Архив номеров


В феврале министр образования Владимир ФИЛИППОВ рассказал журналистам о планах проведения эксперимента по введению единого государственного экзамена. Обосновывая необходимость введения ЕГЭ, он привел три значимых, по его мнению, аргумента. Во-первых, в мире российскому диплому больше (?!) не доверяют, во-вторых, уровень знаний выпускников российских школ оставляет желать лучшего, в-третьих, возможность абитуриента поступить в престижный вуз определяются финансовыми возможностями его
    родителей.


ВЛАДИМИР Филиппов считает, что введение ЕГЭ эти проблемы снимает. Что же представляет собой этот пресловутый единый государственный экзамен? Это тестирование, которое пройдет одновременно во всех школах, принимающих участие в ЕГЭ. Результаты тестов направят для проверки в региональную комиссию, причем члены комиссии не будут знать, чьи именно работы они проверяют, следовательно, оценят их беспристрастно. Кстати, важнейшими аргументами в пользу ЕГЭ, по мнению сторонников тестирования, является невозможность подтасовки результатов и объективность. Выпускники школ смогут отправить результаты тестов в те вузы, с кем Министерство образования подписало договор. Таким образом, результаты ЕГЭ позволят ученикам вместо двух экзаменов - выпускного и вступительного - сдавать один.


"СПАСИБО, ЧТО КОНЦА УРОКАМ НЕТ, ХОТЯ И ЖДЕШЬ С НАДЕЖДОЙ ПЕРЕМЕНЫ..."

Поскольку нам, любителям изящной словесности, близки гуманитарные дисциплины, то и расскажем мы вам о попытке сдачи нашими журналистами тестов по русскому языку. Мы могли бы устроить и ЕГЭ по литературе, но, к глубокому нашему сожалению, тесты по этому "вредному" предмету, не вписывающемуся в рамки традиционных тестируемых дисциплин, еще не составлены (что неудивительно). Итак, в милой неформальной обстановке, тем не менее, максимально приближенной к реальной экзаменационной, мы провели ЕГЭ по русскому языку.
    Если вас интересует, где мы раздобыли пробные тестовые работы, мы, так и быть, поделимся тайной: они продаются на любом книжном развале и так и называются: "Учебно-тренировочные материалы для подготовки к ЕГЭ".
    Конечно, попытка Министерства образования объять необъятное не показалась нам удачной, но с заданием наши испытуемые справились.
    Что представляет собой тестовая работа по русскому языку? Она существенно отличается от традиционного экзамена. Каждому выпускнику предстоит ответить не на три вопроса, как на обычном экзамене, а выполнить около 40 заданий по всем основным разделам школьного курса. Экзаменационную работу можно разделить на три части по типу ответов и по степени сложности. В первой части надо лишь выбрать ответ, не обосновывая его, в принципе - ткнуть пальцем в небо (что многие и будут делать), во второй части придется "напряженно" поработать: здесь необходимо "самостоятельно, - как пишут в пособии, - дать краткий ответ в виде слова или словосочетания". Наконец, третья часть предполагает задание с развернутым ответом, т.е. сочинение-рассуждение, которое создается на основе данного текста. Вот здесь начинается самое интересное: Министерство образования печется о беспристрастности и объективности, с тестами все понятно - заложил в компьютер и порядок, а как быть с сочинением? Мы сразу же, как говорится, на собственной шкуре почувствовали все издержки эксперимента. "А третью часть кто будет проверять? Ты, что ли?" - с подозрением осведомились испытуемые. А меня, соответственно, заинтересовал вопрос: а кто будет проверять эту пресловутую творческую часть на централизованном тестировании? Ведь не компьютер?! Следовательно, с объективностью здесь же можно проститься. Максимальное мифическое количество баллов, которое вообще можно набрать при тестировании, - 100, но средний балл по России принят за 50. Если кого-то интересует, как высчитываются эти самые баллы, докладываю, что при оценке тестов используется двухпараметрическая модель Бирнбаума. Желающих познакомиться с ней поближе пособие "посылает" к специальной литературе Центра тестирования.


ТОПТЫГИНСКИЕ РЕФОРМЫ

С просьбой высказать свое мнение о необходимости введения ЕГЭ мы обратились к преподавателю филологического факультета, к.ф.н., доценту Н.А. Корзиной. Нина Александровна прокомментировала ситуацию таким образом: "Мне представляется, что этот экзамен во многих отношениях, не говоря о его сути, преждевременен, в первую очередь, с точки зрения такого глобального государственного масштаба. Во-первых, наше государство пока находится в состоянии развала, нет денег на зарплату учителям, на стипендии студентам, школы пребывают в ужасном состоянии, в них практически не проводятся лабораторные работы по физике и химии, потому что нет элементарных материалов, книг и необходимых приборов. Поэтому, я считаю, в данный момент преступно затевать дорогостоящий эксперимент.
    Во-вторых, этот экзамен вряд ли приведет к какому-либо социальному равенству и благополучию. Дело в том, что в процессе сдачи ЕГЭ произойдет очень жесткая иерархия: дети, набравшие искомое количество баллов, возможно, и будут учиться за казенный счет, но все остальные вынуждены будут получать знания за плату. Какая же тут социальная справедливость? Говорят о том, что этот экзамен будет проводиться на некой нейтральной территории, при нейтральных наблюдателях. Это нереально. В кои-то веки у нас будет проходить экзамен, к которому невозможно подготовиться, потому что не известно, что там придумают. Я не случайно об этом говорю, т.к. подчеркивается, что главный тезис эксперимента - некое человеколюбие: ребенок должен не испытать стресса, который он испытывает при поступлении в вуз. Но разве не будет у детей стресса, когда они придут сдавать экзамен, зная, что решается их судьба: одновременно и выпуск из школы, и экзамен в вуз? А если неудача, на следующий год вновь придется сдавать этот кошмар. Какая же тут будет психологически положительная ситуация, разве тут не будет большего стресса?
    Еще один момент, который меня как вузовского преподавателя глубоко волнует: по этой системе мы должны будем набирать "темных лошадок". Что это за дети? Наделены ли они хоть какими-то творческими в отношении нашей дисциплины способностями? Тесты - это чисто механический процесс, бывает так, что ученик способен написать тест по русскому языку, но не способен выразить ни одной мысли. Почему в конце концов наше образование всегда оказывается самой уязвимой стороной нашей жизни? Как только начинаются какие-либо реформы, первое, что всегда всем мешает, - это наше образование. Вспомните "Топтыгина II" Салтыкова-Щедрина: как некий Магницкий первым делом хотел упразднить все университеты и типографии. И так было испокон. Почему-то самая бедная статья дохода всем стоит поперек горла. Вот это меня потрясает".
    Насколько известно, наш регион не входит в число тех 49 "счастливчиков", принимающих участие в эксперименте. Мне думается, горевать по этому поводу особенно не стоит.


Елена ДАНИЛЕВСКАЯ


В наше время снимается много сериалов о работе милиции. А где можно выучиться на милиционера? Оказывается, что здесь, как и в других профессиях, есть свои средние и высшие учебные заведения. Именно о таком вузе и пойдет наш разговор с его начальником, полковником милиции Сергеем БАБУРИНЫМ.
    - Расскажите, пожалуйста, об истории создания вашего учебного заведения.
    - У нашего филиала более чем 50-летняя история. Создан он в 1946 году, когда приказом МВД СССР была организована Калининская школа по переподготовке проводников служебно-розыскных собак для органов милиции. С тех пор проходили неоднократные реорганизации. Так, в 1993 году Тверской филиал республиканского института повышения квалификации работников МВД был переподчинен Московскому институту МВД России. Всего у этого института 7 филиалов, они находятся в различных городах России и у каждого своя специализация.
    - А специалистов какого профиля готовят у вас?
    - Мы обучаем будущих участковых, оперуполномоченных уголовного розыска, следователей органов и подразделений области. Также осуществляется подготовка по специальности "Юриспруденция", она проводится на компенсационной основе. На базе нашего филиала недавно была организована кафедра информационной безопасности, которая готовит кадры для выявления преступлений в сфере высоких технологий. Руководит этой кафедрой В.М.Кукушкин. Преподавательский состав нашего филиала имеет довольно высокий уровень профессиональной подготовки. У нас преподают профессора, кандидаты и доктора наук. Четырнадцать наших сотрудников прошли боевое крещение в горячих точках, причем не только на территории России. Некоторые из преподавателей являются нашими бывшими выпускниками, которые решили вернуться и продолжать дело подготовки работников милиции.
    - Учиться в вашем филиале сложнее, чем в других университетах или институтах?
    - Понимаете, если действительно учиться, то сложно везде. Просто наше учебное заведение имеет свою специфику. Мы даем как теоретическую, так и практическую подготовку по различным предметам. В частности, кроме профессиональных знаний курсанты получают неплохую подготовку по дзюдо, легкой и тяжелой атлетике.
    - Расскажите, что входит в комплекс филиала?
    - Мы фактически автономны. У нас есть свои подстанция, котельная, кухня и пекарня, скважина, снабжающая водой. Для курсантов организованы общежития, в которых они живут во время обучения, столовая и даже бар, где можно купить почти все, кроме, естественно, спиртных напитков и сигарет. На территории филиала находятся также два тира, два крытых спортивных зала, футбольное поле.
    - А чем в свободное время занимаются ваши подопечные?
    - Курсанты организовывают праздники, каждые выходные проводится дискотека, билеты на которую распространяются и среди женского населения города. Девушек потом отвозим обратно на собственном автобусе. Также в выходные дни курсанты могут сходить в кино, в театр. Те, кто постоянно проживает в Твери, могут сходить домой. В распоряжении курсантов находится и наша библиотека.
    - Скажите, а как поступить в ваш вуз?
    - Прежде всего надо подать заявление в РОВД, потом пройти собеседование уже у нас. Перед экзаменами все абитуриенты проходят обязательное психологическое тестирование на профпригодность, по результатам которого они допускаются к вступительным экзаменам. Из экзаменов сдают историю, обществознание и русский язык, а также физкультуру.


Наталья ГОШ
    Фото автора


ПО ИНИЦИАТИВЕ президента намечается существенное смягчение уголовных наказаний за экономические преступления небольшого масштаба. В переводе на житейский язык - за мелкие и средние кражи. Подсчитано, что в результате принятия Госдумой поправок президента в закон об Уголовном кодексе наши тюрьмы освободятся на треть - выпустят около 300 тысяч человек (включая сидящих там и за хулиганство).
    Разумеется, это давно надо было сделать исходя из известного в народе им же сформулированного изречения: чем больше украдешь - тем меньше получишь. Имеется в виду срок отсидки. Пресловутый мешок картошки, мелькающий в качестве избитого примера в газетах, книгах и телепередачах, чреват был годами тюрьмы. Столько же давали за украденные миллионы. Несправедливо.
    Теперь, возможно, вор, стащивший мешок картошки, кочан капусты, посуду из незакрытого дома или еще что-нибудь в этом роде, должен иметь наказание в виде условного срока и штрафа, причем солидного, который возместит не только материальный, но и моральный ущерб бабе Мане в деревне или дяде Васе в городе. И процедура рассмотрения подобных дел в судах будет упрощена.
    Казалось бы, все хорошо. Да что-то все же не очень хорошо. Я имею в виду бабу Маню в деревне и дядю Васю в городе. О них в законе и поправках почти ни слова. Думаю, что они долго еще будут опасаться местных пьяниц, бомжей и воров, несмотря на хороший закон. И вот почему.
    Во-первых, на местах (в деревне, в городских кварталах) нет сильной власти, которая к тому же не имеет эффективного репрессивного механизма по отношению к местным ворам и хулиганам. Звонить в милицию? От этого мало толку: в районах Тверской области один милиционер на 15-20 деревень, да и когда еще он приедет в какую-нибудь Дубровку за 20-30 км! Такая же ситуация и в городах. Кроме того, по традиции наша милиция за такие мелочные дела берется с крайней неохотой - у нее завал с более серьезными делами, и ее понять можно. Поэтому бабка молча проглатывает обиду, а вор остается безнаказанным, наглея все больше. Хотя его все знают, обличить нельзя - сделать обыск невозможно.
    Нет, я не призываю к возврату в дореволюционные порядки, когда община прилюдно порола воров, а конокрадов тихо забивала насмерть. Я призываю к наделению местной администрации более сильными полномочиями, в том числе к праву наказания за мелкие правонарушения.
    Во-вторых, в законе не очень четко подтверждены меры профилактики. Воровство и хулиганство ныне стали всеобщими явлениями, и указывать только на один их источник - обнищание народа - значит искажать реальность. Нужен комплекс новых мер, предупреждающих кражу собственности, и среди них главным является укрепление власти на местах с помощью самих жителей села, деревни, ТСЖ и домов в городе.



Новые правила для абитуриентов
    Министерство образования РФ подготовило новые правила приема в российские вузы. Они начнут действовать уже этим летом.
    Вузы теперь обязаны предъявлять абитуриентам лицензию на право ведения образовательной деятельности.
    Абитуриенты могут теперь подавать в приемную комиссию заверенную ксерокопию документа о среднем образовании. А несовершеннолетние абитуриенты имеют право отныне приходить на апелляцию с одним из родителей.


Елена ДАНИЛЕВСКАЯ

Наша газета выходит в городах:
  • Андреаполь
  • Бежецк
  • Белый
  • Бологое
  • Вышний Волочек
  • Весьегонск
  • Жарковский
  • Западная Двина
  • Зубцов
  • Калязин
  • Кашин
  • Кесова Гора
  • Кимры
  • Конаково
  • Красный Холм
  • Кувшиново
  • Лесное
  • Лихославль
  • Максатиха
  • Молоково
  • Нелидово
  • Оленино
  • Осташков
  • Пено
  • Рамешки
  • Ржев
  • Сандово
  • Селижарово
  • Сонково
  • Спирово
  • Старица
  • Торжок
  • Торопец
  • Удомля
  • Фирово
  • ЗАТО Озерный
  • ЗАТО Солнечный
  • Тверь
  • Селигер

 

Блоги пользователей

Геннадий Климов, главный редактор

Орлова Мария, первый зам. главного редактора

Блог газеты

Марина Гавришенко, зам. главного редактора

Любовь Кукушкина, журналист

"Тверия" - Граждане Тверской области и тверские Землячества


   
 
   

Контакты

Адрес редакции: 170100, г. Тверь, ул. Советская, 25, 2-й этаж.
Тел./факс 34-26-44, тел. (4822) 34-77-02
e-mail: karavan@tvcom.ru