Архив номеров

ТРАДИЦИИ ЯИЧКО МАЛО, ДА ВЕЛИКА ЛАСКА

"Христос воскрес!" - "Воистину воскрес!" Так говорим мы друг другу в светлый праздник Пасхи, нередко обмениваясь при этом крашеными яичками. Красные, желтые, зеленые, с различными узорами - все они радуют глаз и согревают душу. Но не многие знают, откуда пошла такая традиция и что она означает.
      Оказывается, история эта уходит в глубокую древность.       
      НА РУСИ, как и во всем славянском мире, исстари было принято встречать приход весны украшенными собственноручно яйцами. Расписывая их, женщина связывала с этим свои надежды и пожелания, которые вплетались в наносимый узор. Так из поколения в поколение складывались орнаменты, наполненные заветным смыслом, который, считалось, может повлиять на благоденствие семьи и близких, на поведение природы, на исполнение сокровенных чаяний.
      Обрядовое почитание расписанного яйца связано с поклонением Ладе - языческой богине любви, красоты, свадебного венца. Оно изначально создавалось как оберег рода, эмблема сватовства, магический календарь, обеспечивающий связь времен и поколений. С принятием христианской веры богиню Ладу постепенно вытеснил из людской памяти образ Пречистой Девы Марии - Пресвятой Богородицы, заступницы и спасительницы, а крашеное яичко стало главным символом светлого Воскресения, чудесным пасхальным подношением, наделенным своим прежним, глубоким смыслом.
      В настоящее время по большей части яйца варят в луковой шелухе или красят пищевыми или анилиновыми красителями в один цвет. Подобные яйца в древности назывались крашенками. Крашенки - это прежде всего ритуальная еда. Здесь не имеет значения ни размер, ни цвет, главное, чтобы оно было свежим и целым.
      Но существовало и другое яйцо - то, которое служило магическим оберегом в течение всего года. Его называли писанкой, и отличалось оно строгими правилами орнамента, традиционными цветами - белый, желтый, красный и черный - и непременно было сырое. Если цвет и орнамент были нарушены, в народе такие яйца назывались малеванками. Считалось, что они божественной силы не имеют.
      На пасхальном столе писанкам отводилось место вокруг кулича. Крашенки выкладывались на проросший овес, а обычные неокрашенные куриные яйца зарывались в зерно, предназначенное для посевов.
      Приготовление писанок начиналось в основном на четвертой неделе Великого Поста, в Левую среду, когда отмыкались все подземные источники и колодцы. Считалось, что вода земная отмыкает воду небесную...

Крашение яиц начиналось с первым ударом грома или колокола. Окунув яйцо в краску, женщина шепотом трижды произносила священный заговор - молитву. После крашения готовые писанки вытирались новенькой полотняной салфеткой. Письмо переходило на полотно, и салфетка обретала чудодейственную силу оберега. Предназначались писанки лишь для дарения. В светлое Воскресенье, на заре, девушка, что на выданье, с писанкой в руке отправлялась в сад, к яблоньке, встречать утреннюю зарю. Она просила у зари красоты и здоровья, а затем, завернув писанку, предназначенную любимому, в платок, дарила ему в знак любви и согласия стать супругой.
      Девушка легкого поведения не имела права на дарение расписного яйца. Парень, который не умел за девушкой красиво ухаживать, не мог надеяться на то, что получит писанку. Писанкой платили за качели. Не разрешалось дарить писанки тем, кто ведет кочевой образ жизни, тем, с кем семья не желала иметь родства. Не поминали ими и мертвых. Писанка призвана была помочь всякой душе обрести свою половину. Семья представлялась в образе яйца, одной половинкой которого является муж, другой - жена. Верхняя, зауженная часть яйца называлась в народе солнцем, а нижняя, широкая, - луной.
      Яйцо почиталось многими народами мира как источник жизни, как символ перехода из небытия в бытие, как образ Вселенной, небесных светил. В славянской традиции яйцо - источник и жизни, и смерти. Согласно народным поверьям, в него в зависимости от времени, когда оно было снесено, можно было скатать и раскатать все, что угодно, и посредством того же яйца передать кому угодно. Болезни, порчу, богатство, молитву, заклинание можно было передать и дьяволу, и Всевышнему, и соседу... Согласно поверью, в яйцо проникала нечистая сила и замыкалась в нем. Яйца, использованные для снятия сглаза и порчи, принято было оставлять на перекрестках. Люди боялись таких яиц. Следовательно, Пасхальное первородное яйцо, из которого мир создавался заново, требовало защиты, освящения, и потому приготовление писанок считалось обязанностью каждой хозяйки дома. Защищая знаками-оберегами яйцо, она тем самым защищала свой дом, своих детей, обеспечивала воскресение природы, счастливое замужество дочерей.
      Конечно, в настоящее время традиции уже не те. Нет соблюдения вековых правил. Но в разных районах Тверской области еще в конце XIX - начале XX века было принято самое первое, самое красивое яичко класть на божничку - в красный угол, к иконам. Это яичко называлось святым, и хранить его полагалось целый год, так как считалось, что оно принесет в семью удачу, здоровье и благополучие. С остальными же яйцами ходили в каждый дом христосоваться.
      А по вечерам бегали на игрища. Играли по-разному. Так, в Торжокском районе проводили на земле две черты на расстоянии 1,5 метра друг от друга и катали яйца навстречу. Или делали луночку - чьё яйцо в нее попадет (своеобразный гольф). Проигравший отдавал свое яйцо победителю. Участвовали все: и мужчины, и женщины, и дети.
      И на сегодняшний день нельзя сказать, что все кануло в Лету. Недавно в нашем городе появились прекрасные мастерицы, знающие толк в расписывании заветных писанок. Желающих, как оказалось, достаточно. И даже я серьезно подумывала: а не пойти ли мне к ним в ученицы?

Ирина ТАРАСОВА

Наша газета выходит в городах:
  • Андреаполь
  • Бежецк
  • Белый
  • Бологое
  • Вышний Волочек
  • Весьегонск
  • Жарковский
  • Западная Двина
  • Зубцов
  • Калязин
  • Кашин
  • Кесова Гора
  • Кимры
  • Конаково
  • Красный Холм
  • Кувшиново
  • Лесное
  • Лихославль
  • Максатиха
  • Молоково
  • Нелидово
  • Оленино
  • Осташков
  • Пено
  • Рамешки
  • Ржев
  • Сандово
  • Селижарово
  • Сонково
  • Спирово
  • Старица
  • Торжок
  • Торопец
  • Удомля
  • Фирово
  • ЗАТО Озерный
  • ЗАТО Солнечный
  • Тверь
  • Селигер

 

Блоги пользователей

Геннадий Климов, главный редактор

Орлова Мария, первый зам. главного редактора

Блог газеты

Марина Гавришенко, зам. главного редактора

Любовь Кукушкина, журналист

"Тверия" - Граждане Тверской области и тверские Землячества


   
 
   

Контакты

Адрес редакции: 170100, г. Тверь, ул. Советская, 25, 2-й этаж.
Тел./факс 34-26-44, тел. (4822) 34-77-02
e-mail: karavan@tvcom.ru