картина мирового бытия, в котором ничто не является случайным: ни капля дождя, упавшая на пересохшую землю, ни строчка из стихотворения античного поэта.
    В очерке антологической психологии особое значение придается постижению самого себя, своих мыслей, своих поступков, своего жизненного пути. Наиболее показательны в этом плане следующие главы: "Проблема и тайна", "Типология личностных состояний", "Поступок", "Страсти", "Интуиция тела". В качестве примера мы приводим отрывок из книги протоиерея Бориса Ничипорова, повествующий о восприятии и осознании человеком своего жизненного пути:
    "Путь человека есть путь из бездны. При этом у личности есть особая творческая задача не просто идти, но идти, не оглядываясь... Как это?
    В книге Бытия Господь говорит Аврааму: "... Пойди из 3емли твоей, от родства твоего и из дома отца твоего, в землю, которую Я укажу тебе. И Я произведу от тебя великий народ и благословлю тебя, и возвеличу имя твое, и будешь ты в благословении".
    И далее следует краткое и простое окончание: "И пошел Авраам, как сказал ему Господь". (Быт. 12, 1-4)
    Такое решение не может быть легким, ведь Авраам навсегда покидал родной край, покидал, чтобы стать Авраамом, то есть отцом народов. Он пошел не просто в новую землю, он пошел туда по зову Бога...
    При бегстве Лота с семьей из Содома от посланника мы слышим следующие слова:
    "Когда же вывели их вон, то один из них сказал: "Спасай душу свою; не оглядывайся назад... спасайся на гору, чтобы тебе не погибнуть" (Быт. 19,17). "Жена же Лотова оглянулась позади его, и стала соляным столпом" (Быт. 19, 26). Это была не любознательность, а бабье любопытство - упрямство глупости.
    "Господь сказал одному человеку: следуй за Мною". Тот сказал: "Господи! Позволь мне прежде пойти и похоронить отца моего". Но Иисус сказал ему: "Предоставь мертвым погребать своих мертвецов, а ты иди, благовествуй Царствие Божие".
    Еще другой сказал: "Я пойду за Тобою, Господи! Но прежде позволь мне проститься с домашними моими". Но Иисус сказал ему: "Никто, возложивший руку свою на плуг и озирающийся назад, не благонадежен для Царствия Божия" (Лк. 9, 59-62).
    Траектория пути каждого из нас, к сожалению, не всегда бывает поступательной. Бывают падения, суета, разбрасывание.
    Вспомним в этом же контексте легендарного Орфея. Ему хватило ловкости и умений спуститься в Аид за возлюбленной Эвридикой. Но он не вынес муки идти, не оглядываясь! Он обернулся и не выполнил уговора. Он был прекрасный певец, но не мудрец. Духовную ошибку Орфей совершил еще раньше. Мужество начинается там, где личность научилась принимать и нести удары судьбы. А в смерти близких есть глубинная скорбь необратимости. Поэтому в Аид не надо было бы спускаться вообще. Но впрочем тогда мы не имели бы этой трагически прекрасной истории любви.
    Вспомним еще одно: отстал Иванушка от сестрицы Аленушки, не послушался сестренки, обернулся, попил водички и стал козленочком. Оглянуться - это значит прервать движение, усомниться в избранном пути, начать топтаться на месте.
    К оптинскому старцу Севастьяну пришли посланники Деникина, чтобы он благословил их на борьбу с большевиками. Но старец сказал им: "Что Бог определил - вам не менять". Так он сказал не потому, что одобрял большевиков, а потому, что прозревал судьбу России. Он знал, что Буденный в конце концов победит Врангеля.
    Перед дорогой надо присесть, остановиться, помолиться, успокоиться и... оглядеться. Но, однажды почувствовав свой путь, надо идти. На этом пути будут падения и крестоношения. Но будет и радость и веселая свобода пилигрима!"
    
    Вторая книга сборника "Времена и сроки" отражает повседневную практику современного православного проповедника. По мнению автора, современная проповедь не может быть монологом. Ее слова должны вызывать ответную реакцию, внутреннее сопереживание, размышление и диалог. Отец Борис уверен, что такой диалог должен иметь как бы незавершенную форму, форму, допускающую продолжение, переход к разным темам, событиям и личностям. Среди проповедей и бесед большой интерес вызывают нравственные поучения, слова в дни памяти православных святых о возрождении личности.


Подготовил Глеб ЧИСТЯКОВ


ОЧЕРЕДНОЕ громкое убийство заметного в обществе человека - депутата Госдумы Сергея Юшенкова - наводит на грустные размышления.
    Кроме невидимых бойцов криминальных объединений, воюющих и убивающих друг друга в схватках за передел сфер влияния, денег и собственности, погибают в необъявленной войне и нормальные наши сограждане. Впрочем, почему нормальные? Их объединяет один признак: они были на виду и являлись либо лидерами в какой-либо сфере деятельности, либо выделялись знанием чего-то, что не устраивало убийц и их заказчиков.
    Вспомним: кому-то помешали проповеди священника Александра Меня; информационные разработки, сулящие деньги, Владислава Листьева; добытая информация журналиста Дмитрия Холодова и депутата Госдумы Галины Старовойтовой. Что-то знал генерал Рохлин, и этого боялись те, кто убил его. Что-то знал и наш земляк Юшенков.
    В Твери убили певца Круга, а в Москве - атамана Рышкова. Эти люди не были олигархами, заработанные ими деньги не сравнить с деньгами нефтебаронов и финансистов. И все-таки их убили, и так просто, безнаказанно и безответно. Кто скажет, найдут ли наконец убийц и заказчиков-погубителей, например, Меня и Старовойтовой? А ведь с момента этих преступлений прошло достаточно времени - за этот период можно раскрыть десяток подобных дел.
    Одно из двух: или наши охранительные структуры бессильны против стоглавого дракона, имя которому бандитизм, или в неких высоких сферах, для нас таинственных, есть сознательное торможение процесса поиска истинных убийц. В первом случае возникает вопрос о компетентности самого режима, возглавляемого Путиным, Касьяновым, Патрушевым, Грызловым, Мироновым, Селезневым и их партиями, в том числе отделениями на местах. Спрашивается, кому мы платим налоги? Троечникам, капризом судьбы получившим высокие посты в государстве? Когда же наконец все многочисленные наши защитники схватят за горло криминал и мы будем не опасаться за свою жизнь и имущество?
    Во втором случае, если это имеет место, приходится признать, что мы живем в государстве, худшем, чем тоталитарное. В последнем злая воля генерировалась одним диктатором и его окружением, а сейчас, как говорится, ни рыба, ни мясо, воля и идеи генерируются сразу в нескольких мозговых центрах в угоду каких-нибудь многих мелких вождей, а потому государственная машина дает сбои из-за раздрая в формировании управляющих команд.
    Прислать телеграмму с соболезнованиями родственникам убитого - на это, кажется, только и способна российская верховная власть. Где эффективный розыск убийц и заказчиков? Где жестокое наказание за дьявольскую разрушительную деятельность внутри России? Почему идем на поводу "поборников прав человека" и не наказываем подлых убийц смертью? Посмотрите на США, там с такими не церемонятся, хотя они, американцы, считают свои порядки воплощением демократии.
    Слабаки вы, господа силовики, слабаки. И зачем вы нам такие нужны, трудно сказать.


Наша газета выходит в городах:
  • Андреаполь
  • Бежецк
  • Белый
  • Бологое
  • Вышний Волочек
  • Весьегонск
  • Жарковский
  • Западная Двина
  • Зубцов
  • Калязин
  • Кашин
  • Кесова Гора
  • Кимры
  • Конаково
  • Красный Холм
  • Кувшиново
  • Лесное
  • Лихославль
  • Максатиха
  • Молоково
  • Нелидово
  • Оленино
  • Осташков
  • Пено
  • Рамешки
  • Ржев
  • Сандово
  • Селижарово
  • Сонково
  • Спирово
  • Старица
  • Торжок
  • Торопец
  • Удомля
  • Фирово
  • ЗАТО Озерный
  • ЗАТО Солнечный
  • Тверь
  • Селигер

 

Блоги пользователей

Геннадий Климов, главный редактор

Орлова Мария, первый зам. главного редактора

Блог газеты

Марина Гавришенко, зам. главного редактора

Любовь Кукушкина, журналист

"Тверия" - Граждане Тверской области и тверские Землячества


   
 
   

Контакты

Адрес редакции: 170100, г. Тверь, ул. Советская, 25, 2-й этаж.
Тел./факс 34-26-44, тел. (4822) 34-77-02
e-mail: karavan@tvcom.ru