Архив номеров

ТАЛАНТЫ ЮБИЛЕЙНЫЕ ОЩУЩЕНИЯ ЛЕОНИДА БРУСИНА

С творчеством заслуженного артиста России, актера Тверского академического театра драмы Леонида БРУСИНА я был знаком давно. И все время удивлялся его способности создавать яркие, запоминающиеся образы. Однако спектакль "Игра", показанный на юбилейном вечере Леонида Брусина (там Леонид Аркадьевич играет Эндрю Уайка) стал тем толчком, когда хочется не только наблюдать работу актера на сцене, но и познакомиться лично, побеседовать о жизни, театре.       
      Как я и ожидал, наша встреча с Леонидом Брусиным началась довольно оригинально. "Пойдемте, я вам стихи почитаю", - сказал Леонид Аркадьевич. Он свободно и проникновенно читал Есенина, Блока. Заслушаешься! Стихи - давняя любовь Брусина. "Так и напишите, - добавил он, - что у Брусина три страсти - игра на сцене, чтение стихов и пародийные импровизации".
      Совсем недавно Леонид Брусин отпраздновал свое шестидесятилетие и 35-летие творческой деятельности. Еще на юбилейном вечере я обратил внимание, что многие известнейшие в стране актеры прислали Леониду Брусину телеграммы с поздравлениями. Валентин Гафт, Владимир Стеклов, Василий Лановой, Лев Дуров, Альберт Филозов, Татьяна Васильева и многие другие. Когда же мы сидели в уютной, уставленной книгами, комнате в квартире Леонида Аркадьевича, я обратил внимание на раскрытую папку, лежащую на столе. В папке были телеграммы. С любезного разрешения хозяина я начал их читать. Вот телеграмма от Василия Ланового: "Дорогой Леня, 60 лет - только начало для нас, избранных Богом. Желаю, целую, люблю. Василий Лановой". А вот телеграмма, присланная Валентином Гафтом: "Дорогой Ленечка, поздравляю с юбилеем. Не волнуйся, ты еще очень молод и очень талантлив. Всегда тебя помню. Восхищаюсь, люблю".
      - Леонид Аркадьевич, какие качества в людях вы особенно цените?
      
- В людях я очень ценю доброту, доброжелательность. Я считаю, что это основные качества, которыми должен обладать человек. Добрый человек никогда не будет завидовать успехам другого. Он будет радоваться вместе с ним. Самое отвратительное качество - жадность, ведь оно порождает зависть, предательство, другие мерзкие производные.
      - Каковы ваши ощущения от юбилея?
      
- Я с паническим страхом думал, как я все это выдержу. Чрезвычайно сложный спектакль ("Игра". - Прим. авт.), в котором только текста 42 листа! И чествование, длящееся обычно очень долго. Но случилось так, что время начала спектакля перепутали: билеты продавали на половину седьмого, а в пригласительных было указано 18 часов. И это меня взвинтило! Я стал торопиться с гримом и совершенно не волновался. Волнение ушло на второй план.
      - А что, на ваш взгляд, есть волнение применительно к актерской профессии?
      
- Существует творческое волнение, а есть волнение от неуверенности: понравится ли зрителю или нет, как пойдет спектакль. Такое волнение мешает, но оно посещает актеров чаще. Творческое же волнение - это легкость. Оно сродни вдохновению. Станиславский как-то спросил у Михаила Чехова, с чего начинает свой полет птица. "Со взмаха крыльев", - ответил он. У Станиславского был другой ответ: птица начинает свой полет со вдоха и только потом взмахивает крыльями. Для актера этот вдох очень важен перед спектаклем. Творческое волнение дает такое чувство, что ты как будто бы паришь над сценой. И ты можешь все!
      Если же вернуться к ощущениям, то очень жаль, что до этого вечера не дожили мои родители. Мама, в отличие от отца, видела меня на сцене, когда я делал только первые шаги. Конечно, жалко, что нет самых близких, родных людей.
      - Вы снимались в кино во время учебы в школе-студии МХАТа...
      
- Да, на втором-третьем курсе. Приглашали много, но сниматься в кино запрещали: студент театрального вуза еще не совсем актер. Нужно учиться, набираться мастерства, а не в кино сниматься. В кино используют обаяние, красоту, типаж актера.
      Когда ты студентом снялся в кино, стал известным, то сразу зазнался. Поэтому еще раз повторяю: учиться надо, а не сниматься. Я снимался летом, поэтому думал урвать каникулярное время. Молод был тогда, не понимал каких-то вещей. Когда в очередной раз сниматься в кино не разрешили, перевелся в филиал школы-студии МХАТа в Тамбове. А из Тамбова попал в Тверь.
      - А предложения работать в московских театрах были?
      
- Предложения были, но не было прописки, а без нее на работу в Москву не брали.
      - Леонид Аркадьевич, как вы считаете, что влияет на формирование актера?
      
- На мой взгляд, актера определяют 50% воли, 25% таланта и 25% везения. Я знаю много талантливых людей, которые так и не состоялись.
      - Получается, что актера очень легко сломать?
      
- Любой режиссер может сломать самого талантливого актера, ведь талантливый человек всегда в себе сомневается, он все время завышает себе планку. Но актер - очень зависимая профессия. Он зависит от драматургии, режиссера, партнера. Даже от уборщицы в театре! Знаете, что такое хороший актер и плохой? Хороший актер, тот который на просьбу режиссера быстро забраться по лестнице и спуститься сразу же делает это и только потом спрашивает, зачем он это делает. Плохой актер сначала спрашивает. Вот в чем разница!
      - А вам повезло с режиссерами?
      
- Относительно повезло. Я никогда не конфликтовал с режиссером по-крупному. Много лет работаю с Верой Андреевной Ефремовой. Были споры, что естественно, но конфликтов никогда не было. Не знаю, видимо, я удобный актер для режиссера, никогда не пускаюсь в театроведческие разговоры.
      - Как вы считаете, ваша карьера удалась?
      
- Все относительно. Даже такой выдающийся артист, как Валентин Гафт, не всегда бывает доволен собой и никогда не ответил бы, что его карьера удалась. Даже Шаляпин не во всем был доволен собой. Моей мечтой были роль Яго, дяди Вани, Тузенбаха, Макбета, Ричарда. Но все же я считаю себя достаточно состоявшимся актером. Сыграно очень много самых разноплановых ролей. Олешунин в "Красавце-мужчине" Островского, Николай I в "Шагах Командора" Коростылева, крепостной Фома в "Денисе Давыдове". В спектаклях Веры Ефремовой я играл и Дунькиного мужа в "Варварах" Горького, и Стиву Облонского в "Анне Карениной", и Райского в "Обрыве" Гончарова, и эксцентричного графа Зефирова в спектакле "Лев Гурыч Синичкин". Сейчас репетирую роль графа Шрусбери в пьесе Шиллера "Елизавета против Елизаветы" в постановке Веры Ефремовой.

Беседовал Илья СОПЕЛЬНЯК

ОЛИГАРХ ЖИВЕТ В БЕРЕЗАЙКЕ

Недавно, побывав в командировке в Бологовском районе, наша творческая группа была приятно удивлена и обрадована встречей с известным кинорежиссером-документалистом и талантливым актером Владимиром ГОЛОВИНЫМ. Особенно он запомнился по фильму "Холодное лето пятьдесят третьего", где сыграл яркую, запоминающуюся роль пахана.       
      ...За стеклом машины обычный для зимы пейзаж: запорошенные снегом пригорки, озябшие деревца, раскиданные вдоль дороги домики и... безлюдье. Трудно представить, что в этом заброшенном крае проживает именитый столичный артист.
      Владимир Иванович встречает нас с топориком в руках. Дрова рубил. На лице улыбка, не та жуткая, что в "Холодном лете", а радушная, человеческая.
      ...Поздоровавшись и сделав снимок для газеты, заходим в дом. Хозяин беспокоится: не голодны ли и, не слушая наших отказов, предлагает отведать щи собственного приготовления. Пробуем щи. Они действительно хороши, как и сама обстановка маленького уютного домика, где нет ничего лишнего. Все функционально, о многом говорит и напоминает, особенно фотографии, на которых сам Владимир. Красавица-актриса Екатерина Алексеевна Головина - его мама. Самая молодая заслуженная актриса СССР, удостоенная столь высокого звания за свой талант в двадцать четыре года. Кстати, она выпускница Тверского театрального училища. Володя родился у Екатерины Алексеевны в год предвоенный. Муж вскоре погиб на фронте. Так что судьба досталась им не из легких.
      Возвращение в Березайку, к истокам, в свои шестьдесят Владимир Иванович считает делом вполне естественным. Оставив шумную, суетную Москву, он уединился в тиши бологовских пенатов, заботился о больной матери, а когда ее не стало, из Березайки все равно не уехал. Занялся строительством собственного дома. Некоторое время работал в Бологое на телевидении.
      - Когда вы впервые ощутили трепет перед профессией актера?
      
- Ситуация была довольно смешная. Мы тогда жили в Омске. Мама работала в театре. Парень я был по характеру тяжелый, второгодник. И вдруг переезжаем в Питер. Мама пошла в БДТ, где режиссером был Товстоногов. Там работали отличные артисты - Кирилл Лавров, Ефим Капеллян, Татьяна Доронина. Благодаря их воздействию мне захотелось чего-то в жизни добиться. По окончании ГИТИСа год проработал в Омске. Затем вернулся в Москву. Поступил на театральную режиссуру, окончил ее и попал в Кишинев - главным режиссером Русского драматического театра имени Чехова. Пробыл там четыре года и снова вернулся в Москву. Пошел на высшие режиссерские курсы к Завадскому, в театр Моссовета. Потом женился, уехал в Ленинград и стал главным режиссером ленинградского телевидения.
      - Ваши документальные фильмы в основном посвящены русской исторической теме...
      
- Я очень люблю русскую историю. Одно время чуть ли не каждый месяц по телевидению показывали "Утро туманное. Русский романс". Я снимал фильмы "Александр Невский", "Иван Грозный". Флот снимал. На московском телевидении делал документальные фильмы о Некрасове и Достоевском. Очень серьезная работа - "Рахманинов". А ситуация была такая. В Новгороде я снимал картину "Александр Невский", а под Новгородом, на кладбище, нашел могилу, на которой была надпись "Матери великого композитора". Выяснил, что там похоронена мать Рахманинова. Задумался о том, как складывались судьбы русских людей. Сам композитор Сергей Рахманинов похоронен под Нью-Йорком. Так вот жизнь людей разбросала. И до сих пор это продолжается сплошь и рядом. Противоестественно. Меня это задело. Мы поснимали Новгород, а потом поехали в Нью-Йорк. Автором сценария был Юрий Нагибин. Получилась одна из значительных режиссерских работ.
      - Владимир Иванович, зрители знают вас как киноактера в основном по одной роли в фильме "Холодное лето пятьдесят третьего..."
      
- Меня это расстраивает, хотя причина понятна. Пришло молодое поколение, вся наша жизнь изменилась. Старые фильмы показывают редко. Снимался я более чем в сорока фильмах. Главные и лучшие роли были сыграны до "Холодного лета..." Первый раз я снялся в сорок лет в главной и программной роли. Это был Борис Савинков в фильме по роману Юлиана Семенова "20 декабря". За роль в фильме я получил две государственные премии.
      - Вам нравится играть криминальные роли?
      
- Да, их играть интересно, потому что они не безликие. Ярко выражен характер, что, естественно, будоражит. Положительный герой - это какие-то рамки, а у "этих ребят" нет границ в творчестве.
      - А нелюбимые роли есть?
      
- Одной из своих неудач считаю "Дежа вю". Я не понял этого самогонщика Никиту Ничепорука, но всем нравится. В Одессе за эту роль меня даже сделали почетным гостем кафе на Дерибасовской.
      - Владимир Иванович, недавно вы снялись в художественном фильме "Олигарх". Выходит, бандитская тема словно по пятам идет за вами?
      
- Фильм действительно скоро выйдет на экраны. Тем, кто любит "Холодное лето...", будет приятно увидеть этот фильм, потому что мой герой Ахмед - это тот же пахан из "53-го", только еще круче. Надо отдать должное режиссеру Павлу Лунгину, он решил проследить дальнейшую судьбу и становление того пахана. Сегодня это уже человек в "бабочке", с маникюром, с "оковалком"-бриллиантом. И вообще, это хозяин. Его время подтянуло и вывело. В фильме Ахмед дарит герою золотую лопату, чтобы дерево посадил. И все very well.
      - Говорят, вы не так давно женились?
      
- Первый раз я был женат давно. На Маленькой разбойнице из "Снежной королевы". Артистка Зиганшина - моя первая жена. У нас сын и дочь, две внучки. А шесть лет назад женился на Вере Назаровне Бровкиной. Она технолог леспромхоза. В прошлом году обвенчались в Москве, в церкви Николы в Хамовниках, куда Лев Толстой молиться ходил. Я ведь прописан в Москве, раз в три месяца получаю там пенсию.

Беседовала Валентина КАСЬЯНОВА

Наша газета выходит в городах:
  • Андреаполь
  • Бежецк
  • Белый
  • Бологое
  • Вышний Волочек
  • Весьегонск
  • Жарковский
  • Западная Двина
  • Зубцов
  • Калязин
  • Кашин
  • Кесова Гора
  • Кимры
  • Конаково
  • Красный Холм
  • Кувшиново
  • Лесное
  • Лихославль
  • Максатиха
  • Молоково
  • Нелидово
  • Оленино
  • Осташков
  • Пено
  • Рамешки
  • Ржев
  • Сандово
  • Селижарово
  • Сонково
  • Спирово
  • Старица
  • Торжок
  • Торопец
  • Удомля
  • Фирово
  • ЗАТО Озерный
  • ЗАТО Солнечный
  • Тверь
  • Селигер

 

Блоги пользователей

Геннадий Климов, главный редактор

Орлова Мария, первый зам. главного редактора

Блог газеты

Марина Гавришенко, зам. главного редактора

Любовь Кукушкина, журналист

"Тверия" - Граждане Тверской области и тверские Землячества


   
 
   

Контакты

Адрес редакции: 170100, г. Тверь, ул. Советская, 25, 2-й этаж.
Тел./факс 34-26-44, тел. (4822) 34-77-02
e-mail: karavan@tvcom.ru