Архив номеров

КУЛЬТПОХОД НАПЕРЕКОР, ВСЕМУ ПОПЕРЕК

И в СССР, и на загнивающем Западе, и в современной России были и есть запрещенные рок-группы. Что такое музыкальный андеграунд? Как подпольные рок-идолы формируют особую субкультуру? Об этом рассказывают люди, близко знающие мир подпольной музыки.

"ЧИНГИСХАН" ПОД ЗАПРЕТОМ

Сергей Демин, бывший шестидесятник:
      - Во времена Советского Союза все неразрешенное почиталось как настоящий андеграунд. Любое произведение, хоть немного отличающееся от официоза и партийного восприятия, считалось революционным и прогрессивным. Партийная цензура занималась не только литературой и кино, значительное внимание уделялось музыкальной культуре. Нелегко приходилось авторам текстов. Их творчество подвергалось жесточайшему контролю. Даже признанным поэтам приходилось переделывать тексты песен, дабы сделать их политкорректными. Однако хуже всего приходилось отечественным рок-музыкантам. Репетировать им было негде, концерты часто не разрешались, разумеется, и пластинки не выпускались. Вся отечественная рок-музыка распространялась в основном на записанных в домашних условиях катушках и кассетах. Таким же образом распространялась и западная рок-музыка. Никаких серьезных пластинок не выпускалось, за исключением нескольких тщательно отобранных выпусков "Битлз", "Бони М", "Спейс" и "Пинк Флойд". Музыкальный голод отчасти утоляли болгарские и югославские виниловые диски и немногочисленные пиратские студии, записывающие музыку за вполне умеренную плату. (Одна из них таких, кстати, находилась на втором этаже дубнинского Дома Быта.) Некоторые группы были и вовсе запрещены для прослушивания в СССР. Так, например, за песни о России в 70-е годы был "отлучен" от слушателя коллектив "Чингисхан". По мнению Главлита, музыка этой группы искажала образ русского фольклора и народной культуры. Такая же участь ожидала немецкий коллектив "С.С. Спутник". Запрет был наложен также на "Кисс", "Секс пистолз" и другие группы. Досталось даже безобидным "АББА" и "Бони М". Первым - за песню "Деньги", вторым - за "Распутина". И хотя эти коллективы не были запрещены для прослушивания, указанные композиции не вошли в изданные у нас пластинки. Впрочем, откровенно говоря, запрещенное в советское время нельзя назвать настоящим андеграундом. Его появление невозможно в тоталитарном обществе.

РОК ПРОТИВ РЕЙГАНА

Сегодня многим кажется, что в Америке и Европе к рок-музыке всегда относились либерально. Однако это не так. 50-е годы стали временем борьбы с рок-н-роллом. Известные американские политики, среди которых были члены Конгресса и сенаторы, призывали к запрету рок-н-ролла. Некоторые смогли углядеть в нем "руку Кремля". Крайне сильно обострились отношения между музыкантами и властями в 70-е годы. Об известном своими радикальными акциями коллективе "Мертвые Кеннеди" рассказывает музыковед Ярослав Годына.
       - Основатель Dead Kennedys Джелло Биафра был не только талантливым музыкантом, но и крайне необычной личностью. В 1977 году Биафра впервые услышал панк-музыку. Такие группы, как Ravers, Avengers, Zeros, произвели на него огромное впечатление. Забросив учебу и работу, Биафра организовывает команду с кощунственным для каждого американца названием - Dead Kennedys. После недельных репетиций группа начинает выступать. В 1979 году благодаря синглу "California uber alles" группа резко выделяется из довольно однообразного панкового потока.
      Биафра не дал скучать самодовольным американцам. Осенью того же 1979 года он баллотируется в мэры Сан-Франциско с совершенно глумливой предвыборной программой. В числе пунктов было, например, требование "всем бизнесменам появляться в городе только в клоунских костюмах". Из десяти баллотирующихся на пост мэра кандидатов Биафра оказался четвертым.
      Дебютный альбом 1980 года "Свежие фрукты против гнилых овощей" закрепил за Dead Kennedys имидж остроумной и сатиричной команды. В своих песнях Джелло Биафра громил все основные ценности добропорядочного американского гражданина: кока-колу, макдональдс, ЦРУ, ФБР и Пентагон. Неугомонный солист мелькал во всех антисистемных мероприятиях наподобие "Рок против Рейгана". В 1985 году вышел, как считается, самый скандальный диск Dead Kennedys - Frankenchrist. Несколько концертов группы были отменены благодаря стараниям жены сенатора Эла Гора. С тех пор помимо музыкальных перформансов Биафра часто выступает публично против засилия феминизма в американском обществе. В 1986 году было записано последнее творение Dead Kennedys - угарный 21-песенный хардокор "Плохое время для демократии". Изнуренная судебными мытарствами рок-группа распадается.
      С тех пор Биафра не пал духом, "наплодил" немало пластинок, в том числе и разговорного жанра, клеймя пороки капиталистического общества почище иных мнимых коммунистов из Rage Against The Machine, пригревшихся на мажорном лейбле "СОНИ" и зарабатывающих миллионы на культе Че Гевары.

ВСЕ ЭТИ ЛЮДИ ХОТЯТ ЗАВЕРНУТЬ ПОГАНКУ

В период перестройки и распада СССР большинство отечественных рок-коллективов сумело всплыть на поверхность и встроиться в формирующуюся систему шоу-бизнеса. Недолгий период нонконформизма они сменили на удобную и неплохо оплачиваемую ниву музыкального предпринимательства. Сюда, несомненно, можно отнести такие команды, как "Машина времени", "ДДТ", "Алиса", "Кино", "Любэ", не говоря уже о современных "земфирах", "Би-2", "сплинах", "мультфильмах" и прочих. Однако не все согласились променять свободу рок-музыканта на теплое место под солнцем. Свободный от гражданских обязательств полет продолжили "Гражданская оборона", "Черный Лукич", "Инструкция по выживанию", Роман Неумоев, "Соломенные еноты", "Затерянные в космосе" и другие. О духе современного андеграунда России рассказывает Константин Мишин - один из главных идеологов подпольного искусства:
      - Русский андеграунд - это свобода от штампов, это нечто неуловимое. На наши концерты приходит самая разная публика: от футбольных хулиганов до рафинированных интеллектуалов. Маргиналы, алкоголики, панки, по полгода проводящие в психушках, и офицеры... Национал-большевики и анархисты. Все эти люди подкарауливают возможность завернуть поганку. Реакция на прослушиваемое может быть совершенно непредсказуемая: от футбольных беспорядков и погрома клуба до участия в политических акциях. Многих наших слушателей наша музыка сподвигала самим что-то создать. Противоположная ей современная культура и шоу-бизнес наподобие инкубатора воспроизводят стереотипно мыслящую молодежь. Тарковский воспринимал творчество как способность поделиться собственной болью... А чем могут поделиться дегенераты из группы "Пурген"? Сколько бы денег фирма "Фили" ни вбухивала в раскрутку своих штатных дешевок "Тараканов" или "НАИВ", сколько бы они ни пыжились, им не создать ничего даже близко сопоставимого с тем, что создано в подполье. Однако не следует воспринимать подполье как нечто идеальное для творчества, как подвал, в изобилии кишащий талантами. В андеграунде много своих недостатков. Некоторые думают, что патриотические лозунги, критическое отношение к реальности - нечто вроде универсальной ксивы, которую можно предъявлять при каждом удобном случае, прикрывая свою творческую несостоятельность.
      В 90-е годы слушать подпольную музыку считалась дурным тоном. Нападки желтой прессы на Егора Летова по своей злобе могли бы дать фору словесным выкрутасам советских властей десятилетием раньше. Но были люди, которые старательно готовили почву для сегодняшнего прорыва.
      Сегодня многое меняется. Как и на западе, анархия стала настоящей торговой маркой. Некоторые поп-звезды тоже начинают бравировать красными или патриотическими лозунгами. Тут тебе и Глеб Самойлов, и Вадим Степанцов, и даже Константин Кинчев со своим "Солнцеворотом". Отдельные деятели шоу-бизнеса всерьез задумываются о "приручении" подпольной музыки. Почему такое внимание уделяется столь немассовому явлению, как андеграунд? Потому, что именно там рождается настоящее. А на FM, Муз-ТВ, максидромах и прочих ипподромах толпе впаривают фуфло.

Подготовил Глеб ЧИСТЯКОВ
      Фото из архива Натальи ЗИМИНОЙ
      (С) Лоция

Наша газета выходит в городах:
  • Андреаполь
  • Бежецк
  • Белый
  • Бологое
  • Вышний Волочек
  • Весьегонск
  • Жарковский
  • Западная Двина
  • Зубцов
  • Калязин
  • Кашин
  • Кесова Гора
  • Кимры
  • Конаково
  • Красный Холм
  • Кувшиново
  • Лесное
  • Лихославль
  • Максатиха
  • Молоково
  • Нелидово
  • Оленино
  • Осташков
  • Пено
  • Рамешки
  • Ржев
  • Сандово
  • Селижарово
  • Сонково
  • Спирово
  • Старица
  • Торжок
  • Торопец
  • Удомля
  • Фирово
  • ЗАТО Озерный
  • ЗАТО Солнечный
  • Тверь
  • Селигер

 

Блоги пользователей

Геннадий Климов, главный редактор

Орлова Мария, первый зам. главного редактора

Блог газеты

Марина Гавришенко, зам. главного редактора

Любовь Кукушкина, журналист

"Тверия" - Граждане Тверской области и тверские Землячества


   
 
   

Контакты

Адрес редакции: 170100, г. Тверь, ул. Советская, 25, 2-й этаж.
Тел./факс 34-26-44, тел. (4822) 34-77-02
e-mail: karavan@tvcom.ru