Архив номеров


Роман Евгеньевич СПИРИДОНОВ - один из тех немногочисленных мужчин-учителей, которые любят детей и школу. Поэтому в ней и работают. Школа №54, названная Центром гармоничного развития, ее педагогический коллектив и учащиеся стали для него не только местом приложения своих сил, но и творческой лабораторией, где в ежедневных скрупулезных исследованиях рождается новая педагогика - педагогика ХХI века.
    
    - В 1989 ГОДУ, после окончания 3-го курса математического факультета, я начал работать в школе. А с 1996 года начал преподавать в университете педагогику. Когда я увольнялся из той школы, где прежде работал, и переходил на кафедру, директор школы меня спросила, куда я ухожу. Я ответил, что преподавать педагогику. И она произнесла интересную фразу: "Вообще зря. Сколько лет мы без педагогики работали в школе, еще столько бы лет работали дальше". Я попытался объяснить, что работать в школе без знания педагогики как науки, без знания ее методов и приемов сегодня невозможно. Потому что, как я думаю, никому не нужен просто предмет "Математика" или какой-то другой - главное, чтобы в школе мы растили людей, которым математика в известной мере принесет пользу.
    - Мужчин-учителей в школах обычно мало. Как вы себя чувствуете в женском коллективе?
    
- Иногда, если где-то спрашивают, бывает как-то неловко отвечать, что ты учитель. Потому что дети сейчас часто говорят: "Ну что это за профессия - учитель?" В наши дни она считается непрестижной. На самом деле в школе ощущаю себя очень хорошо. И мужчин в нашем коллективе в процентном отношении больше, чем в других школах. Но так как я работаю еще и в университете, то и ощущаю себя не как учитель в школе, а как преподаватель вообще.
    - А что для вас более важно - школа или университет? Или между ними знак равенства?
    
- Я думаю, что так вопрос нельзя ставить. Университет - это следующее образование после школы. Оно не лучше, не хуже, не значимее. Оно просто другое. И опирается на то образование, которое дается в школе. Но основа ученичества закладывается в школе. Школа должна научить не математике или русскому, а научить учиться.
    Даже по своим собственным детям, а их у меня двое: одному 7 лет, другому - 13, - я вижу, что младший сын отличается большей внутренней свободой, задает гораздо больше вопросов. В школе, если ребенку делаешь замечание, он спрашивает: "Почему?" Если раньше дети просто слушались, то теперь иначе. Сегодня дети слушаются всерьез только того, кому они доверяют. И авторитет этот взрослые должны заслужить своим вниманием к детям, может быть, и тем, что обосновывают свои действия. Когда учитель объясняет, почему он так делает, то это намного лучше. Даже если дети что-то делают под давлением, то это происходит формально, без согласия с их внутренним пониманием.
    - А что бы вы могли рассказать необычного, интересного о ваших учениках. Трудно ли ребенку удивить учителя, тем более математика?
    
- Поводов для этого сколько угодно. А математика во многом описывает нашу жизнь. Некоторые вещи, например, бесконечность жизни, человеку трудно представить. Если ребенок, к примеру, из верующей семьи и просит объяснить бессмертие души, то как раз числовая прямая и демонстрирует, что зарождается жизнь с нуля и продолжается до бесконечности. Математика очень многие примеры в жизни может описать. Когда мы говорим о сравнении чисел, то я у учеников спрашиваю, можно ли сравнивать людей. Когда они начинают сравнивать, они очень скоро понимают, что сравнивать людей нельзя. Можно сравнить рост, вес, цвет глаз. Можно сравнивать поступки людей. Этот - хороший, другой - плохой. А людей сравнивать - в этом пользы нет.
    - Роман Евгеньевич, о чем спорят нынче учителя в учительской?
    
- Споры все те же - о подходах к воспитанию. Я сторонник того, что во всем, что происходит с детьми, виноваты учитель и семья. А у молодых педагогов часто распространен такой подход: "Ученик обязан". Доля смысла в этом есть, но в том случае, если учитель сделает все от него зависящее для того, чтобы он мог выполнить требование. Когда я прихожу на лекцию в университет, я спрашиваю студентов: "В чем задача учителя?" Они отвечают: "Дать знания". Тогда я ставлю свой портфель и предлагаю: "Берите". Студенты теряются: "Мы не знаем, что там". Вот и дети не знают, что им предлагают. Современному ребенку учиться очень трудно. Ребенок приходит из школы, а по телевизору с 15 до 18 часов показывают мультфильмы. Какой ребенок откажется от мультфильмов ради подготовки уроков? Надо создать мотивацию, чтобы домашнее задание было актуальнее, чем мультфильмы.
    - Какой вы представляете себе школу будущего?
    
- Уже есть много таких определений. Это школа радости. Многие школы даже так и называются. Школа радости не в том смысле, что все приходят и смеются, а в том смысле, что одним хочется учиться, а другим хочется им в этом помогать. Ученик и учитель становятся партнерами. Учителя помогают ученикам в приобретении знаний. Дают им радость познания мира в части наук и культуры. Суть школы будущего для меня в этом. Уже есть и такие учителя, и такие ученики.


Беседовала Валентина КАСЬЯНОВА


С каждым годом профессия работника правоохранительных органов становится все популярнее в среде абитуриентов, доказательством этому может служить уже достаточно серьезный конкурс для поступающих в Тверской филиал Московского института МВД РФ. Однако если сравнивать с гражданскими вузами, то есть в системе приема и серьезное отличие - психологическое тестирование на профессиональную пригодность.
    
    КАЖДОЕ ЛЕТО у психологов института наступает период напряженной работы - абитуриенты проходят профессионально-психологическое тестирование. Проходит оно в доэкзаменационное время и служит своего рода допуском к испытаниям на прочность знаний. В чем же смысл такого отбора? Оказывается, с помощью теста проверяется, насколько будущий студент соответствует требованиям института и не окажется ли изучение выбранной специальности ему не по зубам.
    Тестирование проводится по двум направлениям: первое - исследуется интеллектуальное развитие личности, и второе - выявляются личностные особенности абитуриента, его способность к адаптации в коллективе, стрессоустойчивость, степень конфликтности. И то, и другое важно не только для успешного учебного процесса, но и для спокойной атмосферы в коллективе.
    По результатам тестирования абитуриенты делятся на четыре категории:
    - рекомендованные в первую очередь как полностью соответствующие требованиям;
    - рекомендованные в основной состав;
    - рекомендованные условно как минимально соответствующие требованиям;
    - нерекомендованные.
    Если первая и вторая категории абитуриентов допускаются к экзаменам безо всяких ограничений, то лица, попавшие в третью, лишь при условии недобора студентов на потоке. Не рекомендованные к экзаменам не допускаются. По словам психологов, каждый год 4-5% абитуриентов от общего числа поступающих по той или иной причине попадают в последнюю категорию.
    Зная предприимчивость абитуриентов, содержание тестов не только держится в строгом секрете, но и каждый год предлагается новый вариант. Кроме того, о результатах тестирования знают только психолог и абитуриент, так что даже если вы попадете в список недопущенных, то всегда можете сказать окружающим, что просто передумали поступать.
    Что же касается психологических тестирований как таковых, то, несмотря на появление в школах людей с дипломами психологов, проблемы выбора профессии и психологической предрасположенности по-прежнему остаются на уровне 70-х годов. Хотя если бы выпускники больше знали о свойствах своей личности и возможностях, то вопрос "Куда пойти учиться?" решался бы сам собой.


Екатерина САРК


КТО СТАНЕТ ЛУЧШИМ ПЕДАГОГОМ ГОДА?

25 февраля стартует ежегодный конкурс "Учитель года". Правда, название на сегодняшний день претерпело некоторые изменения и теперь официально звучит так: "Конкурс педагогического мастерства". В нем могут принимать участие не только учителя, но и воспитатели дошкольных образовательных учреждений, и педагоги дополнительного образования. Каждый конкурсант вправе выбрать любую номинацию из 15 представленных на конкурсе и продемонстрировать свои знания и опыт в данной области. А традиционного разделения учителей-предметников и соревнования между "физиками" и "лириками" теперь не будет.


НАШИ УЧЕНИКИ - САМЫЕ ОДАРЕННЫЕ!

С 11 по 15 февраля в Москве в поддержку президентской программы "Дети России" проводился международный форум "Одаренные дети". В нем приняли участие тверские школьники. В результате наши ребята завоевали два третьих места и поощрительный приз жюри. Д. Махотин из гимназии №8 занял III место в номинации "Клуб историков", П. Пустовалов из гимназии №6 - III место в номинации "Клуб лингвистов", поощрительный приз жюри получил М. Коржов, ученик гимназии №8.
    При подведении итогов была отмечена хорошая подготовка всей тверской команды, принявшей участие в форуме.


Подготовила Елена ДАНИЛЕВСКАЯ при содействии ГМЦ г. Тверь


В МИНУВШЕЕ воскресенье мы праздновали 23 февраля в условиях, приближенных к мирным. Уже второй год этот день является выходным.
    По городу бродили компании нетрезвых мужиков, хриплыми голосами распевающие песню про четыре трупа возле танка. Причем все, даже отродясь не служившие в армии, настаивали на поздравлениях - считается, что 23 февраля уже стал просто днем всех мужчин. И, несмотря на комизм этих претензий и этого сложившегося убеждения, есть в минувшем празднике какая-то щемящая, затрагивающая глубинные струны души нота. Оба моих деда были офицерами. Наверное, так могут сказать многие мои ровесники. В предвоенные годы каждому парню, успешно окончившему десятилетку, делалось предложение идти в военное училище (один из моих дедов, мечтавший об историческом факультете, в доверительной беседе с тогдашним калининским военкомом узнал, что поступить в гражданский вуз ему все равно не дадут). Оба прошли войну от начала до конца.
    Один аккурат перед 22 июня 1941 года был распределен в танковую часть под белорусским городом Ровно и молоденьким лейтенантом изведал все ужасы отступления и плена, участвовал в антифашистском подполье в лагере для военнопленных, а после освобождения целую неделю был вынужден исполнять обязанности коменданта какого-то немецкого городишки (правда, совершенно пустого) - за отсутствием старших по званию.
    Другой командовал батареей ПВО - одной из тех, что защищали от немецких налетов знаменитую "дорогу жизни", связывавшую блокадный Ленинград с Большой землей. После войны он окончил Харьковскую военную академию, принимал участие в создании кольца ПВО вокруг Москвы. Он был военным ученым, по чьим учебникам учились, может быть, те самые сербы, сбившие американский самолет-невидимку во время недавней войны. Как настоящий военный, он ничего никогда не рассказывал, и только недавно я случайно узнала от бабушки, что дед, оказывается, воевал в Корее.
    Армия для нас была не просто абстрактным общественным институтом. Человек, существуя в обществе, создает в своем сознании мир символов - образов вещей, явлений, отношений, которые приобретают метафизический смысл, выходящий за рамки физического существования тех объектов, из которых он выделился. Каждый из нас " утрясает" через эти символы свою личную биографию - только с их помощью она укладывается в то время и пространство, где довелось нам жить. Мир символов упорядочивает также историю общества, связывает в нашей коллективной жизни прошлое, настоящее и будущее. Символы позволяют человеку ощущать твердую почву под ногами. Армия в сознании советского человека была именно таким священным символом, символом, замешанным на крови погибших в боях родных.
    Разрушение общества успешнее всего осуществляется через разрушение символов. Советский Союз проиграл в холодной войне и, разумеется, как побежденная сторона, должен был распустить свою армию. Что он и сделал. Причем под радостные вопли интеллигенции. Армия морально и материально деградировала, служить идут только те, у кого не хватило денег и ума "откосить" (то есть представители самых низов общества, а не элиты советской молодежи, как было перед войной). И теперь, когда государство спохватилось, что армия все-таки нужна - хоть не с Америкой воевать, так со своими чеченцами - сделать что-либо для ее восстановления оказалось очень трудно. Можно бесконечно вставать под нелепый текст песни Газманова про "господ офицеров с натянутыми нервами", но этим авторитет армии не поднимешь. Увы.


Наша газета выходит в городах:
  • Андреаполь
  • Бежецк
  • Белый
  • Бологое
  • Вышний Волочек
  • Весьегонск
  • Жарковский
  • Западная Двина
  • Зубцов
  • Калязин
  • Кашин
  • Кесова Гора
  • Кимры
  • Конаково
  • Красный Холм
  • Кувшиново
  • Лесное
  • Лихославль
  • Максатиха
  • Молоково
  • Нелидово
  • Оленино
  • Осташков
  • Пено
  • Рамешки
  • Ржев
  • Сандово
  • Селижарово
  • Сонково
  • Спирово
  • Старица
  • Торжок
  • Торопец
  • Удомля
  • Фирово
  • ЗАТО Озерный
  • ЗАТО Солнечный
  • Тверь
  • Селигер

 

Блоги пользователей

Геннадий Климов, главный редактор

Орлова Мария, первый зам. главного редактора

Блог газеты

Марина Гавришенко, зам. главного редактора

Любовь Кукушкина, журналист

"Тверия" - Граждане Тверской области и тверские Землячества


   
 
   

Контакты

Адрес редакции: 170100, г. Тверь, ул. Советская, 25, 2-й этаж.
Тел./факс 34-26-44, тел. (4822) 34-77-02
e-mail: karavan@tvcom.ru