Архив номеров


КАК ИЗ НАШИХ ДЕТЕЙ ДЕЛАЮТ ГРАЖДАН

    Если когда-нибудь нашим юмористам не будет хватать материала для своих юмористических рассказов, могу предложить им смело обращаться к комплексу учебников "Граждановедение" для 5-9 классов - это неисчерпаемый кладезь современного блатного фольклора и безграничной человеческой глупости. Дорогие родители, вы вообще интересовались когда-нибудь, по каким школьным учебникам сегодня учатся ваши нежно любимые чада? Если в школе, посещаемой вашим отпрыском, существует такой предмет, как "Граждановедение", узнайте, с помощью какого же учебника у сына и дочери собираются эти самые гражданские чувства воспитывать.

    НЕ ХОЧЕТСЯ, конечно, вот так сразу вас огорчать, но придется сообщить, что на сегодняшний день существует один единственный комплекс учебников, подготовленный авторами Я. Соколовым и А. Прутченковым, и альтернативы, увы, нет. Почему увы? А вы полистайте учебничек-то, полистайте, тем более что авторы чуть ли не на каждой странице напоминают о том, что учебник предназначен не только для учителей и учеников, но также и для родителей, и последним, прямо скажу, есть над чем подумать. Например: "Неизвестный звонит вам на работу и говорит, что по такому-то адресу проходит любовное свидание вашего мужа (жены). Постараетесь ли вы застать обоих на месте преступления?" Ну-ну, не надо смущаться, дорогие родители, это всего лишь тестик "Испытание на порядочность" (!!?) из учебника по граждановедению за 9-й класс. Если ваше милое, лелеемое вами дитя подступит к вам с такими вопросами: "Почему во все времена и у всех народов само государство старается производить алкогольные напитки? В чем же притягательная сила алкоголя? Попытайтесь объяснить, почему за 1000 лет в человечестве ничего не изменилось? Почему отвратительный вкус водки так для него привлекателен?" Не пугайтесь и не принюхивайтесь к ребенку, пытаясь обнаружить запах спиртного, все нормально, это всего-навсего пара вопросиков из этого же учебника "Граждановедение", но уже за 8-й класс, замечательные вопросы, не правда ли? Главное - по адресу - сейчас детки поднапрягутся и задумаются: а действительно, почему же за 1000 (!) лет в человечестве так ничего и не изменилось и почему отвратительный вкус водки так же притягателен? Может, не такой уж он и отвратительный, а? Если подобные тесты и вопросы встречаются в учебниках старших классов, можете себе представить, что творится в 5-х и 6-х? Там уж г-н Соколов окончательно разошелся и дал простор своей неуемной фантазии. "Почему же он так распоясался в младших классах?" - спросите вы. Да потому, что учебники по граждановедению с 5-го по 7-й классы г-н Соколов творил самолично, а вот за 8-й и 9-й - в соавторстве с Прутченковым, и тот, видимо, периодически пытался притормаживать разошедшегося коллегу, так что в целом учебники за 8-й и 9-й классы выглядят милой сказкой про Красную Шапочку по сравнению с учебниками за 5-й, 6-й и 7-й классы.
    Излюбленным героем "поучительных" историй в учебниках старших классов является Остап Бендер. Я отношусь к этому персонажу романов Ильфа и Петрова с нежнейшим трепетом и горячей любовью, но, согласитесь, довольно странно постоянно встречать бендеровские отвязные цитаты в учебнике по граждановедению? Видимо, под влиянием изученного материала идиотская ухмылка долго не сходила с моего лица, а всех окружающих меня людей мне так и хотелось подвергнуть ехидным вопросам потрясающего по своей тупости теста "Сможете ли вы устоять?" (кстати, название дает большой простор для фантазии). Вопросы этого теста следующие: "Любите ли вы уроки физкультуры?", "Можете ли вы утром проваляться в постели, если вам необходимо вставать и что-либо делать?" и, на засыпку, "Если бы подвыпивший человек предложил вам прямо на улице коробку конфет, взяли бы вы ее?" Самое печальное, что я, ответив на первый вопрос "нет", а на второй и третий - "да", узнала по результатам теста, что "если мне предложат немного кайфа, я легко соглашусь". Следующий вариант результата теста был такой: "Если вам предложат "побалдеть" от какой-либо дряни, вы откажитесь, вас не купить на "дешевку". Но это, к сожалению, было написано не про меня, а про более морально устойчивых граждан (наверное, про авторов учебника).
    Наверное, вы обратили внимание, как часто употребляют авторы учебников словосочетания "побалдеть от разной дряни", "нюхать разную дрянь". Не знаю, как пятиклассников, а меня эта "дрянь" очень даже заинтересовала, в том смысле, что мне весьма захотелось узнать, что же конкретно скрывается за этим туманным определением, стыдливо названным авторами "дрянью". Интересно, что в учебниках за 8-й и 9-й классы слово "дрянь" почему-то трансформировалось в "гадость", но от этого, по-моему, не стало менее притягательным для развитого детского воображения. Итак, обо всем по порядку.


О НАРКОТИКАХ

    ("Наркобизнес... не курит" - из учебника "Граждановедение")
    "Пятиклассникам предложили попробовать "веселую таблетку". Закончите рассказ. В нем должно быть ровно 10 простых предложений. (Правильно! Зачем нам сложные? Проще на мир надо смотреть! - Прим. авт.) Проведите в классе конкурс на лучший рассказ".
    "Разные мерзавцы всегда готовы предложить "таблеточку" для "балдежа". Они же и травку для курения приготовят. Для начала этой дрянью могут угостить даже бесплатно".
    "В одной из школ учится пятиклассник Сергей. Если кому грустно - развеселит. Предложит, например, на чердаке подышать какой-нибудь гадостью из пластикового пакета. Сиди и смотри себе "мультики". А потом через пару дней даст нюхнуть чего-либо. Кайф. Очень добрый человек..."
Вообще подкупает блестящее знание предмета и образно-метафорическая речь авторов.
    По-моему, даже если ребенок и не имел представления обо всех этих "таблеточках для балдежа" и "мультиках", после данного материала он непременно этим заинтересуется. Да, кстати, сам "наркобизнес занимается спортом и даже не курит" (дословно). Я уже сначала грешным делом подумала: фамилия, что ли, такая ненашенская, потом поняла, что это такой авторский прием, для пущей наглядности и убедительности, типа наркобизнес-то - он живой, он рядом с нами, дышит нам в затылок и... даже не курит!
    Ну а объяснение возникновения всей этой "гадости" и "дряни" дается простое, как все гениальное (в учебнике за 5-й класс): "... это происходит потому, например, что родители постоянно заняты: в условиях кризиса деньги зарабатывать очень трудно. Или потому, что образование родителей невысокое, они не могут объяснить своим детям, что жизнь прекрасна(!?)". Вот так вот, милые мои! Да еще! "Для тех, кто потребляет наркотики, сообщаем, что с большим опозданием в 1997 году вирус СПИДа был найден во многих видах наркотиков. Людям нормальным эта новость ни к чему". У вас отвалилась челюсть? Скорее ее захлопните, вы же "нормальный человек"! Думаю, либо авторы претендуют на открытие в области здравоохранения, либо это так называемый ловкий педагогический ход, либо авторы совсем... (далее непечатно).


О КУРЕНИИ

    ("Кто не курит и не пьет, тот здоровеньким помрет" - из учебника "Граждановедение")
    "Представьте картину: стоят ребята на крыльце школы. Погода отвратительная. В зубах сигареты. А на лицах - глупость. Они и сами понимают..." Ну-ка, с трех раз угадайте, что понимают? А вот и нет! "...что пребывание на воздухе в такую погоду не может доставлять удовольствия".
    Вот так завуалированно, издалека автор начинает разговор на тему о вреде курения. Тема продолжается: "Да, а вещества, содержащиеся в табаке, резко снижают умственные способности тех, кто курит. Вам понятно теперь, почему на лицах юных курильщиков часто можно увидеть глупое выражение?" Так что, если вдруг ребенок начнет пристально вглядываться вам в лицо, мужайтесь, курящие папы!


О ПЬЯНСТВЕ

    ("...трезвый среди пьяных - ...белая ворона..." - из учебника "Граждановедение")
    "В ночном парке к вам подходит алкоголик и просит дать денег на бутылку. Вы (напоминаем, вопросы теста обращены к детям среднего школьного возраста - Прим. авт.):
    1. выхватываете пистолет и все объясняете;
    2. выполняете просьбу;
    3. игнорируете алкоголика".

    Я думаю, что редкий ребенок упустит возможность назвать пункт №1. Также вашему чаду предложат порассуждать о развитии пьянства в России, о том, что это - обычай или традиция? Расскажут о синдроме похмелья, ну и на сладкое порадуют такими сведениями: "Помните, что пиво вовсе не так безобидно, как порой кажется - 0,5 л пива соответствуют 60-80 гр водки!". "Вон оно как", - почешет затылок ваш отпрыск, прежде чем пойти очередной раз за "Клинским", и произведет в своем уме необходимые расчеты. Научат вашего ребенка и сочувствию: "В редакцию газеты пришло письмо: "Как спасти сына? Курит с 10-ти, пьет с 12-ти лет. Посоветуйте, что делать?" "Давайте постараемся что-нибудь посоветовать несчастной матери", - призывают авторы обалдевших от такого доверия восьмиклассников.


О СЕМЬЕ И ЛЮБВИ

    ("С милым рай и в шалаше, если милый - ...атташе" - из учебника "Граждановедение")
    "Все слышали, что любовь бывает безответной. Хорошо известно и такое явление, как любовный треугольник. Здесь, как говорится, все ясно. Кстати, все ли вам ясно в этих понятиях? Приведите примеры такой любви. Если вы встретите затруднения при выполнении этих элементарных заданий, знайте: у вас нет оснований для собственного суждения о любви. Постарайтесь наверстать упущенное..." Дальше предлагается обсудить такое "позорное явление", как "любовь за деньги", на примере анализа отрывка из диалога матери и главной героини фильма "Интердевочка". Затем у ваших детей пытаются выяснить, известны ли им случаи, когда браки по принципу "стерпится - слюбится" приводили к положительному результату? Как, на их взгляд, может выглядеть этот процесс "слюбливания"? Как говорится: Ржевский, молчать! Пятиклассников попросят рассказать об известных им причинах разводов, девятиклассникам задушевно поведают, что же подталкивает людей к загсу и доверительно откроют рецепт семейного счастья. Оказывается, "жизнь надо прожить с одним нормальным человеком!". Хотите знать, как выглядит идеальная жена с точки зрения Соколова и Прутченкова? Тогда ответьте на вопросы тестов "Регулярно ли по утрам вы делаете зарядку?", "Курите ли вы?", "Из алкогольных напитков предпочитаете: а) водку, коньяк, ликеры; б) вино, шампанское; в) ничего", и самое главное "Можете ли вы сесть за стол, не вымыв руки с мылом?" (!?) Вы набрали всего от 55 до 94 баллов? Не расстраивайтесь: "Нужно срочно заняться своим внутренним миром. Однако начните с того, что станьте надежным маминым партнером у плиты, лучшим другом пылесоса и стиральной машины. И читайте не только Мопассана, Стендаля и Золя..." Действительно, разве для развития "внутреннего мира" Золя и Мопассан подходят? Проще надо быть, господа, проще... И люди потянутся к вам. Почитайте, например, того же Виктора Доценко, Эдик Лимонов очень способствует внутреннему развитию. Самое прикольное, что для идеальных мужей тест практически идентичный, только в вопросе про алкогольные напитки убрали несерьезный напиток ликер.
    Все это, конечно, было бы очень смешно, если бы не было так страшно. Эта чудовищная смесь пошлых комиксов и идиотских тестов выдается, напомним, за школьный учебник, альтернативы которому сегодня нет! Раньше учебник выходил под грифом Министерства образования, потом, видимо, кто-то из Министерства все-таки учебник прочитал и ужаснулся, гриф убрали, но учебник как выходил, так и выходит. Авторы порадовали нас уже седьмым изданием, причем они не утруждают себя даже тем, чтобы скорректировать некоторые темы согласно времени. У них деньги по-прежнему исчисляются в миллионах (как в 1996 году), президент, по этому учебнику, у нас Ельцин, война в Чечне, оказывается, закончилась еще в 1996 году, а детей трогательно просят не пропустить момент обсуждения в стране слов гимна, ведь "во время такого обсуждения становится ясно, кто желает своей Родине счастья, а кто тянет ее назад". Вот уж, действительно, не в бровь, а в глаз. "Ну а с мелодией, - уверяют авторы, - вы можете познакомиться уже сейчас. Нужно только раздобыть запись музыки М. Глинки". Я уже не говорю о таких вещах, как приписывание цитат одних авторов другим, искаженное цитирование и факты.
    Да, в конце каждой темы дается словарик, в котором наряду с объяснением того, кто такой Грибоедов, Жуковский, Шекспир, поясняется, например, слово "тащиться" - как "непереводимый термин из молодежного лексикона". В этих учебниках нередко встречается слово "урод": "в семье не без урода" (порассуждайте над пословицей), про моральных уродов, "которым нужно, чтобы вокруг них было как можно больше таких же уродов". Я не знаю, что нужно авторам этих учебников, но статью хочется назвать именно так - "Про уродов и людей". (Я думаю, вы меня поймете.)


Елена ДАНИЛЕВСКАЯ

P.S. В оформлении статьи использованы оригинальные иллюстрации из того самого учебника


Наша газета выходит в городах:
  • Андреаполь
  • Бежецк
  • Белый
  • Бологое
  • Вышний Волочек
  • Весьегонск
  • Жарковский
  • Западная Двина
  • Зубцов
  • Калязин
  • Кашин
  • Кесова Гора
  • Кимры
  • Конаково
  • Красный Холм
  • Кувшиново
  • Лесное
  • Лихославль
  • Максатиха
  • Молоково
  • Нелидово
  • Оленино
  • Осташков
  • Пено
  • Рамешки
  • Ржев
  • Сандово
  • Селижарово
  • Сонково
  • Спирово
  • Старица
  • Торжок
  • Торопец
  • Удомля
  • Фирово
  • ЗАТО Озерный
  • ЗАТО Солнечный
  • Тверь
  • Селигер

 

Блоги пользователей

Геннадий Климов, главный редактор

Орлова Мария, первый зам. главного редактора

Блог газеты

Марина Гавришенко, зам. главного редактора

Любовь Кукушкина, журналист

"Тверия" - Граждане Тверской области и тверские Землячества


   
 
   

Контакты

Адрес редакции: 170100, г. Тверь, ул. Советская, 25, 2-й этаж.
Тел./факс 34-26-44, тел. (4822) 34-77-02
e-mail: karavan@tvcom.ru