Архив номеров

ДУША ВЕЛИКИЙ ПОСТ: ВРЕМЯ ПОДВИГОВ

На прошлой неделе начался самый продолжительный и строгий пост в Православной церкви - Святая четыредесятница.       
      Древнейшие христианские писатели единогласно свидетельствуют, что Великий пост установлен апостолами в подражание сорокадневным постам ветхозаветных праведников, пророка Моисея, пророка Илии, а также по примеру Иисуса Христа, постившегося 40 дней. Согласно Ветхому Завету, сам Бог назначил период в 40 дней как меру для совершения подвигов и различных предприятий. Число 40 не менее часто встречается и в книгах Нового Завета. Младенец Иисус был принесен в Иерусалимский храм на сороковой день, перед началом проповеди Иисус на сорок дней удаляется в пустыню, где проводит время в молитве и посте, после своего Воскресения Христос проводит среди людей сорок дней до своего вознесения на небо.
      Большинство современных россиян привыкло видеть в православных постах лишь ограничение в еде или замену продуктов животного происхождения растительными. На самом деле смысл поста не заключается в одном пищевом воздержании. Он состоит в непрерывном духовном совершенствовании человека: отречении от напрасной мирской суеты, покаянии и борьбе с греховными помыслами, молитве, увеличении числа добрых дел. Отказ от некоторых видов пищи служит лишь для подчинения тела душе.
      Великий пост состоит из четыредесятницы и Страстной седмицы. Согласно древним уставам, принято соблюдать с особенной строгостью первую и Страстную седмицы поста. В понедельник и вторник первой седмицы, а также в пятницу и субботу Страстной установлена высшая степень поста - полное воздержание: "...ни хлеба ясти, ни воды пити". В остальные дни этого поста, кроме воскресных и субботних дней, установлена вторая степень воздержания: однократное сухоядение в продолжение дня (к вечеру). Разрешаются хлеб, вода и овощи. По уставу Соловецкого монастыря по вторникам и четвергам разрешается горячая пища из двух блюд (также раз в день) и питие с медом. По субботам и воскресеньям установлена третья степень поста: разрешается горячая пища из двух-трех блюд с растительным маслом и посластием (дважды в день). В эти дни дозволяется и употребление небольшого количества натурального виноградного вина (но не водки). Легчайшая степень воздержания - употребление в пищу рыбы - разрешается в дни торжественных праздников: Благовещения Богородицы, Вербного воскресенья и Лазаревой субботы.
      В первые века христианства в древней Руси такой порядок поста соблюдался большинством православных христиан. Иностранные путешественники XV-XVI веков удивлялись, насколько русские строго соблюдают установления Великого поста. Иноземные же купцы, пользуясь этим, скупали в России по дешевке мясные и рыбные припасы.
       Сегодня строгое воздержание во всем, согласно святоотеческим уставам, соблюдается редко. Исключение составляют некоторые монастыри и наиболее благочестивые христиане. Остальные верующие просто воздерживаются от мясной и молочной пищи. Следует помнить, что непосильное рвение в постных подвигах может привести к печальным результатам. Известно немало случаев, когда с наступлением Пасхи такие горе-постники наедались до заворота кишок и внезапной смерти. Я лично был свидетелем печальной истории, как один тверской батюшка до того допостился, что был не в состоянии идти на пасхальную службу. Службу пришлось отложить, а "подвижнику" пришлось вызывать "скорую". Ясно, что такой пост больше искушает окружающих и гневит Бога, нежели приносит духовной пользы постящемуся. Обыкновенный человек куда больше духовной пользы получит от воздержания от сплетен, пересудов и пустых разговоров. Сделать это на самом деле куда сложнее, чем воздерживаться от пищи.
      В первое воскресенье поста празднуется неделя Торжества Православия. Этот праздник был установлен по поводу окончательной победы церкви над иконоборческой ересью. Между прочим, в чине службы этого дня произносится анафема на всякие ложные учения. Так, например, под церковное проклятие попадают "отрицающие бытие божие и утверждающие, что мир самобытен, все в нем происходило и происходит без промысла божьего и случайно", то есть атеисты. Во вторую седмицу Великого поста церковь обращается ко всем святым, прося их ходатайствовать пред Богом за всех земных жителей. В третье воскресенье поста прославляется святой крест как образ искупительной жертвы Христа. Этот праздник и вся последующая неделя носят название Крестопоклонной.
      В пятую неделю и пятое воскресенье поста особенное внимание уделено известной святой Марии Египетской. Образ этой прославленной подвижницы дает обнадеживающий пример любому современному человеку. В начале своей жизни Мария была обыкновенной блудницей, падшей в бездну прелюбодеяния. Ради совершения разврата Мария не постеснялась даже отправиться на праздник Воздвижения Честного Креста в Иерусалим. Однако произошедшие там события переломили жизнь Марии. Она раскаялась в своей беспутной жизни и, дав обеты, бежала в пустыню, где провела более сорока лет, до самой смерти. Эта история показывает, что даже падший человек имеет шанс раскаяться и начать новую жизнь.
      Разговор о Великом посте хочется закончить словами преподобного Ефрема Сирина: "Не говори: сегодня согрешу, а завтра покаюсь, но лучше сегодня покаемся, ибо не знаем, доживем ли до завтра".

Глеб ЧИСТЯКОВ
      (С) Лоция

Наша газета выходит в городах:
  • Андреаполь
  • Бежецк
  • Белый
  • Бологое
  • Вышний Волочек
  • Весьегонск
  • Жарковский
  • Западная Двина
  • Зубцов
  • Калязин
  • Кашин
  • Кесова Гора
  • Кимры
  • Конаково
  • Красный Холм
  • Кувшиново
  • Лесное
  • Лихославль
  • Максатиха
  • Молоково
  • Нелидово
  • Оленино
  • Осташков
  • Пено
  • Рамешки
  • Ржев
  • Сандово
  • Селижарово
  • Сонково
  • Спирово
  • Старица
  • Торжок
  • Торопец
  • Удомля
  • Фирово
  • ЗАТО Озерный
  • ЗАТО Солнечный
  • Тверь
  • Селигер

 

Блоги пользователей

Геннадий Климов, главный редактор

Орлова Мария, первый зам. главного редактора

Блог газеты

Марина Гавришенко, зам. главного редактора

Любовь Кукушкина, журналист

"Тверия" - Граждане Тверской области и тверские Землячества


   
 
   

Контакты

Адрес редакции: 170100, г. Тверь, ул. Советская, 25, 2-й этаж.
Тел./факс 34-26-44, тел. (4822) 34-77-02
e-mail: karavan@tvcom.ru