Архив номеров


Первый учитель. Согласитесь, у каждого с этим понятием связаны свои волнующие воспоминания. Думаю, не будет преувеличением сказать, что этот человек может оказать влияние на характер и судьбу ребенка.
    Первоклассники, которые много лет назад, смущаясь, несли цветы своей первой учительнице Тамаре МЕДВЕДЕВОЙ, уже стали мамами-папами, бабушками-дедушками и теперь ведут к любимому педагогу своих детей и внуков, зная, что здесь ему помогут стать действительно полноценной личностью.
    
    ДУМАЕТСЯ, любовь, которую пронесли ее ученики к своей учительнице через долгие годы, характеризует нашу героиню больше, чем такие знаки внимания со стороны властей, как огромное количество благодарностей, почетная грамота Министерства образования, значок "Отличник народного просвещения", звание учителя-методиста, которые она заслужила своим нелегким трудом. В чем же феномен Тамары Яковлевны, учителя начальных классов школы №5 города Твери? Это мы и попытались выяснить.
    Стоит добавить, что школа №5 находится в неблагополучном районе Твери, на окраине парка "Текстильщиков", в котором проживает большое количество асоциальных семей, к тому же она расположена в таком месте, что добираться и до самой школы совсем не просто. Одним словом, проблем в этой школе хоть отбавляй.
    - Тамара Яковлевна, как вы попали в школу №5?
    
- В то время - а начинала я работать в этой школе, когда мне было 22 года - устроиться учителем было очень трудно: на каждое место приходилась большая очередь желающих. Видно, я родилась под счастливой звездой, и из огромного количества подавших заявления директор школы №5 Анатолий Иванович Клишов выбрал меня. Так я попала сюда работать и осталась до сегодняшнего дня.
    Работала в начальных классах, затем преподавала русский язык и литературу в среднем звене, вела рисование, потом снова ушла в начальную школу. За время моей работы в начальной школе несколько раз происходили изменения. Так, в конце 60-х ее перевели с четырехлетнего на трехлетнее обучение. В конце 80-х начался эксперимент по переводу начальной школы снова на программу 1-4. И каждый раз первой начинать работать по-новому приходилось мне. Когда работала по программе 1-4 на базе детского сада, делилась опытом: мой урок передавали по радио, я читала лекции в Тверском областном институте усовершенствования учителей, мною было написано методическое пособие "Методика обучения чтению".
    - А когда вы переехали далеко от школы №5 - из Пролетарского района в микрорайон "Южный" - не было соблазна устроиться на работу поближе к дому?
    
- Меня несколько раз приглашали работать в школы микрорайона "Южный" (и когда пошел учиться сын, и внук). Я не смогла уйти отсюда, даже когда меня просила учительница из 45-й школы, которая заболела страшной болезнью и никому не хотела отдавать свой класс. Я не могла бросить коллектив, детей, родителей, и без слез об этом говорить не могу.
    - А когда вы поняли, что учить - это ваше призвание?
    
- Очень давно. Когда была ребенком, я жила у бабушки в деревне. У нее были козы, и частенько мне приходилось их пасти. Я вставала на пенек и начинала объяснять, что можно, что нельзя, какие листочки можно кушать, какие нет. Козы собирались вокруг меня и внимательно слушали. Так что желание передавать людям свои знания появилось у меня еще в глубоком детстве, но начала я с животных. В 10 лет, учась в деревенской школе, я уже вела музыкальные занятия. Вообще в школе я была очень активной, занималась во всех кружках Дворца пионеров, увлекалась спортом, была первой бегуньей на городских эстафетах.
    - В вашем районе проживает довольно много асоциальных семей. Наверное, трудно приходится с такими детишками?
    
- Я считаю, что очень важно узнать психологические особенности ребенка. На первом же родительском собрании я провожу анкетирование родителей. Они пишут об особенностях их детей: что любит и что не любит ребенок, общительный он или нет и так далее. Потом я присматриваюсь к детям и нахожу к каждому индивидуальный подход, замкнутых детей стараюсь приобщить к коллективу. Одаренные дети занимаются с теми, кто трудно обучается. У нас в школе учится много детей нерусских национальностей: цыгане, армяне, азербайджанцы. Некоторые приходят в школу, совершенно не говоря по-русски, мне приходится учить их языку, в этом, кстати, помогают другие дети. И в результате ребята говорят по-русски, пишут и считают.
    Я стараюсь прививать детям чувства доброты, отзывчивости, терпения, уважения друг к другу и к взрослым. Игры, "огоньки" помогают в этом. Любят ребята и дополнительные занятия по этике и культуре. В ТОИУУ я занималась с американским психологом, получила сертификат, и эти знания я применяю в школе.
    Действительно, в нашем районе много асоциальных семей, пьющих родителей. Бывает, ребенок опаздывает на урок, потому что его родители всю ночь пили, гуляли, не давали спать. Часто дети скрывают от учителя ситуацию в своей семье, боятся его гнева, непонимания. Мне же дети доверяют свои беды, переживания, потому что знают, что я пойму и оставлю все в тайне. Если к ребенку относишься с материнским чувством, он открывает душу.
    Несмотря на все трудности, я стараюсь устанавливать с родителями тесный контакт, многие из них приходят ко мне в школу по первой просьбе, более отзывчивые помогают справиться с теми, кто безответственно относится к своим родительским обязанностям. Некоторые родители сдружились с другими, и так как наша школа расположена неудобно, то они по очереди отводят в школу своего ребенка вместе с соседскими детьми.


Беседовала Елена БУРЦЕВА
    Фото Светланы ПРУСАКОВОЙ


31 ЯНВАРЯ педагогический коллектив средней общеобразовательной школы №27 отметил свой 45-летний юбилей.
    За 45 лет своего существования школа выпустила 3049 учащихся, из них 41 с золотой и 40 с серебрянной медалями.
    С конца 80-х годов школа стала работать как Центр эстетического развития, в котором, например, такой предмет, как МХК (мировая художественная культура), является неотъемлемой частью программы и по математике, и по литературе. В Центре изучаются такие предметы эстетического цикла, как ритмика, изобразительное искусство, эстетика, очень много внимания уделяется музыкальным занятиям.
    Центр является филиалом музыкальной школы. Есть в школе свой хор и духовой оркестр. Одной из первых в Твери школа №27 всерьез стала решать проблему преемственности между детским садом и школой. Около полутора тысяч детей от 2 до 16 лет ежедневно приходят в Центр эстетического развития, где их талантам в полной мере помогают раскрыться опытные и высоко профессиональные педагоги. Среди выпускников сш №27 много известных и уважаемых людей, в частности, генерал-майор Г.П. Виноградов.



В НАЧАЛЕ февраля 2003 года Воронцовской средней общеообразовательной школе, находящейся в Торопецком районе Тверской области, исполняется 100 лет. Возглавляет ее директор В.Н. Никитина. На сегодняшний день в школе 77 учащихся, для обучения и воспитания которых созданы все благоприятные условия. Воронцовская школа идет в ногу со временем: она оснащена современным оборудованием, имеет кабинет основ информатики и вычислительной техники, мастерские, где ученики с малых лет приобщаются к труду. Также ребята имеют возможность заняться спортом: в школе есть свой спортивный зал, проводятся занятия спортивной секции; работают технический, краеведческий, художественный кружки. Здесь трудятся 19 замечательных педагогов, которые всю свою душу и сердце отдают детям. Школа сильна своими традициями, большое внимание уделяется нравственному, этическому и трудовому развитию учащихся, педагоги стремятся воспитать в ребятах уважение к историческому прошлому и настоящему своей родины.
    Как это положено, на юбилей школа получит замечательный подарок: распоряжением администрации области на приобретение школьного методического материала и оборудования для Воронцовской средней школы Торопецкого района в связи со 100-летним юбилеем выделено 50000 рублей.


Подготовила Елена ДАНИЛЕВСКАЯ при содействии Департамента образования администрации Тверской области


ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫЙ МАРАФОН ДЛЯ МАЛЫШЕЙ

1 марта в сш №30 будут проведены городские туры олимпиад по математике и русскому языку для учащихся 3-х (1-3) и 4-х (1-4) классов. Подобные олимпиады проводятся уже в течение 7 лет с целью развития интереса к познавательной творческой деятельности и для того, чтобы выявить одаренных ребятишек. Задания, предлагаемые на олимпиадах, будут необычными, выходящими по форме и содержанию за пределы обычной школьной программы. Часть заданий будут направлены на решение нетрадиционных задач и будут требовать навыков исследования.


УСПЕХ В УЧЕБЕ ЗАВИСИТ ОТ ЗДОРОВЬЯ

Получены данные о состоянии здоровья и уровне обучения 522 учащихся в 11 образовательных учреждениях города. Медико-педагогический анализ результатов мониторинга позволит осуществлять выработку решений, нацеленных на достижение высокой педагогической эффективности с учетом здоровья учащихся, ведь только здоровый ребенок может успешно усваивать знания при обучении.


Подготовила Елена ДАНИЛЕВСКАЯ
    при содействии ГМЦ г. Твери


27 ЯНВАРЯ после тяжелой болезни, на 83-м году ушел из жизни известнейший педагог Д.М. Соловьев.
    Давид Моисеевич был поистине легендарной личностью. Звание заслуженного учителя России он получил еще в 60-е годы, во время преподавания в Уссурийском суворовском училище. Прошел всю войну, был награжден орденами России, Польши, в совершенстве владел польским языком, переводил уставы и документы для войска Польского.
    Долгие годы Давид Моисеевич преподавал математику в Калининском суворовском училище, ему было присвоено звание подполковника.
    В 1988 году, уже в 67 лет (!), пришел работать в среднюю школу №17 и практически до последних лет своей жизни преподавал в ней математику. Полтора месяца назад Д.М. Соловьев был удостоен медали ордена "За заслуги перед Отечеством" II степени. Среди учеников Давида Моисеевича много известных и уважаемых людей. Выражаем соболезнование родным и близким.



В ПРОШЕДШИЕ дни начала февраля сознание некоторых из нас занято осмыслением двух, казалось бы, не связанных между собой разновременных событий: 60-летия разгрома немецко-фашистских войск под Сталинградом и катастрофы американского космического "челнока", в котором погибли семь астронавтов.
    Если вдуматься, то можно усмотреть удивительные параллели. В снежном студеном городе на Волге 60 лет назад наши деды и отцы сражались со злобной беспощадной стихией, имя которой нацизм, являвшейся, по сути, гигантским всплеском дикой первобытности.
    Ценой огромных потерь мы, бывшие советские, по большей части русские люди, победили зло. 1 февраля 2003 года произошла очередная схватка людей с другой враждебной стихией - неизведанным космосом. Схватка закончилась временным поражением, как было когда-то, 60 лет назад, когда наши войска потерпели поражение и отошли к Волге.
    Что бы там ни говорили, нужно признать, что основную тяжесть борьбы с космосом несут пока Российская Федерация и Соединенные Штаты. Они вдвоем и терпят иногда поражения, порой чувствительные до боли. Вспомним наших погибших космонавтов при спуске на Землю, вспомним и американских, погибших 16 лет назад при взлете.
    Сама суровая судьба заставляет внимательнее присмотреться друг к другу людям из России и США. Мы во многом похожи, несмотря на различия в историческом прошлом, сегодняшней действительности, общественных менталитетах. И враги часто бывают у нас общими: нацизм и большевизм в прошлом, терроризм - в настоящем, космос - в будущем. Заметьте, с какой емкой очередностью враждебное начало в мире бьет по обеим странам: теракт в сентябре 2001 года в Нью-Йорке и Вашингтоне; теракт осенью 2002 года в Москве; гибель российского экипажа самолета в южных морях; гибель экипажа "челнока" над территорией США. Что дальше?
    Прошло время, когда они нас называли тоталитарным обществом и боролись с нами. А мы называли их расистами и загнивающим капитализмом и тоже боролись с ними. Теперь это в прошлом. Ныне русские и американцы вместе осваивают космос, вместе несут потери в борьбе с терроризмом, еще нерешительно подставляя плечо друг другу. Нужно еще время, чтобы понять очевидную истину: только вместе Россия и Америка смогут победить любое зло на этой маленькой планете, повести за собой остальных и шагнуть в будущее.
    Склоняя голову перед памятью погибших, наших и американских, следует помнить, что путь к звездам проходит через тернии. Это и является судьбой человечества.


Борис ЕРШОВ

Наша газета выходит в городах:
  • Андреаполь
  • Бежецк
  • Белый
  • Бологое
  • Вышний Волочек
  • Весьегонск
  • Жарковский
  • Западная Двина
  • Зубцов
  • Калязин
  • Кашин
  • Кесова Гора
  • Кимры
  • Конаково
  • Красный Холм
  • Кувшиново
  • Лесное
  • Лихославль
  • Максатиха
  • Молоково
  • Нелидово
  • Оленино
  • Осташков
  • Пено
  • Рамешки
  • Ржев
  • Сандово
  • Селижарово
  • Сонково
  • Спирово
  • Старица
  • Торжок
  • Торопец
  • Удомля
  • Фирово
  • ЗАТО Озерный
  • ЗАТО Солнечный
  • Тверь
  • Селигер

 

Блоги пользователей

Геннадий Климов, главный редактор

Орлова Мария, первый зам. главного редактора

Блог газеты

Марина Гавришенко, зам. главного редактора

Любовь Кукушкина, журналист

"Тверия" - Граждане Тверской области и тверские Землячества


   
 
   

Контакты

Адрес редакции: 170100, г. Тверь, ул. Советская, 25, 2-й этаж.
Тел./факс 34-26-44, тел. (4822) 34-77-02
e-mail: karavan@tvcom.ru