Архив номеров


В жизни Тверского академического театра драмы произошло знаменательное событие: недавно заслуженной артистке России Ирине АНДРИАНОВОЙ было присвоено звание народной. На сцене Андрианова уже более тридцати лет. В свое время окончила ГИТИС. Работала в Ульяновском драмтеатре, затем в Таллинском Русском театре. С 1974 года Андрианова неразлучна с Тверским театром драмы. На ее счету около 150 ролей. Среди них: сваха ("Женитьба" Гоголя), Таня ("Лошадь Пржевальского" Шатрова), Глафира ("Волки и овцы" Островского), Пиронелла ("Декамерон" Бокаччо), Кручинина ("Без вины виноватые" Островского), Раневская ("Вишневый сад" Чехова), Елизавета ("Елизавета против Елизаветы" Шиллера) и многие другие. Сегодня на страницах "Каравана" Ирина Андрианова отвечает на вопросы нашего корреспондента.
    
    - Ирина Васильевна, теперь вы народная артистка России. В вашей жизни начался какой-то новый этап?
    
- Не думаю. Две недели назад, когда мы в актерской труппе отмечали это событие, я позволила себе сказать, что поздравляю с этим званием всех актеров. Я считаю, то, что меня удостоили чести носить звание народной артистки, произошло только благодаря нашему театру. Это заслуга не столько лично моя, сколько общая - театральная. Ведь театр - одна команда. Не бывает так, что в плохом театре с неинтересным репертуаром человек получает самое высокое профессиональное звание. Именно репертуар помогает актеру совершенствоваться на выбранном поприще.
    Приказ о присвоении мне звания был подписан 19 декабря минувшего года. Хорошо, что данное событие свершилось под конец календарного года. Таким образом, я как бы открываю дорогу в будущее.
    - Ваша последняя на сегодняшний день роль - королева английская Елизавета в постановке по одноименной пьесе Шиллера "Елизавета против Елизаветы". Как вы относитесь к тому, что имя Елизаветы после премьеры стало практически нарицательным?
    
- В этом опять же не моя заслуга. Вероятно, поводом послужило удачное решение самого спектакля. Так что это произошло благодаря мастерству режиссера Веры Андреевны Ефремовой. Именно она сумела сделать так, что мы увидели Елизавету жестокой правительницей и женщиной в одном лице. Знаменитый режиссер Георгий Товстоногов всегда говорил своим актерам перед тем, как начинать репетировать новый спектакль: "Давайте договоримся об условиях игры". Так и мы перед тем, как готовить "Елизавету...". Все мы знали шиллеровских Марию Стюарт и Елизавету. У Шиллера, конечно, прекрасная пьеса. Он представил свой образ королевы Елизаветы, на мой взгляд, мало соответствующий исторической действительности. Естественно, я достоверно не могу знать, какая была Елизавета. Все, что можно было о ней найти в различных источниках в нашем городе, я нашла и прочитала. У меня о Елизавете сложилось совершенно противоположное мнение, нежели у автора бессмертной трагедии Фридриха Шиллера. Мне ближе тот портрет английской королевы, который написан в произведениях Брутнера "Елизавета" и Болта "Да здравствует, королева, виват!" Стоит отметить, что в марте этого года исполняется 400 лет со дня смерти Елизаветы.
    - Роли по ночам часто снятся?
    
- Постоянно. Особенно накануне выпуска спектакля. Конечно, это самое напряженное время, когда практически спать не приходится. Но именно во сне открывается что-то новое. Утром встаешь и понимаешь: надо попробовать. В этот период обычно бывает так называемая сонливая бессонница.
    - Как актерские навыки помогают в быту? Приходится ли играть в жизни?
    
- Думаю, сознательно, нет. Я, по крайней мере, никогда ими не пользовалась, я считаю, что актер должен быть в жизни естественным. Играть? Мне в театре хватает игры. Зачем мне играть в жизни? Да, конечно, когда я работаю со студентами, я могу поиграть в очень строгую учительницу: ругать лентяев, грозить им "двойками". Просто я за строгость в учении и воспитании. Ведь что такое играть? Это значит, изображать то, чего нет. А зачем изображать, если жизнь полна настоящим. Меня иногда спрашивают, как я плачу на сцене. Да так же, как и в жизни. Актерская природа столь прозрачна, что дает возможность реагировать на все происходящее более эмоционально, более остро, чем все остальные. Я всегда знаю, о чем я плачу. Не приходится придумывать, над чем плакать - в жизни много всего. К примеру, постоянное отключение горячей воды. А эти метровые сугробы? Люди не могут выйти из троллейбуса, падая в эти сугробы и проклиная всех и вся.
    - Трудно, уходя из театра, окунаться в реальный мир?
    
- Нет. На сцене и в жизни много аналогий. Например, опять же "Елизавета"... Очень интересно наблюдать за реакцией женщин на этом спектакле, которые облечены властью, как и королева английская. В Елизавете они узнают себя. Ведь жизнь во все времена - она одинаковая. Играешь классику, выходишь на улицу и видишь много похожего.
    - Каким вы видите молодое актерское поколение в драмтеатре?
    
- Молодые актеры разные, конечно, принимая во внимание их профессионализм и преданность театру. Наверное, это в чем-то зависит от специфики времени. Зарплата у актеров небольшая. Молодежь вынуждена искать себе дополнительные заработки за стенами театра. Жизнь заставляет. И с этим ничего не поделаешь. Сегодня молодежь, к сожалению, не пропадает в театре 24 часа в сутки, как пропадали там мы. Фанатичной любви к театру у них я не наблюдаю. Они умеют работать хорошо, но иногда ленивы. Возможно, кто-то одарен более, кто-то менее. Но условия в театре у них абсолютно одинаковые. Когда все они пришли в театр, то сразу получили серьезные большие роли. И за это молодые актеры должны быть благодарны театру и его руководителю, который делает на них ставку. Есть такая поговорка: "Чужой опыт никогда никому не повредит". Они это поймут с годами. Мне очень жаль, что сейчас не все молодые актеры поют, танцуют, не все умеют владеть своим телом так, чтобы совершать какие-то трюки не сцене. Я считаю, что при современной конкуренции в сфере искусства драматический актер должен быть универсален.


Беседовала Софья ВОРОТЫНЦЕВА


Думается, этот творческий коллектив особо представлять не надо. Кто хоть раз побывал на его спектаклях - запомнил и другим рассказал. Сейчас театр переживает сложное время: ищут, но не могут подобрать такого режиссера, каким была в "Диалоге" Валентина ГОНЧАРЕНКО, скончавшаяся в начале этого года.
    
    ...ЧЕМ ПРИТЯГИВАЕТ театр людей? Чего хотят от него зрители? Посмотреть на любимого актера, отдохнуть, расслабившись и переключившись на чужие проблемы, а может, и услышать подсказку, как поступить в очередной жизненной ситуации. Но есть любители театра, которым хочется самим играть на сцене. Из таких людей и состоит труппа театра "Диалог".
    Ирина Зайцева, работница полиграфкомбината, впервые встретилась с Валентиной Федоровной Гончаренко, когда ей было 15 лет. Все, что предсказала ей тогда режиссер, сбылось, но не сразу. А тогда Валентину Федоровну привлекли умение Ирины петь и ее броская внешность. Сейчас у нее уже двое детей. Старшему - четырнадцать. Ее коронная роль - Лариса Огудалова в "Бесприданнице". Кто видел этот спектакль - подтвердит. По ходу спектакля очаровательная Лариса исполняет три романса. Половина успеха заключалась в том, что это были новые романсы. Стихи они использовали из сборников поэзии тех времен, когда жил Островский. Музыку к ним подбирала сама Валентина Федоровна. Успех был полный.
    Запомнили его не только зрители в зале. После этого (сам того не желая) пришел в состав труппы инженер Александр Парфенов. Оказалось, что они с Ириной, готовившей роль Ларисы Огудаловой, соседи, живут в одном рабочем общежитии. Он неплохо владел гитарой и согласился помочь озвучить спектакль. Ирина (Лариса) исполняла свои романсы, просто делая вид, что играет. А в это время Александр, стоя за кулисами, аккомпанировал ей. Получалось у них так синхронно, что никто из сидящих в зале ничего этого даже не заметил. Как рассказывает сам Александр, тогда ему очень понравилась атмосфера, в которой работал театр. Это было объединение единомышленников, хорошо понимающих друг друга. Закончилось для него это тем, что его убедили попробовать себя в роли "потешного человека", любителя выпить за чужой счет Робинзона в "Бесприданнице" - сыграл. И играет до сих пор.
    И все она, Валентина Федоровна Гончаренко. Большой жизненный и творческий опыт позволяли ей с первого знакомства увидеть в новичке "божью искру", определить амплуа. Именно так было и с Антониной Мишайкиной, преподавателем школы.
    - Была наслышана об этом творческом коллективе. Открываю дверь в репетиционную, - вспоминает Антонина, - и вдруг вместо приветствия миловидная, интеллигентная женщина (это была Валентина Федоровна Гончаренко) говорит в мой адрес: "Ну вот, теперь у нас есть и своя Елена Кармина". (В "Диалоге" тогда только что взялись за "Женитьбу Белугина")
    А вот как вспоминает свое появление в "Диалоге" тоже хорошо знакомый зрителям актер Константин Михеев. Сегодня его амплуа - первый герой-любовник.
    - Помню, как поначалу, это был 1971 год, Валентина Федоровна нас просто завораживала. Умная, красивая... И мы, словно буратины, неуклюжие, руки-ноги не знаем куда деть, слова сказать не можем. Она лепила из нас актеров. Учила двигаться по сцене, подбирать нужную интонацию в разговоре.
    Всякий раз после общения с ней в нас что-то менялось. Мы испытывали ощущение радости. Ее похвала, заслужить которую было непросто, действовала на нас сильнее любого наркотика.

    А с Алексеем Пинчуком (зрители видели его в роли сына в спектакле "Бабочки, бабочки!..") любопытная история произошла. Уже будучи актером театра, он решил сделать рабочую карьеру в Москве. Перебрался в столицу. Нашел место для проживания, работу, где хорошо платили. Начал вживаться. Чего, как казалось ему поначалу, человеку еще нужно? И вдруг душа затосковала. И тогда он уволился и вернулся в Тверь. Пришел в "Диалог", хандры как и не было.
    Вот когда по-настоящему понял то, о чем говорила нам Валентина Федоровна: "Человек устроен хитро. Спрашиваешь себя: что тебе нужно? Деньги: они решают все. Заработал, накопил. Попил-поел. Оделся. А дальше что? Пустое. Нужно питать еще и душу. Ее не обманешь..."
    Оказалось, она все говорила правильно. Вместе с театром росли и они. От простого переходили к более сложному. Незаметно менялись сами. Не случайно, что на спектаклях "Диалога" был аншлаг. Даже сейчас дотошные жители "Пролетарки" донимают администрацию ДК вопросами: "Почему нет "Диалога"? Когда будет очередной спектакль?"
    Но пока что вопрос о том, кому будет поручено вести дальше творческий коллектив, в стадии решения. Неизвестно, как будут дальше складываться отношения с новым режиссером. Но ясно одно. Есть костяк театра, его основное творческое ядро.
    Собираются провести день памяти Валентины Федоровны Гончаренко. Отберут и поставят на сцене отрывки из разных спектаклей, которые она с ними готовила. Наберется на целую программу и даже более того. Костюмы, декорации и прочие необходимые для этого атрибуты поможет им подготовить, как всегда, их незаменимый худрук, методист ДК "Пролетарка" Нина Ивановна Листопадова. Дело за малым - назначить день проведения такого вечера. Как только удастся определиться, в городе появятся афишы с грифом театра "Диалог".


Валентина ЧЕРКАШИНА


В ТЕАТР... ПОБЛЕВАТЬ

НА ДНЯХ моя тетя, интеллигентная женщина средних лет, живущая в Москве, с дружественным визитом посетила Тверь. Главным пунктом программы визита было общение с подругами. А куда могут пойти интеллигентные подруги средних лет вечером? Естественно, в какое-нибудь культурное место. Типа в театр (с последующим посещением буфета).
    Репертуар благоприятствовал: в Академическом театре драмы шла классика - Островский, "Бешеные деньги". Так сказать, спектакль на все времена. В драмтеатре это прогрессивная молодежная постановка, где заняты выпускники филиала Щепкинского училища. Постановка хорошая - я свидетель.
    Принарядившись (тетя уже давно живет в столице и считает, что в театр надо ходить в красивой одежде, а не в драных джинсах, как принято в Твери), тети купили билеты и уселись в партер.
    Публика разительно отличалась от московской. Где нарядные дамы, где приятные мужчины в очках? Зал заполняли гогочущие, пьющие пиво и жующие чипсы подростки. Наличие подростков, конечно, понятно - пьеса из школьной программы. Но их поведение!
    Сначала все ограничивалось просто диким смехом невпопад. "Они не просто пьяные - они чего-то нанюхались", - с ужасом прошептала тетя.
    Потом дети начали... блевать. Блевали они с чувством, с толком, с расстановкой (не известно, что вызвало у них рвотный рефлекс - Островский или алкоголь). Администратор вызвала милицию. И часть подростков увезли. Возможно, для них это было первое и последнее посещение храма искусств. У теть же напрочь пропало настроение красиво продолжать вечер. Осталось лишь чувство брезгливости.
    Почему в Твери посещение театра не является праздником? Говорят, даже в Кимрах и Вышнем Волочке все по-другому. И именно в театре, а не на дискотеке или в ночном клубе знакомятся приличные девочки с приличными мальчиками. В залах - вдумчивая и культурная публика, а не придурковатые пэтэушники... Увы, сложившийся тверской стереотип переделать трудно.


Мария ОРЛОВА

Наша газета выходит в городах:
  • Андреаполь
  • Бежецк
  • Белый
  • Бологое
  • Вышний Волочек
  • Весьегонск
  • Жарковский
  • Западная Двина
  • Зубцов
  • Калязин
  • Кашин
  • Кесова Гора
  • Кимры
  • Конаково
  • Красный Холм
  • Кувшиново
  • Лесное
  • Лихославль
  • Максатиха
  • Молоково
  • Нелидово
  • Оленино
  • Осташков
  • Пено
  • Рамешки
  • Ржев
  • Сандово
  • Селижарово
  • Сонково
  • Спирово
  • Старица
  • Торжок
  • Торопец
  • Удомля
  • Фирово
  • ЗАТО Озерный
  • ЗАТО Солнечный
  • Тверь
  • Селигер

 

Блоги пользователей

Геннадий Климов, главный редактор

Орлова Мария, первый зам. главного редактора

Блог газеты

Марина Гавришенко, зам. главного редактора

Любовь Кукушкина, журналист

"Тверия" - Граждане Тверской области и тверские Землячества


   
 
   

Контакты

Адрес редакции: 170100, г. Тверь, ул. Советская, 25, 2-й этаж.
Тел./факс 34-26-44, тел. (4822) 34-77-02
e-mail: karavan@tvcom.ru