Архив номеров


C ЭКОНОМИЧЕСКИМ подъемом в России и Тверской области предприятия столкнулись с неожиданной проблемой - дефицитом рабочей силы. Пытаясь привлечь на свои производства квалифицированных работников, современные менеджеры предприятий вспоминают уроки Морозова, других предпринимателей старой России, которые, не считаясь с затратами, строили для своих рабочих не только больницы и столовые, но даже театры, вывозили их на бесплатные экскурсии в дальние и ближние города. Но подобными примерами изобилует и не столь далекое советское прошлое, когда забота о людях труда была частью государственной политики. И очень ценно, что сегодня живут и пребывают в добром здравии активные участники производственного процесса тех лет, передовики производства, которые могут рассказать нам о том, как заботились о рабочем человеке в советское время. Они могут подсказать новым руководителям, что надо сделать для привлечения квалифицированных кадров на данное производство, а чего, наоборот, делать не следует. И сегодня "Караван" знакомит своих читателей с одним из таких людей - ветераном производства, отметившим недавно пятидесятилетний юбилей своей трудовой деятельности, токарем Тверского вагоностроительного завода Вячеславом КОНСТАНТИНОВЫМ.
    Родился Вячеслав Арсеньевич в семье работников вагонзавода. Его отец трудился в холодно-прессовом цехе, а мать работала в ОТК. Первые годы своей жизни Вячеслав провел в Брянцеве. Потом в 1950 году родители получили квартиру в двухэтажном доме напротив 7-й больницы. Дома эти строились после войны из шлакобетона силами заключенных. Были они теплыми, но сырыми, поскольку шлакобетон активно впитывал влагу. Учился Вячеслав в 5-й школе поселка Вагонников, а потом, после армии, в вечерней школе рабочей молодежи.
    Свою трудовую деятельность Константинов начал на вагоностроительном заводе в 1952 года. Тогда ему еще не было 16-ти лет. Был поначалу учеником у наставника Александра Волынского в первом механическом цехе. В те годы несовершеннолетние еще работали полные 8 часов и к тому же в три смены. А трудовая неделя была шестидневной, с одним выходным. Тем не менее, ветеран не ропщет на то время и те условия. Хоть и спрашивали тогда с работяги строго, но и заботились о нем, скучать не давали. Средняя зарплата в двенадцатитысячном коллективе вагонников была немаленькая - 130 рублей, побольше, чем у рядового советского инженера. Освоив профессии токаря и фрезеровщика, Вячеслав быстро вырвался в передовики производства. На предприятии всегда была возможность взять за бесценок путевку, а передовикам, победителям конкурсов эти путевки выдавали и вовсе бесплатно. Соревновались между собой токари, сварщики, фрезеровщики, работники других профессий. Бессменным победителем социалистического соревнования, лучшим на заводе был, по словам Вячеслава Арсеньевича, фрезеровщик Никифоров. А сам Константинов сделался лучшим на заводе токарем, и они вместе с Никифоровым поехали по бесплатным путевкам отдыхать в Пицунду.
    Особое внимание уделялось на заводе наставничеству. Тогда с поступающим на работу заключался договор, согласно которому за три месяца новичок должен был обучиться профессии, получить разряд. К нему прикреплялся наставник из опытных рабочих, которому делалась за наставничество соответствующая доплата. Для наставников проводились вечера во дворц культуры "Металлист", во время которых лучшие награждались ценными подарками. Со временем Константинов стал председателем заводского совета наставников. Его же рабочие избрали и председателем заводского СТК. Доверяла Вячеславу Арсеньевичу и администрация. Доверие это было настолько высоким, что продукция, отмеченная его личным клеймом, не отправлялась на ОТК. Как представитель города Калинина Константинов принимал участие во всесоюзных совещаниях передовиков, проводимых самим министром машиностроения в столице. Там, в Москве, висело на стенде его фото, как лучшего по Министерству машиностроения. За трудовые заслуги передовик был награжден орденом Трудовой Славы III степени.
    Однако все, по словам Вячеслава Арсеньевича, испортила перестройка. Забылось соцсоревнование, начались задержки зарплаты. Рабочие потянулись на халтуру. Они уходили с завода в расплодившиеся фирмы-однодневки. Обычно обещанную зарплату на новых местах им выплачивали раз или два, а потом начинали попросту обманывать, и люди либо возвращались на завод, либо шли еще куда-то. Предприятие тем временем лишилось военных заказов, а вместо 110 вагонов в месяц стало выпускать 25-30.
    Однако вместе с общим подъемом российской экономики пришла удача и к тверским вагоностроителям. Стабилизировалась ситуация с выплатой зарплаты. Выпускает сейчас завод более сорока вагонов в месяц, но каждый по сложности стоит двух доперестроечных. Новое руководство завода сумело добиться для предприятия новых выгодных заказов, коллективу вагонников, который сейчас составляет 6700 человек, освоить их будет непросто. Нужны еще рабочие руки. И, по словам Вячеслава Арсеньевича, на заводе появилось в последнее время много молодых рабочих. Их привлекает сюда самая большая в городе зарплата. Сам ветеран, занимаясь изготовлением инструмента, получает сегодня более 10 тысяч рублей. К тому же завод сумел сохранить многие элементы той социальной заботы, которой был окружен рабочий человек в советское время. Каждый работник получает ежемесячную доплату на питание в столовой, цены в которой к тому же в несколько раз ниже, чем в городских точках общественного питания. Единственный в городе вагонзавод сохранил собственный спортивный комплекс "Планета". Работники могут заниматься здесь бесплатно в многочисленных спортивных секциях, а члены их семей - за смешную плату. Как в доброе старое время, проводятся на заводе спартакиады между цехами и отделами. Сам Константинов увлекается бегом. Еще 40 лет назад получил он за победу на дистанции приз в виде будильника-слоника. Несмотря на многочисленные падения, этот слоник исправно будит ветерана каждое утро.
    - Вячеслав Арсеньевич, в ключе возрождения добрых производственных традиций в последнее время немало говорят об СТК - советах трудовых коллективов. Как бывший председатель заводского СТК расскажите, что это был за орган, подменял ли он профсоюз либо играл свою особую роль?
    - Совет трудового коллектива существовал на вагоностроительном заводе при директоре Владиславе Шаверском. Заводской СТК формировался из 15-ти представителей цехов и отделов, избранных на собраниях непосредственно работниками. Освобожденных работников среди этих представителей не было, не было и членских взносов. Только я как председатель заводского СТК имел два оплачиваемых дня в месяц за общественную работу. В своей деятельности наше СТК с профсоюзом никак не пересекалось. Задачей совета являлось налаживание взаимодействия непосредственно между коллективами разных предприятий. Например, они решали вопросы производства и поставок комплектующих в тех случаях, когда снабженцы были бессильны, запутавшись в хитросплетениях плановой экономики. Много времени у нас уходило на переговоры с другими СТК по всей стране, предприятия которых изготовляли части для вагонов. Совещания заводского СТК проходили в кабинете у директора, и разговор далеко не всегда получался лицеприятным. Так, одному заслуженному работнику долгое время не хотели давать квартиру, а нашему СТК удалось-таки ее выбить.


Записал Борис ГУРОВ
    Фото Светланы ПРУСАКОВОЙ


Кимрский район в последние два-три года стал своеобразной Меккой для гастрбайтеров, приехавших в Россию из стран бывшего Советского Союза. Этому есть сразу несколько причин. Во-первых, сегодня в районе размещено несколько "золотых строек" Подмосковья, требующих большого количества рабочих рук. Пользуясь почти дармовой рабочей силой, московские нувориши и олигархи возводят элитные клубы, имения и замки. Во-вторых, гастрбайтерам здесь гораздо легче устроиться. В Кимрском районе нет такого правоохранительного прессинга, как, скажем, в соседней Московской области. Кого только ни встретишь сегодня на стройках Кимрского района. Здесь и таджики, не понимающие ни слова по-русски и работающие за миску похлебки, и вороватые украинцы, зорко следящие за всем, что плохо лежит, и галдящие гости с Кавказа, страшно похожие на масхадовых, хаттабов и прочих бараевых.
    
    
НАШЕСТВИЕ гастрбайтеров стало создавать определенный криминальный фон. Кражи, ограбления и мошенничества становятся существенной статьей дохода мигрантов. Тяжелые условия жизни толкают наших гостей и на более серьезные преступления. В этом плане показательна судьба гражданина П. из Украины. После распада СССР его родное предприятие в городе Луганске было расформировано. Высокий уровень безработицы на Украине, отсутствие перспективы подтолкнули П. на поиски лучшей доли. Бросив семью, он переехал в Россию. Обосновался в Кимрском районе. По ходу ему подвернулась разведенная женщина с ребенком. Обольстив женщину, П. сумел какое-то время жить в ее квартире и питаться за ее счет. Следующим этапом стал поиск работы. Постоянный заработок найти не удалось. Шабашки и сезонные работы стали главным источником существования. Гость из дружественной Украины не брезговал также и кражами. Нанимался работать к разным подрядчикам, а в конце работы потихоньку обчищал их. Главной добычей в этом случае становились дорогостоящий строительный инструмент, краска, провода, иногда личные вещи хозяев и других работников. Каждая успешная халтура неизменно обмывалась спиртным. Через год работы П. обзавелся несколькими постоянными собутыльниками и хатой для регулярных пьянок. Однако сколько веревочке ни виться, а конец все равно будет. После очередной удачной шабашки П. решил угостить старых друзей. Собравшись в притоне у старой кимрской самогонщицы, друзья весело отметили конец рабочей недели. Не на шутку разгулявшиеся пьяницы вскоре надоели хозяйке притона. Та постаралась побыстрее от них избавиться. Допить решили в одном из пустующих домов поселка. На новом месте веселье как-то не клеилось. Между разгоряченными друзьями началась ссора. Собутыльники стали называть П. "хохлом" и "ворюгой". Раздосадованный П. не смог стерпеть таких несправедливых слов в свой адрес и решил наказать обидчиков. Он схватил со стола нож и несколько раз ударил им одного из приятелей. Увидев фонтан крови, второй собутыльник понял, что дело "пахнет керосином" и дал деру. Через несколько часов убийца был задержан сотрудниками правоохранительных органов. Рабочий путь П., скорее всего, будет бесславно закончен в тюрьме.


Сергей ПРИКЛОНСКИЙ

Наша газета выходит в городах:
  • Андреаполь
  • Бежецк
  • Белый
  • Бологое
  • Вышний Волочек
  • Весьегонск
  • Жарковский
  • Западная Двина
  • Зубцов
  • Калязин
  • Кашин
  • Кесова Гора
  • Кимры
  • Конаково
  • Красный Холм
  • Кувшиново
  • Лесное
  • Лихославль
  • Максатиха
  • Молоково
  • Нелидово
  • Оленино
  • Осташков
  • Пено
  • Рамешки
  • Ржев
  • Сандово
  • Селижарово
  • Сонково
  • Спирово
  • Старица
  • Торжок
  • Торопец
  • Удомля
  • Фирово
  • ЗАТО Озерный
  • ЗАТО Солнечный
  • Тверь
  • Селигер

 

Блоги пользователей

Геннадий Климов, главный редактор

Орлова Мария, первый зам. главного редактора

Блог газеты

Марина Гавришенко, зам. главного редактора

Любовь Кукушкина, журналист

"Тверия" - Граждане Тверской области и тверские Землячества


   
 
   

Контакты

Адрес редакции: 170100, г. Тверь, ул. Советская, 25, 2-й этаж.
Тел./факс 34-26-44, тел. (4822) 34-77-02
e-mail: karavan@tvcom.ru