Архив номеров

РУССКИЕ ФИЛОСОФСКИЕ ТЕТРАДИ БИТВА БЕЗ НОМЕНКЛАТУРЫ

Ржевская битва - самая для нас загадочная битва 2-й мировой войны не в последнюю очередь потому, что правдивая информация о ней тщательно скрывалась правящим классом СССР под обозначениями "бои местного значения", "вспомогательная операция" и т.п. Попытка рассмотреть величайшее сражение "без номенклатуры" предпринята в недавно вышедшей в Твери книге "Ржевская битва. Сражение за Полунино".       
      Эта книга не о замыслах высшего командования, а о великом и ужасном труде наших солдат по уничтожению группы армий "Центр", о стихии войны, ее силах, которые неведомы и непостижимы. Понять их у обыкновенного человека зачастую не хватает духовных сил, а тем более претворить в новые духовные ценности.

БИТВА БЕЗ АНАЛОГОВ

Эта битва явно далеко выходит за рамки стандартных военно-исторических представлений своей необычностью. Она имела какие-то неявные, скрытые функции, решала какие-то нестандартные задачи. Поэтому ее образ трудно поддается военно-политическим определениям, как бы ускользает из-под них, не охватывается ими. Ржевскую битву очень трудно понять и оценить в рамках обычного военно-политического мышления.
      Думается, верно определена сущность битвы в книге той мыслью, что под Ржевом вздыбились в смертельной схватке не армии, а две разные цивилизации, что сражение шло даже на генетическом уровне. Действительно, показанному в книге трудно подобрать какие-то определения, аналогии, обобщающие образы, видимо, из-за действия таких сил, которые, казалось бы, нельзя собрать для войны. Тем не менее, они сошлись в кровавой схватке под Ржевом.
      Эта битва чем-то похожа на геологический катаклизм, но напоминает и революцию кажущимися бессмысленными массовой гибелью и страданиями людей. Еще она напоминает акт родов, который превращает женщину в измученное, истерзанное, обезумевшее от боли, окровавленное существо.
      При чтении книги часто возникает впечатление, что главные действия битвы совершались не там, что наряду с армиями и государствами действовал некий боевой план двух тотальных общностей, их жизненных позиций. Он действовал как бы вне закона. Там, где армии и государства демонстрировали полную неспособность к сопротивлению, начинала действовать "частная оборона" тотальных общностей, "граждан неизвестной Родины". Другое впечатление от книги - именно под Ржевом две противостоящие силы сделали некие неожиданные открытия о себе и друг о друге. Не случайно немцы воевали под странным девизом "Ржев - ворота в Берлин!" Словно бои велись у некой невидимой стены, которая опоясывала одновременно СССР и Европу. Не случаен и выезд в сторону Ржевского выступа самого Иосифа Сталина. Уникальный случай за всю войну! Выезд не для "исторического реноме", а скорее потому, что именно там творилась не только история войны, но и история всего послевоенного мира.
      Как известно, СССР 30-х годов для Запада не представлял никакой серьезной военной угрозы. Немецкие эксперты считали его "колоссом на глиняных ногах". Им казалось, что конгломерат народов СССР, не являющийся единой национальной общностью, легко расчленится объединенной силой Третьего Рейха. Естественно, что сталинские репрессии не могли способствовать созданию единой национальной общности. Напротив, они разобщали. Такая общность не могла противостоять Германии, а тем более - стоявшей за Третьим Рейхом единой геополитической воле Европы, собранной в кулак. Против СССР воевала вся Европа как экономическое целое. Из-за этого, как сказано в книге, немцы воевали "без лимитов", то есть без ограничений в вооружении. По известным словам Гитлера, против СССР воевало "Европейское Единство", то есть не 70 миллионов немцев, а более 300 миллионов объединенных европейцев, чья единая воля приговорила СССР к смерти. В этом цена и тайна народного самопожертвования под Ржевом.

РОЖДЕНИЕ ВЕЛИКОЙ ОБЩНОСТИ

Елена Ржевская, фронтовая переводчица, находившаяся в самом пекле боев, приоткрыла великую тайну битвы, длившейся 15 месяцев, написав впоследствии, что в Москве она всегда жила вместе с "товарищами", а под Ржевом в марте 1942 года оказалась среди невиданных ранее людей. Под воздействием военного катаклизма недалеко от Москвы произошла своего рода "этическая революция". Очевидец зафиксировал для истории, что под Ржевом родилась невиданная общность людей - "граждане неизвестной Родины", в корне отличающаяся от общности "товарищей". Это увидел и враг, ранее пренебрежительно, с чувством собственного превосходства относящийся к русской силе...
      3 марта 1943 года враг сам оставил Ржев, уйдя непобежденным, но поняв неизбежность поражения. Он, очевидно, понял, что родилась, словно поднявшись из-под земли, совершенно неизвестная на политической карте мира общность людей, превосходящая по силам "Европейское Единство". Враг не потерпел под Ржевом военного поражения, но неожиданное рождение глобальной евразийской общности было гораздо более страшным, чудовищным психологическим ударом, который группа армий "Центр" получила под Ржевом.
      С другой стороны, поражение под Ржевом получила и государственно-партийная номенклатура СССР. На крови страшной битвы поднялась невиданная ранее глобальная нация, устремленная к первенству в Европе и мире, которую номенклатуре уже приходилось сдерживать. Эта общность родилась и впоследствии существовала как бы рядом и отдельно от общности "товарищей", служившей куклой-марионеткой в руках самозванной номенклатуры. Впоследствии номенклатура окрестила эту глобальную нацию "советским народом".
      Нечто подобное уже случалось в русской истории. На крови самого великого Рюриковича - Михаила Ярославича Тверского, отдавшего жизнь "за други своя", родилась русская общность, которая через считанные десятилетия сокрушила Орду. Непредвзятые русские историки и сейчас не могут понять истоки непостижимой скорости и силы происшедшего национально-интеграционного процесса, завершившегося образованием Московского царства. Похоже, что и в Ржевском подвиге, и в подвиге Михаила Тверского работало не военное, а своего рода "генетическое искусство". Кровь была пролита не за победу, а за рождение национальной общности. Бывают и такие сражения и битвы, значение которых не измеряется в единицах военных побед и поражений.
      Великие и "вечные" общности рождаются в "Царстве Спаса Нерукотворного". Глобальная евразийская нация - "советский народ", родилась нерукотворным путем, вне всяких партийно-идеологических уставов. Партноменклатура могла создать только общность "товарищей". Глобальная евразийская нация рождалась в плавильном тигле войны и одновременно жертвовала собой ради государства и вопреки государству.
      Эксперты Гитлера не обманули его перед войной: СССР как страна не имела национального фундамента и не могла иметь. Он родился на глазах у пораженных нацистов. Немцы, хорошо знавшие закон "иронии истории", стали просто жертвой геополитической воли "Европейского Единства", столкнувшейся с геополитической волей новой глобальной нации.
      После войны национализм новой нации, вышедшей на сцену мировой истории, мог дать новый союз государства и культуры. Национальная культура, а не идеология могла быть объявлена самым мощным политическим символом. Рожденному в войне новому национализму не нужен был правящий орден-наездник на спине народа. Национализм нового культурно-исторического типа не мог быть куклой-марионеткой в чьих-то руках. Это означало исторический конец партноменклатурных самозванцев.
      Разоренная страна, создавшая в войне свой национальный фундамент, в гигантском темпе после войны создала и свой новый технологический фундамент, овладев ядерной энергией, первой выйдя в космос, создав сеть глобального стратегического влияния на мировые процессы. Новорожденная нация превращала социализм из идеологического проекта в глобальный национальный проект покорения природы и космоса, выигрыша исторической конкуренции с Западом. Сама нация становилась проектом, не зависящим от идеологии. Номенклатура скрывала правдивую информацию о Ржевской битве не только из-за своего военно-политического поражения. Эта битва стала своего рода кодом, символом рождения новой глобальной нации, с которой номенклатура оказалась органически несовместимой. Испытывая беспокойство и страх перед возникшей нерукотворной общностью, в отношении которой не действовали традиционные рычаги управляющего воздействия, номенклатурный наездник делал все, чтобы лишить страну национального самосознания, организовав коллективное забвение великого события.
      Не зная, что делать с невиданным типом соотечественников, номенклатура сначала в лице Никиты Хрущева стремилась навязать новой общности идеологическую окраску, пообещав построить к 1980 году коммунизм. Потом в лице Юрия Андропова, пытаясь тайно найти новое идеологическое решение "русского вопроса" и превратить национализм в основу государственного строительства, в конце концов призналась, что не знает общества, в котором живет. Затем, словно сговорившись с Западом и пообещав перестройку, она повела хитрую игру на феодализацию страны и развал общности, возникшей в обход и помимо "центра". Это давало номенклатуре шанс остаться у власти и начать новое "освоение" пространства СССР на помочах Запада. Великая общность была принесена в жертву номенклатурным интересам.

СВЕТ ВЕЛИКОЙ БИТВЫ. ГРАЖДАНЕ НЕИЗВЕСТНОЙ РОДИНЫ

Свет великой битвы под Ржевом имеет огромные значение для современной России, которая продолжает оставаться куклой-марионеткой в руках все той же, только перекрасившейся номенклатуры. Весьма показательно то, что издание книги о Ржевской битве не нашло государственной поддержки. Тем не менее, книга вышла благодаря верному чутью национального бизнеса, который "остается в России" и с Россией. Национальной буржуазии для поднятия страны нужна единая нация, нужно знание о точках и механизмах ее рождения, она понимает роль национализма как основы государственного строительства. Без этого новый класс не может занять руководящее положение в обществе и принять настоящее участие в выполнении задач, стоящих перед страной. Молодая глобальная нация, рожденная на крови Ржевской битвы, еще не сказала своего исторического слова, не решила своих исторических задач.
      Русскоязычная этническая идентичность - "советский народ" - вечная идентичность. Она не исчезла после распада СССР и продолжает существовать без идеологической окраски.
      Возникшие с распадом СССР политические идентичности стран СНГ хрупки, слабы и маргинальны. Они могут породить только этнический нигилизм и космополитизм номенклатуры. По мере ускоренного преодоления "темной эры" номенклатурного самозванства они просто не выдержат конкуренции с вечной идентичностью и глобальной нацией. Пока это своеобразная "партизанская общность", действующая в ожидании подхода главных сил, связанных с обретением национальной буржуазией руководящей роли в обществе. Глобализация на глазах рождает новые исторические механизмы для самоопределения идентичности "советский народ" на новом технологическом базисе в виде транснациональной европейской общности. Пока эта идентичность уснувшая, спящая. Но, как говорится в известной сказке, "где вы будете, когда спящий проснется?"
      Отсюда в полной мере видны масштаб и значимость работы авторов книги, которая стремится выразить правду о Ржевской битве, а по самому большому счету - вернуть к исторической жизни и "граждан неизвестной Родины", дать им очи для зрения, а не для воронья.

Владимир ГАЙДУКОВ,кандидат философских наук

Наша газета выходит в городах:
  • Андреаполь
  • Бежецк
  • Белый
  • Бологое
  • Вышний Волочек
  • Весьегонск
  • Жарковский
  • Западная Двина
  • Зубцов
  • Калязин
  • Кашин
  • Кесова Гора
  • Кимры
  • Конаково
  • Красный Холм
  • Кувшиново
  • Лесное
  • Лихославль
  • Максатиха
  • Молоково
  • Нелидово
  • Оленино
  • Осташков
  • Пено
  • Рамешки
  • Ржев
  • Сандово
  • Селижарово
  • Сонково
  • Спирово
  • Старица
  • Торжок
  • Торопец
  • Удомля
  • Фирово
  • ЗАТО Озерный
  • ЗАТО Солнечный
  • Тверь
  • Селигер

 

Блоги пользователей

Геннадий Климов, главный редактор

Орлова Мария, первый зам. главного редактора

Блог газеты

Марина Гавришенко, зам. главного редактора

Любовь Кукушкина, журналист

"Тверия" - Граждане Тверской области и тверские Землячества


   
 
   

Контакты

Адрес редакции: 170100, г. Тверь, ул. Советская, 25, 2-й этаж.
Тел./факс 34-26-44, тел. (4822) 34-77-02
e-mail: karavan@tvcom.ru