Архив номеров

ЭКОНОМИЧЕСКИЙ ПЕЙЗАЖ К ПОЛНОСТЬЮ АВТОМАТИЗИРОВАННОМУ ПРОИЗВОДСТВУ

"Афанасий-пиво" входит в число двадцати крупнейших пивоваренных компаний России. Основные конкуренты - ведущие пивоваренные заводы, принадлежащие международным концернам, чьи финансовые возможности значительно выше. Тем не менее, благодаря использованию современных средств автоматизации управления завод не только успешно функционирует, но и увеличивает объемы производства. О проводимой работе рассказывает директор подразделения по автоматизации Дмитрий ШУТ.       
      - Дмитрий Григорьевич, что такое автоматизация процессов управления в современной компании, зачем она нужна?
      - Опыт западного бизнеса показал, что без автоматизации выдержать конкурентную борьбу невозможно. Сотрудники могут честно, много и напряженно работать, но своих целей компания все равно не достигнет. Автоматизация процессов управления - это перевод основных бизнес-процессов, происходящих на предприятии, в компьютер. В результате руководство может принимать решения, основываясь на реальной информации о компании в текущий период времени.
      - Как пришла идея автоматизировать процесс управления на "Афанасий-пиве", что подтолкнуло к такому решению?
      
- На любом предприятии, где работает больше пяти человек, часто сталкиваются с тем, что документооборот и вся информация, которая выдается и обрабатывается, через какое-то время переходят разумные границы. Поэтому приходится ее каким-то образом автоматизировать. Например, для того чтобы посчитать отгрузку продукции за какой-то промежуток времени, надо либо вручную просчитать все накладные, либо посмотреть их в компьютере. Компьютерные программы позволяют сгруппировать отгрузку по товарам, по клиентам, по скидкам и другим интересующим вопросам. Подобные рутинные операции компьютер производит быстро и эффективно. Это позволяет тверским пивоварам выполнять свою работу на более высоком и качественном уровне, что в свою очередь положительно отражается на их зарплате, повышает мотивацию и, соответственно, желание добиваться новых результатов. Автоматизация процессов управления - это требование современной жизни, особенно важное для "Афанасий-пива" с его объемами продаж и темпами роста.
      - Как шел процесс внедрения системы автоматизации на предприятии? Возникали ли при этом препятствия?
      
- Процесс автоматизации шел достаточно долго, двумя этапами. На первом этапе было написано очень много своих собственных программ. Они делали практически то же, что сейчас вновь приобретенная программа SAP R/3, только в гораздо меньших объемах и с меньшей скоростью. Со временем эффективность этих программ пришла к своему логическому завершению. Поэтому было принято решение купить готовую программу, которая сможет соответствовать всем требованиям предприятия. В первую очередь обеспечит новый рост производства и объема продаж, качество пива от "Афанасия". С этого момента начался второй этап. В результате долгого поиска мы остановились на SAP R/3. Чтобы убедиться в том, что мы не делаем ошибок, что внедрение новой системы автоматизации идет правильно, пришлось некоторое время работать и в старой, и в новой программах. Когда убедились, что все работает нормально, отменили старую программу. Работать стало легче. Программа требует, чтобы люди вводили информацию по движению материалов прямо на их рабочих местах в текущем режиме. Например, сотрудник отпустил пиво, он должен сразу зафиксировать, какие сорта он отпустил, в каком количестве. Подобная работа требует строгой дисциплины. Людей приходилось достаточно долго готовить для такой работы. Ведь если кто-то на каком-то отрезке цепочки что-то не сделал, конечного результата не получится. Но в то же время внедренная система автоматизации повышает уровень мотивации сотрудников и качество работы, избавляя их от выполнения монотонного труда.
      - Расскажите о выбранной системе автоматизации управления поподробнее, какими она обладает возможностями?
      
- На сегодняшний день много различных программ управления предприятием. SAP R/3 - немецкая программа, одна из самых распространенных в мире. У нее давняя история. Ее постепенно улучшали, и на данный момент мы имеем продукт четвертьвековой эволюции. Программа хороша тем, что она гибкая и настраиваемая. В любой момент можно дописать необходимую часть, если в программе такой функциональности нет. R/3 используют очень многие компании, в том числе "Кока-Кола" и "Microsoft". Нас R/3 привлекла своей мощностью и хорошей поддержкой в мире. Прежде чем принять окончательное решение, посмотрели работу R/3 на нескольких предприятиях, убедились в том, что многие немецкие пивоваренные компании, внедрившие программу у себя, работают достаточно эффективно, а высокое качество немецкого пива известно во всем мире. Эти примеры убедили нас в том, что R/3 - стабильно работающая система. Работа в SAP R/3 на "Афанасий-пиве" началась 1 января 1998 года.

- Есть ли в Тверской области предприятие с аналогичной системой автоматизации управления? Чем, по вашему мнению, это вызвано?
      - Нет. Это достаточно дорогая система. Причем не так дорога ее покупка, как внедрение, которое обходится, как правило, в два раза дороже. Вложение денег в систему такого уровня - риск. Как говорят аналитики, в мире 15% попыток внедрения системы SAP R/3 оканчивается неудачей. Поэтому не каждый руководитель отваживается вкладывать деньги, не будучи уверенным в положительном результате. Системы данного класса могут быть внедрены только при условии ясного понимания целей, активной поддержки и четкого контроля со стороны высшего руководства предприятия. Если компания не хочет перестраивать свой бизнес-процесс под варианты, которые заложены в системе, не хочет модернизировать свою систему, то внедрение такой системы оканчивается неудачей.
      - Какие основные проблемы удалось решить после введения современных способов автоматизации на предприятии?
      
- Самая главная проблема - это стабилизация и контроль дебиторской задолженности. Раньше дебиторскую задолженность на сегодня мы могли выдать только через неделю. Сейчас мы можем не только ее выявлять с точностью до секунды, но и прогнозировать, увеличивать, уменьшать, управлять ею. Мы решили проблему учета материалов по стадиям производства пива. Учет налажен, и мы считаем себестоимость пива в десятки раз быстрее, чем раньше. Мы имеем возможность общаться с нашими офисами в режиме on-line, то есть видеть ту отгрузку, которую производят наши филиалы в Москве и в Сочи в данный момент времени. Мы добились более высокого контроля за качеством нашей продукции на каждом этапе производства. Мы добились четкой работы системы как у себя на предприятии, так и в его отдаленных офисах.
      - Решение каких вопросов при помощи введенной системы автоматизации стало облегчено для сотрудников завода? Приведите примеры.
      
- Процесс автоматизации на российском предприятии не несет облегчения в работе работников низшего звена. Например, сотрудники, которые раньше занимались выпиской накладных от руки, теперь вводят данные в компьютер. Зато облегчилась работа сотрудников, которые принимают решения, и служб, потребляющих информацию. Если раньше им приходилось самим обрабатывать полученную информацию, то теперь они могут включить компьютер, посмотреть ее и проанализировать. Например, легче стало сотрудникам подразделения маркетинга и снабжения. Не говорю уже о менеджерах высшего звена, о генеральном директоре, который может посмотреть любую информацию, которая его интересует: о продажах, о внутрихозяйственных вопросах, о том, какой работой занят каждый сотрудник. На пивоваренном заводе большое внимание уделяется мотивации сотрудников. Для этого даже создана специальная служба. Система SAP R/3 является одним из основных ее механизмов. Она не только облегчает работу за счет избавления от монотонного труда работника, но и ускоряет различные производственные процессы.
      - Помогает ли внедренная система автоматизации управления в борьбе за рынок? Каким образом?
      
Борьба за рынок - это, по сути дела, борьба за клиентов. Чем больше мы знаем о своих клиентах, тем проще нам с ними работать. Например, мы знаем, что по определенному адресу стоит ларек и в этом ларьке торгует Иван Иванович. Мы можем ему позвонить и предложить пиво дешевле, чем у конкурентов. Для этого нужна информация, которую необходимо хранить. R/3 позволяет не только хранить информацию, своевременно ее получать, предоставлять в нужном виде, помогать людям планировать рабочее время, но и отслеживает возникающие изменения. Более того, внедренная система гарантирует полное соблюдение технологии изготовления пива, а соответственно, и его качества. Также в скором времени у наших клиентов появится возможность общаться с нами через Интернет-магазин. Посредством Интернета наши клиенты смогут посмотреть свою историю взаимоотношений с заводом, заказать пиво и получить подтверждение о доставке.
      - Какое впечатление вызывает автоматизация систем управления на заводе у вновь пришедших сотрудников - это помощь или препятствие при адаптации?
      
- Все зависит от того, о каком сотруднике мы говорим. Людей, пришедших работать, например, операторами со строгим очертанием обязанностей, достаточно быстро учат. Если мы говорим о сотрудниках, которые должны принимать решения, работать головой, то система предоставляет такое обилие функций, что по началу они теряются, но это быстро проходит. Все зависит от человека: как он подходит к обучению, как пытается вникнуть в систему, что хочет получить в результате. Если он стремится работать эффективно, то система ему помогает, становится незаменимым помощником; если пришел отсиживать рабочее время, то, конечно, мешает.
      - Каковы перспективы совершенствования автоматизации компании?
      
- Перспективы громадные. Самое главное и интересное - это интеграция основных элементов производства. Все современные линии варят, разливают пиво, производят манипуляции с бутылками. Мы хотим, чтобы информация об этих процессах автоматически размещалась в R/3 для более эффективного контроля. Этим мы дополнительно избавим людей от работы по вводу данных об операциях, проведенных на их рабочем месте, освободим для решения других вопросов. Эта информация будет более своевременной. Мы будем знать обо всех стадиях производства пива в текущем режиме. Мы стремимся приблизить наш завод к уровню полностью автоматизированного западного производства.

Александра НИЗВЕЦКАЯ

Наша газета выходит в городах:
  • Андреаполь
  • Бежецк
  • Белый
  • Бологое
  • Вышний Волочек
  • Весьегонск
  • Жарковский
  • Западная Двина
  • Зубцов
  • Калязин
  • Кашин
  • Кесова Гора
  • Кимры
  • Конаково
  • Красный Холм
  • Кувшиново
  • Лесное
  • Лихославль
  • Максатиха
  • Молоково
  • Нелидово
  • Оленино
  • Осташков
  • Пено
  • Рамешки
  • Ржев
  • Сандово
  • Селижарово
  • Сонково
  • Спирово
  • Старица
  • Торжок
  • Торопец
  • Удомля
  • Фирово
  • ЗАТО Озерный
  • ЗАТО Солнечный
  • Тверь
  • Селигер

 

Блоги пользователей

Геннадий Климов, главный редактор

Орлова Мария, первый зам. главного редактора

Блог газеты

Марина Гавришенко, зам. главного редактора

Любовь Кукушкина, журналист

"Тверия" - Граждане Тверской области и тверские Землячества


   
 
   

Контакты

Адрес редакции: 170100, г. Тверь, ул. Советская, 25, 2-й этаж.
Тел./факс 34-26-44, тел. (4822) 34-77-02
e-mail: karavan@tvcom.ru