Архив номеров


Очередная реформа образования не приносит никаких результатов, кроме новой головной боли родителям. Потому, наверное, общество привыкло к мысли, что без репетитора в вуз не поступить; школьная программа так сложна, что порой учителя сами не в состоянии ответить на все задания, что предлагаются в учебниках, что даже при поступлении в школу приходится выдерживать сложнейшие собеседования. Редкий детский сад теперь не заманивает родителей обещаниями, что к окончанию данного учебного заведения их чадо будет не только читать и писать, а также считать и по-английски разговаривать, но и компьютером пользоваться научится. Однако скоро к этому списку может добавиться и такой необычный предмет, как "Охрана окружающей среды"...
    
    НА САМОМ деле предлагаемая программа не так обширна, какой может показаться по своему названию. Каждый год обучения служит лишь для углубления и расширения знаний по двум тематикам: "Комнатные растения" и "Животные рядом с нами". Все занятия делятся на теоретические и практические. Первые проводятся в классе, для вторых рекомендованы живой уголок или огород (в зависимости от погоды и времени года), материальные расходы на которые наверняка также добавятся к другим тратам родителей.
    Любопытна подача материала. Например, сначала дети знакомятся в виде лекции с агротехникой растений, то есть "с основными режимами и соотношением факторов среды, влияющих на рост и развитие растений..." Я сомневаюсь, что дети от трех до шести лет будут в состоянии понять эту фразу, не то чтобы запомнить ее. Далее дети знакомятся со всеми факторами окружающей среды по порядку, и тогда родителям не стоит удивляться, если их чадо перестанет разговаривать на понятном языке, а переключится на странный сленг.
     К примеру, вам известно, что такое мезофиты или ксерофиты - нет? Ничего, у вас появится шанс узнать это. Кроме терминов детям предстоит познакомиться с удобрениями, видами земель, используемых комнатными растениями, а также специальными способами ухода за ними, как-то: пересадка и перевалка растений, содержание их в чистоте и даже формирование кроны и борьба с вредителями.
     Однако не в пример теоретическим заданиям, практические занятия построены более разумно. Дети не только учатся постепенно ухаживать за растениями, но и знакомятся с новыми понятиями - цветок, лист, поливать, ухаживать... К выпуску из детского сада ребенок должен научиться пересаживать растения, черенковать их и уметь выращивать черенки, а также осуществлять их подкормку приготовленным раствором удобрений.
    Схоже расписан и курс "Животные рядом с нами", только большинство практических занятий кроме ухода за домашними питомцами предполагает наблюдение за животными и птицами в естественной городской среде и уголке природы и последующий рассказ о наблюдаемом. Правда,что касается животных из уголка природы в самом детском саду, то здесь курсу требуется корректировка или хотя бы разумная альтернатива, так как против содержания животных выступают медицинские работники, ибо около 70% детей дошкольного возраста имеют аллергические противопоказания к контактам с братьями нашими меньшими.
    В целом же не понятно, почему курсу дано такое название, ведь, по сути-то, никакой охраны окружающей среды не изучается, а чтобы познакомить детей с комнатными растениями и домашними животными, вряд ли необходим отдельный курс, да еще и утяжеленный специальной терминологией. Родителям, устраивающим ребенка в детский сад, всегда будет нелишним ознакомиться не только с материальной базой учреждения и удаленностью его от дома, но и с той учебной программой, что предлагается вкладывать в детские головы. И последний фактор, думаю, должен быть важнее прочих в проблеме выбора.


Екатерина САРК


Российской системе образования с завидным упорством навязывают единое тестирование (единый государственный экзамен - ЕГЭ), ваучеризацию при весьма скромных уровнях оплаты труда преподавателей. А между тем президентом на Госсовете сформулированы три постулата модернизации образования: доступность, эффективность, качество. Как все это выглядит из глубинки?
    
    НАПОМНИМ, что, в соответствии с профессиональной тарифной сеткой для учителей (разработка Министерства Починка), обещанное увеличение окладов учителей общеобразовательных школ достигнет уровня 1645-2085 рублей вместо сегодняшнего уровня 910-1510 рублей; директоров - 2800-3450 рублей вместо 1300-1630 рублей. Будут учитываться уровень образования, стаж работы, сложность труда.
    Вроде бы здорово. Однако не надо забывать про инфляцию: специалисты предрекают к октябрю 2003 года подорожание жизни на 40%, а не на 33%, на которые в среднем повышаются учительские оклады. Не следует забывать и про вечный вопрос: где взять на это деньги? Тверская область относится к дотационным, она получает помощь, в том числе и на оплату труда учителей. А если, по мысли Починка, в результате реформы деньги губернаторы должны искать у себя, то состоится ли реальное повышение зарплаты учителей - неизвестно.
    Что касается единого экзамена, то и его воспринимают везде по-разному. Министр образования Фалинков полагает его объективным и прозрачным механизмом оценки качества образования. Однако, по результатам проведенного эксперимента в 16 регионах России, выяснилось, что 22% троечников не подтвердили свои "тройки", 40% отличников не знают на "пять". На удивление обнаружили, что мальчики на 10-15% сдают экзамены лучше девочек, дети из состоятельных семей сдают лучше, чем из небогатых, экзамен формирует стандартное мышление вместо оригинального, чем славилась издавна русская школа, он не искореняет репетиторство и связанную с ним коррупцию. Некоторые развитые страны (Испания, Япония) намерены отказаться от ЕГЭ.
    Эти и связанные с ними вопросы волнуют всех учителей, в том числе и в отдаленных школах. Рассказывают начальник Управления образования Оленинского района Татьяна Чернякова и директор Оленинской средней школы Виктор Головур.
    По словам Татьяны Анатольевны, в районе имеются 4 средние школы, 19 основных и 4 начальные. Занимаются в этих учебных заведениях 7150 учеников. Средняя наполняемость классов 10 человек, но имеются первые классы, где всего по 1-2 человека. Успехи у школьников района неплохие, о чем говорит хотя бы то, что среди выпускников имеются медалисты. И медали эти дорогого стоят. Так, из трех медалистов, вышедших из школьных стен поселка Молодой Туд, один поступил в Тимирязевскую сельскохозяйственную академию в Москве, другой - в Тверскую государственную медицинскую академию, а третий - в Тверской государственный университет. Немало выпускников после школы продолжают учебу в Оленинском педучилище. Некоторые из тех оленинцев, которые хотят связать свою судьбу с военной службой, поступают в Тамбовское химико-военное училище.
    В районе, повторим, невысокий жизненный уровень, поэтому многие отцы семейств вынуждены уезжать на заработки в Москву. На этом фоне весьма выгодно смотрятся небольшие учительские зарплаты, которые в среднем составляют 1300 рублей, а с надбавками дотягивают до двух тысяч. Такое "привилегированное положение" местного учительства Виктор Николаевич объясняет тем, что глава Оленинского муниципалитета Олег Дубов не замыкается только на промышленности, на сельхозпроизводстве, а делает ставку на будущее - на воспитание подрастающего поколения и тех, кто этим воспитанием занимается.
    О едином экзамене директор школы Виктор Николаевич выразился в том смысле, что ни он, ни кто другой не против ЕГЭ, но в то же время видит и его отрицательные стороны. Например, "независимых комиссий никогда не бывает и не будет, членов комиссии всегда можно в чем-то переубедить, чем-то заинтересовать".
    Реформы реформами, а повседневная жизнь заставляет задумываться над более простыми задачами, которых в Оленине, как и везде, предостаточно: жилищные условия молодых специалистов, подготовка кадров по современным профессиям (информатика, иностранный язык и т.п.), проблемы охраны здоровья преподавателей при рухнувшей системе предоставления соцстраховских путевок, ремонт здания и прочие, которые даже при искреннем содействии главы муниципалитета до конца не решить.
    Хотя и бегло, но с состоянием школы в Оленине и ее проблемами 22 января 2003 года познакомились председатель Законодательного Собрания Марк Хасаинов и заместитель губернатора Александр Тягунов. Увы, от них мало что зависит в решении кардинальных проблем образования, но немного помочь можно. Но, с другой стороны, в Тверской области таких школ несколько сотен...


Борис ГУРОВ, Борис ЕРШОВ


"ШАГ В БУДУЩЕЕ" - ВОЗМОЖНОСТЬ РЕАЛИЗОВАТЬ СЕБЯ

Каждую весну в Твери традиционно проводится научно-практическая конференция школьников "Шаг в будущее". Организаторами конференции выступают Управление образования администрации г. Твери и Городской методический центр. В эти весенние каникулы пройдет VI научно-практическая конференция. Планируется провести работу по следующим предметным секциям: биология, экология, валеология, химия, физика, математика, астрономия, русский язык и литература, иностранные языки, история, право, экономика, психология, социология, география, краеведение, информатика, искусствоведение.
    В состав экспертной комиссии входят преподаватели ТвГУ, ТГТУ. В конференции планируют принять участие около 300 учащихся школ города. Второй год ребятам оказывается помощь в подготовке электронной презентационной версии их докладов. Наиболее активные школьные общества представляют сш №№14, 12, 10, 7, 15, 17, 19, 20, 43, 46, лицей, гимназии №№6, 8. Самые талантливые работы будут опубликованы в тверском журнале "Школьный вестник". Большинство призеров прошедших конференций обучаются в вузах и продолжают исследовательскую работу.


ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫЙ МАРАФОН ДЛЯ МАЛЫШЕЙ

1 марта в сш №30 будут проведены городские туры олимпиад по математике и русскому языку для учащихся 3-х (1-3) и 4-х (1-4) классов. Подобные олимпиады проводятся уже в течение 7 лет с целью развития интереса к познавательной творческой деятельности и для того, чтобы выявить одаренных ребятишек. Задания, предлагаемые на олимпиадах, будут необычными, выходящими по форме и содержанию за пределы обычной школьной программы. Часть заданий будут направлены на решение нетрадиционных задач и будут требовать навыков исследования.


Подготовила Елена ДАНИЛЕВСКАЯ
    при содействии ГМЦ г. Тверь


СЕГОДНЯ, добираясь на работу в маршрутке, была вынуждена слушать песню такого примерно содержания: "А ты любишь маму - мою, меня не замечаешь - я грущу и целую ночь смотрю в замочную скважину, как ты любишь маму - мою". Маршрутки вообще испытание для ушей. Но сегодня речь не о них.
    Тишина в нашем современном мире становится роскошью, доступной только элите. Проследите свои действия - приходя домой, вы тут же включаете телевизор, на работе и в транспорте непрестанно звучит радио, в большинстве автомобилей автомагнитола начинает играть сразу же, как включается двигатель. И тонны словесного мусора, тонны идиотских песенок и глупейших рекламных слоганов (кстати, слово "слоган" в кельтской мифологии - боевой клич мертвых, наводящий ужас на живых) волей-неволей оседают в нашем бедном мозгу.
    А оседая, они программируют дальнейшие действия индивидов с неокрепшей психикой.
    Наглядный пример. Основная тема современной эстрады - этакая с надрывом и выкрутасами любовь (желательно с модным нетрадиционным оттенком). Метания-страдания "Гостьи из будущего", которой все равно, "кто ты - он или она", или сложные коллизии какой-то девчоночьей группы, которая полюбила чересчур тупого бандита ("а он не знает ничего, он просто смотрит и молчит"). Причем давно проверено, чем глупее песня и чем аморальнее ее сюжет, тем чаще она будет звучать в эфире.
    При отсутствии специализированной детской музыки это ведет к устрашающим результатам. Как-то я расспросила одну юную особу десяти лет о том, какую музыку слушают ее одноклассники. Как выяснилось, безусловный лидер - группа "Руки вверх". "И целуй меня везде, восемнадцать мне уже", - собственными ушами слышала, как этот удивительный хит пели девицы лет шести, сидя в песочнице. В наше, не такое уж давнее время, пели все больше про "крылатые качели" и "прекрасное далеко" (а в песочницах преобладали песни про Чебурашку).
    Наслушавшиеся всякой чепухи по радио подростки ждут-не дождутся пятницы - 14 февраля, так называемого дня святого Валентина. Легенду об этом празднике вы можете прочитать на стр. 17. Я же хочу уточнить: в подробных католических святцах 14 февраля имеет пометку "Св. Валентин Римлянин". Скорее всего, речь идет о священномученике епископе Велентине Италийском, чью память мы, православные, отмечаем 12 августа. Никакого отношения к каким-то любовным историям он не имел.Однако 15 февраля древние римляне праздновали совсем другой языческий религиозный праздник - в честь любвеобильного бога Пана. В V веке папа Римский запретил эти празднества. Но, как это часто бывало, языческий праздник спроецировался на ближайший христианский. Так бедный святой Валентин стал прикрытием для по сути посвященных Пану любовных игрищ.
    Есть такой биологический способ борьбы с вредителями сельского хозяйства - сигнал к размножению им дается до достижения половой зрелости - и они остаются бесплодными. Эффективность этого метода по отношению к человеческому молодняку можно наблюдать на практике.


Наша газета выходит в городах:
  • Андреаполь
  • Бежецк
  • Белый
  • Бологое
  • Вышний Волочек
  • Весьегонск
  • Жарковский
  • Западная Двина
  • Зубцов
  • Калязин
  • Кашин
  • Кесова Гора
  • Кимры
  • Конаково
  • Красный Холм
  • Кувшиново
  • Лесное
  • Лихославль
  • Максатиха
  • Молоково
  • Нелидово
  • Оленино
  • Осташков
  • Пено
  • Рамешки
  • Ржев
  • Сандово
  • Селижарово
  • Сонково
  • Спирово
  • Старица
  • Торжок
  • Торопец
  • Удомля
  • Фирово
  • ЗАТО Озерный
  • ЗАТО Солнечный
  • Тверь
  • Селигер

 

Блоги пользователей

Геннадий Климов, главный редактор

Орлова Мария, первый зам. главного редактора

Блог газеты

Марина Гавришенко, зам. главного редактора

Любовь Кукушкина, журналист

"Тверия" - Граждане Тверской области и тверские Землячества


   
 
   

Контакты

Адрес редакции: 170100, г. Тверь, ул. Советская, 25, 2-й этаж.
Тел./факс 34-26-44, тел. (4822) 34-77-02
e-mail: karavan@tvcom.ru