Архив номеров

МИФЫ И РЕАЛЬНОСТЬ ЧЕМ МЫ ХУЖЕ СОСЕДЕЙ?

Как известно, Великий Устюг утверждает, что Дед Мороз родился в их землях. Сам дед этого не отрицает и даже показывает соответствующие документы.       
      Сосед Великого Устюга - Архангельск - вскоре докажет, что всем известная Баба-Яга родилась у них. Уже приступили к строительству коттеджа на курьих ножках для дамы с учетом ее солидного возраста, поэтому в нем предусмотрены все удобства. В коттедже будет также печь для зажаривания на обед для бабушки зазевавшихся туристов, коих ожидается большое число. И вообще бабизм-ягизм быстро овладевает архангельскими массами: ученые пишут диссертации о пользе для здоровья костяной ноги, школьники пишут сочинения на разнообразные темы вокруг роли в обществе этой гражданки, актеры и актерши играют бабушку во всех театрах, местная власть учредила стипендии и медали в честь Яги и прочее.
      А чем тверская земля хуже северян? Из летописей известно, что Кащей Бессмертный проживал где-то у нас. Скорее всего, он проживает в старицких пещерах, длина которых достигает сотен километров и которые полностью никто до сих пор не исследовал. Ясно, почему: Кащей напускает чары на всех, кто приближается к его логову, спелеологи либо поворачивают назад, так как им кажется, что далее они видят неинтересные места, либо топчутся на месте, потеряв ориентировку.
      Гражданин Кащей - преинтересная личность. Родился он тут, на Волге, в мезолите, был вождем племени, которое контролировало добычу кремния и покорило огромную территорию от Балтики на западе до современного Ярославля на востоке, от Валдая на севере и до Москвы на юге. За такую доблесть жрецы дали ему возможность остановить старость, но, умерев сами, они забыли сказать, от чего Кащей сам умрет. Люди рождались и умирали, проходил век за веком, на смену кремния пришла бронза, потом пришли люди с востока с железом, потом вообще появились мы со своими автомобилями, компьютерами и демократией, а он, бедняга, все сидел и до сих пор сидит в потаенной пещере, изредка ночью выходя наружу и глядя на звезды, тоскуя по соплеменникам.
      Так что есть смысл найти к нему дорожку, познакомиться с ним, попытаться узнать секрет его долголетия. В Старице создать НИИКащ, то есть научно-исследовательский институт кащеизма, организовать спецбюро по исследованию пещер и аномальных явлений в них, для туристов изготовить не только сувениры, но и аппаратуру связи, улавливающую излучение Кащея, специальное снаряжение и кемпинг на берегу Волги. Городу выгода и туристам хорошо.
      По мнению краеведов и парапсихологов, Кащей - реликт древнейших племен эпохи мезолита, пришедших откуда-то с Урала и обладавших секретом необычного для нас долголетия. Его излучения из глубины пещер фиксируются только специальными спутниками, а информацию об этом сотрудники КБ "Энергия" скрывают.

Сергей ВАСЕНИН

КАК НАЗЫВАЛИСЬ НАШИ ПРЕДКИ 2-3 ТЫСЯЧИ ЛЕТ НАЗАД?

На территории Верхней Волги в III-II тысячелетиях до новой эры археологи выделяют огромную область, названную Волосовской. Людей, живших здесь в это время, называют волосовцами. Неизвестно, как называли их соседние народы, да и само название "волосовцы" никому неведомо. Есть точка зрения о том, что эти люди жили на одном месте очень долгое время. Например, археолог Городцов писал, что "... народ, создавший культуру волосовского типа, жил долго, перешел в этой стране в металлический период, выделяя и давая начало производным культурам..." Д.А. Крайнов высказал мнение о местном происхождении волосовской культуры. Это значит, что волосовцы продолжили развитие предыдущих культур - верхневолжской и других. Территория волосовцев распространялась от Ловати и Волхова до Вятки и Камы, а на юг уходила до Оки. По новым данным, волосовцы занимали почти всю лесную полосу Восточной Европы. В наших краях они селились на реках и озерах. Хорошо известны их поселения Бологое, Кончанское, Иловец. В начале развития культуры в их хозяйстве преобладало рыболовство, орудия изготавливались из камня (в основном кремня). На позднем этапе появилась металлообработка, возникли скотоводство и даже земледелие. Существовали большие поселки с явными доказательствами постоянной оседлости. Иногда пишут о влиянии новой культуры - фатьяновской - на старую - волосовскую. Несколько изменившуюся керамику, появление обработки почвы связывают с фатьяновцами. С этой позиции, например, первый полет в космос человека в Советском Союзе тоже со временем могут попытаться связать с приходом откуда-то псевдодемократов.
      Волосовцы и фатьяновцы - это не этнические имена, это искусственно данные этим людям названия. Многие археологи пишут о высоком развитии у волосовцев ремесел, большом количестве предметов искусства, украшений. В последние десятилетия археологи стали подчеркивать преемственность и стабильность волосовцев, их происхождение от местных неолитических племен, относимых к V и более ранним тысячелетиям. Исследования черепов волосовцев показывают, что они принадлежали к европеоидам, но имели примеси и других этнических групп. Те же исследования свидетельствуют о близости антропологических типов волосовцев и фатьяновцев. Делается вывод о родственной близости населения, жившего в центре Русской равнины от Прибалтики до бассейнов Волга и Камы. Но о начале бронзового века вдруг начинают говорить, что "... вероятно, поздние волосовцы растворились или были ассимилированы племенами культуры с сетчатой керамикой..." И в то же время - "... на Верхней Волге волосовцы не только входили в контакт с фатьяновцами, но и смешивались с ними".
      Да, конечно, миграции народов были и в нашем дремуче-лесном крае. Например, появление культуры шнуровой керамики и ладьевидных топоров - в основном, в Прибалтике. Но вот на Ярославщине в конце XIХ века, у деревни Фатьяново, открыт могильник, и была названа новая культура - фатьяновская. Она появилась на месте волосовской в Тверской, Московской, Ярославской и других областях. Фатьяновскую проблему прямо связывают с вопросами происхождения славян, а также и других народов индоевропейской группы. Поселения фатьяновцев обнаружены по Верхней Волге и на ее притоках, по Мологе, по Двине - практически везде в Тверской области. Но по существу, фатьяновская и родственные ей культуры распространились от Белого до Черного и от Балтийского до Каспийского морей. При наличии сомнений стоит прочесть статью Д.А. Крайнова "Фатьяновская культура".
      В Тверской области концентрация фатьяновских поселений довольно велика, и их число возрастает вниз по Волге. Конечно, далеко не все поселения этих людей известны сейчас. Пока считается, что их довольно много было в Бежецком, Кашинском, Ржевском, Зубцовском и соседних районах. Однако на востоке области мирное развитие этой культуры было нарушено миграцией дьяковцев, двигавшихся с северо-востока. Тем не менее, с фатьяновцами до сих пор связываются безлесные пространства Тверской и Ярославской областей. Их считают результатом земледельческого хозяйства фатьяновцев. Даже бесхозяйственность последних 15 лет еще не уничтожила этих пространств, хотя в ряде районов леса продолжают наступать и завладевать бывшими пашнями и сенокосами.
      Ученые-археологи признают тот факт, что фатьяновцы принадлежали к древним индоевропейцам, являющимся предками ряда ныне живущих народов и в том числе славян. Их скульптурные портреты представляют собой людей явно европейского типа. Но труды, посвященные более поздним временам, говорят о некоем сложном процессе растворения фатьяновцев в "появившихся новых культурах" и даже о бесследном их исчезновении. Конечно, дьяковцы нанесли фатьяновцам сильный удар, но факты говорят и о другом - о продолжении и даже развитии этой культуры в ряде мест, в том числе и на территории Тверской области. И это позволяет говорить о преемственности и переходе живших здесь людей на иной культурно-хозяйственный уровень, а не об их удивительном бесследном исчезновении.
      Но вернемся к языку древних людей. Как уже говорилось, они были европеоидами-индоевропейцами. И как у нынешних персов и индийцев в языках мы с удивлением обнаруживаем практически русские слова, так и у живших в наших тверских краях древних поищем что-то родственное в их языке. А их язык сохранился на географической карте. Искаженный многими поколениями, иногда перевранный картографами, измененный до неузнаваемости, но все же сохраненный. Взглянем на карту запада Тверской области. Названия рек и озер - Двина, Торопа, Межа, Туросна, Обща, Кунья, Сережа, Волкота, Пантосля, Охват, Бросно, Сиг, Стерж, Пенс, Наговье, Долосец, Витьбино. Они звучат вроде бы по-русски и в то же время - не совсем так. Некоторые кажутся понятными, а некоторые с позиций русского языка и не истолкуешь. На мой взгляд, значительная часть этих и других названий осталась от людей, живших здесь несколько тысяч лет назад. Более того, несмотря на все беды, войны, моры, предки их и до сих пор живут здесь. А люди эти были праславянами, и еще более древних иногда называют протославянами. Как они себя называли, неизвестно. Но одно предположение на этот счет есть.
      Попробуем так называемый ретроспективный, то есть обращенный в прошлое, метод. Язык наших предков из X - ХП веков частично известен - сохранились некоторые письменные источники. Материалы для словаря древнерусского языка собрал великий русский филолог Измаил Иванович Срезневский. Возьмем наудачу одну фразу из этого словаря: "И бысть нелюбъ путь тьи всимъ людемъ симъ зане непогодье есть зиме воевати Болгары идучи не идяху". Фраза не самая сложная, но и в ней до конца понять все не так уж просто. В словаре множество уже неизвестных ныне слов. А прошло с тех пор 8-9 веков. А если прошло 5-6 тысячелетий?
      Запад Тверской области представляет собой топонимическую загадку. Известный лингвист ХIХ века Шахматов однажды даже заявил, что топонимия запада Тверской губернии вообще не расшифровывается. Пожалуй, самое удивительное слово запада области "туд". В Оленинском районе есть село Молодой Туд, известна и деревня Малый Туд. По району протекает река Тудовка, впадающая в Волгу. Две сотни лет назад эта река имела название Туд. При ее впадении стоял в средневековье городок Тудин. В Андреапольском районе начинаются речки Малый Тудер и Большой Тудер. По соседству в Новгородской и Псковской областях есть речки Тудер Загорский, Тудер Ратьковский и еще один Тудер. Не слишком ли много производных от одного непонятного слова? Одна ученая топонимистка без всяких доказательств в своей книге заявила: "...по-видимому, это название финно-угорское..." Но с этим словом все обстоит как раз наоборот. Оказалось, что это слово есть или было во многих языках. Итак, "теут" - человек (кельтск.), "тиуд" - человек (древнегерм.), готы называли себя гут-тиуда. У ванов "кутя, кути" значило "царь", то есть готы называли себя "царским народом". Слово "туд" у хеттов входило в царский титул, например, один из царей у них именовался Туд-халия. Древнескандинавские географы пользовались термином "тиуда" - народ. Даже на одном из океанских языков "таата" -человек. Я считал, что только у русских нет этого слова, но нашел, что на санскрите "чуда" - голова, а славянское местоимение "тот" в санскрите - "тат". Есть предположения, что это слово тоже значило "человек". И все-таки есть и в русском это слово - тятя, тата, а в прусском - "тетис" - дед, в литовском - "тетис", а в латышском "тега" - батюшка. И в греческом - "тетта" - отец. Все эти языки, кроме океанского, - индоевропейские. В очерке "Древние племена на тверской земле" я упомянул о готском историке Иордане. Он написал о племенах, живших в Восточной Европе в IV веке и плативших дань готам. Среди этих племен были жившие где-то к востоку от Балтики "тиудос, тиуди". Как видим, совпадений вполне достаточно. Очерк, упомянутый выше, я закончил так: "...этот народ имел своими предками индоевропейцев-фатьяновцев и, возможно, индоевропейцев-волосовцев, а встретившись с кривичами и словенами, не увидел среди них чуждых по духу и языку людей и продолжал вместе с ними жить в мире на этой земле". Осталось немного - назвать этот народ и показать, какое отношение он имеет к славянам. Я никогда не надеялся это сделать. И, к безграничному изумлению, нашел доказательство прямой их связи. Но еще несколько слов о праславянском языке. Крупнейший французский языковед А. Мейе полагал, что славянский язык "продолжает без какого-либо перерыва развитие общеиндоевропейского языка... Славянский язык - это индоевропейский язык, сформировавшийся в результате длительного употребления, глубоко измененный многими влияниями, но в целом сохранивший архаический тип" (сборник "Славяне и Русь: проблемы и идеи", М., 1998). Ведущаяся сейчас борьба против славян, проявившаяся в трагедии Югославии, и против русского народа и государства имеет и еще одно направление - борьбу против языка. На это нацелено косноязычное телевидение с выкриками дебилов "Baу!" и тьма терминов, вносимых псевдодемократами, и бульварное чтиво, и попытка реформы русского языка, и глумление над всем и вся при помощи "жванецких" и многое другое. Извратить историю, исковеркать язык, заставить народ забыть предков и само свое имя...
      Но вернемся к людям, о которых шла речь. О.Н. Трубачев в статье "Языкознание и этногенез славян. Древние славяне по данным этимологии и ономастики" сообщил, что "...в венгерском сохранилось старое обозначение славян, живущих в Венгрии, словом "тот"..." А в ссылке к статье Трубачева уточняются варианты этого слова - "туат, туд".
      В свете сказанного есть смысл вернуться к названию одного из народов, живших в VШ-XI веках рядом с кривичами и словенами. Этот народ - чудь. Сведения о чуди и особенно легенды о ней делятся явно на две группы. В одной речь идет о тихом, мирном народе, жившем к западу от Чудского озера и к востоку от Северной Двины. В другой говорится о страшных, жестоких пришельцах, уничтожающих все вокруг. Считают, что слова "чудной, чудик, чудак" связаны с первым народом. Но ведь чудь участвовала в ряде походов первых русских князей. В Лаврентьевской летописи есть очень необычная запись: "В Афетове же седять русь, чудь и вси языци - меря, заволочская чудь, угра..." Здесь чудь стоит рядом с русью, остальные народы - поодаль. Вспомним, что народ по имени туд в некоторых случаях назван словом вроде "тсюдь". Опять же этот народ никогда не воевал со славянами - с кривичами и ильменскими словенами. Не следует ли считать, что именно этот народ ходил на войны вместе с первыми русскими князьями? Но об этом еще будет написано.
      К слову о русском языке добавить можно то, что проводимые исследования топонимии запада Тверской области были поданы в Российский гуманитарный фонд в виде заявки на исследование. И получен отказ. Видимо, такими работами там не интересуются.

Юрий Смирнов

На фото: скульптурный портрет женщины-фатьяновки.

Наша газета выходит в городах:
  • Андреаполь
  • Бежецк
  • Белый
  • Бологое
  • Вышний Волочек
  • Весьегонск
  • Жарковский
  • Западная Двина
  • Зубцов
  • Калязин
  • Кашин
  • Кесова Гора
  • Кимры
  • Конаково
  • Красный Холм
  • Кувшиново
  • Лесное
  • Лихославль
  • Максатиха
  • Молоково
  • Нелидово
  • Оленино
  • Осташков
  • Пено
  • Рамешки
  • Ржев
  • Сандово
  • Селижарово
  • Сонково
  • Спирово
  • Старица
  • Торжок
  • Торопец
  • Удомля
  • Фирово
  • ЗАТО Озерный
  • ЗАТО Солнечный
  • Тверь
  • Селигер

 

Блоги пользователей

Геннадий Климов, главный редактор

Орлова Мария, первый зам. главного редактора

Блог газеты

Марина Гавришенко, зам. главного редактора

Любовь Кукушкина, журналист

"Тверия" - Граждане Тверской области и тверские Землячества


   
 
   

Контакты

Адрес редакции: 170100, г. Тверь, ул. Советская, 25, 2-й этаж.
Тел./факс 34-26-44, тел. (4822) 34-77-02
e-mail: karavan@tvcom.ru