Архив номеров


Среди икон, находящихся в храмах, музеях, частных коллекциях и крестьянских домах Тверской области, встречаются подлинные шедевры иконописи мирового уровня. О том, как развивалось тверское иконописное искусство, произведения каких веков и школ можно встретить сегодня на территории Тверского региона, наконец, о судьбе некоторых уникальных образцов иконописи рассказывает читателям "Каравана" старший научный сотрудник Тверской картинной галереи Ната МАЙОРОВА.
    
    - Ната Анатольевна, как вы пришли к изучению иконописи? Расскажите о себе.
    
- Родилась я в приволжском городе Камышине. В Тверь приехала в 1981 году вскоре после окончания Ленинградского института живописи, скульптуры и архитектуры имени Репина. Вначале работала в реставрационной мастерской, занимаясь изучением древнерусского искусства и памятников тверской архитектуры. Позже перешла в картинную галерею на должность заведующей древнерусским отделом. Поначалу иконопись была для меня сплошным белым пятном. Там, где я родилась и выросла, не было действующих храмов, хотя вера в Бога передалась мне от набожной матери и через изучение доступных в советское время философских источников. Очень помогла мне в плане научного изучения иконописи единственный в то время эксперт в области древнерусского искусства, ныне покойная искусствовед Валерия Федоровна Гершфельд. Она обучила, как инвентаризировать экспонаты и проводить экспертизы. К ней обращались все: и антикварщики, и музейщики, и милиция, все, кому нужна была экспертиза по иконам. После реорганизации, когда несколько небольших отделов объединили в единый научный отдел, я сохранила специализацию по древнерусскому искусству.
    - А какие иконописные школы существовали на территории Тверской области за века существования у нас православия?
    
- В древности Тверское княжество являлось срединным княжеством, претендующим на роль объединителя русских земель. В самой Твери и в крупных городах, входящих в состав Тверского княжества, получило большое развитие искусство иконописи. В годы, когда Золотая Орда захватила и разорила прочие русские территории, в Тверском княжестве сохранялась относительно стабильная и спокойная обстановка. Сюда бежали владимирские, суздальские, смоленские ремесленники, в том числе и иконописцы. Они перебирались в Тверь как в город, где реально было получить заказ в то неспокойное время. Это способствовало тому, что сформировалось то, что мы и называем теперь тверской школой живописи. Ее существование, кстати, отрицалось до 70-х годов XX века. Она является ярким и самобытным явлением наряду с киевской, московской, новгородской, псковской, владимирской школами. Формирование тверской школы живописи происходило в годы независимого существования Тверского княжества с XIII по XV век. А когда тверские земли вошли в состав Московского государства, то тверская культура стала развиваться в духе общерусских национальных традиций. Тем не менее, тверские традиции выявляются в нашем искусстве вплоть до XII века. Однако со временем возможно смещение этих временных границ. Постоянно наши экспертизы выявляют все новые и новые памятники тверской школы.
    - Что изображали тверские иконописцы на своих иконах? Дошли ли до нас их имена?
    
- Помимо Христа, Богоматери, апостолов в иконописи находили отображение исторические события, архитектура того времени, в частности, Тверского кремля, исторические личности. Так, на многих древних иконах запечатлены тверской князь Михаил и епископ Арсений, другие тверские святые.
    Один из древних тверских иконописцев оставил нам свое имя. Это мастер Прокопий, один из авторов миниатюр "Хроники Георгия Амартола". Хроника представляет собой сборник исторических сочинений, созданных византийским монахом Георгием Амартолом. Являвшаяся фактически историческим учебником, рукопись монаха была очень популярна в средние века и переписывалась в течение столетий во многих древних городах. Имя мастера Прокопия сохранилось на одном из списков "Хроники", сделанном еще при жизни Михаила Ярославича Тверского, в начале XIV века. Вообще древние художники очень редко подписывали свои иконы, поскольку это считалось великим грехом. Для того, чтобы написать икону, мастер вначале исповедовался у своего духовника, получал благословение, долго молился, постился, вынашивая сюжет, и лишь потом приступал к работе, облачившись в новые одежды. Изображение, появляющееся из-под его рук, и считалось боговдохновленным, и мастер не мог ставить под ним свое имя. Так нет ни единой иконы, подписанной иконописцем Андреем Рублевым, причисленным к лику святых. Его имя дошло до нас благодаря летописям.
    Известно, что в XVII веке в Твери "на отхожем промысле" работали мастера Оружейной палаты Московского кремля, в частности, Симон Ушаков и Григорий Зиновьев. Они написали икону для Борисоглебского монастыря в Торжке. Гораздо больше имен мастеров дошло до нас из XVIII-XIX веков. Среди их работ есть и подписанные иконы. В собрании Тверской областной картинной галереи есть иконы работы Боровиковского, Сороки. В этот период работали в Тверской губернии иконописцы Пошехоновы, Глазьевы, династия осташковских художников Колокольниковых и многие другие.
    - Учитывая, что в годы борьбы с религией многие иконы были уничтожены или вывезены за границу, расскажите о тех памятниках древней иконописи, которые сохранились на сегодня на территории Тверской области.
    
- В собрании нашей галереи хранятся фрески из церкви Рождества Богородицы села Городня конца XIV-начала XV века, обнаруженные во время археологических раскопок. Считается, что саму эту церковь основали при переходе через Волгу кашинские воины, возвращавшиеся с Куликовской битвы 1380 года. На фресках - изображение Николая Чудотворца, сцены из жития святого Иоанна Предтечи и уникальные для истории зарисовки молодых подмастерьев-иконописцев, которых мастер обучал ремеслу непосредственно на стенах храма. Более двадцати произведений иконописи в нашей коллекции относятся к XV-XVI векам.
    В коллекции галереи находится уникальная икона, написанная Симоном Ушаковым и Григорием Зиновьевым для Борисоглебского монастыря в Торжке. Изображены на ней князь Владимир, Моисей Угрин и Аркадий Новоторжский, то есть святые, связанные с культом первых русских святых князей Бориса и Глеба. Также в галерее хранится складень для стольника Кондратия Загряжского, написанный также мастером Оружейной палаты Никифором Хомутовым, икона, изображающая малолетнего сына Иоанна Грозного, царевича Алексея, убитого в Угличе. Это шедевры иконописи.
    Естественно, много уникальных произведений иконописи было утрачено в 30-е годы во время нашей "великой культурной революции", когда иконы сжигали на площадях, втаптывали в грязь, строили из них свинарники и заборы. Даже за мою память в восьмидесятые годы досками из уничтоженного нашего Спаса Златоверхого был подшит потолок в здании закрытого тогда еще Воскресенского собора. Мы тогда спасли эти иконы и перевезли их в картинную галерею. Многие иконы спасли простые сельские старушки, разбирая их себе по домам, когда закрывались храмы. И до сих пор по деревням на руках у стариков хранится немало уникальных икон из разрушенных храмов. Из икон, находящихся в возрожденных тверских храмах, древних - единицы. То же касается и наших древних чудотворных икон. Например, икона Богоматерь Корсунская из Торопца сейчас находится в коллекции Русского музея. Одну из чудотворных икон сейчас можно увидеть в экспозиции нашей картинной галереи. Это чудотворная икона из Оршина монастыря Богоматерь Федоровская, спасенная в лихое время одной старушкой. Сохранилась и находится в приходе православной церкви икона Богоматерь Выдропужская, которая и теперь является святыней для прихожан. Самым же древним образом, находящимся в тверских собраниях, является икона XII века Спас оплечный, попавшая к нам в галерею на экспертизу по уголовному делу одного московского коллекционера. Он купил ворованные иконы, заведомо зная об этом, и был осужден. Эта находка просто уникальна, поскольку не каждый музей может похвастаться домонгольской иконой. Иконы, являющиеся памятниками XV-XVI веков, встречаются и в частных собраниях тверских коллекционеров. Одну из таких коллекций собрал тверитянин Владислав Корецкий. Несколько лет назад собранные Корецким уникальные иконописные памятники тверского севера были приобретены нашей картинной галереей. Порой тверские и новгородские иконы XV-XVI веков появляются в наших антикварных магазинах и скупаются тверскими и московскими коллекционерами.
    - Встречаются ли среди собирателей икон известные в Твери люди?
    
- Очень любит древнерусское искусство заместитель губернатора Александр Тягунов, интересуется старинными иконами господин Церковнюк. Имеют свои коллекции директор "Тверьуниверсалбанка" Александра Козырева и директор ЗАО "Хлеб" Нина Болгова. Владелица одного из московских рынков имеет в своей коллекции чудотворную икону Богоматерь Андрониковская, особо почитаемую в нашем Вышневолоцком уезде. Приобретая иконы в свои частные коллекции, эти образованные, патриотически настроенные люди порой не только спасают шедевры от гибели, но в отдельных случаях и возвращают церкви. Так недавно губернатор Владимир Платов выкупил из частного собрания икону Богоматери Тихвинской и подарил ее Христо-рождественскому монастырю, вложив в это богоугодное дело свои личные средства. Певец Михаил Круг несколько икон с изображением тверских святых приобрел для вклада в церковь Михаила Тверского и Анны Кашинской.


Борис ГУРОВ
    Фото Светланы ПРУСАКОВОЙ


В ОТЛИЧИЕ от областного центра и некоторых других мест Тверской области в Бологое дороги неплохие. Но они неплохие для людей, а вот для пешеходов не всегда. На застроенной частными домами улице Мира всегда интенсивное движение. Помимо частных машин и грузовиков проезжают по ней автобусы на Селижарово и Кемцы. Не менее интенсивное на этой улице и людское движение. Старики торопятся по воду на колонки, животноводы тащат из города тележки, нагруженные комбикормом, идут в школу детишки. И если для машин здесь имеется хоть узковатая, но все же дорога, то для людей тротуары вообще не предусмотрены. Лишь на отдельных участках самими жильцами оборудованы крошечные площадочки у своих домов. На остальном протяжении улицы Мира люди вынуждены уворачиваться от колесных средств передвижения.
    А вот другой случай. Чтобы попасть из тверского микрорайона "Юность" на кольцевую трамвайную остановку "Домостроительный комбинат", необходимо миновать кварталы пятиэтажной застройки, где проходит улица Седова. Самая короткая дорога к трамваю, по которой и ходит большинство жителей, когда-то была покрыта асфальтом, но сейчас он практически отсутствует и дорога представляет собой череду больших ям, в дождливую погоду превращающихся в озера. Фонари отсутствуют. В темное время суток здесь если ногу не сломаешь, то обувь и одежду точно испачкаешь. Не намного лучше ситуация и на параллельных дорогах. А на располагающейся соседней улице Артюхиной, где расположена, кстати, детская поликлиника, тротуары большей частью не предусмотрены вообще. Следовательно, если о машинах, двигающихся по нашим дорогам порой заботятся, то на пешеходов просто наплевать. А депутаты и прочие представители власти, вероятно, передвигаются только на колесах и посему не ведают о пешеходных страданиях.
    Для решения пешеходной проблемы следовало бы законодательно выделить из дорожного налога определенный процент, идущий непосредственно на оборудование и ремонт тротуаров. Ну а в рамках области и отдельных населенных пунктов необходимо разработать программу "Тротуар", которая включит в себя мероприятия по обустройству тротуаров и пешеходных дорожек там, где в них есть необходимость.


Наша газета выходит в городах:
  • Андреаполь
  • Бежецк
  • Белый
  • Бологое
  • Вышний Волочек
  • Весьегонск
  • Жарковский
  • Западная Двина
  • Зубцов
  • Калязин
  • Кашин
  • Кесова Гора
  • Кимры
  • Конаково
  • Красный Холм
  • Кувшиново
  • Лесное
  • Лихославль
  • Максатиха
  • Молоково
  • Нелидово
  • Оленино
  • Осташков
  • Пено
  • Рамешки
  • Ржев
  • Сандово
  • Селижарово
  • Сонково
  • Спирово
  • Старица
  • Торжок
  • Торопец
  • Удомля
  • Фирово
  • ЗАТО Озерный
  • ЗАТО Солнечный
  • Тверь
  • Селигер

 

Блоги пользователей

Геннадий Климов, главный редактор

Орлова Мария, первый зам. главного редактора

Блог газеты

Марина Гавришенко, зам. главного редактора

Любовь Кукушкина, журналист

"Тверия" - Граждане Тверской области и тверские Землячества


   
 
   

Контакты

Адрес редакции: 170100, г. Тверь, ул. Советская, 25, 2-й этаж.
Тел./факс 34-26-44, тел. (4822) 34-77-02
e-mail: karavan@tvcom.ru