Архив номеров

ПОЛИТИЧЕСКИЙ ПЕЙЗАЖ БЮДЖЕТ, КАК МЕД: ЕСЛИ ОН ЕСТЬ, ТО ЕГО СРАЗУ НЕТ

Финансовые структуры нашей области в большинстве своем считались учреждениями достаточно закрытыми. То же самое относилось и к руководителям-финансистам, может быть, в силу специфичности и некоторой "сухости" сферы, в которой они работают. Тем не менее, на предложение нашего корреспондента дать интервью главный финансист области, заместитель губернатора Иван РАЙДУР ответил согласием. Его ответы развенчали многие мифы, навязываемые тверичанам, о несправедливости в финансовых взаимоотношениях города Твери и области.       
      - Иван Петрович, раньше вы возглавляли департамент финансов и были заместителем губернатора по этим вопросам. Сейчас департамент возглавил Александр Котляр. Какова в связи с этим ваша сфера деятельности?
      - Изменения в структуре аппарата были внесены губернатором области. Это сделано для того, чтобы можно было заняться стратегическими проблемами финансов Тверской области, отделив их, скажем так, от "кассирских" функций по исполнению бюджета.
      У нас много проблем в области с развитием рынка ценных бумаг, с привлечением средств населения, с банками, с акциями предприятий и организаций, с выпуском займов и так далее. Поэтому было принято решение о разделении текущей работы по исполнению бюджета и стратегической работы в финансовой политике области во всех ее аспектах.
      - Межбюджетные отношения города Твери и области раньше не вызывали такой ожесточенной конфронтации. Почему, на ваш взгляд, эта тема стала такой болезненной в нынешнем году, в чем причина?
      
- Межбюджетные отношения - довольно тонкая и в то же время скандальная тема. Она такой была, есть и будет всегда. Однако такой остроты эти проблемы действительно не достигали. Начиная с середины прошлого года определенные лица из администрации города Твери начали атаку по различным бюджетным аспектам. Им не нравилось, как исполняется областной бюджет и из него производится финансирование. По-моему, началось все со статьи "Изгой", опубликованной в газете "Вече Твери".
      Формирование межбюджетных отношений не только между городом Тверью и областью, но и с другими муниципальными образованиями в нынешнем году было построено на единой методике. В течение лета 2001 года трудилась рабочая группа, членом которой был и Александр Петрович Белоусов. К методике у него претензий не наблюдалось, хотя были заявления, что бюджет Твери должен быть на 1 млрд. рублей больше, чтобы профинансировать все потребности муниципального образования. Рабочая группа, по-моему, дважды предлагала Александру Петровичу внести предложения, за счет чего можно сделать такое исключение для города Твери. Имеется ли возможность, по его мнению, сократить бюджеты других муниципальных образований в интересах бюджета Твери либо как он видит возможность сократить расходы собственного областного бюджета? Все материалы ему и его специалистам для проработки (то есть областной бюджет и бюджеты других районов) были предоставлены. Специалисты горадминистрации изучали эти материалы и, естественно, никаких своих предложений не внесли. Потому что сделать это практически невозможно. Сокращение бюджетов других муниципалитетов в пользу Твери невозможно, так же, как и сокращение областного бюджета. Он носит общеобластной характер, и его уменьшение затронет интересы всех жителей области, в том числе и города Твери.
      Если привести пример, допустим, Бельского района, то его бюджет дотируется на 80 процентов. В сумме это составляет где-то 18 миллионов рублей. Если лишить район этой дотации, то собственных средств у него хватит только на деятельность главы района и его зарплату. В районе придется полностью ликвидировать все учреждения образования: более 10 школ, детских садов, яслей. Ликвидировать надо будет и другие бюджетные учреждения. На мой взгляд, это абсолютно неприемлемо. Самое главное, что такое положение характерно для всех дотируемых муниципальных образований.
      Берем расходы собственно областного бюджета. Например, на правоохранительную сферу выделяется более 300 млн. рублей: на милицию общественной безопасности, патрульно-постовую службу, патрульно-дорожную службу, участковых, пожарную охрану. Сможем мы без финансирования этих служб прожить? Не сможем.
      Другой пример - здравоохранение. На него направляется свыше 500 млн. рублей. Большинство финансируемых учреждений находится в Твери. Это областная клиническая больница, областная детская больница, диспансеры онкологический, кожно-венерологический, туберкулезный и другие. Эти учреждения финансируются из областного бюджета, но их пациентами в основном являются жители Твери. Где-то около 70 процентов общих услуг приходится на горожан областного центра.
      Если надо увеличить объем бюджета города, можно передать финансирование этих специализированных учреждений в Тверь. Но это не значит, что увеличится количество денег у города. Просто вся головная боль по их содержанию ляжет на муниципалитет.
      Обвиняется область еще и в том, что якобы не издан закон о межбюджетных отношениях. По этому поводу хочу сказать, что такого закона нет даже на федеральном уровне. Фонд финансовой поддержки субъектов Федерации на федеральном уровне разрабатывается рабочей группой, где высказываются многочисленные предложения. Потом они принимаются депутатами Государственной Думы и членами Совета Федерации и реализуются Законом "О федеральном бюджете". Аналогичную схему используем и мы.
      Раз и навсегда создать такие финансовые отношения, которые бы носили постоянный характер, невозможно. Поскольку нет стабильности в экономике, налоговом и бюджетном законодательствах.
      Налоговое законодательство меняется даже не ежегодно, а несколько раз в год. Какие-то налоги отменяются, какие-то поднимаются вверх, другие - мелкие - спускаются вниз, переходят на уровень субъектов Федерации или муниципальных образований.
      Кроме того, бюджетные отношения не отрегулированы по функциям. Разграничение функций между федеральным уровнем, уровнем субъекта Федерации и муниципальным не проведено. Бюджетный кодекс содержит некоторые положения в этом смысле. Но есть большой раздел функций совместного ведения. Кто, сколько, как, когда и в каком размере должен профинансировать - не определено.
      Скажем, в 2001 году финансирование Закона "О ветеранах" проводилось из федерального бюджета, на это направлялось порядка 280 млн. рублей. Сейчас этого финансирования нет. В результате мы должны финансировать мероприятия из областного бюджета. Гуляют функции. Это не позволяет создать закон о межбюджетных отношениях на длительный период. Когда все будет стабильно, тогда он будет возможен. А пока все устанавливается на год и легализуется законами о бюджетах на каждый год.
      - Каким образом город Тверь может самостоятельно увеличить свой бюджет? Из каких источников и с помощью каких действий?
      
- В первую очередь нужно работать с налогооблагаемой базой, с налогоплательщиками. Нужно вникнуть в финансово-хозяйственную деятельность крупных налогоплательщиков и оказать необходимую помощь в организации производства, помочь в решении каких-то других проблем. С кого-то надо и спросить за то, что производственные мощности используются не в полном объеме. В результате выпускалось бы больше продукции и увеличилась бы и налогооблагаемая база, и доходы бюджета при любых нормативах.
      Также многие налогоплательщики, и это очень характерно для города Твери, не в полном объеме и несвоевременно рассчитываются с бюджетом. Присутствует недоимка; реструктуризацию, которая проводилась через налоговую службу, прошли немногие - всего лишь сотни из нескольких десятков тысяч налогоплательщиков. Остальных нужно просто призвать к ответу, и муниципальные власти в стороне от этой работы стоять не должны.
      Кроме федеральных и региональных есть еще и масса местных налогов, которые должны поступать в бюджеты муниципалитетов. И здесь громадное поле деятельности. Это и налог на имущество, и земельный налог, и аренда, и доход от использования муниципальной собственности. Я не хотел бы поучать, но, как специалист, считаю, что за счет работы по местным налогам в городе Твери бюджетные назначения могут быть значительно выше.
      Когда формируется доходная часть бюджета города Твери, властями города проводится политика занижения доходных возможностей. Это случилось и в текущем году, примерно на 250 млн. рублей.
      - Вопрос о строительстве Кувшиновской ТЭЦ продолжает обсуждаться в различных кругах. Насколько целесообразно это строительство, с вашей точки зрения, если у нас в области масса мощных энергоисточников?
      
- Действительно, на территории области энергоисточников достаточно. Объемы их выработки значительно больше, чем мы потребляем. Но если бы эта энергия принадлежала нам. Она поступает сразу в распоряжение оптового поставщика, и оттуда уже диктуются и тарифы, и объемы поставок этой энергии, и условия поставок. Поэтому мы как бы имеем эти источники, но ими не распоряжаемся. Что касается создания небольших объектов энергетики областного и муниципального значения, то их развитие имеет смысл. А конкретно - Кувшиновская ТЭЦ. Если она будет строиться, то, скорее всего, это призойдет за счет привлечения кредитов с чешской стороны. Они будут погашаться за счет более дешевого тарифа, чем мы покупаем у федерального оптовика. Из-за этой разницы довольно быстро можно оплатить кредиты, и никакой экономической проблемы тут нет.
      Но пока еще не совпадают чешское законодательство и наше российское. Чешская сторона требует предоставления гарантий областного бюджета по этому кредиту, а он порядка 50 млн. долларов. Законодательство нам такой возможности не дает. Мы ограничены, в первую очередь, объемом гарантий, соответствующей статьей бюджетного кодекса, которая не позволяет брать обязательства более чем на 5 процентов доходов областного бюджета. А кроме того, у субъекта Федерации нет права брать зарубежные кредиты, минуя Федеральный центр.
      Если в планы правительства такой объект будет включен, то это станет возможным. Но пока этого нет, и говорить о начале строительства Кувшиновской ТЭЦ рановато. Если чешская сторона найдет возможность профинансировать этот объект как-то иначе, не за счет кредитов, а, например, за счет инвестиций, то все будет возможно.
      - И последний вопрос - о бюджете на будущий год. Какие параметры в нем закладываются?
      
- Бюджет будущего года будет больше нынешнего порядка на 15-20 процентов. Правда, на федеральном уровне опять звучат предложения об изменении налогового законодательства. Бюджетообразующие показатели нами уже в конце мая - начале июня будут определены. По нынешнему законодательству, объем консолидированного бюджета будущего года будет порядка 10 млрд. 200 млн. - 10 млрд. 500 млн. рублей.

Беседовал Борис АНТРОПЬЕВ

АТАКА НА "АФАНАСИИ-ПИВО"

20 мая на предприятии "Афанасий-пиво" состоялась пресс-конференция руководителя фирмы Максима ЛАРИНА, которая была вызвана достаточно серьезным положением, сложившимся вокруг завода.       
      МАКСИМ Ларин начал свой разговор с журналистами с интересной информации. В начале мая нынешнего года в прессе пошли разговоры о том, что акции тверского пивзавода скупает некий московский инвестор. Руководство "Афанасия" сначала и не думало беспокоиться по поводу этого факта. Первоначально оно было даже обрадовано тем, что скупкой акций занимаются профессионалы. Было предположение, что это проводится с целью вхождения в число акционеров, чтобы сделать в дальнейшем прямые инвестиции. Все эти выводы тверские пивовары делали в связи с тем, что скупкой акций занимается крупная компания "Атон", которая давно работала на рынке и занималась профессиональным слиянием или поглощением компаний.
      Однако когда было обнаружено, по каким ценам производится скупка акций, стало понятно, что насчет инвестиций не стоит питать иллюзий. Максим Ларин далее рассказал журналистам о методах, способах и целях "Атона" в отношении тверского пивзавода.
      Скупка акций проводилась в рекордно короткие сроки - буквально за один день. И по рекордно низким ценам. За одну акцию предлагали порядка 300 долларов, хотя ее рыночная стоимость составляет около 2000 долларов. То есть цены были предложены в 6-8 раз ниже рыночных! Акционеры вводились в заблуждение насчет цен и насчет перспектив дальнейшей работы компании. Сотрудники "Атона" методами промышленного шпионажа и подкупа людей за короткий срок завладели чуть ли не всеми коммерческими тайнами компании "Афанасий-пиво".
      Но это еще не все методы, которые были использованы против предприятия. 8 мая из суда города Темрюка в адрес "Афанасия" пришло судебное решение, которое запрещает руководству распоряжаться имуществом и акциями завода. Срочно откомандированная группа специалистов узнала, что некий г-н Мякенький подал судебный иск в связи с тем, что его права как акционера были якобы ущемлены на общем собрании аж в 1998 году. По полученным сведениям, судья города Темрюк после вынесения решения моментально купил машину "БМВ" и надолго уехал в отпуск за границу.
      Естественно, неизвестный господин не мог в те времена являться акционером закрытого акционерного общества, а стал им буквально на днях после массированной скупки акций.
      Более того, вице-президент компании "Атон" в это же время выразил желание встретиться с братом и матерью нынешнего руководителя предприятия Максима Ларина. Как известно, семье Лариных принадлежит сейчас более 53 процентов акций предприятия. На встрече, которая прошла с согласия родственников Ларина, вице-президент "Атона" оказывал на них сильное психологическое воздействие, чтобы они уступили свои части акций по цене 600 долларов за штуку. Сотрудник "Атона" говорил, что Максима Ларина все равно посадят в тюрьму и уж как минимум запретят голосовать на собрании акционеров.
      Все эти действия, по мнению Ларина, ведутся исключительно с одной целью - чтобы сменить руководство в компании. Заказчиком таких действий вряд ли может быть какое-то конкурирующее пивоваренное предприятие, потому что позиции бренда компании ("Афанасий-пиво") никак не улучшаются в связи со скандалом.
      Шанс исправить положение есть. Оказывается, еще в апреле у семьи Лариных не было контрольного пакета акций предприятия. Только сейчас этот пакет находится под контролем Максима Ларина. Нынешнее руководство всеми возможными способами будет защищать свой бизнес. Ведь это семейное дело - фирмой начинал руководить отец нынешнего директора, а сам Максим Ларин уже в течение 10 лет все свои силы и время тратит на развитие предприятия.
      Однако, как говорится, нет худа без добра. Сейчас становится понятным, кто из менеджмента компании лоялен к руководству, кто защищает позиции предприятия, а кто к ним абсолютно равнодушен. "К счастью для меня, - сказал Максим Ларин, - я могу положиться на свою команду, и мне повезло, что вокруг меня есть люди, которые поддержали в трудную минуту".
      На вопрос, есть ли информация, кто из регионального руководства может стоять или способствовать действиям "Атона" и правда ли, что определенную роль в процессе сыграло региональное отделение Горбачевского фонда, - Максим Ларин ответил, что у него нет документальных доказательств, что за действиями "Атона" стоят люди фонда Горбачева. Однако в Интернете существует информация о том, что в попечительском совете фонда Горбачева крупными предприятиями занимается Александр Затван, который ныне является заместителем губернатора области. Хотя, как отметил Ларин, в Интернете может быть опубликовано все что угодно, в том числе и провокационная информация. Так что вопрос чьей-либо причастности требует тщательной проверки.
      Насчет реакции областного и городского руководства и их возможной поддержки крупнейшего налогоплательщика Ларин признался, что не успел еще обратиться ни к городской, ни к областной администрации. Он искренне надеется, что такая поддержка будет. Тем более что через полтора года будут проходить выборы губернатора и на примере "Афанасий-пиво" можно будет доказать, насколько руководство заботится о тверском бизнесе.
      Степень серьезности угрозы Ларин оценивает так: у "Атона" сейчас больше 25 процентов акций, но меньше 50. А в качестве несомненной цели "Атона" - враждебное поглощение завода с целью дальнейшей перепродажи. Сейчас они стараются скупить акции, отстранить руководство - в результате хотят завладеть бизнесом буквально за 2 миллиона долларов. При условии, что бизнес стоит по рыночной оценке свыше 28 миллионов долларов, его постараются перепродать хотя бы за 14 миллионов. А самым примитивным методом заработка для "Атона" является выведение из бизнеса оборотных средств. На "Афанасий-пиво" только месячный оборот свыше 3 миллионов долларов.
      Нынешнее положение на "Афанасий-пиво" отнюдь не безоблачное. Счет идет на часы. Цены на акции с 300 долларов за штуку выросли до 700 долларов. Крупные акционеры свои пакеты акций не продают, но предложения от "Атона" поступают чуть ли не ежедневно. До 1 июля по требованию держателей 10 процентов акций (а у "Атона" уже больше) должно состояться собрание акционеров. На нем решится судьба предприятия.
      Так как "захватчики" действуют варварскими методами, одна из приоритетных задач руководителя завода - обеспечить безопасность своей семье. Кроме того, необходима определенная защита со стороны силовых структур, так как имеются угрозы жизни и угрозы ограничения в свободе руководителя предприятия. В связи с этим не исключен вариант, что заказчиками действий "Атона" являются организованные преступные группировки.
      Обо всем этом Максим Ларин намерен проинформировать самую широкую общественность, предупредив и заказчиков, и исполнителей, что предпримет адекватные угрозе действия насколько у него хватит сил и средств.

Борис АНТРОПЬЕВ

Наша газета выходит в городах:
  • Андреаполь
  • Бежецк
  • Белый
  • Бологое
  • Вышний Волочек
  • Весьегонск
  • Жарковский
  • Западная Двина
  • Зубцов
  • Калязин
  • Кашин
  • Кесова Гора
  • Кимры
  • Конаково
  • Красный Холм
  • Кувшиново
  • Лесное
  • Лихославль
  • Максатиха
  • Молоково
  • Нелидово
  • Оленино
  • Осташков
  • Пено
  • Рамешки
  • Ржев
  • Сандово
  • Селижарово
  • Сонково
  • Спирово
  • Старица
  • Торжок
  • Торопец
  • Удомля
  • Фирово
  • ЗАТО Озерный
  • ЗАТО Солнечный
  • Тверь
  • Селигер

 

Блоги пользователей

Геннадий Климов, главный редактор

Орлова Мария, первый зам. главного редактора

Блог газеты

Марина Гавришенко, зам. главного редактора

Любовь Кукушкина, журналист

"Тверия" - Граждане Тверской области и тверские Землячества


   
 
   

Контакты

Адрес редакции: 170100, г. Тверь, ул. Советская, 25, 2-й этаж.
Тел./факс 34-26-44, тел. (4822) 34-77-02
e-mail: karavan@tvcom.ru