Архив номеров


Трудно найти сегодня в Твери человека, который не знал бы имени святого благоверного князя Михаила Тверского. Во имя небесного заступника Твери недавно был построен храм. Святому служат молебны, а ежегодно 5 декабря тверитяне торжественно отмечают день поминовения своего князя. Одним из первых наших современников, осознавших значимость и величие личности князя Михаила, был заслуженный артист России, актер Тверского академического театра драмы Георгий Пономарев. Он воссоздал для современников образ князя в моноспектакле "Михаил Тверской". Сегодня, в канун 15-летия премьеры моноспектакля, впервые поставленного на сцене 21 марта 1988 года, о его создании рассказывает читателям "Каравана" тверитянка Галина ЛАВРЕНТЬЕВА, с 1974 по 1992 годы возглавлявшая Тверскую областную организацию любителей книги.
    - КАК-ТО на гастролях, - рассказывает Галина Васильевна, - в 1985 году в столице Белоруссии Минске Георгия Пономарева попросили подготовить выступление о тверских поэтах, сопроводив его исторической справкой о Твери. Готовясь к концерту, Пономарев отправился в минскую библиотеку, где в научной литературе впервые встретилось ему имя тверского князя Михаила. Заинтересовавшись образом нашего древнего предка, героически отдавшего жизнь "за други своя", калининский актер принялся разыскивать непосредственно связанную с ним литературу и наткнулся на роман Дмитрия Балашова "Великий стол".
    Узнав историю великого Тверского князя, Георгий Пономарев задумал сделать литературный концерт о Михаиле Тверском. Затем возникла идея создания моноспектакля. А воплотить такую идею не так-то легко. В первую очередь нужен сценарий. А также необходимо было позаботиться о звуке, декорациях, костюме. Помогала Пономареву в благородном деле возвращения памяти о Тверском князе прогрессивно мыслящая тверская интеллигенция. Преподаватель училища культуры Григорий Слободкин консультировал актера в создании шумового оформления, включающего в себя звукоряд шумов того древнего времени, когда жил Михаил. Преподаватель политехнического института, архитектор Владимир Образцов собрал институтскую аудиторию, перед которой была прочитана инсценировка спектакля. Декорации, в частности, кресла, Пономарев придумал сам на основании изучаемых им древних летописей. В общей сложности полтора года ушло у Георгия Николаевича на написание инсценировки, а полтора - на постановку спектакля.
    Долго не давали разрешения на постановку. Но благодаря настойчивости Георгия Николаевича, помощи и благословению художественного руководителя театра Веры Андреевны Ефремовой оно было получено в день премьеры. Через год моноспектакль увидел и автор книги о святом Михаиле Дмитрий Балашов, приехавший в Тверь из Новгорода по приглашению общества книголюбов. Правда, когда его пригласили на постановку "Михаил Тверской", Балашов закапризничал: "Не пойду я на спектакль! Я сам из театральной среды и знаю, что театр и эти артисты могут сделать с литературой".
    *8 21.JPG *8     В конце концов писатель согласился и недовольный отправился в драмтеатр. А на другой день по пути в Кашин он сказал Лаврентьевой:
    - Я сегодня после вашего спектакля не спал в гостинице и думал, какой же молодец Георгий Пономарев! Я такого не ожидал.
    По словам московской писательницы и журналистки Ксении Мяло: "Спектакль "Михаил Тверской" - визитная карточка Твери". А вот непосредственно тверская пресса, на удивление, до сих пор обходила постановку своим вниманием. За все 15 лет сценической жизни спектакля ни разу не появилось в наших периодических изданиях его критического анализа и разбора. Георгий Пономарев играл свой спектакль во Владимире и даже в Германии.
    Надо сказать, постановку, а тем более сегодняшний ее вариант, нельзя назвать инсценировкой книги Балашова. За прошедшие годы, вникая в сценический образ, Георгий Николаевич перелопатил множество летописей, краеведческой литературы. Сведения, почерпнутые из этих источников, дополнили сценический образ князя, а также легли в основу книги "Отечестволюбец Михаил Тверской", изданной Пономаревым через 10 лет после премьеры, в 1998 году, небольшим тиражом. А в 1999 году им же был написан сценарий к фильму о князе Михаиле "У подножия Голгофы", события в котором начинаются и заканчиваются в современном Буденновске. К сожалению, фильм по этому сценарию так пока и не был снят. Что же касается самого города Буденновска, то его руководство, побывавшее в Твери 5 декабря 2002 года, в день памяти князя Михаила, проявило к спектаклю большой интерес и пригласило Пономарева сыграть свой спектакль на буденновской сцене. Однако такая поездка требует затрат, и судьба будущих гастролей зависит от воли тверских чиновников.
    Георгий Николаевич одним из первых был награжден губернатором Владимиром Платовым высшей наградой области - крестом святого благоверного князя Михаила Ярославича Тверского. Образ князя повлиял и на самого исполнителя роли Михаила. Пономарев явился инициатором и одним из создателей общества Михаила Ярославича Тверского. Он написал не только книгу и киносценарий о Михаиле Ярославиче Тверском, но и пьесу о его внуке - князе Михаиле Александровиче.


Борис ГУРОВ
    Фото Светланы ПРУСАКОВОЙ


В минувшую субботу в рамках XI Международного баховского фестиваля в Тверской областной академической филармонии состоялся грандиозный джазовый концерт, в котором принимали участие как российские, так и зарубежные исполнители. Кстати, джаз на традиционном баховском празднике - это нонсенс: такого никогда еще не было. Просто джаз в Твери любят. Вот почему руководство филармонии решило пойти на достаточно смелый, но заранее "обреченный" на успех эксперимент.
    В ГОСТИ к тверитя-нам приехали нью-йоркские звезды Дэвид Манн (саксофон) и Ники Ричардс (вокал), которые работали с такими известными исполнителями, как Мадонна, Майкл Джексон, Пол Саймон, Стинг, Майк Джеггер и многими другими. Также зрители услышали российскую джаз-команду "Транс Атлантик". Она является лауреатом премии Московской ассоциации джазовых журналистов "Джаз ухо" и обладателем премии Московского международного фестиваля "Живая музыка". Концерт прошел, как говорится, на одном дыхании. Не обошлось и без джем-сейшена, когда все музыканты выходят на сцену и каждый по очереди исполняет партию. По словам художественного руководителя филармонии Владимира Боярского, концерт представлял синтез всего того, что было создано джазменами за несколько столетий. Разборчивая публика пребывала в настоящем восторге. Однако более всех покорила зрителей русскоязычная певица из Германии Лера Гехнер вместе со своей группой "Лера Гехнер Бэнд". Она очаровала присутствующих, еще не появившись на сцене: интригующе Лера пела из-за кулис. Наконец, материализовалась ОНА. С забавными рыжими хвостиками, в коротеньком спортивном платьице и чулках в сетку, в черных очках - такой увидели ее тверитяне. Эта невероятно очаровательная миниатюрная особа с сильным низким и в то же время женственным голосом, удивительной пластикой и врожденным обаянием довела зал до состояния эйфории. Небольшая справка: Лера - наша соотечественница, родилась и выросла в Ленинграде. Там же получила музыкальное образование. В 1998 году Лера уехала в Гамбург, где создала свой джазовый проект "L.E.R.A.". К джазу Лера приходила постепенно. Сначала она пела романсы, цыганские песни, потом уже попробовала себя в джазе. Лера добилась определенного успеха в Германии. Вернувшись в Россию в 2001 году, Лера организовывает новую франк-шоу-группу "Лера Гехнер Бэнд". Голос Леры Гехнер часто сравнивают с взрывающимся вулканом. И это небезосновательная метафора. Те, кто побывали на субботнем концерте, смогли убедиться в этом утверждении. После выступления неподражаемой Леры Гехнер нашему корреспонденту удалось встретиться с певицей и задать ей несколько вопросов.
    - Лера, чем, по-вашему, российская публика отличается от западной?
    - Российская публика всегда лучше, потому что я сама русская. В Европе если люди хлопают, это вовсе не значит, что им нравится. Просто там так принято. А у нас наоборот. Русский зритель всегда искренен. Если артист поет плохо, то ему никто не станет аплодировать.
    - О чем больше нравится петь?
    - Конечно, о любви. Когда я была совсем юной, то писала депрессивные стихи на эту тему. Мне казалось, что вокруг все плохо, что спасения ждать неоткуда. Повзрослела - поняла, что была не права.
    - Верите в любовь с первого взгляда?
    - Верю. Но этих первых взглядов может быть много, впрочем, как и "любовей".
    - А в судьбу верите?
    - Да, я знаю, что все предначертано нам кем-то свыше.
    - Лера, а как насчет жизни после смерти?
    - Она есть. Как-то мне рассказали, по результатам специальных подсчетов, что в прошлой жизни я жила в XVII веке и была мужчиной, погоняла лошадей.
    - А по своим собственным ощущениям, какую по счету проживаете жизнь?
    - Последнюю. Многие события моей настоящей жизни это доказывают.
    - А по жизни вы больше пессимист или оптимист?
    - Оптимист, хотя это и непросто. Однако пессимистично смотреть на вещи мне не свойственно.
    - Случается ли такое, что от зала не идет никакой отдачи?
    - Бывает. И тогда мне становится обидно за тот труд, который приносит удовлетворение. Возникает ощущение, что была рядовая репетиция, а не концерт. В такие моменты весьма грустно на душе.
    - Как проводите свободное время, если таковое в наличии имеется?
    - В свободное время сплю. Я обожаю смотреть сны. Пою и сплю. А в несвободное время я ем.
    - Лера, когда вы поняли, что джаз для вас - это профессия?
    - Джаз - это не профессия. Джаз - это вся моя жизнь.


Беседовала Софья ВОРОТЫНЦЕВА


С 14 по 30 марта Тверь снова окунется в мир музыки И.С. Баха. В этом году 9-й ежегодный фестиваль проходит под девизом "И.С. Бах - музыка XX века". Эти слова, по мнению устроителей фестиваля, наиболее точно отражают значимость творчества великого композитора, которое оказало влияние на многих авторов прошлого века.
    В ТОМ, что И.С. Бах не потерял своего слушателя, несмотря на разделяющие их века, говорит тот факт, что, по данным интернет-голосования, композитор был признан в прошлом году автором самой популярной мелодии... для сотового.
    Впрочем, вернемся к фестивалю. В день открытия для собравшихся почитателей выступал пианист, народный артист СССР Николай Петров, в чью программу входили не только произведения И.С. Баха и его современников, но и итальянского композитора XX века Н. Ротта. 15 марта творческую эстафету приняли молодые дарования тверской земли. Однако основным событием этого фестиваля станут выступления самого Гарри Гродберга, чье имя известно даже людям, далеким от музыки. Выступления пройдут 21 и 23 марта.
    Завершится фестиваль 30 марта выступлением Государственного академического симфонического оркестра России под управлением Марка Горенштейна.
    Поклонники творчества И.С. Баха и ценители музыки, без сомнения, найдут этот фестиваль интересным и вдохновляющим. Остальным же, ищущим развлечений, от посещения концертов лучше воздержаться, чтобы не скучать в зале в ожидании перерыва.


Екатерина САРК

Наша газета выходит в городах:
  • Андреаполь
  • Бежецк
  • Белый
  • Бологое
  • Вышний Волочек
  • Весьегонск
  • Жарковский
  • Западная Двина
  • Зубцов
  • Калязин
  • Кашин
  • Кесова Гора
  • Кимры
  • Конаково
  • Красный Холм
  • Кувшиново
  • Лесное
  • Лихославль
  • Максатиха
  • Молоково
  • Нелидово
  • Оленино
  • Осташков
  • Пено
  • Рамешки
  • Ржев
  • Сандово
  • Селижарово
  • Сонково
  • Спирово
  • Старица
  • Торжок
  • Торопец
  • Удомля
  • Фирово
  • ЗАТО Озерный
  • ЗАТО Солнечный
  • Тверь
  • Селигер

 

Блоги пользователей

Геннадий Климов, главный редактор

Орлова Мария, первый зам. главного редактора

Блог газеты

Марина Гавришенко, зам. главного редактора

Любовь Кукушкина, журналист

"Тверия" - Граждане Тверской области и тверские Землячества


   
 
   

Контакты

Адрес редакции: 170100, г. Тверь, ул. Советская, 25, 2-й этаж.
Тел./факс 34-26-44, тел. (4822) 34-77-02
e-mail: karavan@tvcom.ru