Архив номеров


Когда мы произносим слово "театр", то ясно представляем себе все, что связано с этим удивительным видом искусства. Конечно, представления могут отличаться друг от друга, но, в принципе, существует множество каких-то знаковых символов, помогающих постичь тайну театра: например, маска - как знак лицедейства, перевоплощения, таинства, или сцена, завораживающая зрителя так, что он, глядя на нее, уже не чувствует той зыбкой грани между зрительным залом и ею, а становится невольным участником этого священнодейства, происходящего в Театре. Конечно же, театр немыслим без актеров, великолепная игра которых потрясает зачастую до озноба.
    
    А ЧТО ЖЕ представляет собой школьный театр, для чего он создается, какие задачи перед собой ставит? Видя, с каким удовольствием дети посещают занятия школьной театральной студии, как их захватывает все, происходящее там, я попросила Елену ОКОРОКОВУ, руководителя школьного театрального коллектива, рассказать поподробнее об их деятельности.
    - Елена Олеговна, для чего изначально в вашей школе был создан театральный коллектив?
    
- Специфика школьного детского театра состоит в том, что он, в принципе, и создан для того, чтобы не только развивать детей, но и помогать проведению всех массовых мероприятий. В нашей школе №46 очень хорошо поставлена воспитательная работа, проводится масса мероприятий для детей разных возрастов, зачастую это театрализованные представления, в которых, конечно, мы принимаем участие. Кроме всего прочего школьный театральный коллектив помогает в подготовке праздников 1 сентября, 8 Марта, Дня учителя, последнего звонка, конечно же, Нового года и других.
    - Вот как раз о проведении новогодних праздников я и хотела у вас спросить. Как вы готовите новогоднее представление? В чем плюсы и минусы проведения такого мероприятия в школе?
    
- Наша школа - одна из немногих, которая своими силами готовит новогоднее представление. В некоторых школах предпочитают сейчас водить детей на новогоднюю Елку в филармонию, цирк или драматический театр. Но, я думаю, что в школьной Елке есть множество преимуществ: она более домашняя, теплая, дети здесь чувствует себя уютнее, им все знакомо, проводят праздник также дети, ведь больший интерес вызывает не игра взрослых актеров, а именно детская игра, у нас всегда неплохие костюмы, качественное музыкальное сопровождение, хорошее освещение, поэтому нам не стыдно пригласить детей и из других школ к нам на праздник. Ну а минусы - в подготовке новогоднего театрализованного представления задействованы дети всех возрастных групп начиная со второго класса и заканчивая одиннадцатым, уходит много и душевных, и физических сил - ведь подготовка колоссальная, а показываем мы это представление лишь один раз в году (в силу специфики праздника), на следующий год готовим, конечно же, уже новый спектакль.
    - Каким образом происходит набор детей в студию?
    
- Особенность школьного театра состоит в том, что мы должны работать с каждым ребенком, который имеет желание заниматься, иначе нет смысла в нашей деятельности, иногда даже "запущенные" дети (запущенные в смысле речевого развития) выдают такие хорошие результаты в процессе работы, которых даже и не ожидаешь. Желание ребенка, помноженное на умение педагога, - это всегда гарантированный успех, и такие дети зачастую становятся даже ведущими артистами, играют главные роли. Например, пришла ко мне девочка из семьи глухонемых, бабушка ее жила в другой семье, навещала редко, представляете, насколько ребенку было тяжело в эмоциональном плане, она ведь долго даже смысловые акценты (эмоциональное выделение главного слова. - Прим. авт.) не могла в речи расставить. Конечно, работа была долгой и тяжелой, но зато результат: сейчас она одна из лучших наших актрис, играет замечательно! А бывает, когда ребенок приходит уже с какими-то хорошими задатками, но не привык трудиться, ему все легко дается, и вот эта кропотливая работа над ролью, над заданиями по актерскому мастерству, по сценическому движению, по ритмике для него просто не по силам. Ребенку, не привыкшему трудиться и заниматься чем-то целенаправленно, все быстро надоедает, и он уходит. Правда, такое бывает, к счастью, очень редко, больше детей, которые остаются надолго. Не могу не вспомнить свою воспитанницу, очень талантливую девочку, Наташу Мымрикову, которая сейчас учится в Ульяновском театральном училище. Среди ребят, посещающих театральный коллектив, очень много тех, кто, на мой взгляд, по-настоящему талантлив. Это Саша Корещикова, Юля Петрова, Таня Сорокина, Василиса Жилина, Катя Кравченко, Варя Везовченко (сейчас работает в "Кляксе" на "Пилоте"), Паша Сороковой; пришли малыши, которые также подают большие надежды.
    - Какие задачи ставит перед собой школьный театр?
    
- В первую очередь мы работаем для наших детей, мы воспитываем в них уважение к театру, сцене, уважение к актерам и к самим себе. Мы учим их тому, что актовый зал школы - это в первую очередь зал театра, а они - зрители. Ведь этому сегодня действительно надо учить, к сожалению, наши дети почти не ходят в театр. Вообще школьная театральная студия не ставит перед собой задачу вырастить профессионального артиста в будущем, главное, что мы пытаемся воспитать ребенка эмоционально, развить его, раскрепостить, научить общаться. В наш век, когда телевизор и компьютер заменяют полноценное человеческое общение, мы сталкиваемся с тем, что дети просто не умеют общаться, не умеют сосуществовать, сопереживать, они зачастую замкнуты, отсюда все эти комплексы, стрессы и прочее. А театр - это эмоциональное, интеллектуальное развитие, развитие всех творческих способностей ребенка. Идет переоценка ценностей, всплеск эмоций, душевных сил, у детей появляется вера в себя.
    - А если ребенок занимается старательно, но особых успехов не показывает, будет ли у него шанс выступить?
    
- Шанс - это не то слово! Стопроцентная гарантия при его желании и постоянном посещении занятий.
    - А если он тихо говорит, заикается?
    
- Ничего страшного, я найду для него ту роль, в которой он будет замечательно выглядеть, я подберу слова, чтобы объяснить ребенку, насколько важно именно его выступление, насколько его роль глубока и интересна, и без нее вообще бы ничего не было. Я сделаю так, чтобы ребенок почувствовал свою нужность. Я придумаю эту роль!


Записала Елена ДАНИЛЕВСКАЯ
    Фотография из архива Е. ОКОРОКОВОЙ


8-10 января руководители тверских учебных заведений выступали в несколько непривычной для них роли - роли экзаменуемых. Они отчитывались о своей двухлетней работе над проектом по улучшению качества образования, причем экзамен удалось выдержать далеко не всем участникам - всего их было 89.
    
    С НАЧАЛА 90-х годов вопросом управления качества образования занимается Московский исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов. По инициативе руководителя Центра, профессора Надежды Селезневой, были разработаны две учебные экспериментальные программы, одна из них касается мониторинга качества образования в школах, а другая - технологии самоанализа внутришкольных систем обеспечения качества.
    Тверь наряду с Воронежской и Псковской областями стала одной из площадок, где начиная с 2000-2001 годов была развернута подготовка специалистов по этим программам.
    В нашем городе был создан проект "Разработка и внедрение муниципальной системы управления качеством образования". Как нам рассказал начальник Управления образования администрации города Евгений Шестернинов, три года работы над этим проектом уже дали ощутимые результаты. Об этом свидетельствуют и медали - золотая и серебряная - Всероссийского выставочного центра, полученные в ноябре 2002 года. В выставке, которую проводило Министерство образования России и где участвовали около 500 регионов страны, Тверь представила два проекта - по качеству образования и по дотивной системе переподготовки.
    Все учебные заведения, принявшие участие в проекте, были разделены на шесть групп и у каждой из них было свое направление работы, такое, как мониторинг качества образования, уровня воспитанности, состояния здоровья, технологий развивающего обучения и так далее.
    И вот на прошлой неделе руководители школ отчитывались в том, в какой степени находится реализация проекта, практически защищали свои мини-диссертации.
    В оценивающую комиссию вошли начальник Департамента образования администрации Тверской области Евгений Муравьев, начальник Управления образования администрации города Евгений Шестернинов, заместитель главы Твери Людмила Иванова, профессор Исследовательского центра проблем качества подготовки специалистов Александр Субетто и доктор педагогических наук, старший научный сотрудник этого Центра Василий Панасюк.
    По словам Шестернинова, в первый день представления проектов был показан довольно высокий уровень, однако лишь 42 работы были засчитаны комиссией. По мнению Василия Панасюка, ни одна из школ Твери еще не приблизилась к международным стандартам ИСО по уровню обеспечения качества образования. Однако здесь есть ряд учебных заведений, которые продвинулись достаточно далеко в этом направлении, среди них - гимназия №10, школа №18, городской центр образования. Теперь из наработанного материала предстоит взять самое ценное, обобщить и предложить всем образовательным учреждениям города.
    Надо сказать, что во многих школах с началом участия в проекте подходы к обучению не слишком изменились. Каждая из них реализует собственную версию системы качества исходя из своих традиций, видения качества образования, приоритетов. Так, в школе №1 издавна большое внимание уделялось здоровьесберегающим технологиям. Она участвовала в пилотном проекте по созданию школ укрепления здоровья, и, соответственно, проект "Мониторинг состояния здоровья" является лишь логическим продолжением предыдущей деятельности педагогического коллектива.
    В школе №35 проект реализуется с учетом своей специфики - углубленного изучения немецкого языка. О том, что технологии качества в этой школе развиваются довольно успешно, свидетельствует тот факт, что за последние четыре года все призовые места в олимпиадах по немецкому языку занимают ученики именно этой школы, а также то, что 92% выпускников школы поступают в высшие учебные заведения. Развивать новые подходы школе помогают институт Гете, факультет иностранных языков ТвГУ, библиотека.
    Поле работы перед деятелями нашего образования лежит широчайшее, и проблем в этой сфере еще ох как много. Однако с использованием научного подхода и прогрессивных умов России, думается, их решение уже не за горами.


Елена БУРЦЕВА


НЕРЕДКО нам, журналистам, доводится выслушивать справедливые нарекания читателей по поводу работы коммунальных служб, нередко самим в своих статьях доводится эти самые службы критиковать. И то правда: батареи чуть теплые, лифты работают через два дня на третий, а платим-то все больше и больше.
    Но все ли зависит от коммунальщиков? Давайте зайдем в среднестатистический подъезд многоэтажки. Что первое бросается в глаза? Вот именно, надписи на стенах. Можно сказать, что давно не делали ремонт. Но писать-то зачем? Можно сказать, что это делает молодежь. Но молодежь тоже не абстрактная, а наша с вами. Лет через пять эти художники обзаведутся семьями, остепенятся и будут по-стариковски ныть: дескать, до чего у них грязный и запущенный подъезд, до чего ленивые коммунальщики. Будут требовать хотя бы косметического ремонта. Ну а гадить-то, извините, было зачем?! Они ведь не делают этого в своей квартире. Зато за дверями начинается полный беспредел: разбитые окна сушилок, прожженные сигаретами кнопки звонков, "с мясом" вывороченные выключатели. Впрочем, что это мы все про молодежь. Те, кто постарше, бывают и покруче. Как-то моя коллега стала свидетельницей нелицеприятной сцены, разыгравшейся в подъезде многоэтажки, находящейся в самом центре Твери, в районе улицы Озерная. Вышел мужчина из своей собственной квартиры, спустился к мусоропроводу и... помочился за него. У товарища дома сантехника засорилась? Да нет, скорее, просто лень было возвращаться из-за такой мелочи домой. Конечно, наш город массово заселялся в шестидесятые-восьмидесятые годы жителями деревень, где жизнь попроще. Но не из этих ли деревень выходят умнейшие, интеллигентнейшие деятели науки, культуры и просто нормальные люди. Да и не переехавшие в Тверь сельчане сегодня не гадят себе в палисадники.
    Случай мы, конечно, описали крайний. Но, увы, еще больший урон жильцы наносят сами себе еще проще и незаметнее. Обратите внимание: стоят тридцатиградусные морозы, а двери всех подъездов нараспашку. Вот выходит из подъезда хорошо одетый парень выгулять собаку. Не бомж, не наркоман, а по виду, скорее, студент. Он равнодушно минует открытую дверь. Или руки парализованны?! Через некоторое время этим же путем следует пенсионерка. На дверь ноль внимания. А ведь будет вечером, ежась от холода, в валенках и тулупе ругать всех - от слесаря ЖЭУ до правительства. Попробуйте прикрыть дверь. Ровно через пять минут ее оставит открытой очередной входящий. Получается, виной доброй половины наших повседневных бед являемся мы сами. И, чтобы их было поменьше, ЗАКРЫВАЙТЕ ДВЕРИ, ГОСПОДА!



Организационное собрание состоится 10 января в 14.30 в ТвГУ, факультет психологии и социальной работы, по адресу: Студенческий пер., 12, кор. "Б", ауд. 346.
    Приглашаются учащиеся 10-11 классов, учителя психологии. Занятия будут проводиться высококвалифицированными специалистами бесплатно.
    
    С 16 ЯНВАРЯ НАЧНЕТ РАБОТУ НАУЧНО-ПРАКТИЧЕСКАЯ КОНФЕРЕНЦИЯ "КОМПЛЕКСНЫЙ ПОДХОД В СОЗДАНИИ УСЛОВИЙ ДЛЯ ПОЛНОЦЕННОГО ЛИЧНОСТНОГО РАЗВИТИЯ И САМООПРЕДЕЛЕНИЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ И ВОСПИТАННИКОВ СПЕЦИАЛЬНЫХ КОРРЕКЦИОННЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ". Основная цель конференции: взаимодействие всех специалистов, занимающихся проблемами коррекционно-развивающего обучения.
    Пленарное заседание пройдет 16 января в 10.00 в средней школе №52 г. Тверь.


Подготовила Елена ДАНИЛЕВСКАЯ
    при содействии ГМЦ УО администрации г. Тверь

Наша газета выходит в городах:
  • Андреаполь
  • Бежецк
  • Белый
  • Бологое
  • Вышний Волочек
  • Весьегонск
  • Жарковский
  • Западная Двина
  • Зубцов
  • Калязин
  • Кашин
  • Кесова Гора
  • Кимры
  • Конаково
  • Красный Холм
  • Кувшиново
  • Лесное
  • Лихославль
  • Максатиха
  • Молоково
  • Нелидово
  • Оленино
  • Осташков
  • Пено
  • Рамешки
  • Ржев
  • Сандово
  • Селижарово
  • Сонково
  • Спирово
  • Старица
  • Торжок
  • Торопец
  • Удомля
  • Фирово
  • ЗАТО Озерный
  • ЗАТО Солнечный
  • Тверь
  • Селигер

 

Блоги пользователей

Геннадий Климов, главный редактор

Орлова Мария, первый зам. главного редактора

Блог газеты

Марина Гавришенко, зам. главного редактора

Любовь Кукушкина, журналист

"Тверия" - Граждане Тверской области и тверские Землячества


   
 
   

Контакты

Адрес редакции: 170100, г. Тверь, ул. Советская, 25, 2-й этаж.
Тел./факс 34-26-44, тел. (4822) 34-77-02
e-mail: karavan@tvcom.ru