Архив номеров


В последнее время на книжных развалах и в магазинах появилось множество книг, многообещающие названия которых предлагают ученику ненавязчиво, в развлекательной форме, особо не напрягаясь, ознакомиться с накопившейся за века (к досаде школьника) классикой русской и зарубежной литературы.
    
    СОВЕРШЕННО искренне восхищаюсь самонадеянностью и непревзойденной деловой хваткой авторов пособий "Все произведения школьной программы в кратком изложении" (в двух томах) и "Все произведения школьной программы в кратком изложении" (в одном томе) - вот тут авторы превзошли самих себя. Остается гадать: то ли перепечатали то же, что и в двух томах, только помельче шрифт взяли, то ли лишние подробности опустили.
    К чему эти утомительные подробности? Вон еще Чехов сказал: "Краткость - сестра таланта", правда, если по этому высказыванию оценивать творческие способности авторов вышеупомянутых пособий, то одним талантом дело не ограничится, здесь, по меньшей мере, надо говорить о гениальности!
    Ну-ка попробуйте напрячь свою скудную фантазию и представьте себе изложение четырех томов романа "Война и мир" на 20 листочках, пьесу "Гроза" А.Н. Островского на четырех, повесть А.С. Пушкина "Метель" на полстраницы? Что, не получается? То-то! На самом деле все очень просто, сами, наверное, не раз в школе просили перед уроком содержание непрочитанного произведения пересказать, ну а те несчастные, кому довелось учиться на филфаке, вообще на этом собаку съели.
    Более всего меня вдохновили драматические произведения в изложении авторов данного пособия. Этакий телеграфный стиль, язык Эллочки-людоедки, минимум деталей, по-видимому, авторы оставили только самое важное. Надо сказать, важного, по их мнению, немного. К примеру, комедия "Недоросль" Д.И. Фонвизина:
    Действие четвертое, явление 1: Софья читает книгу и ждет дядю.
    Явление 3: Камердинер приносит Стародуму письмо. Софья идет за очками для дяди.
    Эти явления в пересказе Л. Милько и О. Орловой понравились мне больше всего.
    Хотя вот "Горе от ума" (вот это, кстати, читателям обсуждаемой книги не грозит) тоже радует:
    Действие четвертое, явление 11: Лиза в потемках пробирается к Молчалину, т.к. Софье привиделся в сенях Чацкий, и она послала свою горничную. (Да уж, "послала, так послала", и какое у детей, спрашивается, впечатление о главной героине пьесы останется? Но самое мое любимое явление пьесы в пересказе авторов книги - это явление 3. - Прим. авт.)
    Явление 3: Чацкий требует карету, но ее никак не могут найти. (Да уж, недаром слух о сумасшествии Чацкого распространился, может, он без кареты приехал? - Прим. авт.)


"НО ЛЕТО БЫСТРО ПРОЛЕТЕЛО И ОСЕНЬ ТОЖЕ. НАСТУПИЛА ЗИМА"

(из книги "Все произведения школьной программы в кратком изложении")

Можете представить, как мило выглядит роман "Евгений Онегин"? Меня не могла оставить равнодушной следующая фраза: "Увидев коляску Онегина, Татьяна бежит в сад, где крепостные, собирая ягоды, поют песни, чтобы не есть много ягод". А вы думали, от любви к искусству? Наивные.
     Да, может, кого-то смутило, что "Евгений Онегин" написан в стихах, а тут вроде проза? Не тушуйтесь, уж слишком много бумаги, по мнению авторов пособия, занимает онегинская строфа, проще своими словами пересказать. Пусть корявенько, зато быстрее и экономичнее получится.


"ФИРС ЧТО-ТО БОРМОЧЕТ"

(из книги "Все произведения школьной программы...")

Теперь представьте "Вишневый сад" в подобном изложении. Необычную драматургию А.П. Чехова, где в диалогах героев присутствует постоянная недосказанность, подтекст, когда герои говорят и не слышат друг друга, и в оригинальном-то тексте сложно сразу понять. В пересказе же авторов "Краткого изложения..." пьеса "Вишневый сад" читается, как бред: "Раневская говорит, что Пете пора стать мужчиной... Петя ужасается речам Раневской и убегает, а она кричит ему вслед, что пошутила. Что-то с грохотом падает с лестницы. Аня вбегает и говорит, смеясь, что Петя упал с лестницы". "Лопахин зовет выпить, но никто не идет. Он отдает бутылку Яше. Петя ищет свои калоши. Лопахин сообщает, что едет на всю зиму в Харьков". "Шарлотта показывает фокусы с картами, а потом с пледом и Аней и Варей. Все в восторге от ее представления".
    Как вы понимаете, это только малая толика тех перлов, что встречаются в книге "Все произведения школьной программы в кратком изложении". Специалисты говорят, что подобные сборники, "решебники", "золотые сочинения" - это просто диверсия в области образования. Все эти пособия издают, как правило, издательства-однодневки, а написаны они недобросовестными специалистами. Так что если хотите навредить собственному ребенку - покупайте подобную продукцию!


Елена ДАНИЛЕВСКАЯ


Окончив школу, мы потом нередко вспоминаем своих учителей, и вот что интересно: как правило, при встрече бывшие однокашники вспоминают или любимых педагогов, или самых занудливых и въедливых. Выпускники 27-й средней школы: и те, кто окончил школу несколько десятков лет назад, и те, кто выпускался из стен родной школы совсем недавно, - обязательно осведомляются друг у друга об известнейшем и любимом педагоге - Льве Георгиевиче НИКАНОРОВЕ.
    
    И ЭТО неудивительно, ведь Лев Георгиевич является своего рода символом 27-й школы, он работает в ней учителем географии уже 37 лет! То, что учителя-мужчины в наших школах редкость - это, увы, непреложный факт. Но когда мужчины приходят в школу надолго и всерьез, и не просто приходят, а выбирают преподавание главным делом своей жизни на долгие годы - это действительно сегодня редкость.
     Причем возможностей у Льва Георгиевича уйти из школы на более хлебное и менее хлопотное место было немало: звали его и в Институт усовершенствования учителей, и в Облсовпроф, предлагали должность директора областной детской туристической станции, но он остался в школе. Почему? Да потому, что любит детей и всем хлебным должностям предпочитает живое общение с ними.
    Когда я спрашивала ребят, что им больше всего нравится в уроках Льва Георгиевича, они сразу же, не задумываясь, отвечали: очень интересно рассказывает новый материал, не так, как занудно написано в учебнике.
    К тому же Лев Георгиевич заядлый турист и практически на каждую новую тему может привести увлекательные истории из своей жизни. Вспоминая об интересных случаях, которые происходили во время походов, Лев Георгиевич рассказал, как однажды мальчик Коля Локтев (который, к слову сказать, в настоящее время является редактором одной из тверских газет) нашел мину, оставшуюся со времен Великой Отечественной войны, и положил ее себе в сумку тайком от учителя. Хорошо, что Лев Георгиевич, заинтересовавшись неожиданно потяжелевшей поклажей, вовремя обнаружил страшную находку. Пришлось вызывать саперов.
     Не раз ребята находили и боевые гранаты. Конечно, надо было быть предельно внимательным и осторожным, но, может быть, именно чувство опасности и придавало необычность и притягательность этим захватывающим походам.
    Также уже на протяжении 37(!) лет Лев Георгиевич принимает участие в городских туристических слетах, и в этом году А.П. Белоусов торжественно вручил ему грамоту как самому старейшему и активному их участнику.
    Девчонки - одиннадцатиклассницы Наташа Тарасова и Катя Антонова, ходившие вместе с Львом Георгиевичем в походы, - отмечают, насколько это интересный и увлекающий всех общим делом человек.
    - К нему с любым вопросом можно подойти, он всегда поможет найти ответ, по-доброму пошутит.
    Мама Наташи тоже училась у Льва Георгиевича, и не просто училась, а была ученицей того первого для молодого учителя выпуска, который состоялся 33 года назад, выпуска самого памятного и самого любимого.
    Лев Георгиевич помнит всех учеников того класса: Борис Эльгарт сейчас работает в Москве, Вера Маскадыня преподает английский в университете, Александр Цепелев работал в дипкорпусе в Швейцарии, Борис Козадаев - врач-реаниматолог в областной больнице, Виктор Миловидов преподает зарубежную литературу в университете, Галина Акперова работает в Заволжском РОВД.
    О каждом из своего первого выпуска Лев Георгиевич может рассказать подробно, и это неудивительно, ведь его ребята, ставшие уже пятидесятилетними состоявшимися людьми, навещают его по традиции два раза в год. И каждое лето 12 июля на протяжении 33 лет весь класс вместе со своим любимым учителем собирается на даче у Ирины Михайловой. "Вы знаете, нынешний класс, в котором я классный руководитель, очень похож на мой первый выпуск, - говорит Лев Георгиевич. - Повезло мне с детьми! - и, хитро улыбаясь, добавляет, - или им со мной".


Елена ДАНИЛЕВСКАЯ


ИТОГИ КОНКУРСА ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ПРОГРАММ

Завершился конкурс образовательных программ педагогов дополнительного образования. На конкурсе были представлены программы в следующих номинациях: художественная, туристическо-краеведческая, социально-педагогическая, естественно-научная.
    Программы дополнительного образования должны обеспечить укрепление психического и физического здоровья детей. Жюри отмечает гуманистическую направленность программ, приоритет общечеловеческих ценностей, воспитание гражданственности на основе художественного творчества. При подведении итогов лучшими программами были названы: программа Л. Вихровой (ДТДМ), Г. Кудряшовой (ДТДМ), Н. Кондратьевой (шк.-инт. №1), Н. Герасимовой (ДТДМ). Этим педагогам было присвоено звание лауреата конкурса.


ЛИДЕРЫ - ТВЕРСКИЕ ШКОЛЬНИКИ

Подведены итоги областной олимпиады среди школьников, в которой принимали участие 242 ученика из Твери. По установленным правилам, в областной олимпиаде имели право участвовать не только учащиеся, занявшие призовые места в городской олимпиаде 2002-2003 годов, но и 20 победителей городской школьной олимпиады 2001-2002 годов.
    При подведении итогов областной олимпиады было отмечено, что тверские школьники продемонстрировали традиционно отличное знание иностранных языков (9 призеров из 9) и точных наук (физика, информатика, математика). Школы, подготовившие наибольшее число победителей: №№6, 8, 12, 17, 35 и 44. Всего тверским школьникам удалось занять на областной олимпиаде 27 первых мест, 32 - вторых и 26 - третьих. Это очень неплохой результат!


Елена Данилевская


УПАСИ, Господь, нас от всевозможных потрясений! Например, от такого, какое испытал я во время просмотра одной из популярных телевизионных программ, участником которой стал министр труда и социального развития Александр Починок. Признаюсь, даже не глядел на экран, а слушал вполуха, пока министр не стал сопоставлять зарплату педагогов в Твери и Москве. Ну, допустим, господин Починок вовсе не бином Ньютона разъяснил, сказав, что у тверских учителей зарплата на порядок ниже, чем у их столичных коллег. Но вот дальнейший комментарий иначе, чем людоедским, не назовешь. Оказывается, москвичи и обязаны получать больше, даже при равных нагрузках, поскольку... стоимость жизни в Москве выше.
    Что-то после этого я засомневался, знаком ли министр труда хотя бы с основами экономики, ведь даже меня, гуманитария, учили в свое время, что в любом обществе необходимое количество денег определяется суммой стоимости всех товаров и услуг, поделенной на количество оборотов денежных средств. Это означает следующее: одна и та же пара сапог может стоить и доллар, и сто долларов - все зависит от объема денежной массы, находящейся в регионе. А кто же сейчас не знает, что в Москве находятся центральные офисы всех основных банков, аккумулирующих российские финансы? Кому неизвестно, что налоги за добытый на Ямале газ и произведенную в Тверской области электроэнергию платят в Москве "Газпром" и РАО "ЕЭС"? Вот из-за обилия денег (как рублей, так и долларов) цены в городе-герое и выше.
    Справедливо ли в таком случае считать людьми второго и даже третьего сорта педагогов-подвижников, преподающих в промерзших классах сельских школ? Им бы не сверхповышенную зарплату получить - своих бы кровных денег дождаться. Как-то в одной из районных газет прочитал, что сельским учителям предложили выдать зарплату на выбор - либо водкой, либо... навозом со скотного двора.
    Возможно, покажусь кому-то излишне категоричным, но из педагогов и медиков в столице оседают только москвичи, а, значит, в их числе и выше количество посредственностей, коль скоро не существует естественного отбора. Но платить больше людям, не заслуживающим и половины зарплаты тверских учителей, - это уже чересчур.
    Когда-то, в эпоху тотального дефицита продовольственных товаров, наша область сумела заставить говорить столицу с собой на равных после того, как тверитяне пообещали прекратить поставки в Москву - от молока до картофеля. Умеем, стало быть, отстаивать свои права. Есть ли желание?


Наша газета выходит в городах:
  • Андреаполь
  • Бежецк
  • Белый
  • Бологое
  • Вышний Волочек
  • Весьегонск
  • Жарковский
  • Западная Двина
  • Зубцов
  • Калязин
  • Кашин
  • Кесова Гора
  • Кимры
  • Конаково
  • Красный Холм
  • Кувшиново
  • Лесное
  • Лихославль
  • Максатиха
  • Молоково
  • Нелидово
  • Оленино
  • Осташков
  • Пено
  • Рамешки
  • Ржев
  • Сандово
  • Селижарово
  • Сонково
  • Спирово
  • Старица
  • Торжок
  • Торопец
  • Удомля
  • Фирово
  • ЗАТО Озерный
  • ЗАТО Солнечный
  • Тверь
  • Селигер

 

Блоги пользователей

Геннадий Климов, главный редактор

Орлова Мария, первый зам. главного редактора

Блог газеты

Марина Гавришенко, зам. главного редактора

Любовь Кукушкина, журналист

"Тверия" - Граждане Тверской области и тверские Землячества


   
 
   

Контакты

Адрес редакции: 170100, г. Тверь, ул. Советская, 25, 2-й этаж.
Тел./факс 34-26-44, тел. (4822) 34-77-02
e-mail: karavan@tvcom.ru