Архив номеров


Были среди легенд о тверских подземельях и истории неудавшихся ходов, тех, чье строительство было начато, но так и не завершено впоследствии. Такова история о подземелье под церковью Рождества Христова, что в Рыбаках. Об этом и начну свое повествование.


ЦЕРКОВЬ, ЧТО В РЫБАКАХ

Это только сейчас Христорождественская церковь располагается во дворах, затерявшись среди двух-трехэтажных зданий, а если верить карте Загородского посада города, составленной в XVII веке, то, выезжая из Кремля через Владимирские ворота и двигаясь по Ильинской улице в Рыбаки, иными словами, Рыбацкую слободу, трудно было проехать и не заметить эту церковь. Одно из первых упоминаний о ней встречается в дозорной книге 1616 года, где по записи дворов священнослужителей можно сделать вывод, что в начале века в церкви Рождества Христова уже проходили регулярные службы.
    Построенная прихожанами, эта церковь выглядела солиднее близлежащих церквей. По записям писцовой книги, церковь Рождества Христова представлена как шатровая с обитой жестью главой, с трапезой и папертью. При церкви записана рубленая шатровая колокольня с шестью большими колоколами. Конструкция ее, скорее всего, была такой же, как у Никольской церкви в Кремле - с шатром, поставленным на двускатную крышу. В этой церкви, к слову заметить, единственной в Загородском посаде, до конца XVII века сохранились золоченые царские врата, столбцы и сень над престолом. Такой была эта церковь в те времена, о которых и пойдет речь.


НЕУДАЧНОЕ СТРОИТЕЛЬСТВО

Сейчас уже, наверное, невозможно сказать, кто, когда и зачем затеял строительство этого подземного хода. Однако в 90-х годах XVII века начались эти подземные работы: сначала по расширению и углублению церковного подвала, а затем и строительству укрепленного хода, выводящего из церковных подземелий на берег Волги. Работы велись тайно, но дело не заладилось. И то ли действительно дело рытья подземных ходов было не угодно Богу, то ли инженерная мысль подвела строителей, однако ход обрушился в самом начале своего строительства, не помогли даже укрепляющие балки. Вероятно, под завалом погибли несколько человек, потому работы были прекращены. Но несчастья тайного строительства еще не закончились, ведь, несмотря на завершение всех работ, выяснилось, что церковь начала проседать, рискуя завалиться на бок. Тогда строительные работы стали необходимостью - кроме укрепления подвала рабочие перебрали верх церкви, и из шатровой Христорождественская церковь превратилась в ярусную. Но и тогда угроза обвала продолжала висеть над зданием церкви, как Дамоклов меч.
    Так прошли 35 лет. Прихожане исправно посещали церковь, но мало кто из них предполагал, что дом Божий может рухнуть в любой момент. Неожиданным спасением оказалось царское повеление начать в Твери каменное строительство, что "не только надежее, но и в тверской земле дешевле казне обходится", и в 1743 году на месте деревянной церкви была возведена ее точная копия из камня, естественно, с укрепленным подвалом, чтобы и возможности рухнуть у нее не было. А попытки строить подземелье больше, по счастью, не предпринимались.


ЗАВЕСА ВРЕМЕНИ

Если разбирать легенду по полочкам, то многие факты, несомненно, покажутся спорными. Самой трудно доказуемой, пожалуй, является необходимость, иначе говоря, зачем было начато строительство подземного хода. Дань эпохе, когда чуть ли не в каждой церкви возводилось укрепленное подземелье, или же крайняя необходимость? Увы, сейчас мало кто сможет ответить на этот вопрос.
    Спорным фактом считается также церковное строительство, сопровождавшее возведение подземного хода. К сожалению, документы тех лет не сохранили сам факт производимых работ, однако тому, что они производились, есть косвенные доказательства. В писцовой книге 1685 года церковь Рождества Христова записана как шатровая, похожая на Никольскую, однако на плане Твери начала XVIII века она изображена как ярусная. До сих пор историки затрудняются определить, что за превращения претерпела церковь за этот период: то ли ошибка в составлении плана, то ли действительно имели место работы по перестройке верха Христорождественской церкви. Однако если взять за основу версию с закравшейся ошибкой, то как вообще можно верить документам и планам, оставленным нам предками? Тогда остается версия со строительными работами, которые производились в этот период времени. Зачем они понадобились, увы, нам остается только гадать, и потому есть в легенде о подземелье что-то большее, чем просто легенда, пусть и сокрытое от нас завесой времени.


Екатерина САРК
    Фото Светланы ПРУСАКОВОЙ


Уже несколько лет подряд 2 января семья Гусевых тщетно пытается вырваться из города Калязина, чтобы попасть к стареньким родителям в поселок Пенье. Покупая билет на злосчастный рейс Калязин - Пенье на 15.40, они ежегодно слышали уверения, что рейсу быть! Но ежегодно жестоко разочаровывались: рейса не было, и город очередной раз не давал шанса его покинуть.
    
    А ПОКИНУТЬ хотелось очень и как можно быстрее. Дело в том, что славный город Калязин несколько лет подряд торжественно объявляется лучшим в области по благоустройству. Предвижу недоумение читателя: раз это такой замечательный город, что ж так рвались Гусевы побыстрей его покинуть? Ну отменяют автобус третий год подряд, подумаешь, беда! Ходи да наслаждайся красотами образцового во всех отношениях города Калязина.
    Когда в очередной раз нашим путешественникам (и чего дома не сидится?) вышел облом, они смиренно сдали непригодившиеся билетики в кассу и покинули здание автовокзала. Здание - это, конечно, сильно сказано, поскольку автовокзал представляет собой что-то среднее между собачьей будкой в натуральную величину и стандартной кабиной лифта. Все познается в сравнении: доскакав мелкими перебежками до железнодорожного вокзала (напоминаю, что в нынешние новогодние праздники мороз достигал 35 градусов), многострадальные Гусевы ужаснулись и с ностальгической теплотой подумали об автовокзале. Ужаснуться было чему! Конечно, это были ужасы не в стиле Альфреда Хичкока, а скорее, в духе совкового натурализма, но здесь еще вопрос: что круче по силе воздействия на человеческую психику? Оторванные дверцы доисторических камер хранения душераздирающе поскрипывали, липкие колченогие диваны, обтянутые облезшим синим дерматином, говорили о нелегкой судьбе калязинских бомжей.
    Находиться без противогаза в этом, с позволения сказать, помещении было невозможно: причина банальна. Поскольку единственный туалет представлял собой покосившееся строение невдалеке от вокзала, могу предположить, что немногочисленные туристы и некоторые несознательные калязинцы не хотели рисковать, справляя нужду в этой будке, грозящей рухнуть в любую минуту, а предпочитали, извините за каламбур, не отходить от кассы. Находиться на загаженном вокзале Гусевы не пожелали, а направились в администрацию города с намерением узнать, почему в очередной раз автобус, указанный в расписании, был отменен и в чем же кроется секрет благоустройства славного города Калязина. Мыкавшийся в администрации дежурный Михаил Березин, получивший неожиданное развлечение в лице наших правдоискателей, связался с замглавы администрации господином Шпуриковым. Тот, наотрез отказавшись общаться с Гусевыми по телефону, передал через Березина, что автобусы все сломаны. Правда, чуть раньше был озвучен другой вариант: возможно, Гусевым улыбнется удача, если удастся найти водителя (еще способного сесть за руль). По-видимому, такового не нашлось, что и следовало ожидать 2 января.
    На счастье наших земляков, водитель маршрутки из Загорска, чудом оказавшийся в тот злополучный день в Калязине, согласился подвезти их и еще 15 таких же страдальцев, кинутых калязинским АТП. Утрамбовавшись в маршрутку и наконец покинув образцовый город, путешественники облегченно вздохнули. Но воспоминания об этой незабываемой новогодней поездке надолго останутся с ними, так же, как и недоумение по поводу того, почему злосчастный рейс на 15.40 не убирают из расписания, заведомо зная, что 2 января, по традиции, автобус будет сломан, а трезвого водителя днем с огнем не сыщешь.


Елена ДАНИЛЕВСКАЯ

Наша газета выходит в городах:
  • Андреаполь
  • Бежецк
  • Белый
  • Бологое
  • Вышний Волочек
  • Весьегонск
  • Жарковский
  • Западная Двина
  • Зубцов
  • Калязин
  • Кашин
  • Кесова Гора
  • Кимры
  • Конаково
  • Красный Холм
  • Кувшиново
  • Лесное
  • Лихославль
  • Максатиха
  • Молоково
  • Нелидово
  • Оленино
  • Осташков
  • Пено
  • Рамешки
  • Ржев
  • Сандово
  • Селижарово
  • Сонково
  • Спирово
  • Старица
  • Торжок
  • Торопец
  • Удомля
  • Фирово
  • ЗАТО Озерный
  • ЗАТО Солнечный
  • Тверь
  • Селигер

 

Блоги пользователей

Геннадий Климов, главный редактор

Орлова Мария, первый зам. главного редактора

Блог газеты

Марина Гавришенко, зам. главного редактора

Любовь Кукушкина, журналист

"Тверия" - Граждане Тверской области и тверские Землячества


   
 
   

Контакты

Адрес редакции: 170100, г. Тверь, ул. Советская, 25, 2-й этаж.
Тел./факс 34-26-44, тел. (4822) 34-77-02
e-mail: karavan@tvcom.ru