Архив номеров


    В Тверском театре для детей и молодежи состоялась долгожданная премьера. Зрители смогли увидеть мюзикл "Скрипач на крыше" композитора Джерри Бока и драматурга Джозефа Стейна. Этот мюзикл был создан по мотивам повести писателя Шолом-Алейхема "Тевье-Молочник" и с огромным успехом шел на Бродвее десять лет подряд. В Твери мюзикл поставил режиссер Марк КЛАРИСОВ.


НАША СПРАВКА

    Марк Кларисов учился в Киевском институте театрального искусства, актерский факультет ГИКа оканчивал уже в Тбилиси. Работал в театрах драмы Еревана, Калинина, Ашхабада, Запорожья. В свое время окончил высшие режиссерские курсы в ГИТИСе. Работал главным режиссером театров музыкальной комедии во многих городах страны. Поставил первый в СССР мюзикл Ф. Лоу "Моя прекрасная леди". Был руководителем декады азербайджанского искусства и декады мордовского искусства, проходивших в Москве. Кларисов уже много лет занимается музыкальной режиссурой в Твери. Выезжал на гастроли в Лондон. Является лауреатом Всесоюзного конкурса "Сочи-98", обладателем премии Союза театральных деятелей "За честь и достоинство в деле служения высокому искусству театра". Поставил более ста опереточных и оперных спектаклей.
    

    ПОСЛЕДНЯЯ на данный момент постановка Кларисова - бродвейский мюзикл "Скрипач на крыше". Как родилась идея поставить именно его, рассказывает Марк Кларисов.
    - Год назад замечательный человек, заслуженный артист России Виктор Кривонос выслал мне саму пьесу. С Виктором я работаю уже двадцать лет. Я посмотрел пьесу, сократил прозу, оставив музыку. Принимая во внимание творческие поиски, я решил поставить этот мюзикл именно для Кривоноса, пригласив его на главную роль. Спектакль мы репетировали три месяца. В мюзикле задействованы пять студенток Тверского музыкального училища (ведь в Твери нет музыкального театра, а не каждый артист ТЮЗа может исполнить оперную партию). Также в спектакле принимают участие инструментальный квинтет "Фрейлах", вокальный ансамбль "Шансон" и балетный ансамбль "Бенефис". В постановке много музыки и танцев. Мне очень помогли музыкальный руководитель спектакля, заслуженный работник культуры России Людмила Быстрова, балетмейстер Наталия Чернина, концертмейстер Светлана Боровская. Хочется отметить и художественное оформление. Я пошел по опасному пути, взяв рисунки Марка Шагала для оформления всего спектакля. На Бродвее, конечно, так не делали.
    - Марк Исаакович, каков смысл пьесы, как построен сюжет спектакля?
    
- Мюзикл "Скрипач на крыше" - это спектакль о человеке из народа. Он мудрый человек даже несмотря на то, что нигде не учился. Главный герой - Тевье-Молочник. Он строгий и в то же время добрый отец. Бог наградил его преданной женой, с которой они прожили всю жизнь, и пятью красавицами дочерьми. Действие развертывается в России, в одной еврейской деревне. Все жители этой деревни любят и уважают Тевье, приходят к нему за советом. Постановка не только о жизни одной еврейской семьи. Она еще и о любви. Приходит время, и дочери Тевье влюбляются. Они выходят замуж, несмотря на противостояние отца, преодолевая на пути к своему счастью все препятствия.
    В спектакле звучит музыка скрипача. Герою кажется, что скрипач играет на крыше его дома. Это особый символ, заставляющий задуматься. В целом мюзикл очень веселый и красочный. Танцы не похожи на то, что исполняется в России. Это своеобразная смесь гопака и еврейского народного танца. Вообще в спектакле, я считаю, немало удачного. Прекрасно играют заслуженный артист Александр Романов, артистка Галина Костельцева, студентки музучилища...
    - Традиционный вопрос: каковы ваши ближайшие творческие планы?
    
- Задумок много. Уже сейчас мы репетируем оперетту Кальмана "Принцесса цирка", где будут заняты и известные цирковые артисты. Премьера намечается на конец января нового года. Сейчас не хочу раскрывать всех секретов. Пусть это будет приятным сюрпризом.


Беседовала Софья ВОРОТЫНЦЕВА
    Фото Светланы ПРУСАКОВОЙ


    Наша газета уже знакомила читателей с историей конфликта известной тверской певицы Татьяны и художественного руководителя Тверской областной филармонии Владимира Боярского. После длительных судебных разбирательств можно считать, что конфликтная ситуация исчерпана. Бастаева добилась от Боярского публичного извинения в суде и распрощалась с филармонией. Пройдя огонь, воду и медные трубы, Татьяна открывает новые горизонты творчества. Накануне дня рождения певицы мы встретились с Татьяной БАСТАЕВОЙ, чтобы узнать о ее настрое и планах.
    
    - Татьяна, что, на ваш взгляд, вы приобрели или потеряли, уйдя из филармонии?
    
- Потеряла, наверное, только хорошую сцену. А в творческом плане... не думаю, что я что-то потеряла. Я и в филармонии была инициативной единицей: инициатива всегда исходила от меня, все программы были подобраны мной самой, звания мне никто не давал, я их выигрывала на конкурсах (Татьяна - дипломант международного конкурса "Звезды родины моей", обладатель специальной премии 1-го международного конкурса оперных певцов имени Лемешева. - Прим. авт.). Так что я осталась в своем творческом русле.
    А приобрела... психологическое спокойствие, свободу. Во многом стало проще, потому что не надо спрашивать разрешения у художественного руководителя.
    Мои сольные концерты как были, так и будут, просто география их расширилась. В январе планирую выступить в Москве, в феврале - в Клину, затем в других городах, обязательно будет традиционный Пушкинский концерт в Бернове, в конце творческого сезона - концерт в Санкт-Петербурге.
    16 декабря я приму участие в концерте, посвященном Дню освобождения Калинина. Специально для меня композитором Галиной Катрук написан цикл "Песни войны" на стихи Евгения Сигарева. Этот цикл мы будем готовить к Дню победы. Летом я выпустила свой 3-й диск, посвященный столетию со дня рождения Лемешева, а в следующем собираюсь записать новый диск.
    В настоящее время я активно сотрудничаю с духовым оркестром академии ПВО имени Жукова. Дружба с оркестром связывает меня уже много лет. Меня поражает в ребятах тонкое восприятие музыки, которое, как считается, не свойственно военным людям. В сентябре, после ухода дирижера Геннадия Ставцева, в оркестр пришел новый талантливый дирижер, лейтенант Максим Гюласарян, недавно с отличием окончивший Московскую академию. Он активно идет на поднятие такого трудного пласта, как классическая музыка. А классика - это высший пилотаж для любого музыканта.
    - Не кажется ли вам, что конфликт художественного руководителя с артистами - явление довольно распространенное?
    
- Наверное. Жесткость, деспотизм свойственны руководителям в искусстве. Часто они страдают тем, что считают себя самыми главными, пытаются нивелировать творческие единицы. И с яркими артистами возникает конфликт. Так получилось и у меня. Я выделялась во всем, даже в костюмах: первая вышла на сцену в итальянском белом кринолиновом платье, хотя мне говорили надевать черное, как все. Указывали, как выходить на сцену, мол, надо идти медленно, а мне это не свойственно. Так что даже на этой почве возникали конфликты.
    Критерием своей правоты я считаю тот успех, который имела за границей: в Германии, Италии. Когда публика, которая не знает ни русского языка, ни тебя, ни твоих званий, встречает стоя и со слезами на глазах - это и показатель, и проверка творческих возможностей, как и приглашения выступить снова.
    - А есть ли, по вашему мнению, различие в публике нашей и европейской?
    
- У нас публика спокойнее, а там подходят, просят подержать за руку, за краешек платья, заваливают цветами - так хотят выразить свои чувства.
    Там тонко чувствуют мастерство и неподдельную искренность. Нам говорили: "Мы не понимаем русской речи, но поняли все, о чем вы пели". Однако если зрителям не нравится, они не будут аплодировать, как это часто бывает у нас. Подарки там несут в основном в конвертах. А у нас народ другой: вот недавно одна женщина подарила банку вишневого компота, сказав, что хотела бы подарить огромную корзину цветов, но у нее нет на это денег. Но для меня не важно, доллары это или компот, главное - внимание и любовь.
    Надо отметить, что и пресса там другая. У нас журналисты очень редко высказывают свое мнение. Если журналисту не слишком понравилось выступление, а все вокруг хвалят, он, скорее всего, подумает, что сам что-то не понял. А в Европе чувствуется профессиональный подход, там пресса не говорит то, что от нее хотели бы услышать. Так, на следующий день после нашего концерта нам принесли стопку газет, где было описано наше выступление, причем очень тонко и правильно. Они оценили и качество пения, и технику, и школу, и подачу, и эффектность, и работу над образом.
    - Не было ли у вас мысли уехать из Твери?
    
- Благодаря своему твердому характеру и поддержке близких мне удалось отстоять свое право на труд и на жизнь. Одной мне бы, конечно, не удалось все это пережить. Мне очень помогал любящий муж Олег, который, кстати, приходится племянником директору филармонии. Всегда рядом была моя свекровь Татьяна Боярская, сестра Владимира Боярского. Она для меня и мать, и подруга, и концертмейстер.
    Я прижилась в этом городе сердцем, в Твери меня любят и ждут новых программ поклонники. Пройдя настоящую школу выживания, я осталась им верна и не собираюсь никуда уезжать, как бы этого ни хотели другие.
    - Я слышала, что недавно вашей жизни угрожала опасность. И в связи с этим даже было возбуждено уголовное дело.
    
- Да, была жуткая история, когда в мои окна летели бутылки с зажигательной смесью, но, к счастью, все обошлось. А тогда было действительно страшно, правда, не столько за себя, сколько за детей. После этого я полгода жила в психологическом стрессе, ночью не могла выключить свет. Однако сейчас все это в прошлом, я смогла выстоять и полна энергии для дальнейшего творчества.


Беседовала Елена БУРЦЕВА

Наша газета выходит в городах:
  • Андреаполь
  • Бежецк
  • Белый
  • Бологое
  • Вышний Волочек
  • Весьегонск
  • Жарковский
  • Западная Двина
  • Зубцов
  • Калязин
  • Кашин
  • Кесова Гора
  • Кимры
  • Конаково
  • Красный Холм
  • Кувшиново
  • Лесное
  • Лихославль
  • Максатиха
  • Молоково
  • Нелидово
  • Оленино
  • Осташков
  • Пено
  • Рамешки
  • Ржев
  • Сандово
  • Селижарово
  • Сонково
  • Спирово
  • Старица
  • Торжок
  • Торопец
  • Удомля
  • Фирово
  • ЗАТО Озерный
  • ЗАТО Солнечный
  • Тверь
  • Селигер

 

Блоги пользователей

Геннадий Климов, главный редактор

Орлова Мария, первый зам. главного редактора

Блог газеты

Марина Гавришенко, зам. главного редактора

Любовь Кукушкина, журналист

"Тверия" - Граждане Тверской области и тверские Землячества


   
 
   

Контакты

Адрес редакции: 170100, г. Тверь, ул. Советская, 25, 2-й этаж.
Тел./факс 34-26-44, тел. (4822) 34-77-02
e-mail: karavan@tvcom.ru