Архив номеров

ЭКОНОМИЧЕСКИЙ ПЕЙЗАЖ О КОНФЛИКТЕ ВОКРУГ "АФАНАСИЯ" ИЗ ПЕРВЫХ УСТ

ВОЕННО-ПИВНОЙ РОМАН

В мае нынешнего года активная скупка акций Тверского пивоваренного завода московской инвестиционной группой "Атон" обернулась началом суровой битвы за тверское преуспевающее предприятие "Афанасий-пиво", продукция которого, выйдя на всероссийский рынок, стала широко известной и за пределами нашей области.
      При освещении ситуации вокруг конфликта оказалась уместна даже военная терминология: выпад со стороны "Атона" расценивается как попытка враждебного захвата, после провала которой аналитики констатировали следующий факт - блицкриг сменился позиционной войной.
      При этом надо отдать должное пивоваренному заводу: предприятие продолжает стабильно работать, находясь, так сказать, на "военном" положении.
      Боевые действия развиваются по традиционным законам жанра - сразу на нескольких фронтах. Здесь и деморализация сотрудников, и закономерная информационная война. Тверские СМИ пристально следят за судьбой предприятия, периодически поднимая те или иные вопросы в местном эфире и на страницах печатных изданий. 31 июля генеральный директор ОАО "Афанасий-пиво" Максим Ларин собрал пресс-конференцию, где журналистам предлагалось получить информацию о ситуации на заводе, что называется, из первых уст. Еще одним поводом для встречи стала необходимость пролить свет на очередной поворот событий - переход конфликта в сферу судебных разбирательств.

ДОЛОЙ СЛУХИ

Максим Ларин начал пресс-конференцию с того, что опроверг основные слухи, которые активно распространяются в обществе в связи с ситуацией на пивоваренном заводе. В частности, ложной является информация о том, что он, стремясь скрыться от правосудия, иммигрировал в Швейцарию. "Мы с вами находимся в Твери, улица Коминтерна, 95. В России, а не в Швейцарии", - жестко заявил Ларин на пресс-конференции журналистам, подчеркнув, что не имеет намерений покидать страну.
      Кроме того, версия о том, что "Афанасий-пиво" банкрот или находится в предбанкротном состоянии, также ошибочна. Процедура банкротства инициируется в том случае, если имеются задолженности перед кредиторами. Самый крупный из кредиторов "Афанасий-пива" - Сбербанк, и на протяжении всего времени сотрудничества с ним (примерно с 1995 года) не было ни одного случая, когда компания "Афанасий-пиво" сорвала бы график выплат или каким-либо образом нарушила свои обязательства. То же можно сказать и по поводу отношений с другими кредиторами. "Слухи о банкротстве - это досужие домыслы, и у работников предприятия нет причин для волнения", - подвел итог Максим Ларин.
      Вслед за этим во избежание путаницы Максим Ларин заявил о необходимости четко разграничивать два хозяйствующих субъекта - "Афанасий-пиво" и "Тверь-пиво". У каждого из них свои обязательства перед партнерами, и они действуют отдельно друг от друга. Как известно, "Афанасий-пиво" - это предприятие, которое непосредственно производит и продает сам продукт - пиво, а "Тверь-пиво" занимается исключительно коммерческой деятельностью. Так вот, положение компании "Тверь-пиво" по сравнению с началом нынешнего года действительно усложнилось, поскольку нагнетание обстановки вокруг тверского предприятия заставило кредиторов волноваться, и, следовательно, от них поступили претензии. Но на сегодняшний день большинство обязательств уже погашено.
      Отвечая на вопросы, связанные с переделом собственности на заводе, Максим Ларин подчеркнул, что управление ОАО "Афанасий-пиво", то есть производящим пиво предприятием, по-прежнему полностью осуществляется в Твери, здесь же платятся все налоги.
      Причина возникновения лавины слухов вокруг "Афанасий-пива", в принципе, понятна. Крупное предприятие, которому приходится конкурировать на крайне трудном, по определению Максима Ларина, пивном рынке, - сложный организм. Не всем людям удалось вписаться в процесс его функционирования и соответствовать высоким предъявляемым требованиям. Следовательно, неизбежны обиды, желание как-то их компенсировать. Отсюда утечка информации, слухи, которые постепенно принимают искаженные формы.

СУД ДА ДЕЛО

Цивилизованный способ разрешения конфликта двух сторон предполагает разбирательство в суде. Долгое время компания "Атон", несмотря на периодические обвинения "Афанасия" в нарушении законов, не подавала иска.
      Иск был подан недавно, причем в сопровождении весьма странных обстоятельств. 26 июля 2002 года в отношении руководства "Афанасий-пива" прокуратурой Москвы было возбуждено уголовное дело по статье 201 УК РФ. Предъявлено обвинение в использовании служебного положения с целью извлечения личной выгоды; начато следствие, которое ведет ГУВД Москвы. "Тот факт, что дело возбуждено в Москве, - заметил Максим Ларин, - уже свидетельствует о его ангажированности". Действительно, подобные дела обычно возбуждаются по месту нахождения хозяйственного субъекта, с которым связаны предполагаемые противоправные действия. Странным образом производятся допросы сотрудников предприятия - их вызывают даже в ночное время, что также не свойственно обычному стилю ведения следствия.
      По словам Максима Ларина, на его единомышленников оказывается таким образом воздействие с целью запугать коллектив и развалить его. В связи с этим руководитель "Афанасий-пива" обратился к журналистам с просьбой передать через средства массовой информации его заявление о том, что предприятие будет защищать каждого сотрудника вне зависимости от ранга и всеми возможными средствами.

РАЗВИТИЕ ЗАВОДА ИЛИ РАЗВИТИЕ КОНФЛИКТА?

В то же время самому предприятию не приходится рассчитывать на чье-либо покровительство.
      Еще в начале конфликта губернатор Тверской области Владимир Платов заявил о своем невмешательстве в спор между компаниями. Однако спустя некоторое время областная власть подписала с компанией "Атон" договор о сотрудничестве, согласно которому данная инвестиционная группа стала официальным консультантом администрации области. Первый заместитель губернатора Андрей Строев выступил в прессе с критическими высказываниями в адрес руководства "Афанасий-пива". Кроме прочего осуждалось нежелание прислушиваться к рекомендациям и предложениям инвестиционной группы "Атон".
      Максим Ларин подчеркнул, что не нуждается консультациях по поводу привлечения инвестиций. Тем более что речь в основном идет об инвестиционных кредитах, а не о прямых инвестициях. В то время как прямых инвестиций в "Афанасий" за последний период было привлечено около трех миллионов долларов.
      Что касается деловых предложений, поступавших от "Атона", то до сих пор они не носили официального характера, высказываясь лишь в форме устных заявлений. При этом конструктивный диалог с "Атоном" отнюдь не исключается.
      "Для меня "Афанасий-пиво" - это семейное дело, потомственный бизнес, и я не хочу, что называется, "сидеть на мешке с деньгами", а намерен, как и прежде, работать на благо своего предприятия и его сотрудников" - заявил Максим Ларин.

Оксана СМИРНОВА

АНТИКРИЗИСНАЯ "ТРОПА" ДИРЕКТОРА САВИНА

26 июля на внеочередном общем собрании акционеров ОАО "Тверской вагоностроительный завод" был избран новый генеральный директор Владимир Иванович САВИН. 1 августа Владимир Савин встретился с представителями тверских средств массовой информации. Пресс-конференция состоялась в музее "ТВЗ".
      
      НА пресс-конференции Владимир Савин сообщил журналистам, что работал на Тверском вагоностроительном заводе с 1971 по 1996 год. В течение одиннадцати лет был заместителем генерального директора по производству и снабжению. Последние пять лет работал в Москве на руководящей должности.
      Владимир Савин подчеркнул, что возглавить коллектив завода ему было предложено государственной организацией - Министерством путей сообщения. Не желая комментировать сложившуюся на заводе ситуацию, в результате которой произошла смена руководства, генеральный директор остановился на задачах, которые предстоит решать.
      Одна из них - установление контроля над финансово-хозяйственной деятельностью образовавшихся многочисленных дочерних фирм, появившихся в последние десять-двенадцать лет. К сожалению, у предыдущего руководства завода не всегда доходили до этого руки, и, как результат, возникли серьезные вопросы, с которыми сегодня нельзя мириться.
      Главная же задача, которая стоит перед коллективом, - это существенное увеличение объемов выпуска пассажирских вагонов и улучшение качества продукции. Несмотря на спад производства, отметил директор, на заводе была проведена серьезная работа по проектированию моделей пассажирских вагонов. Если в 80-х годах рабочие выпускали только плацкартные вагоны, а более комфортные получали из Германии, то после 1991 года такой возможности в целом по России не стало.

В этом направлении предстоит огромная работа. Производственная мощность по выпуску вагонов всех типов на январь нынешнего года составляет 605 единиц. В течение двух лет необходимо довести объем выпуска до 800-900 вагонов в год. Для этого надо в первую очередь решить вопросы финансирования завода.
      За время исполнения обязанностей генерального директора (менее двух недель) Владимиру Савину удалось выстроить сбалансированные отношения с МПС и "Росвагонмашем". Несмотря на общее уменьшение расходов на капитальные вложения по постановлению правительства РФ на 30%, впервые за всю историю завода удалось отстоять заказ на 342 вагона.
      При содействии заместителя министра МПС Михаила Иванкова был получен кредит в размере 100 миллионов рублей в "Транскред-банке" под гарантию расчета МПС за полученную продукцию.
      Владимир Савин выразил глубокую благодарность за понимание и помощь руководству "Росвагонмаша" и МПС.
      Стратегические задачи "ТВЗ" определены акционерами. Они включают в себя намерения сохранить завод со всеми, в том числе и людскими ресурсами, создать условия для его финансового оздоровления, навсегда отдалить предприятие от далеко не призрачной опасности банкротства, сделать его платежеспособным, прибыльным, социально и экономически благополучным. Генеральный директор ОАО "ТВЗ" ответил на вопросы журналистов.
      - Какие ошибки были допущены руководителями завода за последние двенадцать лет?
      
- Я не хотел бы на этом останавливаться. Люди работали и многое делали. Но чтобы эту работу совершенствовать, мы привлекли ряд специалистов из Москвы. Проводим инвентаризации, проверки, составляем новый бизнес-план. Проблема, которую завод не смог решить, - это источники финансирования, прежде всего, по МПС. Может быть, и Министерство в то время было не готово решить эту проблему. Пока хватало вагонов "затыкать дыры", может быть, и деньги не очень искали, а на сегодняшний день все подходит к тому, что еще год-два - и возникнут огромные проблемы с вагонами, с тепловозами. Решить эту проблему в одночасье не получится, поэтому надо настраивать людей работать в рамках реального времени, чтобы они понимали, как это было в 80-е годы, когда через каждые 2,5-3 часа из цеха выкатывался вагон, и, если он по каким-то причинам не выкатился, то время ушло безвозвратно, и наверстать его уже не получится.
      - Какова средняя заработная плата у работников завода? Существуют ли задолженности? Каковы перспективы?
      
- Средняя заработная плата порядка 5,7 тысяч рублей. Задолженностей по выплате заработной платы нет. Деньги мы выплачиваем своевременно, и я думаю, что будем и впредь зарплату выплачивать в срок.
      Кредиторская задолженность есть. Дебиторская тоже. В прошлом месяце завод увеличил количество выпускаемых вагонов с 30 до 45, и разрыв между кредиторской и дебиторской задолженностью сократился. Наращивая темпы производства, мы сможем рассчитаться с долгами и получать прибыль. Главный момент здесь в том, чтобы продукция не уходила налево. Множество дочерних предприятий ослабляют контроль.
      - Как вы оцениваете рабочую ситуацию на заводе на момент прихода в качестве руководителя?
      
- В первый день моего прихода завод выполнял задачу по выпуску 270 вагонов в месяц. При таком плане в конце месяца можно сидеть, свесив ноги. А при плане 600-700 вагонов нужно очень серьезно работать на всех уровнях от рабочего до директора.
      Для нашего завода делать около 300 вагонов - это то же самое, что человеку в блокаду давать по сто граммов хлеба. Жить будет, но что это за жизнь? 300 вагонов - это прозябание, а не работа.
      - Как у вас прошел первый рабочий день на заводе?
      
- Он прошел не очень приятно. Я занимался тем, что аннулировал все доверенности на право подписи финансовых документов. И не потому, что я не доверяю тем людям, которые их имели, а потому что их было слишком много. Контроль будет налажен, будет создана служба экономической безопасности. К 10 августа я должен сформулировать свои предложения и представить их на Наблюдательный совет.
      - Есть ли у завода конкуренты?
      
- Конкурентов в России нет. Так сложилось, что пассажирские вагоны делали на Тверском вагоностроительном заводе, купированные в Германии. Электрички - в Риге. Конкурентов у нас нет и на сегодняшний день, но есть попытки МПС их создать. Однако практика показала, что даже на хороших предприятиях, которые в рамках конверсии перешли на выпуск другой продукции, отработать технологию очень трудно. Нужны кадры, специалисты. К примеру, "Невский экспресс" делала одна организация, занимающаяся строительством подводных лодок, которых боятся во всем мире, а вагон они сделали, но никак не могли его запустить. Так рукой и махнули, а деньги колоссальные ушли безвозвратно. Наша задача - убедить МПС, что пока есть Тверской вагоностроительный завод, он главный специалист в вагоностроении. На заводе есть корпус малых серий, который создан недавно, - его надо загрузить. Работают квалифицированные инженерные кадры, таких просто больше нигде нет, и их надо ценить. Что касается рабочего персонала, то заводу не хватает рабочих высоких разрядов, высокой квалификации. Наша задача - их обучать, растить прямо на заводе.

Валентина КАСЬЯНОВА

Наша газета выходит в городах:
  • Андреаполь
  • Бежецк
  • Белый
  • Бологое
  • Вышний Волочек
  • Весьегонск
  • Жарковский
  • Западная Двина
  • Зубцов
  • Калязин
  • Кашин
  • Кесова Гора
  • Кимры
  • Конаково
  • Красный Холм
  • Кувшиново
  • Лесное
  • Лихославль
  • Максатиха
  • Молоково
  • Нелидово
  • Оленино
  • Осташков
  • Пено
  • Рамешки
  • Ржев
  • Сандово
  • Селижарово
  • Сонково
  • Спирово
  • Старица
  • Торжок
  • Торопец
  • Удомля
  • Фирово
  • ЗАТО Озерный
  • ЗАТО Солнечный
  • Тверь
  • Селигер

 

Блоги пользователей

Геннадий Климов, главный редактор

Орлова Мария, первый зам. главного редактора

Блог газеты

Марина Гавришенко, зам. главного редактора

Любовь Кукушкина, журналист

"Тверия" - Граждане Тверской области и тверские Землячества


   
 
   

Контакты

Адрес редакции: 170100, г. Тверь, ул. Советская, 25, 2-й этаж.
Тел./факс 34-26-44, тел. (4822) 34-77-02
e-mail: karavan@tvcom.ru