Архив номеров

ВОЕННАЯ ТАЙНА ВАЛЕРИЙ ЧКАЛОВ УКРАЛ МОТОР У СВОЕГО УЧИТЕЛЯ?

СЕМЬЯ ЧКАЛОВЫХ

О Валерии Чкалове много написано, в том числе легенды и выдумки. Талант от Бога смог пробиться в авиацию (это в начале-то прошлого века!) и стать известным пилотом. В музее (дом отца) мне посчастливилось познакомиться с родным братом Валерия Чкалова Алексеем и узнать многое. Он тоже авиатор, летчик-"миллионер" гражданского воздушного флота - налетал два миллиона километров. До революции Алексей Чкалов получил высшее образование в Петербурге (инженер-технолог). А позже стал летчиком ГВФ. Он показал мне дом, где жила семья Чкаловых. Огромный деревянный дом, потолки высокие, пять комнат с мезонином и галереей. Крыльцо из дубовых досок. Расположен дом на высоком берегу Волги, в центре городка. Рядом ангар, где стоят самолеты Чкалова - "АНТ-25", "И-16", "Р-7". Целый музей. Много неизвестного рассказал Алексей Чкалов о брате и семье. Главой был Павел Чкалов, известный специалист по котлам для пароходов. Он, говоря современным языком, был начальником всех цехов Сормово, выпускавших котлы для пароходов. Мать Валерия Чкалова была домохозяйкой и вырастила четверых детей: двух сыновей и двух дочерей. Имела музыкальное образование. Алексей Чкалов очень тепло вспоминал родителей. В семье жили дружно, уважали друг друга. Дети особо любили дедушку и бабушку, которые жили с семьей. Понятно, что для большой семьи (8 человек) необходим был и просторный дом. Глава семьи был строгим в воспитании детей, справедливым и добрым. Все дети хорошо учились, были прилежными и дисциплинированными. Валерий с детства был крепким, здоровым, обладал огромной энергией, инициативой, смекалкой и природным умом, выделялся храбростью и сильным характером. Впервые аэроплан в воздухе Валерий увидел в 11 лет. И сразу заболел авиацией на всю жизнь.

ПУТЬ В НЕБО

По окончании школы Валерий заявил отцу: "Хочу быть летчиком!" Но Валерию была запланирована инженерная судьба. Отец направил его на обучение в Череповецкое техническое училище, где он должен был стать мастером токарного дела. В 1918 году училище закрыли, и Валерий вернулся к родителям. По совету отца он в 14-летнем возрасте стал работать помощником молотобойца в Васильевском затоне. Отец продолжал воспитание будущего летчика и направил его работать кочегаром на землечерпалку "Волжская-1". 15-летнему парню эта физическая нагрузка давалась нелегко, но Валерий окреп, и это пригодилось в жизни. Чуть позже Валерия перевели также кочегаром на пароход "Баян" (до недавнего времени "Михаил Калинин"). После двухлетнего трудового стажа Валерия по рекомендации его соседа Фролищева приняли добровольцем в 4-й Канавинский авиапарк РККА слесарем-сборщиком самолетов. Чкалов ликовал: он носит авиационную форму и был при авиации! Через год он завоевал авторитет у командира и был направлен (в 17 лет) в знаменитую "терку" (Теоретическая школа рабоче-крестьянского воздушного флота РСФСР). Через год его в составе лучших учлетов перевели в Борисоглебскую авиашколу. Здесь он впервые поднялся в воздух на "АВРО-ЗС". Преподаватели заметили способного 19-летнего курсанта и весной 1923 года направили в Московскую школу высшего пилотажа, а после успешного обучения перевели в Серпухов, где находилась школа воздушной стрельбы и бомбометания. Тверичанин Михаил Громов сразу выделил способного летчика и взял его в свою группу. Надо отметить малоизвестный факт, что именно уроженец Твери обучал Валерия Чкалова, передал ему свой опыт и сделал из него летчика экстракласса. Биографы Чкалова не объясняют истоки его таланта, а по существу без обучения у Михаила Громова, может быть, Чкалов и не достиг бы таких успехов.

ДВА "ДЕМБЕЛЯ"

Валерий Чкалов за период своей службы в авиации был дважды демобилизован из рядов Красной Армии. Первый раз командира звена Валерия Чкалова за аварию под Брянском уволили из армии в 1928 году и отдали под суд. Спасли его от печальных последствий наши земляки - Михаил Громов и авиаконструктор А.Н. Туполев. Вместе с главкомом ВВС П.И. Барановым они обратились в правительство СССР с ходатайством об отмене приговора суда. В итоге приговор суда отменили, но в военную авиацию Чкалов вернулся спустя год. Валерий Чкалов только в течение 1931 года испытал в небе 12 типов новых самолетов. Малоизвестен факт, что он с женой и сыном почти пять лет жил в Москве в малюсеньком номере гостиницы "Интернациональная", где еду готовили на "керосинке". И только в 1934 году семья получила квартиру в доме №76 на Ленинградском шоссе. Второй раз Чкалова демобилизовали из армии в 1933 году, когда он перешел испытателем на авиазавод имени Менжинского. На авиазаводе вместе с Н.Н. Поликарповым он участвовал в создании великолепного истребителя "И-16". Более того, он совершил настоящий подвиг, мало кому известный даже среди специалистов авиации. Дело в том, что истребитель "И-16" успешно прошел все летные испытания, но были случаи, когда самолет не удавалось вывести из штопора. Военные были против использования такого самолета в ВВС. Истребитель в серию не запускали, но Чкалов нашел причину неудач (она была в пилотировании) и предложил испытать "И-16". Все были против: ценного испытателя не хотелось терять. Но Валерий настоял на своем и доказал полетами, что "И-16" хорошо выходит из штопора. И самолет пошел на вооружение Красной Армии. "И-16" воевал в Испании, Монголии и в Великой Отечественной войне.

ДИВЕРСИЯ

В середине 1935 года новый истребитель проходил скоростные испытания. И вдруг на мерной миле развалился двигатель. С огромным трудом Чкалов посадил самолет в лес. Спасли его колхозники, а позже комиссия установила, что в цилиндре мотора оказалась металлическая деталь, которую опустила в мотор весьма опытная рука. После лечения Чкалов продолжил испытания.

ПЕРЕЛЕТ МОСКВА - США

Наш земляк Михаил Громов очень увлекся идеей дальних перелетов. Авиаконструктор тверичанин А. Туполев тоже мечтал создать самолет, способный пролететь до 10-11 тысяч километров. Громов знал о разработке в КБ Туполева такого самолета. Позже он получил название "АНТ-25". О новой разработке знал и Г. Бойдуков. Он вместе с Чкаловым предложил совершить перелет СССР - США через Северный Полюс. С таким же предложением в правительство обратился и М. Громов. Наш знаменитый земляк не знал об инициативе Г. Байдукова и В. Чкалова. И вот в Париже, на Всемирной авиавыставке, М. Громов предложил В. Чкалову лететь двумя экипажами на двух самолетах через Северный Полюс. Впервые в Арктику отправлялись одномоторные монопланы. Чкалов согласился с аргументами своего учителя, но судьба распорядилась иначе. Даже не все историки авиации знают, что к сверхдальнему перелету в глубокой тайне готовились два самолета и два экипажа. После тщательной подготовки экипажей начало перелета было назначено на 10-12 июня 1937 года. И тут произошла таинственная история, которая не разгадана до сих пор. М. Громов очень любил моторы, хорошо их знал. Громов так любовно обкатал свой мотор, что он превзошел показатели двигателя "Ан-34" на самолете Чкалова. Известно, что умелая обкатка нового мотора обеспечивает надежность и экономичность. И вот 10 июня Михаил Громов, прибыв рано утром на аэродром для контрольного полета, вдруг увидел свой "Ан-25" без мотора. И это в охраняемом ангаре! Оказалось, мотор Михаила Громова уже стоит на самолете Валерия Чкалова! Переставили всего за одну ночь. Кто дал команду о замене мотора, до сих пор тайна. А на самолет Михаила Громова поставили новенький "АМ-34" и сказали: "Обкатывай!" Через восемь суток чкаловский экипаж начал перелет через Северный Полюс в Америку. Михаил Громов после подготовки своей машины к перелету через 24 дня тоже ушел в легендарный полет и установил мировой рекорд дальности полета.

НАД КАЛИФОРНИЕЙ ТРЕСНУЛО НЕБО

На прошлой неделе США провели уже шестое (с 1999 года) испытание боевой системы национальной противоракетной обороны (НПРО). Межконтинентальную ракету "МИНИТМЕН-2" с дальностью полета в 11 тыс. км запустили из Калифорнии (база "Вандерберг") в сторону Тихого океана. А противоракета стартовала с полигона атома Кваджилейн (острова в западной части Тихого океана). Но американские средства СМИ провели два интересных материала. Первый - это огромное светящееся облако в небе Калифорнии. Оно вызвало легкую панику у жителей: пошли телефонные звонки на радио и телевидение. Мне пришлось в Казахстане наблюдать более сотни стартов БР различных типов. Но такого "чуда" даже при аварийных запусках не наблюдалось. Возникла догадка, что, вероятнее всего, старт БР у американцев "не получился": произошел взрыв двигателя ракеты на первом этапе вывода на орбиту. А по опыту испытателей известно, что к запуску готовятся обычно 2-3 ракеты. Видно, в Тихий океан пошла вторая БР. Вот облако от взрыва первой ракеты и напугало калифорнийцев. Хотя комментаторы "голосили" о сверхуспехе испытания, это и настораживает: ведь хороший товар в рекламе не нуждается. Второй загадкой этого испытания является фотография из района старта противоракеты. След от ракеты почему-то не уходит в небо (как обычно бывает), а прописан в виде многократной петли над горизонтом. Вот такие траектории наблюдаются при аварийном старте ракеты. Возможно, у американцев и противоракета здорово начудила, а вместо нее в небо пошла вторая противоракета. Но комментаторы опять помалкивают. И в заключение зарубежные СМИ сообщили, что БР была сбита над Тихим океаном на высоте аж в 250 км. Это что-то новенькое в системе ПРО. Интересно, чем, каким зарядом и как сбили БР? Это все загадки. Удивило и то, что это испытание обошлось почти в 100 млн. долларов. Это дополнительный аргумент в пользу того, что далеко не все гладко в "американском королевстве".

БАЙКОНУР - ПОДАРОК КАЗАХСТАНУ

Самый крупный в мире космодром "Байконур" (до 1961 года секретный "Тюра-там"), по сообщению радио, в ближайшее время покидают российские испытатели. Начальник нового космодрома в Хабаровском крае, генерал-майор Ю. Тюрин сообщил, что в будущем все основные работы будут проводиться с дальневосточного полигона. Там сейчас только одна стартовая площадка. Но в 2002 году начато строительство второго стартового комплекса. Правительство РФ выделило 240 млрд. руб. для космодрома "Свободный". По заявлению Ю. Тюрина, это экономически более выгодно, чем платить Казахстану за аренду по 123 млн. долларов ежегодно. Можно представить, что чувствуют ветераны "Байконура", с которого Юрий Гагарин впервые полетел в космос. Позже все наши космонавты стартовали с "Байконура", который стал нашей историей. Там каждый дом, монтажно-испытательный комплекс, домик Гагарина и домик Королева - уже история. Сколько миллиардов рублей, труда и жизней 50 тысяч строителей и испытателей, их семей вложено в космодром! И вот такой финал: космодром по существу подарен Казахстану! Встает вопрос: почему мы не храним свои исторические завоевания? Ведь это слава России! А казахи тут же объявили, что сделают из "Байконура" центр туризма (там два великолепных аэродрома, гостиницы и т.п.). Естественно, прибыль от туризма пойдет не в Россию. А нам теперь опять строить новый космодром. Неужели у нас так много денег? Ветераны "Байконура" скорбят...

Полосу подготовил Игорь КРАСЯКОВ
      (С) Лоция

Наша газета выходит в городах:
  • Андреаполь
  • Бежецк
  • Белый
  • Бологое
  • Вышний Волочек
  • Весьегонск
  • Жарковский
  • Западная Двина
  • Зубцов
  • Калязин
  • Кашин
  • Кесова Гора
  • Кимры
  • Конаково
  • Красный Холм
  • Кувшиново
  • Лесное
  • Лихославль
  • Максатиха
  • Молоково
  • Нелидово
  • Оленино
  • Осташков
  • Пено
  • Рамешки
  • Ржев
  • Сандово
  • Селижарово
  • Сонково
  • Спирово
  • Старица
  • Торжок
  • Торопец
  • Удомля
  • Фирово
  • ЗАТО Озерный
  • ЗАТО Солнечный
  • Тверь
  • Селигер

 

Блоги пользователей

Геннадий Климов, главный редактор

Орлова Мария, первый зам. главного редактора

Блог газеты

Марина Гавришенко, зам. главного редактора

Любовь Кукушкина, журналист

"Тверия" - Граждане Тверской области и тверские Землячества


   
 
   

Контакты

Адрес редакции: 170100, г. Тверь, ул. Советская, 25, 2-й этаж.
Тел./факс 34-26-44, тел. (4822) 34-77-02
e-mail: karavan@tvcom.ru