Архив номеров


Не так давно свой пятидесятилетний юбилей отметила кандидат филологических наук, доцент кафедры теории зарубежной литературы филологического факультета ТвГУ Нина КОРЗИНА. О том, как прошли ее студенческие годы, каких студентов приходится учить и о многом другом Нина Александровна охотно согласилась рассказать нашему корреспонденту.
    
    - ТАК ПОЛУЧИЛОСЬ, что мой выпуск был первым университетским выпуском: я поступила учиться на филфак в 1971 году - в год основания университета. Тогда группы обозначались не цифрами, а буквами. Я училась в группе "А". Наша группа была первой во всем. Сначала она считалась лучшей группой на факультете, а потом признана лучшей и в университете. Мы часто собирались вместе, чаевничали, беседовали по интересам. Поэтому все, что происходило в жизни каждого из нас, касалось всех. Мы даже делали свой альманах, который хранится у меня дома.
    - Будучи студенткой, задумывались ли вы над тем, что свяжете свою судьбу с преподавательской деятельностью на филологическом факультете?
    
- Дело в том, что с третьего курса я плотно стала заниматься научной работой, и меня перевели на индивидуальный план. Я посещала только то, что мне казалось самым важным. Естественно, сдавала я все необходимые дисциплины. В то время я занималась на кафедре теории зарубежной литературы. Руководил ею очень любимый мною ныне покойный Николай Александрович Гуляев. Там работала и Ирина Вячеславовна Карташова (тогда она была еще доцентом), которая дала мне мою первую тему. В принципе, я предполагала, что жизнь моя пойдет в таком направлении. Но на третьем курсе, только начав научную деятельность, я страстно увлеклась экскурсоводческим делом. Я стала работать внештатным экскурсоводом Калининского бюро путешествий. Вообще я от природы человек застенчивый. Поэтому работа экскурсоводом мне помогла научиться общаться с аудиторией. Желание работать экскурсоводом возникло не случайно. Задолго до того, как поступить на работу в Калининское бюро путешествий, я интересовалась краеведением. И, когда открылась возможность реализовать свои мечты, я была счастлива. Какое-то время я работала лаборантом на кафедре теории зарубежной литературы.
    Деканом тогда была Роза Дмитриевна Кузнецова. Я считала себя практически зачисленной в бюро путешествий и принесла ей на подпись заявление о своем уходе. Роза Дмитриевна спрятала это заявление, как говорится, под сукно и сказала: "Нет, Корзина будет у меня работать!" Заявление мое она, нетрудно догадаться, не подписала, оформив меня ассистентом на кафедре теории зарубежной литературы. Я, конечно, рыдала. "Ну что это за работа такая!" - воскликнула я. Но дело пошло.
    Кафедра была маленькая, дружная. Все мужчины, и среди них я - одна женщина. Они относились ко мне очень бережно и стали моими друзьями на долгие-долгие годы. Я не пожалела о том, что осталась в университете. Каждое занятие служило открытием. Также я занималась со студентами художественной самодеятельностью: капустники, студвесны...
    - В последние годы бывали на студвеснах?
    
- Для меня всегда было законом - ходить на студенческие весны. Я не пропускала ни одного такого мероприятия. К сожалению, последние два года у меня было плохо со здоровьем. Болезни выпадали как раз на весенние месяцы. Поэтому две весны я пропустила.
    Хочу сказать, что меня очень тронул концерт, подготовленный нашими активистами к 85-летию филфака. Выступление было таким искренним, что в пору было прослезиться. Сразу вспомнила себя в студенческие годы...
    Трудно толкать жизнь: она очень сопротивляется. Вузовский преподаватель обречен. Лучшие силы приходится тратить на заработки. У меня так сложилась семейная ситуация, что просуществовать было очень сложно: я похоронила родителей, сын крохой остался на руках. Несмотря на то что сейчас тяжело во многих отношениях, я стараюсь преодолевать давление жизни. Сейчас я работаю над диссертацией.
    - Какой теме вы посвятили диссертацию?
    
- Долгое время я хотела посвятить ее проблеме романтического мотива, то есть рассказать, что это такое, рассмотреть систему мотивов в романтике. Однако, работая над ней, я ушла в другое направление. Вот почему докторскую диссертацию решила посвятить трансформации романтического канона в других художественных системах.
    - У вас есть хобби?
    
- Мне безумно нравится группа "Rammschtain". Как-то мой сын принес домой записи. Он увлекается рок-музыкой. Я послушала, и мне понравилось. Я нашла творчество "Rammschtain" мощным, оно меня тронуло. Когда я посмотрела на название альбома, то обомлела. Он назывался центральной категорией немецкого романтизма - "Идея томления". В последнее время появилась у меня еще одна страсть, пожалуй, самая главная - это цветы. В данный момент я живу мечтами о том, когда я раскрою свои закрытые цветники.
    - Нина Александровна, что для вас значит юбилей?
    
- Я всегда любила свои дни рождения: друзья, близкие люди, коллеги. Но юбилея я очень боялась. 50 лет... O, это цифра роковая для женщины, возможно, означающая начало конца. У мужчин по-другому. Так что эту дату своей биографии я пережила драматично. Друзья и коллеги не дали мне пасть духом, за что им большое спасибо.
    - Что для вас самое главное в работе со студентами?
    
- Научить их чему-то. Я люблю учить. Я не хочу, чтобы с моих лекций студенты уходили, как говорится, просто отсидев. Мне важен взаимный обмен информацией, контакт. Порой одно студенческое замечание заставляет по-новому взглянуть на старые вещи. Я люблю, когда студенты задают вопросы. Ведь это значит, что им интересно, что они хотят работать.


Беседовала Софья ВОРОТЫНЦЕВА
    Фото Светланы ПРУСАКОВОЙ


ПРИХОДИЛОСЬ ли вам слышать от школьников о том, что уроки слишком коротки, а каникулы очень длинные и пора уже идти в школу? А вот в средней школе №54, названной "Центром гармоничного развития", детвора рассуждает именно так.
    Школа эта не совсем обычная. Прослышав про центр гармоничного развития, многие родители поспешили отдать своих чад именно туда. За десять лет, которые работает школа №54, в ней обучались сестры, братья, знакомые знакомых, несмотря на то, что приезжать в школу приходится иной раз из другого конца города. Но что же делать, если бурное наше время и компьютеризация, разные общественные статусы родителей, бедность и богатство в обществе породили детишек замкнутых, проблемных. Ни в коем случае не думайте, что больных, а просто робеющих в большом школьном коллективе. В 54-й школе всего 180 учеников и 30 преподавателей, так что учащиеся и учителя - все знают друг друга.
    Директор школы Ольга Александровна КИСЛЯКОВА - физик, историк и будущий филолог по образованию - самым большим достоянием учебного заведения считает педагогический коллектив, хотя костяк его сложился еще до ее прихода в школу. Прежде всего - коллектив высокопрофессиональный. Часть педагогов пришла из высшей школы. Есть такие, кто и сейчас работает по совместительству в вузах. Шестеро молодых учителей учатся в аспирантуре. Все учителя начальной школы проходят, как правило, обучение в Московском центре развивающего обучения Эльконина-Давыдова.
    Школа работает по методу развивающего обучения. Здесь нет обычной школьной программы. И хотя в ряде городских школ применяется та же методика, но в 54-й распространили метод на 5-6-й классы. Учиться и учить по программе Эльконина-Давыдова, по мнению заместителя директора по воспитательной работе Юрия Александровича БАСКАКОВА, очень трудно. Бывает, ребятишки не справляются и вынуждены переходить в другую школу. Для будущих первоклашек-шестилеток в школе работает подготовительное отделение. Но, по оценке опытного педагога (а Юрий Александрович по образованию философ, окончил МГУ, преподавал в сельскохозяйственной и медицинской академиях), обучение по этой методике самое перспективное, нацеленное в первую очередь на развитие личности ребенка, а не просто на изучение тех или иных предметов. Не случайно в учительской висит плакатик с надписью, сформулировавшей учительское кредо: "Дети - это такие же люди, как и мы, только лучше".
    Для гармоничного развития личности ребенка в школе в учебную программу введены обязательные дополнительные предметы. С первого по одиннадцатый классы ребята занимаются пластикой. Со второго - обучаются двум иностранным языкам - английскому и французскому. По особой программе ведутся уроки музыки: дети обучаются игре на пианино и скрипке, изучают общие законы развития музыки, знакомятся с мировым фольклором. По-особому строятся и отношения ученика с учителем. Педагогический коллектив стремится создать школьное содружество, где все равноправны - учащиеся и учащие.
    В Центре гармоничного развития хотят и стремятся видеть детские дарования. Помогает раскрывать способности ребят школьный психолог - через тесты, личные контакты. В большой школе делать это намного труднее. Помогает и детское творчество, к примеру, школьные сочинения. Учитель русского языка и литературы Елена Валерьевна МАГАНАКОВА в свое время проходила в школе практику и так была очарована школьной атмосферой, что попросилась на работу. Второй год она внедряет методику Эльконина-Давыдова в среднее школьное звено - 5-6-й классы. Раскрываются психологические особенности школьника. Обычно в дни сочинений ребята кричат: "Ура!" - и даже пробуют фантазировать в стихах. Теперь это в школе не возбраняется. Кстати, по программе 5 класса предусмотрено около 30 сочинений.
    Юрий Александрович Баскаков преподает во всех классах историю и другие общественные дисциплины. Гармоничного развития личности он не представляет себе без того, что называется "патриотическим воспитанием": "Нельзя жить в стране и любить Родину умозрительно".
    Трудно умолчать после посещения Центра гармоничного развития, об искренности педагогов по отношению к детям. Уже на прощание учитель высшей категории, математик и преподаватель педагогики в университете Роман Евгеньевич СПИРИДОНОВ рассказал мне поучительную историю. Однажды ему довелось наблюдать такую картину: в коридоре школы мило беседовала учительница со своим бывшим однокурсником. Но вот прозвенел звонок. Девушка стряхнула с лица улыбку, насупила брови и мрачно сказала: "Ну все, у меня урок". После чего с лицом, подобным каменной статуе, она открыла дверь, ведущую в класс. Воспоминания об этом надолго поселились в душе молодого математика и стали для него образцом того, как не надо обращаться с детьми.


Валентина КАСЬЯНОВА


В ОДНОЙ компании зашел спор о литературе вообще и о поэзии, в частности. Один из спорщиков сказал, что у нас только один поэт - Пушкин. Ему тут же предложили назвать хотя бы пять пушкинских стихов. В ответ прозвучало: "Мцыри".
    Услышав дружеский хохот, незадачливый ценитель творчества Александра Сергеевича с недоумением произнес: "А разве их не Пушкин написал?"
    Смех смехом, но спутал Лермонтова с Пушкиным человек, имеющий высшее филологическое образование.
    Вспомнил же эту историю я вот почему. Не так давно довелось мне полистать кое-какие документы, написанные педагогами одной из тверских школ. Прочитанное повергло в уныние: если уж учитель пишет "если-бы", то, что же предстоит начертать ученикам? Если преподаватель считает, что "Олег Кошевой ненавидел фашистов потому, что они... вырубили в его палисаднике жасмины", то чего ожидать от его воспитанников?
    В Твери два университета, две академии - безусловно, они являются отличной базой для образования. Но вот довелось слышать собственными ушами, как работник одной из академий высказался так: "У нас, в акадэмии..."
    Одно время Академию наук при Екатерине Великой возглавлял мой дальний предок Сергей Герасимович Домашнев. Ох, и досталось же ему за идею упразднить твердый знак после согласных в конце слов (трудъ, заборъ). Но ведь сейчас идея его воплощена в жизнь. Можно ли хотеть чего-то большего от литератора (а Сергей Герасимович писал оды, критические статьи)? А вот каков результат деятельности академиков нынешних? Не видно его.
    Давайте не будем обольщаться количеством академий, числом академиков, обилием докторов и кандидатов наук. Грош им всем цена, если их научные разработки сводятся к изучению влияния магнитных бурь на мигательные перепонки курицы. Ведь можно даже известный студенческий гимн "Гаудеамус игитур..." исполнить так: "Гавкни, дама, иди, дурь".



КОНКУРС ПЕДАГОГИЧЕСКОГО МАСТЕРСТВА - 2003

Началась подготовка к ежегодному городскому конкурсу педагогического мастерства, проводимому Управлением образования администрации г. Тверь и ГМЦ. Конкурс педагогического мастерства-2003 будет существенно отличаться от предыдущих. Суть нового подхода заключается в том, что каждый педагог, принимающий участие в конкурсе, сам выбирает 3 номинации из 15 представленных, в которых он будет состязаться за звание лучшего. Традиционного разделения учителей-предметников и соревнований между математиками, литераторами и т.д. теперь проводиться не будет. Конкурс призван способствовать выявлению талантливых работников образования, их поощрению, распространению опыта их работы. Заявки на конкурс принимаются до 30 января.


"ЮНЫЙ" НАБОР УЖЕ НАЧАЛСЯ

Продолжается набор учащихся 10-11 классов в школу юного психолога, школу юного энергетика, школу юного химика.
    Школы организованы Управлением образования администрации г. Тверь, ГМЦ совместно с ТвГУ. Программы адаптированы для учащихся, занятия проводятся высококвалифицированными специалистами, преподавателями вузов бесплатно! По всем вопросам обращаться в городской методический центр (тел. 32-02-59).


Елена ДАНИЛЕВСКАЯ
    при содействии ГМЦ г. Тверь

Наша газета выходит в городах:
  • Андреаполь
  • Бежецк
  • Белый
  • Бологое
  • Вышний Волочек
  • Весьегонск
  • Жарковский
  • Западная Двина
  • Зубцов
  • Калязин
  • Кашин
  • Кесова Гора
  • Кимры
  • Конаково
  • Красный Холм
  • Кувшиново
  • Лесное
  • Лихославль
  • Максатиха
  • Молоково
  • Нелидово
  • Оленино
  • Осташков
  • Пено
  • Рамешки
  • Ржев
  • Сандово
  • Селижарово
  • Сонково
  • Спирово
  • Старица
  • Торжок
  • Торопец
  • Удомля
  • Фирово
  • ЗАТО Озерный
  • ЗАТО Солнечный
  • Тверь
  • Селигер

 

Блоги пользователей

Геннадий Климов, главный редактор

Орлова Мария, первый зам. главного редактора

Блог газеты

Марина Гавришенко, зам. главного редактора

Любовь Кукушкина, журналист

"Тверия" - Граждане Тверской области и тверские Землячества


   
 
   

Контакты

Адрес редакции: 170100, г. Тверь, ул. Советская, 25, 2-й этаж.
Тел./факс 34-26-44, тел. (4822) 34-77-02
e-mail: karavan@tvcom.ru