Архив номеров


Мама с двухлетним малышом в супермаркете. Малыш хватает пушистого игрушечного кота. Мама уговаривает его положить игрушку на место. На глаза ребенка наворачиваются слезы. Еще секунда - и он забьется в истерике. Знакомая картина, не правда ли? Каждый раз в подобной ситуации, а их у родителей маленьких детей случается за один день десятки, перед мамой встает вопрос: купить или не купить, позволить или нет? А ведь тот или иной выбор, который она делает день за днем, составляет существенную часть воспитания, от которого зависит, какая из малыша вырастет личность. Помочь родителям разобраться в том, как строить отношения с ребенком до трех лет, мы попросили детского психолога Маргариту КОМАШКО.
    
    ОКАЗЫВАЕТСЯ, на этот счет существует несколько точек зрения, и родители имеют возможность выбрать ту, которая для них более приемлема.
    Одна точка зрения заключается в том, что до трех лет ребенок не несет моральной ответственности за свои поступки. Его поведение спонтанно и непроизвольно, у него не сформировано такое важное психологическое свойство, как воля, и он не способен контролировать себя. Поэтому ему очень трудно подчинить желания требованиям взрослого. Эту точку зрения пропагандирует известный психолог Евгений Субботский. По его мнению, ребенок до трех лет ненаказуем вообще, а наказывать нужно взрослого, который провоцирует ребенка на нарушение правил, к примеру, идет с ним в магазин, не собираясь ему ничего покупать, или дает ложное обещание пойти с ним в цирк, уговаривая сделать что-то. При этом подходе на 50% разрешений приходится 50% запретов, однако только 10% из них абсолютные - они касаются охраны жизни и здоровья ребенка. Остальные же 40% запретов относительны, то есть нельзя одному, но можно вместе со взрослым. Если мы строим свои отношения с ребенком до трех лет таким образом, то мы и ограничиваем ребенка и даем возможность ему реализовать свои познавательные потребности.
    Другая точка зрения принадлежит психиатру Владимиру Гарбузову. Он считает, что уже в раннем возрасте в подсознании ребенка должны быть сформированы три сверхустановки, которые впоследствии он начнет употреблять осознанно: "очень хочу, но нельзя, и я отказываюсь от желаемого"; "очень хочу, но стыдно, и я отказываюсь от желаемого"; "очень не хочу, но надо, и я выполняю требуемое".
    Обе точки зрения предполагают, что ограничения и разрешения сочетаются в разумных пределах. Любой крен в ту или другую сторону приведет к тому, что у ребенка сформируются нарушения, которые проявятся на более поздней стадии развития. Жесткий абсолютный запрет приводит либо к усилению агрессивности, потому что ребенок добьется своего любой ценой, либо к снижению познавательной активности, страхам, замкнутости, повышению уровня тревожности. Если же ребенок растет в ситуации вседозволенности, у него не формируются чувство самоконтроля, ощущение дистанции со взрослым.
    - Многие инновационные программы, - рассказывает Маргарита Петровна, - которые сейчас реализуются в дошкольных образовательных учреждениях, такие, как "Детство", "Радуга", "Из детства в отрочество", основанные на гуманистических принципах, строятся на приоритете желания ребенка над выполнением требований взрослого.
    От тоталитарной педагогики мы сделали резкий скачок в сторону педагогики гуманистической, потеряв разумную середину. Не случайно школьные учителя бьют тревогу о том, что дети, в интеллектуальном плане подготовленные к школе, в личностном плане не готовы к принятию требований педагогов: не могут управлять собой, не понимают, что такое дистанция со взрослым, и не воспринимают слово "нельзя".


Елена БУРЦЕВА
    Фото Светланы ПРУСАКОВОЙ


Театральная студия "Откровение" создана не так давно. Секреты театрального мастерства здесь постигают и детишки младшего школьного возраста, и ребята повзрослее. Сценическая речь, этюды, хореография, вокал - все то, из чего складывается нелегкий процесс обучения, - есть в программе студии.
    
    ТЕАТР - это не просто красивое зрелище, яркие костюмы, вдохновенная игра актеров. Это прежде всего тяжелый труд, регулярные, порой монотонные занятия, упорное преодоление ошибок. Потому занимаются здесь ребята, серьезно относящиеся к профессии актера. В результате на свет появился сплоченный коллектив, в котором сложились добрые и доверительные отношения не только между самими юными актерами, но и с их преподавателем и художественным руководителем Анжелиной Солнышкиной, музыкальным педагогом Ириной Погудкиной.
    Анжелина Владимировна шесть лет назад приехала в Тверь из Мурманска, где занималась с ребятами театральным творчеством не один год.
    Желание создать хороший детский театральный коллектив не дает сидеть сложа руки. Проблема с помещением - извечная беда многих коллективов - не обошла стороной и нашу студию. Сначала она располагалась в помещении средней школы №39, теперь - в подростковом центре на улице Склизкова.
    Впрочем, где бы ни были ребята, они везде создают свой особый мир, пропитанный особой театральной атмосферой. Сегодня в студии есть камерный зал, малая сцена, на которой и разворачивается театральная жизнь. Практически все здесь они сделали самостоятельно.
    Год назад студия "Откровение" представила на суд зрителей-школьников свое первое творение - спектакль "Волшебный лист". В будущем юные артисты планируют сыграть продолжение этого спектакля. После окончания учебного года ребята не расстаются. В Твери они занимаются уборкой прибрежных зон Волги, Тверцы и Тьмаки. Вместе с Анжелиной Солнышкиной ездят в экологический лагерь на озере Селигер. Запланирована такая поездка и на это лето. Хорошо бы погода не подвела.


Вера МОТОРИНА


22 марта в 44-й гимназии в рамках реализации федеральной программы "Одаренные дети" Управлением образования и методическим центром была проведена 6-я городская научно-практическая конференция школьников "Шаг в будущее". Очень торжественно, под величественный "Гаудеамус" - гимн студентов всех времен и народов - происходило открытие конференции. И это сразу настроило всех участников на особый лад: они почувствовали себя взрослыми, серьезными исследователями, с которыми считаются и которые могут сказать в науке новое слово.
    
    ОСНОВНОЙ целью конференции было обозначено следующее: развитие у школьников интереса к творческой, научной деятельности и создание условий для выявления одаренных детей. На суд жюри были представлены 250 работ. В конференции принимали участие школьники, начиная с пятого (!) и заканчивая одиннадцатым классом. Для участия в конференции необходимо было заранее подать заявку в оргкомитет, затем защитить свою исследовательскую работу на заседании школьного научного общества. Только потом работа передавалась непосредственно для участия в конкурсе на кафедру вуза, где должна была пройти экспертизу специалистов. И наконец последний этап - это защита исследовательских работ перед компетентным жюри, в состав которого входили профессора, кандидаты наук и доценты ТвГУ и ТГТУ, а также специалисты Тверского антимонопольного управления, Тверского областного общества охраны природы. Представляете, как нелегко было юным лобачевским и менделеевым в споре отстаивать истину! Но их поддерживали своим присутствием и друзья, и родители, и, конечно же, научные руководители. В своих работах будущие ученые затрагивали современные проблемы психологии, социологии, экологии, экономики, астрономии, краеведения, лингвистики, информатики, истории. Это далеко не полный перечень дисциплин, по которым были представлены доклады. Темы исследовательских работ просто ошеломляют: я не рискну воспроизводить названия докладов по физике, но несколько самых, на мой взгляд, выдающихся по другим дисциплинам назову. Например, по истории: "Изучение опыта борьбы с беспризорностью в тверском крае советской властью в 20-е годы XX века", "История монголо-татар в русской историографии и вытекающие проблемы". Очень интересные темы работ были заявлены по биологии и экологии: "Проблемы никотинизации подростков школы №15, пути ее решения", "Все ли йогурты полезны", "Тайны мозга"; по литературе: "Лауреат Нобелевской премии 2002 года в области литературы Имре Кертес", "Первая любовь Франсуазы Саган "Здравствуй, грусть" как литературный феномен". И наконец еще одна тема, заслуживающая внимания: "Стилистически сниженная лексика в речи современной молодежи". Как написали ребята из 44-й гимназии в своих "Окнах пресс-центра" (кстати, классно сделанная газета, молодцы!): "На работу над докладом Аксенова С. (автор) потратила 3 года, собрано более 500 жаргонизмов", таким образом, одержана "радостная победа над языком".
    В общем, жюри предстояла сложная работа, тем не менее, было определено 70 призовых мест. Отличились школы, подготовившие наибольшее количество призеров. Это сш №№ 12, 8, 6, 17, 14, лицей. Конечно, все ребята, участвующие в конференции, заслуживают добрых слов, но особо хотелось бы выделить таких детей, как Д. Махотин (г. №8), Е. Сафронова (сш №12), Ю. Бурханов (сш №46), А. Полякова (сш №17), А. Ионица (сш №14), В. Давликанов (г. №6), С. Михайлов (г. №44), Д. Иванов (г. №44), Т. Седельникова (г. №6).
    Все призеры конференции помимо дипломов получили еще один бесценный подарок: жюри рекомендовало школам, где они обучаются, освободить их от экзамена по той дисциплине, по которой ими была проведена исследовательская работа.


Елена ДАНИЛЕВСКАЯ
    при содействии ГМЦ


"ПОГОВОРИ НА МОЕМ ЯЗЫКЕ"

Министерство образования РФ приняло решение о том, что жители республик, входящих в состав России, будут сдавать вступительные экзамены в ПТУ на родном языке.
    Однако сделать это можно будет при условии, что училища находятся на территории этого региона. Администрация профучилища обязана теперь ознакомить абитуриентов с уставом, лицензией и свидетельством о госаккредитации своего учебного заведения.


КАКИЕ ВУЗЫ СТАНУТ ЭЛИТНЫМИ?

Специально созданная правительственная комиссия сейчас пытается определить, какие из российских государственных вузов (всего их 772) будут являться ведущими. Предполагается, что это будет лишь около 10 процентов от общего количества вузов по стране. Ведущие вузы станут своеобразными научными центрами и, соответственно, будут иметь улучшенное финансирование. Резонный вопрос: если 10 процентов будут составлять ведущие вузы, остальные 90 процентов - отсталые?


Подготовила Елена ДАНИЛЕВСКАЯ

Наша газета выходит в городах:
  • Андреаполь
  • Бежецк
  • Белый
  • Бологое
  • Вышний Волочек
  • Весьегонск
  • Жарковский
  • Западная Двина
  • Зубцов
  • Калязин
  • Кашин
  • Кесова Гора
  • Кимры
  • Конаково
  • Красный Холм
  • Кувшиново
  • Лесное
  • Лихославль
  • Максатиха
  • Молоково
  • Нелидово
  • Оленино
  • Осташков
  • Пено
  • Рамешки
  • Ржев
  • Сандово
  • Селижарово
  • Сонково
  • Спирово
  • Старица
  • Торжок
  • Торопец
  • Удомля
  • Фирово
  • ЗАТО Озерный
  • ЗАТО Солнечный
  • Тверь
  • Селигер

 

Блоги пользователей

Геннадий Климов, главный редактор

Орлова Мария, первый зам. главного редактора

Блог газеты

Марина Гавришенко, зам. главного редактора

Любовь Кукушкина, журналист

"Тверия" - Граждане Тверской области и тверские Землячества


   
 
   

Контакты

Адрес редакции: 170100, г. Тверь, ул. Советская, 25, 2-й этаж.
Тел./факс 34-26-44, тел. (4822) 34-77-02
e-mail: karavan@tvcom.ru