Архив номеров

НАУКА И ЖИЗНЬ БУДЕТ ЛИ СПУЩЕНА В ВОЛГУ ПОДВОДНАЯ ЛОДКА?

Несмотря на то что в России в последнее время наблюдается всеобщая утечка мозгов, не перевелись еще Кулибины на Земле русской. Подтверждение этому - тверской изобретатель, доктор технических наук Сергей Фомичев. Именно он на тверской земле сумел сделать то, что обычно доступно только специалистам, работающим на засекреченных заводах Министерства обороны. Сергей Александрович долгие годы провел в своем стареньком гараже и пришел к совершенно удивительному результату - он построил подводную лодку.       
      В СОВЕТСКОЕ время проводить научные исследования было очень и очень сложно. Сергей Александрович вспоминает, что ему стоило больших мучений защитить кандидатскую диссертацию. Поступив в аспирантуру, трудно было отстоять свою тему, а защиту пробить было вообще невозможно. После защиты Фомичев работал преподавателем в Москве. Через некоторое время написал и защитил докторскую диссертацию совершенно по другой специальности. Но в Москве долго не задержался, уехал в Калинин, где живет и по сей день.
      - Сколько себя помню, - говорит Сергей Фомичев, - все свое свободное время проводил в гараже за кульманом. Почему в гараже, потому что моя жена меня выгнала из однокомнатной квартиры, в которой и так места практически не было. В общем, в скором времени переселился в гараж. Домой ходил только ночевать. Аллочке, моей жене, это не очень нравилось. Сколько-то прожили, а потом она подала на развод. Как ни прискорбно это говорить, развод развязал мне руки. И я полностью посвятил себя любимому делу. Моей мечтой было построить подводную лодку. В детстве я строил модели вместе с отцом, он у меня большим мастером был. Поэтому и поступил в технический вуз, занялся научной работой. Но потом бросил академическую науку из-за полнейшей бесперспективности. Развернуться мне все равно никто бы не дал, а устроиться на оборонный завод было вообще полным бредом. Мне так как-то и сказали. Конечно, все работы по разработке чертежей и прочей документации велись в строжайшей тайне. Фомичев никому ничего не говорил. Естественно, для воплощения столь широкомасштабного замысла в жизнь требовалось изрядное вложение денег. Сначала Сергей Александрович продал дом в Рамешковском районе - свое бывшее "родовое гнездо". Денег на какое-то время хватило.
      Работа велась и днем, и ночью. Фомичев, подавив в себе гордость, ездил в Москву консультироваться. Как ни странно - советом помогли. Хотя и долго выспрашивали, зачем это ему нужно, говорили, что, мол, строить подводные лодки - привилегия государства и самодеятельности компетентные органы не потерпят. Несколько раз даже вызывали Фомичева для прочистки мозгов. Не помогло. Подводная лодка, которую конструктор-самоучка окрестил "Святой Марией", постепенно росла в недрах самого обыкновенного тверского гаража.
      Самое сложное и самое дорогое в деле создания подводной лодки - покупать нужные материалы и, конечно, оборудование.
      - Я, впрочем, не стремился полностью сделать подводную лодку - аналог тех, которые бороздят просторы наших морей и океанов. Я понимаю, что мне это не под силу. Для меня интереснее было попробовать свои собственные силы. Смогу ли я все сделать самостоятельно или нет. Как сейчас модно говорить, я сделал это! А так называемый некомплект моей подводной лодки - беда не страшная. Главное, что все чертежи существуют и не только в моем воображении. Вот они!
      С этими словами Сергей Александрович достал из довольно объемного сундука несколько листов ватмана, на которых я увидел эти самые чертежи. Ничего в чертежах не поняв, решился спросить, что все это значит. Оказалось, что на первом листе запечатлен проект перископа под кодовым названием "Фомичев". По словам автора, он полностью идентичен тому, который стоял на печально известной подлодке "Курск".
      - Сергей Александрович, а как с потопляемостью вашей "Святой Марии"? Как вы считаете, затонуть она может?
      - Ну и вопросы у вас! Кто же спрашивает об этом у автора проекта? Если же серьезно, то полной гарантии дать не могу. И не потому, что не уверен, а потому, что даже "Титаник", объявленный судостроителями непотопляемым, в конечном итоге пошел ко дну. В этом нет ни грамма моего пессимизма. Это реальность, от которой никому и никуда не уйти.
      В настоящее время лодка Фомичева практически готова. Но, конечно, она еще не может быть спущена на воду, но это в самых ближайших планах самодеятельного конструктора. Стоит еще сказать, что "Святая Мария" отняла у своего создателя не только двадцать пять лет жизни, но и все недвижимое имущество. Квартиру несколько лет назад Фомичев продал и сейчас живет в гараже. Для обогрева в зимнее время он придумал довольно хитрое приспособление, позволяющее при минимальных затратах не думать о метели и минусовой температуре. А подлодка давно уже перебралась на улицу, и при желании ее можно увидеть.
      Месяц назад с Фомичевым связался один московский бизнесмен, предложивший ему немалые деньги за лодку. Причем он готов полностью компенсировать все затраты на ее постройку, дальнейшее усовершенствование и даже спуск на воду. Сделать это планируется в следующем году, сразу же после открытия навигации на Волге. Решится ли Фомичев на этот шаг и продаст ли дело своей жизни, пока неизвестно. Фомичев крайне неохотно разговаривал на эту тему. Что ж, оно и понятно. Во всяком случае, о дальнейшем развитии событий "Лоция" обязательно будет извещать своих читателей.

Сергей БОЙЦОВ
      (С Лоция)

Наша газета выходит в городах:
  • Андреаполь
  • Бежецк
  • Белый
  • Бологое
  • Вышний Волочек
  • Весьегонск
  • Жарковский
  • Западная Двина
  • Зубцов
  • Калязин
  • Кашин
  • Кесова Гора
  • Кимры
  • Конаково
  • Красный Холм
  • Кувшиново
  • Лесное
  • Лихославль
  • Максатиха
  • Молоково
  • Нелидово
  • Оленино
  • Осташков
  • Пено
  • Рамешки
  • Ржев
  • Сандово
  • Селижарово
  • Сонково
  • Спирово
  • Старица
  • Торжок
  • Торопец
  • Удомля
  • Фирово
  • ЗАТО Озерный
  • ЗАТО Солнечный
  • Тверь
  • Селигер

 

Блоги пользователей

Геннадий Климов, главный редактор

Орлова Мария, первый зам. главного редактора

Блог газеты

Марина Гавришенко, зам. главного редактора

Любовь Кукушкина, журналист

"Тверия" - Граждане Тверской области и тверские Землячества


   
 
   

Контакты

Адрес редакции: 170100, г. Тверь, ул. Советская, 25, 2-й этаж.
Тел./факс 34-26-44, тел. (4822) 34-77-02
e-mail: karavan@tvcom.ru