Архив номеров


В городе Старица произошли события, придавшие новое звучание возрождению духовной святости: найдены мощи местночтимой святой схимонахини ПЕЛАГЕИ, родственницы первого Патриарха Московского и всея Руси Иова (XVI век).
    
    ОСЕНЬЮ 2001 года председатель Старицкого отделения Всероссийского общества автомобилистов Валерий Соколов ходатайствовал перед районной администрацией о расчистке церкви Вознесения в городском саду.
    После двух недель работы были обнаружены костные останки людей, разбросанные по всему храму. Тогда и было решено провести с помощью георадара геофизическую разведку, так как, по документальным свидетельствам, было известно, что в Вознесенском храме когда-то почиталась гробница схимонахини Пелагеи. Вскоре георадар показал, что близ южной стены основного объема храма, напротив центрального оконного проема, имеется локальная аномалия, которая может соответствовать останкам гробницы схимонахини Пелагеи.
    До раскопок гробницы был проведен совместный труд - поиски архивных и литературных источников, обмен информацией, ее осмысление.
    Матушка Пелагея исконно почиталась старичанами. "Едва ли у кого из жителей города найдется помянник, в котором бы она не была записана, и притом, в большинстве случаев, на первом месте. В течение целого года немало над ее могилой служится панихид по просьбе отдельных лиц, как граждан Старицы, так и из приезжающих окрестных поселян..."
    По найденным документальным свидетельствам можно было заключить, что схимонахиня Пелагея являлась либо матерью, либо сестрой первого святейшего Патриарха Московского и всея Руси Иова. Нам не остается ничего иного, как руководствоваться результатами археологического и судебно-медицинского исследований гробницы и мощей схимонахини, ведь хорошо известно, что такие результаты исследования иногда могут существенно дополнить церковное предание.
    Совершенно неожиданным результатом исследования останков матушки Пелагеи в нашем случае оказалось обоснованное заключение, что она была убита выстрелом из ружья или пистолета. В акте медико-криминалистического исследования от 30 ноября 2002 года указано, что "схимонахиня Пелагея имела повреждение головы, возникшее в результате действия огнестрельного оружия, снаряженного свинцовой пулей диаметром 15-16 мм. Повреждение левой теменной области является выходным... Обнаруженное огнестрельное повреждение головы схимонахини Пелагеи указывает на мученическую ее кончину, что вполне согласуется с особым почитанием ее захоронения в Старице".
    Наиболее вероятной представляется гибель матушки Пелагеи в 1608 году во время второго захвата поляками Старицы, когда "польский пан Зборовский и русский изменник князь Шаховской... в полночь подступили к Старице, в то время как царские защитники и жители спокойно спали; темнота ночи содействовала им перерезать часовых и окружить город со всех сторон; тихо перелезли они через городскую стену и отворили ворота. Многочисленные защитники и жители города, застигнутые врасплох, растерялись; после недолговременного сопротивления разбежались по церквям, где и были истреблены, а город сожжен и разграблен".
    Логика и воображение рисуют следующую картину: матушка Пелагея, стоя на высоком крыльце Вознесенской церкви, обличает и пытается увещевать вражескую толпу. И в это время снизу и немного сбоку (заключение экспертов) раздается роковой выстрел...
    Медико-антропологические исследования показали, что возраст матушки Пелагеи в день кончины составлял 60-70 лет, значит, год ее рождения должен находиться в интервале между 1535-1545 годами. Следовательно, на основании изысканий современного церковного историка игумена Феофилакта, дату рождения святителя Иова можно в связи с этим определить примерно 1533-1535 годами.
    Таким образом, схимонахиня неизбежно оказывается ровесницей или даже моложе святителя Иова, то есть никак не может быть его матерью, но вполне может быть сестрой. Более достоверное решение вопроса о родстве возможно после проведения сравнительного молекулярно-генетического исследования.
    28 августа 2002 года, в день Успения Богородицы, наместнику Успенского монастыря игумену Гермогену был передан застекленный фигурный киот, в котором помещена деталь кожаной сандалии из гробницы подвижницы веры и благочестия Пелагеи. Каково же было всеобщее удивление, когда при передаче святыни все увидели чудесное явление - кусочек кожи от обуви инокини Пелагеи трансформировался нерукотворно, в процессе его восстановления, в профиль женщины в специфическом для монахинь головном уборе.
    11 января 2003 года впервые в Старице при большом стечении народа произошло знаменательное событие - были привезены и переданы в Свято-Ильинскую церковь останки местночтимой схимонахини Пелагеи.
    Моли Бога о нас, благочестивая Пелагея!


Александр ШИТКОВ, преподаватель Старицкого педучилища, председатель Старицкого отделения Российского общества историков-архивистов, краевед


Это только сейчас нам кажется, что всегда мы, женщины, были модными и стильными. Однако если обратиться к истории, то выходит, не так давно были времена, когда женщины падали с каблуков, зацеплялись прическами за канделябры и страдали частыми обмороками, пытаясь освоить тонкости моды. Ведь, как ни обидно, а выражение "во что квашню не одень - она все равно вылезает", тоже о нас.
    
    УЖЕ ПОЧТИ два месяца в помещении выставочного зала картинной галереи выставляется экспозиция "Мне век быть модным повелел...", которая предоставляет своим посетителям возможность окунуться в мир моды и познакомиться с историей костюма, которая прослеживается в портретах тверского светского общества, то есть показывает насколько модные веяния докатились до русской провинции, затронули струны в загадочной русской душе.
    Долгие годы в России отсутствовало понятие моды как таковой, и только Петр I своими указами о том, что "бороды брить и платье европейское носить" положил начало эпохи моды.
    Мода XVIII века диктует свои каноны. Женский костюм состоит из нижнего и верхнего платьев, причем не в пример экономной Европе оба платья делаются достаточно богатыми как по ткани, так и по отделке. Также XVIII век называют в России веком бриллиантов, когда развивается технология обработки и огранки алмазов и бриллиантовые украшения входят в моду. У мужчин костюм делится на военный и светский. В военном костюме явно прослеживаются веяния прусской моды - простота сочетается с практичностью. Светский же костюм перенял все традиции французской моды того времени - изысканный однотонный камзол и кюлоты более темных тонов. Однако мода не ограничивала женщин в их фантазиях, потому русские модницы довольно часто использовали в своих нарядах русские мотивы. Так появилось в моде "европейство на русский манер".
    Тогда же появились и первые балы, перенимая традицию которых, общество быстро переняло искусство "языка веера и мушки", когда с их помощью можно было назначить свидание или разрешить поцелуй. Мушка над губой - ваша дама желает поцелуя, мушка возле глаза - она согласна на свидание, только вас ли ждет прекрасная дама? С появлением балов в России появилась мода на шоколад, который был тогда только горьким и пили его обжигающе горячим.
    На моду первой половины XIX века наложила отпечаток война 1812 года. Тогда появились так называемые платья а-ля "Наташа Ростова", где талия поднималась под грудь и подчеркивалась атласной лентой. Дополнялся такой костюм воротником фрезэ, который заимствовался из испанской моды, и, хотя создавался для того, чтобы скрыть шею, носился в основном, чтобы подчеркнуть ее. Прически по-прежнему оставались лишь вариациями оригинальной ля Фонтаж. Свое название эта прическа получила от известной фаворитки французского двора Анжелики де Фонтаж, которая на королевской охоте зацепилась прической за ветки. Ее прическа растрепалась, но находчивая фаворитка сняла подвязку с ноги и завязала волосы наверху. С тех пор такая прическа и подобные ей были названы ее именем.
    В середине XIX века драгоценности оказались у модниц не в почете. Из всех украшений знатные дамы позволяли себе лишь нитку жемчуга. Все драгоценности заменяют теперь свежие живые цветы, которые прикалываются не только в прическу, но и на платья. Другой отличительной чертой того времени являются шали, которые в варианте открытого платья носятся на плечах, при закрытом - спускаются на локти. На смену прическе ля Фонтаж приходят Мария-Гортензия и Луиза-Гортензия, что можно заметить по портретной живописи того времени.
    У мужчин того времени входят в моду простые костюмы: черный сюртук и белый галстук и прическа а-ля Титус. Причем мужчины того времени более модны, чем женщины. Щеголи уделяют много внимания тому, как завязан галстук, как подколота булавка и насколько она соответствует костюму. Обязательны часы на цепочке, которые по тем временам могут стоить целое состояние. Тогда же в России появились мода на сигареты и... первые заядлые курильщики.
    К концу XIX века начинают курить и женщины.
    XX век вносит свои коррективы в моду. Женщинам хочется кардинальных изменений, однако вместо новых свобод мода закрывает женщину еще больше. Корсеты становятся полными, то есть обхватывают модницу от груди и до самых бедер. Французские веяния века популяризируют "S"-силуэт, в моду входят турнюры. Сначала это валики из ваты и ткани, затем это уже целые конструкции из китового уса. Таким образом подчеркивались бедра и грудь, а талия становилась соблазнительно тонкой. Порой женские желания выглядеть модной доходят до абсурда, и платье напоминает фрегат на всех парусах.
    Женственность и очарование могут служить девизом модниц. Популярными становятся плащи тальма, которые подчеркивали силуэт женщины. Экспри из перьев птиц подчеркивает изящество дамской прически.
    Так закончился век досоветской моды...
    Мода, как любое явление культуры, лишь отражение происходящего в обществе, потому загадывать о ее будущем нет смысла. Она будет такой, какая необходима людям. Современная мода же часто кричит о своем новаторстве и неизвестных веяниях, однако если внимательно приглядеться к творениям модельеров, то не окажется ли, что все новое - это лишь хорошо забытое старое?


Екатерина САРК

Наша газета выходит в городах:
  • Андреаполь
  • Бежецк
  • Белый
  • Бологое
  • Вышний Волочек
  • Весьегонск
  • Жарковский
  • Западная Двина
  • Зубцов
  • Калязин
  • Кашин
  • Кесова Гора
  • Кимры
  • Конаково
  • Красный Холм
  • Кувшиново
  • Лесное
  • Лихославль
  • Максатиха
  • Молоково
  • Нелидово
  • Оленино
  • Осташков
  • Пено
  • Рамешки
  • Ржев
  • Сандово
  • Селижарово
  • Сонково
  • Спирово
  • Старица
  • Торжок
  • Торопец
  • Удомля
  • Фирово
  • ЗАТО Озерный
  • ЗАТО Солнечный
  • Тверь
  • Селигер

 

Блоги пользователей

Геннадий Климов, главный редактор

Орлова Мария, первый зам. главного редактора

Блог газеты

Марина Гавришенко, зам. главного редактора

Любовь Кукушкина, журналист

"Тверия" - Граждане Тверской области и тверские Землячества


   
 
   

Контакты

Адрес редакции: 170100, г. Тверь, ул. Советская, 25, 2-й этаж.
Тел./факс 34-26-44, тел. (4822) 34-77-02
e-mail: karavan@tvcom.ru