Архив номеров


Когда я присутствовала на конкурсе педагогического мастерства, обратила внимание на то, что почти всех участников поддерживали не только ученики и представители учительского коллектива родных школ, но и директора. Причем поддержка эта выражалась по-разному: кто-то из директоров дарил цветы своему конкурсанту, кто-то подбадривал аплодисментами, кто-то вдохновлял уже одним только своим присутствием. Но так, как Лариса Алексеевна БАБЕНКО, за своего учителя не болел никто!
    
    ОНА БУКВАЛЬНО подняла весь зал: что-то скандировала, хлопала в ладоши, подпевала и даже, как мне показалось, чуть-чуть присвистывала. Кому-то такое поведение человека, занимающего столь высокий и обязывающий ко многому пост, покажется странным, но только не тем, кто хорошо знает Ларису Алексеевну, - в этом искреннем безудержном порыве она вся. Шестнадцать лет Л.А. Бабенко работает в 46-й школе, из них 11 - как завуч по воспитательной работе, и 5 - как директор. Зная любовь Ларисы Алексеевны к романтичной морской символике, рискну назвать ее капитаном огромного школьного корабля, который она бесстрашно ведет уверенной рукой через шторм и рифы.
    Сегодняшний наш разговор посвящен проблемам современной школы, трудностям, с которыми каждодневно сталкивается школьный директор.
    - Лариса Алексеевна, изменились ли учителя и ученики за последние десять лет?
    
- Конечно же, дети, невзирая ни на какие проблемы и трудности взрослой жизни, по-прежнему остаются детьми, по-прежнему радуются окружающему миру и заряжают нас, взрослых, энергией и хорошим настроением. Если говорить об отдельных судьбах, к сожалению, некоторые из них - очень грустные. Тем не менее, большинство детей, отвечая на вопрос, как тебе сегодня живется в школе, говорят: я иду в школу с хорошим настроением, потому что здесь я всегда найду поддержку, здесь мои друзья. Они радуются общению, радуются полученной хорошей оценке, а если иногда и грустят, то это у них ненадолго. Конечно, за последние десять лет ребята стали более информированы и зачастую опережают взрослых в некоторых областях, например, в области новых информационных технологий. Вы знаете, какие самые востребованные книги у нас в школьной библиотеке? Не поверите - энциклопедическая литература. Дети сейчас с удовольствием идут к психологу на тестирование. У них есть желание получить объективную оценку, найти свое место в жизни, попытаться что-то изменить в себе, чтобы стать лучше.
    Мы, учителя, отличаемся от представителей других профессий неоспоримым преимуществом: соприкасаясь с детством, мы, несмотря на все наши проблемы и неустроенность, все равно пребываем в радости. Если говорить о каких-то прогнозах, то я не рискну их давать даже на 5-6 лет вперед, от силы год-два. Очень сложно предугадать, что будет со школой, с образованием в целом. Уверенность в нашем завтрашнем школьном дне дает то, что у нас замечательные, опытные учителя. Ведь в конечном счете все зависит от учителя: если в классе будет обстановка комфортная, дружелюбная, ученики будут чувствовать поддержку своего наставника, все будет в порядке. Тогда и родители этого класса о школе скажут, что она добрая и очень уютная.
    - С какими проблемами вы сегодня как директор школы сталкиваетесь?
    
- Очень волнует здоровье детей. Каждый третий ребенок болен, значит, учитель ни на минуту не должен забывать о том, что самое важное - сохранить здоровье ребенку, а образование, которое мы ему дадим, должно помочь ему почувствовать себя полноценным членом нашего общества. Более сложными стали взаимоотношения между детьми и родителями. И учителю подчас приходится вторгаться в семейные проблемы, чтобы объяснить ребенку, что мать и отец - это святое, без семьи не выжить в наше сложное время. Поэтому если вместо одного психолога-педагога в школе будут работать пять, каждому будет чем заняться. Сегодня в нашей школе работают и социальный педагог, и психолог, и логопед. Но этого все равно мало. Мечтаю о наркологе, о юридической детской службе, с помощью которой ребенок мог бы отстаивать свои права.
    - Вы могли бы определить ваше человеческое и профессиональное кредо?
    
- В первую очередь я придерживаюсь золотого правила: один в поле не воин - и считаю, что без коллектива, без хорошей слаженной команды я немногого стою. На этом основывается мое профессиональное кредо, ну а в чисто человеческом плане я ценю такие качества, как доброта и взаимопонимание. Сейчас это особенно важно сохранить, ведь современная жизнь часто сеет зерна зависти, злости, жестокости; мы все обязаны не дать ни одного шанса прорасти этим зернам. Для меня как руководителя это самый сложный и важный момент. У нас замечательные родители, с которыми мы сотрудничаем, несмотря на множество проблем, всегда приходим к согласию и взаимопониманию. И вот на этом понимании, как на волнах, и держится наш школьный корабль.
    - Вы можете назвать свой самый счастливый школьный день?
    
- Для меня школа и жизнь неразрывно связаны: самый счастливый день был тогда, когда я выпускала свою дочь из этой школы и привела сюда же в первый класс свою внучку.


Записала Елена ДАНИЛЕВСКАЯ
    Фото Светланы ПРУСАКОВОЙ


Средняя школа №5 Твери располагается в довольно сомнительном районе города - возле парка Текстильщиков, а посему внимание власть предержащих обращается в ее сторону крайне редко. О том, как обстоят дела в этой школе, нам рассказала ее завуч Ирина ХОХАЛЕВА.
    
    ТАК СЛОЖИЛОСЬ, что с самого начала жителями этого района в основном были работники фабрики, и до сих пор большинство родителей учеников школы №5 - рабочие, много среди них и безработных. По словам Ирины Хохалевой, 20% всех семей в районе асоциальные. Как это осложняет работу педагогов, думаю, объяснять не надо. Знают преподаватели школы о повышении рождаемости в Твери и области, однако только понаслышке - в этом районе рождаемость продолжает уменьшаться. Об этом красноречиво говорит такой факт: притом, что вместить она может 950 человек (раньше столько здесь и училось), сейчас здесь 360 учеников, и работает школа в одну смену.


ЧЕРЕЗ ТЕРНИИ В ШКОЛУ

В конце прошлого года школа наконец-то была освещена. Только учителя и родители школьников знают, чего стоило появление луча света в темном царстве: сколько было жалоб и обращений к власть имущим. Обратить внимание на это мрачное место заставили и жители нового дома, который был недавно построен рядом со школой. Кстати, этот дом единственный, откуда дойти до школы не составляет труда. Остальные школьники каждый день испытывают трудность добраться до любимого учебного заведения. Раньше по этому району ходил автобус 14-го маршрута, теперь и его не стало. Снова жители района обивают пороги администраций в надежде, что на этих улицах появится хоть одна маршрутка. А пока многим ребятам приходится каждый день тратить целый час на дорогу в школу и обратно. "А если бы было сообщение, может, и дети лучше бы посещали школу", - делится своими чаяниями Ирина Хохалева. Но это не единственное препятствие на пути к знаниям. С приходом весны и так разбитые дороги становятся просто-таки непроходимыми. На своем опыте мы убедились, что дойти до школы с Комсомольской площади - весьма экстремальное предприятие. Где уж дождаться жителям этого отдаленного района, чтобы взоры городских властей обратились к их печалям, когда наши чиновники не замечают, что творится в центре города, рядом с их рабочим местом.


ДОБРО ПОЖАЛОВАТЬ, ИЛИ ПОСТОРОННИМ ВХОД ВОСПРЕЩЕН!

Но и это еще не все. Когда мы собрались зайти в школу, то увидели перед собой запертую дверь. После упорных попыток привлечь к себе внимание мы наконец-таки увидели перед собой грозного старшеклассника, вышедшего на крыльцо покурить. Как выяснилось, это был дежурный. Здесь и на самом деле заведен такой порядок: стучишь - и тебе открывает дежурный ученик. "Не слишком-то практично", - заметили мы. "А что делать, если школу оставлять открытой, будут заходить неблагополучные дети. Ведь на охрану школы у наших малоимущих родителей денег нет". Ирина Леонидовна рассказала, что одно время около школы крутились цыганские дети, хотели пристрастить школьников к наркотикам. Даже заходили в школу, давали на пробу. Однако руководство школы вовремя спохватилось и пресекло эти грязные попытки. С тех пор двери школы закрыты...


Елена БУРЦЕВА
    Фото Светланы ПРУСАКОВОЙ


ШКОЛЬНИКИ ШАГНУЛИ В БУДУЩЕЕ

22 марта в тверской гимназии №44 состоялась научно-практическая конференция учащихся "Шаг в будущее". В конференции планировали принять участие около 300 ребят из разных школ города. Круг тем, обсуждаемых на конференции, очень разнообразен; ребята рассматривают сложнейшие вопросы, касающиеся литературоведения, права, истории, математики. По сути, ученик может подготовить доклад по любой из школьных дисциплин. Прежде, чем принять участие в городской научно-практической конференции, учащиеся должны защитить свою работу на заседании школьного научного общества. Уже второй год ребятам оказывается помощь в составлении электронной презентационной версии доклада. Лучшие работы будут опубликованы в городском журнале "Школьный вестник".


КОГДА ВЫПЛАТЯТ ДОЛГИ УЧИТЕЛЯМ?

На прошедшей неделе учителя школ города получили долгожданный аванс за февраль. Причем выплачивать его начали именно с тех школ, учительство которых было настроено очень серьезно: вплоть до обращения в суд. Всего на выплату задолженностей учителям было перечислено около 7,5 млн. руб. Этих денег хватит лишь на то, чтобы выплатить аванс за февраль. Денег на выплату остальных долгов включая 25-процентную надбавку за прошлый год пока нет. Сами учителя оценивают очередную выплату как жалкую подачку. Известно, что на сегодняшний день педагоги школы №37 подали в суд на городскую администрацию с требованием погасить все долги по зарплате.


Подготовила Елена ДАНИЛЕВСКАЯ


НЕДАВНО в почтовых ящиках многих тверских многоэтажек появились извещения за подписью начальников ЖЭУ. Заканчивая свои послания грозными словами "Ваша явка обязательна", начальники предписывали жильцам явиться на собрания для заключения договоров с управляющими компаниями. К повестке прилагался уже готовый договор, который домовладельцам надлежало подписать. Народ в основной своей массе отреагировал на нововведение здраво и трезво: никуда не ходить и ничего не подписывать. Действительно, несколько лет назад по домам распространялись похожие по сути договора между домовладельцами и ЖЭУ, распечатанные даже на точно такой же серой бумаге. За перечнем услуг, включающих даже прочистку дымоходов (и это в панельных-то домах!), в тех договорах следовали грозные штрафные санкции против провинившихся квартиросъемщиков, которые дружно выкинули досужие бумажки. Ну и что же? Время не остановилось и не пошло вспять. ЖЭУ продолжало кое-как поддерживать жизнеспособность домов, не выполняя не только прочистки несуществующих дымоходов, но и большей части необходимых услуг, за которые взимается квартплата.
    Но что же такое управляющие организации или компании, которые в экстренном порядке навязываются нам городскими властями в лице подконтрольных им ЖЭУ? Из подбрасываемых жильцам договоров явствует, что их обязанности вполне может выполнять пенсионер-диспетчер или председатель домового комитета. Они примут заявку на вызов слесаря, когда у вас потек кран, или вызовут бригаду для ремонта крыши. Однако в кривом зеркале белоусовской Твери безобидный дедушка-диспетчер превращается в целую организацию, в могущественное юридическое лицо с криминальным подтекстом.
    Учитывая жадность уходящей белоусовской власти и пассивность тверских жителей, управляющие компании будут, скорее всего, внедрены по всему городу, что приведет к повышению квартплаты при продолжающемся развале ЖКХ. И будут эти компании беззастенчиво воровать наши с вами кровные денежки. Во всяком случае, до тех пор, пока у кормила городской власти будет стоять человек с бандитской кличкой "свой".
    Что же касается системы ЖКХ, то ее действительно надо реформировать, но никак ни за счет образования еще одного юридического лица. Сами посудите, нужна ли управляющая компания вашему садоводческому кооперативу, или жилищному кооперативу, или вашей жене для ведения домашнего хозяйства? Отвечу: нужна, как зайцу стопсигнал. А своей собственной квартплатой должны распоряжаться сами жильцы через создаваемые ими жилищные кооперативы, домкомы и т.д - называйте, как хотите. Сегодня в Твери подобные структуры развиваются слабо из-за административного прессинга и отсутствия финансирования. Вполне логично, что люди не хотят бесплатно выполнять "собачью" домкомовскую работу. Новые структуры возникнут повсеместно, если, по закону, направить часть нашей квартплаты на зарплату руководителям жилищных кооперативов и домкомов. Когда мэр Александр Белоусов уйдет в отставку и прекратится давление его администрации на Тверскую городскую Думу, подобная реформа будет вполне возможна.


Наша газета выходит в городах:
  • Андреаполь
  • Бежецк
  • Белый
  • Бологое
  • Вышний Волочек
  • Весьегонск
  • Жарковский
  • Западная Двина
  • Зубцов
  • Калязин
  • Кашин
  • Кесова Гора
  • Кимры
  • Конаково
  • Красный Холм
  • Кувшиново
  • Лесное
  • Лихославль
  • Максатиха
  • Молоково
  • Нелидово
  • Оленино
  • Осташков
  • Пено
  • Рамешки
  • Ржев
  • Сандово
  • Селижарово
  • Сонково
  • Спирово
  • Старица
  • Торжок
  • Торопец
  • Удомля
  • Фирово
  • ЗАТО Озерный
  • ЗАТО Солнечный
  • Тверь
  • Селигер

 

Блоги пользователей

Геннадий Климов, главный редактор

Орлова Мария, первый зам. главного редактора

Блог газеты

Марина Гавришенко, зам. главного редактора

Любовь Кукушкина, журналист

"Тверия" - Граждане Тверской области и тверские Землячества


   
 
   

Контакты

Адрес редакции: 170100, г. Тверь, ул. Советская, 25, 2-й этаж.
Тел./факс 34-26-44, тел. (4822) 34-77-02
e-mail: karavan@tvcom.ru