Архив номеров


ТРУДНО СКАЗАТЬ, на чем основываются победные реляции об уверенном экономическом росте Российской Федерации. Экономика значительной части российских регионов не только не смогла выкарабкаться из затянувшегося кризиса, но и близка к окончательному краху. В первую очередь это касается предприятий машиностроительной и оборонной отраслей. Крупнейшее в Верхневолжье кимрское машиностроительное предприятие АО "САВМА", по мнению наблюдателей, близко к полному развалу. Одним из явных показателей стагнационного процесса стало массовое увольнение работников предприятия. Согласно утвержденной программе, увольнение рабочих будет проходить в три этапа с 6 ноября 2002 по 6 января 2003 года. В этот период рабочая неделя некоторых производств будет сокращена до трех дней. Рабочие будут получать предписание об увольнении заранее и не будут более допускаться до своих рабочих мест. Всем увольняемым на срок до 6 января будет сохранено две трети заработной платы. Всего с предприятия будет уволено около 1000 человек. По словам некоторых работников предприятия, они уже сегодня не могут попасть на территорию завода и забрать свои вещи. Возможно, это сделано с целью не допустить каких-либо массовых акций протеста в виде забастовок, блокады производственных линий и административных зданий.
    Увольнение 1000 работников предприятия станет мощнейшим ударом по всей социальной и экономической инфраструктуре Кимр. Без средств к существованию останутся не только вышвырнутые на улицу, но и члены их семей. Всего пострадает около 4 тысяч человек. В перспективе это повлечет не только резкий всплеск безработицы и социальной преступности, но и отказ от уплаты жилищно-коммунальных платежей. В современных условиях это может привести город к повторению отключений электроэнергии, прекращению поставки энергоносителей.
    Трудно пока сказать, как это увольнение скажется и на самом предприятии АО "Савма". Ясно, что эти меры направлены на оздоровление производства, но будут ли они эффективными? Вот в чем вопрос. До этого АО "Савма" уже проводило ряд сокращений: отказалось от содержания пионерского лагеря "Салют", передало на баланс города котельную, останавливало выплату дивидендов по акциям и т.п. Увы, все это не помогло.


Глеб ЧИСТЯКОВ


Ну, наконец-то произошло! Ни разу не доводилось сталкиваться с фактами конфликтов профсоюзных комитетов с работодателями: председатели обкомов отраслевых профессиональных союзов на все просьбы назвать хотя бы один случай, когда на предприятиях профсоюзные лидеры отстаивали бы интересы трудящихся - заступались, например, за незаконно уволенных, старательно перечисляли фамилии активистов, и не более того. И вот он, конфликт: производят "разбор полетов" администрация и профком Тверского вагоностроительного завода. Причина конфликта, точнее, повод для нее - право работников получать всю информацию о положении дел в коллективе. Стороны уже обменялись несколькими залпами. Пока что численный перевес в ударах на стороне администрации - несколько публикаций на страницах заводской многотиражной газеты "Вагоностроитель". Профкому же пришлось на достаточно серьезные обвинения отвечать своего рода листовкой, отпечатанной на принтере и распространяемой среди работников.
    
    
ТВЕРСКОЙ вагоностроительный завод относится к числу предприятий, которые принято называть градообразующими. Поэтому вопросы, которые возникают при самом беглом изучении конфликта, в том числе и его "подводной" части, наверняка заинтересуют не только работников завода. Разумеется, мы оставим в стороне лингвистические споры вроде выяснения значения слова "манипуляция", поскольку стороны в его оценке руководствуются исключительно эмоциями.
    Итак. Председателя профкома Татьяну Жирнову обвинили, если отбросить околичности, в промышленном и экономическом шпионаже, в том, что она занимается "сбором информации в пользу постороннего лица", то есть предприятия-конкурента. Но откуда у предприятия-конкурента, Харьковского вагоностроительного завода, появились так называемые "синьки" тверских чертежей? Кто санкционировал приезд харьковчан в Тверь с этими "синьками" для их доработки под украинские технологические возможности? Неужели на это хватило полномочий госпожи Жирновой?
    На заводе до сих пор не подписан коллективный договор на 2003 год. Есть ли какое-то вразумительное объяснение этой задержке? Не кроется ли за этим желание администрации устранить профком и создать на его месте СТК (совет трудового коллектива)? Во всяком случае, слухи об этом на заводе ходят. Да и не слухи даже. Вот строчка из документа, родившегося в недрах заводского управления по связям с общественностью: "Когда урегулирование взаимоотношений трудового коллектива и работодателя взяла на себя администрация завода, целесообразность функционирования профкома в трудовых разногласиях может быть вообще подвергнута сомнению".
    Заработная плата на вагоностроительном заводе достаточно высокая. Но и она вызывает нарекания как у рядовых работников, так и у профсоюзной организации. Вопрос в следующем: правда ли, что заработки административно-управленческого персонала многократно выше заработков прочих категорий работающих (инженеров, например, или инструментальщиков)?
    В минувшем году завод получил 300 с лишним миллионов рублей прибыли. В соответствии с предыдущим коллективным договором коллектив честно заработал свою тринадцатую зарплату, на которую потребовалось бы 15 миллионов рублей. Татьяна Жирнова утверждает, что тринадцатая зарплата ушла на приобретение новых легковых автомобилей. Насколько верно это утверждение? Если клевета и диффамация - подавайте, господа руководители, на председателя профкома в суд, если правда чистой воды - покайтесь перед народом, верните деньги и покиньте свои кресла.
    Понятно, у любого предприятия существует некая информация, разглашать которую нежелательно. Относятся ли к такой категории сведения о механизме переизбрания генерального директора открытого акционерного общества "Тверской вагоностроительный завод"? Насколько основательны подозрения профсоюзного комитета, что нынешний гендиректор Владимир Савин сменил прежнего, Владимира Светлова, вследствие не столько процесса голосования, сколько переговоров между Министерством путей сообщения, Министерством государственного имущества и администрацией области. Результатом перевыборов стала ведь не только смена таблички на главной двери в заводоуправлении - на завод пришла вслед за Савиным его команда, практически целиком состоящая из москвичей.
    Вопросов, подобных этим, можно задать еще много. Не хотелось бы поддерживать какую-то из сторон, решать, кто прав, кто виноват. И все же... Дело в том, что информацию о положении дел на предприятии получили не только его работники (они ее - хорошо ли, плохо ли - получают). Администрация завода, вполне вероятно, не стала бы столь придирчиво воспринимать профсоюзные атаки, если бы не некая иная инстанция, которая чисто теоретически вполне может вмешаться в конфликт: профком отправил письмо председателю правительства Российской Федерации - как раз с изложением всего того, о чем говорилось выше. А премьер-министр все-таки не слесарь-сборщик...


Михаил ДОМАШНЕВ

Наша газета выходит в городах:
  • Андреаполь
  • Бежецк
  • Белый
  • Бологое
  • Вышний Волочек
  • Весьегонск
  • Жарковский
  • Западная Двина
  • Зубцов
  • Калязин
  • Кашин
  • Кесова Гора
  • Кимры
  • Конаково
  • Красный Холм
  • Кувшиново
  • Лесное
  • Лихославль
  • Максатиха
  • Молоково
  • Нелидово
  • Оленино
  • Осташков
  • Пено
  • Рамешки
  • Ржев
  • Сандово
  • Селижарово
  • Сонково
  • Спирово
  • Старица
  • Торжок
  • Торопец
  • Удомля
  • Фирово
  • ЗАТО Озерный
  • ЗАТО Солнечный
  • Тверь
  • Селигер

 

Блоги пользователей

Геннадий Климов, главный редактор

Орлова Мария, первый зам. главного редактора

Блог газеты

Марина Гавришенко, зам. главного редактора

Любовь Кукушкина, журналист

"Тверия" - Граждане Тверской области и тверские Землячества


   
 
   

Контакты

Адрес редакции: 170100, г. Тверь, ул. Советская, 25, 2-й этаж.
Тел./факс 34-26-44, тел. (4822) 34-77-02
e-mail: karavan@tvcom.ru