Архив номеров

ТЕМА НОМЕРА ТРАГИЧЕСКАЯ ГИБЕЛЬ ТВЕРСКИХ ЛЕТЧИКОВ

В любом государстве мира летчики считаются элитой общества. Ими гордятся. Происходит это, может быть, от того, что их работа крайне опасна. Тем трагичней отдаются в сердцах вести об их гибели. В случае, произошедшем под Тверью, это вдвойне трагично. Погибли выдающийся летчик Виталий Ларин и только встающий на крыло будущий сокол России - 13-летний Дима АТАХАНОВ.       
      Когда врезался в землю спортивный самолет, и в городе об этом еще не знали, здесь, в аэропорту Змеево, люди, посвященные в тонкости авиационного дела, не могли поверить тому, что случилось. По их предположениям, этого просто не могло произойти.
      За 70-летнюю историю развития Тверского аэроклуба, подготовившего не одну тысячу любителей прыжков с парашютом и примерно столько же летчиков, вспомнили единственный похожий случай.
      Много лет назад в Лихославле, где проводились соревнования на точность приземления на парашютах, у одного из участников заклинило купол, что же касается учебных самолетов, здесь надежность верная, случайности исключены.
      Можно понять, когда за штурвалом новичок. Тут же, успешно откатав учебную программу, управлял самолетом сам Виталий Ларин. Лучший летчик Твери.
      Освоивший шесть типов самолетов и имевший налет 4,5 тысячи часов. Почти что мастер спорта. Получить звание помешало только нашествие доллара и обвал рубля.
      А вырос он до уважаемого всеми Виталия Матвеевича у нас в Тверском аэропорту. Начинал карьеру техником гражданской авиации. Узнав, что в Твери есть авиационно-спортивный клуб ДОСААФ, решил научиться летать. И заметно в этом преуспел. Как только в штатном расписании клуба освободилась единица, ему тут же предложили должность летчика-инструктора.
      С тех пор много воды утекло. Коренной калужанин прижился в Твери. Стал авторитетным человеком, когда ему едва перевалило за тридцать. Обращались к нему на вы и только по имени-отчеству.
      За что ему такое уважение? В работе ему равных не было. Он одновременно был требователен и справедлив. И сам летал, как Бог. Казалось, что он и самолет - одно целое.

И люди к нему тянулись, словно к магниту...
      В момент падения самолета инструктору Ларину было неполных 48. Кто знает подробности катастрофы, вероятно, захочет узнать, почему вместе с ним оказался подросток Дима Атаханов. И разве не запрещено инструкциями принимать в члены клуба ДОСААФ, а теперь РОСТО, несовершеннолетних?
      Официально в клуб принимают с 15 лет. Но для многих мальчишек, начиная с 10 лет, аэропорт и спортклуб при нем самые излюбленные места. Рады любое задание выполнить, лишь бы не гнали. Слушаются беспрекословно.
      А у Димы бывать тут часто была еще и такая причина. Здесь летал, занимаясь у Виталия Матвеевича, его отец Марат Атаханов. Он оказался человеком способным. За два года занятий добился заметных успехов. А в будущем его даже видели участником соревнований по этому виду спорта.
      Влюбленность в небо сблизила и подружила тренера и ученика. И Дима в атмосфере этой настоящей мужской дружбы чувствовал себя прекрасно. Конечно же, отец Димы, как и все родители, хотел видеть в сыне продолжение себя. Всячески поощрял его интерес к самолетам и часто брал с собой на занятия.
      Мальчик был на аэродроме своим. И даже уже имел удостоверение члена РОСТО, которое вручил ему в день рождения вместо подарка прямо в аэропорту представитель генералитета - майор авиации Кузнецов. Дима очень этим гордился.
      Как будущим летчикам мальчишкам иногда предлагали "покатать" их во время тренировочного полета. Ну, а поскольку отец Димы абсолютно доверял опыту своего наставника и друга больше, чем своему собственному, то всегда это поощрял.
      За последний год Дима возмужал, изменилось и его отношение к увлечению спортом.
      Не пропускал ни одной тренировки. Какому отцу не хочется вырастить сына знающим, смелым и мужественным человеком. Так Дима и оказался в самолете в тот роковой день.
      Сейчас выявлением причин катастрофы занимается специальная комиссия. Пока что члены ее сошлись в одном: техническое состояние машины не могло стать причиной аварии. Остается одно - человеческий фактор?
      Друзья Ларина и соратники его по работе, видевшие его каждый день, предполагают, что причиной катастрофы могла стать чрезмерная загруженность командира. Последний раз виделись с ним перед вылетом. Вместе проходили освидетельствование врача, делали записи в спецжурнале. Перекинулись новостями. Виталий, как всегда, был бодр и активен. Разошлись по машинам. Кому-то пришлось лететь на лесопатрулирование. У Ларина были обычные тренировочные полеты.
      Как раз в этот день в клубе начали подготовку к чемпионату России по авиаспорту.
      Марат Атаханов, уже отлетавший свою программу за полчаса до этого на этом же самолете, ждал Ларина и Диму на земле. Он был очевидцем случившегося.
      И вот что, с его слов, произошло в 16 часов 52 минуты.
      Виталий Ларин с Димой, находившимся во второй кабине, по времени отработали "тренировочную зону над точкой". Вышли на центр аэродрома и пошли на посадку. И вдруг над Бежецким шоссе самолет с отворота вошел в крутое пикирование и через несколько секунд скрылся за лесом. После чего раздался хлопок и появился легкий белый дымок...
      Комиссия еще сделает окончательные выводы. А пока друзья погибшего предполагают, что уставший организм мог на какие-то доли секунды дать сбой. В воздухе и этого достаточно.
      Когда самолет вскрыли, самого Ларина трудно было узнать. Удар был такой силы, что лопнули плечевые ремни, удерживавшие пилота в кресле при маневрах. Диме досталось меньше. Виталий Матвеевич, словно чувствуя себя виновным за случившееся, первым грудью встретил землю.
      В школе, где учился Дима Атаханов, узнали о трагедии из газет. Объявили было срочный сбор класса, но отказались - ведь у восьмиклассников каникулы. В школе знают Диму с третьего класса, когда он перевелся к ним из другой школы.
      Рассказали много хорошего о нем. Учился на "4" и "5". Всегда был аккуратен и вежлив. Что особенно нравилось девочкам, никогда не дергал за косы и не бил книжкой по голове, умел хранить чужие секреты.
      А теперь, зная со слова отца, каким целеустремленным в своем представлении о будущем был его сын, как серьезно относился к авиаспорту, без сомнения, из него получился бы отличный летчик. Тем более что в семье уже было принято решение, что после окончания 8 класса Дмитрий пойдет в суворовское училище.
      Виталия Матвеевича Ларина хоронили на другой день после Димы. По дороге на кладбище траурная процессия на время остановилась в аэропорту.
      Проститься с ним съехались многочисленные его ученики и друзья из разных городов. Многие из них живут в Москве. Был среди них и Марат Атаханов, потерявший одновременно и лучшего друга, и сына.
      Похоронили обоих в Дмитрово-Черкассах. Рядом.

Подготовила Валентина ЧЕРКАШИНА

Наша газета выходит в городах:
  • Андреаполь
  • Бежецк
  • Белый
  • Бологое
  • Вышний Волочек
  • Весьегонск
  • Жарковский
  • Западная Двина
  • Зубцов
  • Калязин
  • Кашин
  • Кесова Гора
  • Кимры
  • Конаково
  • Красный Холм
  • Кувшиново
  • Лесное
  • Лихославль
  • Максатиха
  • Молоково
  • Нелидово
  • Оленино
  • Осташков
  • Пено
  • Рамешки
  • Ржев
  • Сандово
  • Селижарово
  • Сонково
  • Спирово
  • Старица
  • Торжок
  • Торопец
  • Удомля
  • Фирово
  • ЗАТО Озерный
  • ЗАТО Солнечный
  • Тверь
  • Селигер

 

Блоги пользователей

Геннадий Климов, главный редактор

Орлова Мария, первый зам. главного редактора

Блог газеты

Марина Гавришенко, зам. главного редактора

Любовь Кукушкина, журналист

"Тверия" - Граждане Тверской области и тверские Землячества


   
 
   

Контакты

Адрес редакции: 170100, г. Тверь, ул. Советская, 25, 2-й этаж.
Тел./факс 34-26-44, тел. (4822) 34-77-02
e-mail: karavan@tvcom.ru