Архив номеров


Интерес к прошлому тверского края у тверичан определился очень давно. Особое внимание уделяется истокам становления и развития Тверского княжества, жизни и деятельности первого великого князя Всея Руси Михаила Ярославича Тверского (1271-1318) и его супруги великой княгини Анны Дмитриевны (Кашинской, 1278-1368). На пути к духовному и гражданскому подвигу великого князя Михаила Тверского пострадать за честь своего княжества вдохновила его супруга великая княгиня Анна Дмитриевна.
    
    Молчат гробницы,
    мумии и кости,
    Лишь слову жизнь
    дана:
    Из древней тьмы
    на мировом погосте
    Звучат лишь
    письмена.
    

    И.А. БУНИН

    
    5 АВГУСТА 1318 года князь Михаил Ярославич выехал в Орду, на суд, по Волге на парусно-гребных плоскодонных судах-насадах. Епископ Варсонофий благословил, а княгиня Анна с детьми провожали его. О подробностях расставанья повествует рукописное "Житие святой благоверной Анны" (XVII век). (См. также "Житие Анны Кашинской" - рукописный список. Древнерусский текст и перевод. Из коллекции Государственного архива Тверской области. - Тверь, 2002.)
    В этом, несомненно, большая заслуга сотрудников архивного отдела администрации Тверской области. Как отмечает Т. Манухина в своем историческом романе "Святая благоверная княгиня Анна Кашинская", было бы наивно принять эти подробности за исторические данные, но нельзя их и зачеркнуть. Они свидетельствуют о том, как наши предки через 300 лет после события изображали разлучение святой княжеской четы. Они воссоздали образы Михаила и Анны в тонах торжественных и скорбных, овеяли духом героической христианской праведности, согрели прощальную беседу теплотою глубокого религиозного чувства. Эта беседа не пустая риторика. В ней под покровом величавых славяно-русских речений святая взволнованность, торжественность минуты. Именно типичность переживаний, свитых в этом диалоге, делают его для русского сердца понятным. Анна сознательно отпускала мужа на муку, а он предчувствовал, что ему предстоит гибель, - в этом вся суть прощальной беседы. Вот почему христианская разлука Михаила и Анны, когда он сознательно идет на подвиг, а она покорно волю Божию принимает и на "страсти" провожает, хранилась в веках и навсегда останется в народной памяти красотою святой веры и супружеской любви.
    Не только "Житие" запечатлело расставание Михаила и Анны, древнее тверское предание сохранило память о разлуке, творчески связав прощанье со "Святой горой, высоким холмом близ села Едимонова на Волге Конаковского района". По летописному повествованию и позднейшим исследованиям, чета разлучилась на берегу реки Нерли, около деревни Малиник (бывший Калязинский уезд).
    Очевидно, эта местность была князю Михаилу Ярославичу по каким-то причинам любимой. Как принято у русского народа, с дорогим сердцу человеком прощаются не раз: простишься, казалось бы, совсем, но опять идешь, едешь или плывешь - проводить дальше. И все же именно Едимоново хранит о разлуке неувядающую память. Судьба так распорядилась, что останки Михаила Ярославича Тверского, перевозимые из Москвы водным путем 6 сентября 1319 года, вновь оказались у горы. Очевидно, случайное, но символическое совпадение. Торжественное погребение убитого в Орде Тверского князя стало исходным пунктом в оформлении местночтимого пантеона святых. Михаил Ярославич стал первым святым в Твери. В знак неординарного события у Святой горы, вероятно, вначале, как было принято на Руси, был поставлен поклонный крест, а после "народной канонизации" в XIV веке была построена деревянная часовня.
    Это часовня в народе называлась Святой, а впоследствии и гора стала называться Святой. После канонизации Михаила Тверского на месте часовни была построена новая во имя святого благоверного князя Михаила Ярославича. По данным конаковского краеведа Счетчикова К.И., в 1861 году на Святой горе на месте деревянной церкви была построена каменная в память об освобождении крестьян от крепостного права, и в ней находились иконы местночтимых святых.
    Волею судеб история почитания и канонизации жены князя Михаила Ярославича святой Анны Кашинской была сложной и во многом трагичной, хотя она и не связана с политическими интригами и междоусобными войнами, как у князя Михаила Ярославича.
    Канонизированная в 1650 году при участии самого царя Алексея Михайловича, Анна Кашинская неожиданно становится символом раскольников. В 1677 году патриархом Иоакимом поклонение святым мощам Анны Кашинской было запрещено.
    В 1909 году усилиями духовенства и общественности был восстановлен культ благоверной княгини Анны. В "Тверских епархиальных ведомостях" за 1909 год напечатана очень интересная статья, рассказывающая, как тверское духовенство и верующие собирались отметить день восстановления почитания святой Анны Кашинской - 12 июня. Оригинальное предложение было внесено священником Корчевского Воскресенского собора отцом Михаилом Колоколовым. Двадцать девятого октября 1908 года он внес предложение о проведении крестного хода Тверь - Кашин в Кашинский комитет по устройству предстоящих торжеств открытого чествования святой Анны Кашинской. Предложенный маршрут проходил: Тверь, Городня, Едимоново, Корчева, Ильинское, Романово, Кашин - и составлял в общей сложности около 200 километров. Во главе крестного хода была икона святого князя Михаила, специально написанная к этому шествию.
    При проходе парохода, украшенного хоругвями, около Городни и Видогощь его приветствовали колокольным звоном. У Святой горы, напротив часовни святого благоверного князя Михаила Ярославича, пароход близко подошел к крутому берегу. Там под проливным дождем более двух часов терпеливо ожидали прихожане едимоновской церкви. Ввиду сильного дождя молебен был проведен на пароходе. После молебна едимоновский священник произнес поучение, в котором отметил большое значение данного крестного хода, особо подчеркнув, что для этого случая заказанная на средства прихожан икона святой Анны Кашинской, которая будет освящена на святых ее мощах, в дальнейшим будет украшать едимоновскую церковь. Весь город Корчева вышел встречать небывалый крестный ход. При приближении парохода к пристани из Воскресенского собора вышел крестный ход с большой картиною, изображающей трогательное прощание святого князя Михаила с благоверной супругой Анною и детьми. Прибывшие участники крестного хода сошли с парохода на пристань. Духовенство города Корчевы, приняв благословение от Владыки, в сопровождении присутствующего народа направилось по улицам города в Воскресенский собор. Во время службы было отмечено, что в Корчевском уезде живет до настоящего времени предание о прощании князя Михаила с княгиней Анной и детьми на Святой горе. В память этого предания и официального восстановления почитания благоверной княгини Анны жители города Корчевы и уезда на средства, собранные от добровольных пожертвований, заказали московскому художнику В. Соколову картину-икону "Прощание святых Михаила и Анны" и преподнесли в дар городу Кашину. Картина-икона написана на холсте, помещена в позолоченную раму размером 180х180 сантиметров. В настоящее время она хранится в запаснике Кашинского краеведческого музея, ее инвентарный номер ТГОМ Каш.Ф 1527, на картине имеются значительные порывы, в том числе на месте сердца князя Михаила Ярославича. Предположительно, картина поступила в фонды музея в 1930 году наряду с другими ценностями из Воскресенского собора города Кашина в связи с закрытием этого собора.
    Город Корчева и ряд сел при строительстве канала Москва - Волга, которое велось в середине 30-х годов XX века, попали в зону затопления и прекратили свое существование.
    Этой публикацией автор обращается к общественности Тверской области с просьбой о возможности изыскания средств на реставрацию описанной картины-иконы и ввод ее в экспозицию музея как одной из реликвий тверского края.
    г. Кашин, площадь Бассейная, д. 5, директору Шляпниковой С.Б.; т.8-234-2-08-76.


А.М. ПАНИН


Вышел в свет 3-й номер (за 2002 год) журнала "Русская провинция", которому 11 лет. Трудно ему живется, тяжело находить дорогу к массовому читателю. Тяжело не потому, что неинтересен. Причина банальна для наших дней: тираж из-за недостатка денег маловат, всего 800 экземпляров на всю Россию!
    
    ЗДЕСЬ НЕТ преувеличения, журнал знают за Уралом и в Сибири, а уж о наших тверских, псковских, новгородских и других исконно русских землях и говорить нечего - тираж расходится весь. Читают его истинные знатоки и ценители традиций народа, его просвещенные представители, краеведы и литераторы, поэты и публицисты, домохозяйки и ученые.
    Этот номер начинается с почти философской статьи главного редактора Михаила Петрова "Для чего жить по-русски?": "Мне кажется, что мы теряем духовную основу того, что нас объединяло и делало народом российским, - русскость". "Русский человек перестает чувствовать себя хозяином на своей земле. Российские реформаторы превратили его дом в проходной двор. Приезжай с любым паспортом и чувствуй себя как дома". "Мы давно живем в камерах со стальными решетками, дверьми, под тюремными замками, а наши старики боятся вечерами выйти на улицу. Россия отдана на откуп бандитам, педофилам, насильникам, убийцам, сектантам, извращенцам. Это похлеще бериевщины". "Верен ли современный росс своей земле, своему народу? Кто виноват в том, что продаются русские ценности за чечевичную похлебку? Продаются государственные должности худшим из инородцев, криминалу, прущему в Россию "на ловлю счастья и чинов".
    Хлесткие слова, резкость мыслей. Но, может, это и справедливо - так вот отразить состояние души болеющего за Отечество человека? Нельзя же не согласиться с заключительными словами автора: "Будем же русскими, и Россия будет за нами. Теряя русскость, мы способствуем разрушению русского дома, теряем Россию".
    В унисон вступительной статье главного редактора звучит полная тоски и недоумения повесть Бориса Морозова "Вынужденный переселенец", рассказывающая о судьбе русского человека, вытолкнутого из Узбекистана националистической обстановкой. Неласково встретила его Россия, больная многими социальными и духовными болезнями, трудно встраивается судьба героя повести в канву непонятной российской действительности, но жить-то надо!
    Журнал верен себе: из номера в номер публикует воспоминания совсем обычных людей, не героев, не знатных по официальным меркам персон, а таких, как мы с вами, читатель. Тем и ценны подобные публикации, что они рисуют правдивую историю народа изнутри. Вот и на этот раз Екатерина Гаевская в "Хронике моей жизни" знакомит с нехитрой, но, тем не менее, интересной своей историей, каких тысячи, а потому близкой и понятной рядовому русскому читателю. Уверен, ее прочтут с большим интересом, внимая бесхитростному рассказу, написанному живым русским языком.
    К удивлению краеведов, журнал поместил неожиданный материал Ольги Сорокиной "Софья Унковская". Что можно, казалось бы, нового сказать про знаменитого тверского либерала и земца, блиставшего на политическом небосклоне Твери в последней трети XIX века, после многих изысканий краеведов и прекрасной книги Владимира Чернышова "Жизнь и судьба тверского реформатора", изданной в 1998 году? Журнал пером Ольги Сорокиной сказал это новое, поведав о судьбе одной из дочерей Алексея Унковского до 50-70-х годов ХХ века, а тот факт, что его дочь Софья Алексеевна Унковская работала в Твери и похоронена в 1954 году в возрасте 83 лет на Первомайском кладбище, - известен далеко не всем.
    Есть и добротная публицистика Николая Смыслова в небольшом письме "Основной инстинкт и уроки истории", Риммы Борисенко в статье "Закон Вселенной в классической литературе", спорящих о вечных истинах, есть литературная критика, рассказы и, как и всегда, бенефис талантливых художников. Кстати, обложка самого журнала со вкусом оформлена фотографиями на сюжеты исчезающей русской деревни, сделанными самим главным редактором.


Борис ЕРШОВ

Наша газета выходит в городах:
  • Андреаполь
  • Бежецк
  • Белый
  • Бологое
  • Вышний Волочек
  • Весьегонск
  • Жарковский
  • Западная Двина
  • Зубцов
  • Калязин
  • Кашин
  • Кесова Гора
  • Кимры
  • Конаково
  • Красный Холм
  • Кувшиново
  • Лесное
  • Лихославль
  • Максатиха
  • Молоково
  • Нелидово
  • Оленино
  • Осташков
  • Пено
  • Рамешки
  • Ржев
  • Сандово
  • Селижарово
  • Сонково
  • Спирово
  • Старица
  • Торжок
  • Торопец
  • Удомля
  • Фирово
  • ЗАТО Озерный
  • ЗАТО Солнечный
  • Тверь
  • Селигер

 

Блоги пользователей

Геннадий Климов, главный редактор

Орлова Мария, первый зам. главного редактора

Блог газеты

Марина Гавришенко, зам. главного редактора

Любовь Кукушкина, журналист

"Тверия" - Граждане Тверской области и тверские Землячества


   
 
   

Контакты

Адрес редакции: 170100, г. Тверь, ул. Советская, 25, 2-й этаж.
Тел./факс 34-26-44, тел. (4822) 34-77-02
e-mail: karavan@tvcom.ru