Архив номеров

ТЕМА НОМЕРА НА БЕРЕГУ МОРЯ СТРАХА

Имеется гипотеза, что когда-то на Земле существовала цивилизация, которая сама себя уничтожила. Гипотезу эту пока невозможно ни подтвердить, ни опровергнуть. И тем не менее, она остается для нас актуальной: оружия, накопленного в мире, достаточно для многократного и полного уничтожения всего живого на планете. Собственно говоря, нам и оружия не требуется - обустраиваясь и улучшая условия своей жизни, мы, как это ни странно, своими руками закладываем под человечество бомбы замедленного действия. Одна из таких бомб без малого семь десятилетий угрожает нашей области. Она может взорваться в любой момент, прямо сейчас, когда вы читаете эти строки. Имя ей - Иваньковское водохранилище, которое в обиходе называется Московским морем.

ЗАБЫТОЕ ВОДОХРАНИЛИЩЕ

Считается, что Иваньковский гидроузел существует как бы в трех ипостасях. Во-первых, это начало судоходного канала имени Москвы. Во-вторых, Московское море аккумулирует запасы воды для работы Иваньковской ГЭС, которая расположена в г. Дубне Московской области. В-третьих, здесь, на участке от Конакова до Твери, существует резервуар воды для столицы. Вроде бы, создатели гидроузла, затопив 100 деревень и уездный городок Корчеву, радели о всеобщем благе и попутно об интересах москвичей. Полно, так ли это?
      Убедиться в том, что Иваньковская ГЭС не представляет ценности для экономики страны, несложно. И дело даже не в том, что за годы войны немецкие люфтваффе не предприняли ни одной серьезной попытки разбомбить электростанцию (хотя и это может служить доказательством ее третьестепенности). Звоню диспетчеру "Тверьэнерго", интересуюсь, входит ли Иваньковская ГЭС в единую энергосистему. "А это в какой области?" - меланхолически отвечают мне вопросом на вопрос. Объясняю, что выше и ниже по течению Волги - Тверская область, а сама ГЭС - в Московской. "Понятно, - говорит диспетчер, - значит, вам надо в "Мосэнерго" обратиться". Меня соединяют с "Мосэнерго". Там после нескольких секунд раздумий разъясняют, что Иваньковская ГЭС существует для них только как объект статистики - для учета, сколько электроэнергии ею выработано. Нужны ли комментарии?
      Канал имени Москвы вовсе не Панамский канал. И не Суэцкий. А все потому, что судоходство по нему ограничено сроками навигации - как известно, зимой у нас реки замерзают. Стало быть, коэффициент полезного действия этой транспортной артерии составляет в лучшем случае одну вторую. Да и нужен канал лишь для судов, идущих из Северо-Западного региона, из Белого и Балтийских морей. Из остальных регионов проще попасть в Москву по Оке.
      Итак, во всероссийском масштабе Московское море ценности не представляет. Но вот для самой Москвы...

КУБОКИЛОМЕТР ВОДЫ НАД ГОЛОВОЙ

Июнь 1931 года. На пленуме ЦК ВКП(б) обсуждается вопрос о городском хозяйстве Москвы. Одна из проблем - дефицит воды. По оценкам специалистов-гидрологов, ежесуточный сток воды в Москве-реке составлял 60 миллионов ведер. Для того чтобы бесперебойно работали заводы, столовые, больницы; чтобы москвичи могли плескаться в ваннах и умываться; чтобы били фонтаны, а по утрам на улицы выходили поливочные машины; чтобы парки образцового города украсили пруды и озера, к 1937 году (а именно этот срок определялся пленумом) расход воды в столице составил бы... 60 миллионов ведер.
      Инженеры предлагали запрудить Истру, Рузу, Москву-реку, создать под Москвой три водохранилища. Этот проект был отклонен, как и несколько других. В жертву принесли наш край.
      Работа закипела летом 1932 года. Продолжалась она более пяти лет. 23 марта 1937 года металлическими щитами перегородили Волгу, и ее вода стала заполнять котлован будущего Московского моря. 17 апреля 1937 года все 128 километров канала заполнены водой.
      Что же представляет из себя Иваньковское водохранилище? Площадь его составляет 327 квадратных километров, объем - более 1,1 кубических километра. Это огромная чаша, поднятая на такую высоту, чтобы вода из нее могла беспрепятственно поступать в столицу. Собственно говоря, этот принцип используют многие дачники для полива своих участков подогретой водой: поднимают бак на какой-нибудь подставке, отводят от него шланг - и вода самотеком течет из бака по огороду.
      Ну а вдруг бак развалится? Или треснет, или дырочка в нем образуется? А ничего страшного - подумаешь, вода выльется. Но водохранилище все-таки чуточку побольше: кубокилометр - это единица с девятью нулями, это столько тонн воды готовы обрушиться вниз в случае аварии в шлюзах гидросистемы.
      Первыми забили тревогу журналисты программы "Вести" Российского телевидения. По их данным, бетон в стенах канала выкрашивается, уже показалась арматура, за десятилетия эксплуатации подверглись коррозии ворота шлюзов, механизмы управления. Тут необходимо сделать весьма существенную оговорку: появление подобной информации возможно лишь в случае ее запланированной утечки, поскольку данные о деятельности гидросооружения не являются открытыми для средств массовой информации. Стало быть, обеспокоенность исходит в первую очередь от тех, кто канал обслуживает.
      У любого канала есть начало и конец. Один из шлюзов нависает над Дубной, далее - Кимры, потом - Белый Городок, Калязин. Давайте представим, что произойдет, если, упаси Боже, по какой-то причине обрушатся ворота шлюза. Водяной вал высотой примерно с шестиэтажный дом докатится до Кимр в считанные минуты. Из-за того что вода размоет грунт, будут разрушены многие промышленные объекты и жилые дома. Из строя выйдут канализационные коллекторы, системы снабжения газом и электроэнергией. С полей смоет все органические и минеральные удобрения. Некоторое время спустя судьбу кимряков разделят жители других населенных пунктов. В первый же день катастрофы могут погибнуть десятки тысяч людей.
      Но это еще не все. На пути потопа далее окажутся Угличское и Рыбинское водохранилища. Не знаю, какой комплекс мер предусмотрен на подобных гидросооружениях в случае прорыва водохранилища, расположенного выше по течению. Скорее всего, произойдет то, что происходит при обычном половодье, - упреждающий сброс запасов воды. И покатится по Руси водяной вал.

КРУТОЙ МАРШРУТ

Вовсе не обязательно, что катастрофа произойдет из-за ветхости ворот шлюза. Года три тому назад я был в компании, разбившей лагерь у волжского залива Колкуновка - это чуть ниже Кимр по течению. Время от времени мимо нашего лагеря проходили баржи: вниз, к земснаряду, пустые; вверх - наполненные песком, поднятым с речного дна. Представляю, как дурели от монотонности работы команды - изо дня в день, из рейса в рейс одно и то же: несколько часов в пути, затем погрузка, затем несколько часов в обратную сторону, разгрузка. Разнообразие вносилось весьма своеобразно. Мы с приятелем едва не пострадали от развлечения одной из команд, оказавшись на резиновой лодке в секторе обстрела с борта самоходки: команда бросала в воздух пустые водочные бутылки и самозабвенно палила по ним из ружья. Обилие бутылок наводило на мысль, что выпивка началась еще до шлюзования. А если так, то где гарантия, что сухогруз водоизмещением от четырех до восьми тысяч тонн, управляемый хмельной командой, не протаранит ворота шлюза? Уповать на высокий моральный уровень капитанов и матросов я бы не стал - видел, знаете ли.

ПОД УГРОЗОЙ - 226 НАСЕЛЕННЫХ ПУНКТОВ

Понятно, информация об Иваньковском водохранилище есть не только у историков, краеведов и экологов, но и у тех, для кого забота о безопасности населения является профессиональным долгом. За ней я отправился в областной штаб по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям.
      По обоюдной договоренности мы не стали затрагивать такие проблемы, как техническое состояние гидроузла и возможное количество погибших во время аварии. И в самом деле, какая разница, по какой причине, скажем, рухнули ворота шлюза - из-за ветхости или из-за того, что в них попал метеорит? Все возможные причины аварии, даже самые экзотические и допустимые лишь теоретически, учитываются специалистами штаба ГО и ЧС.
      Так вот, официальный прогноз последствий аварии на Иваньковском водохранилище таков. Общий кратковременный подъем воды ниже по течению составит 5,3 метра. Будет затоплено 226 населенных пунктов, уничтожено 15 километров железных и значительное количество асфальтовых и грунтовых автомобильных дорог. Общая площадь затопления составит более четырех тысяч гектаров. Кимры, Белый Городок и Калязин будут затоплены до одного метра.
      Это, так сказать, общая картина. Но в ней существуют и некоторые детали. Первым примет удар водяного вала город Дубна. Пожалуй, только школьники младших классов не знают, что в нем находится объединенный институт ядерных исследований. Какие радиоактивные вещества хранятся и используются там, неизвестно не только рядовым гражданам, но и специалистам штаба ГО и ЧС.
      Веселая картина получается: "гидрочернобыль", рожденный в верховьях Волги, устремляется до Каспийского моря, до Азербайджана, Туркмении, Казахстана, Ирана. По этому поводу один из сотрудников штаба с серьезным выражением на лице заявляет: "А для того все в Дубне и создавалось, чтобы в свое время затопить". Понимаю, что это шутка, но как-то не очень весело от нее.
      Москвичам не позавидуешь тоже. Даже если пострадает шлюз в районе Дубны, по расчетам специалистов, в результате затопления зоны, расположенной ниже Иваньковской плотины, под водой на какое-то время окажутся автозаправочные станции и хранилища нефтепродуктов, после чего мазут, бензин и прочие загрязнители попадут в Рыбинское водохранилище - резервный источник воды для Москвы.
      Так что же все-таки делать, когда по Волге прокатится водяной вал? Разумеется, в штабе ГО и ЧС разработаны необходимые мероприятия. Но будут ли они исчерпывающими в случае катастрофы? Во-первых, случись беда в половодье, масштабы ее будут более значительными. И даже при стабильном летнем уровне требуются и маломерные суда, и вертолеты, и значительные силы органов внутренних дел, и медики - в тех количествах, которые бы позволили охватить помощью все 226 населенных пунктов. Сколько поселков, деревень и городов окажется под водой в сочетании катастрофы с паводком, - неизвестно.
      Во-вторых, расчеты специалистов на спад воды спустя пять-десять минут после аварии основываются на том предположении, что уже через минуту после получения информации перекроют сброс на Вазузском и Вышневолоцком гидроузлах. Это значит, что прорыв на Иваньковском гидроузле должен быть ликвидирован до того момента, пока есть возможность сдерживать напор воды в Зубцове и Вышнем Волочке.
      В-третьих, ликвидация последствий аварии предусматривает эвакуацию жителей из зоны бедствия и их размещение в безопасном месте. Да вот беда: никаких крупных городов поблизости нет, то есть таких городов, которые смогли бы принять всех пострадавших. Есть планы разбить в лесах палаточные городки. Но по какому принципу станут определять, нужно человеку место в палатке или нет? Ну, скажем, живет он на девятом этаже, вода до него не добралась, но это не означает, что дом безопасен после наводнения - только специалисты могут сказать, не размыло ли грунт под фундаментом. А на подобные исследования требуется время. Значит, исходить нужно из того, что место в палатках нужно всем, кто оказался в зоне затопления. Напомню, что только в Кимрах и Калязине проживают без малого 80 тысяч человек - хватит ли палаток на всех?
      В-четвертых, потребуется огромное количество средств - от финансов до строительных материалов - для восстановительных работ. Потребуются питьевая вода и продукты питания для тех, кто будет проживать в палаточных городках. С водой будут особые трудности, поскольку ее основной источник, Волга, окажется на длительный срок непригодной для использования. Конечно, если нам на помощь придет ООН или какая-то другая солидная международная организация, тогда, возможно, все эти проблемы разрешатся с минимальным надрывом с нашей стороны.
      Что же со всем этим делать? Есть ли выход из потенциально крайне опасной ситуации? Вероятно, есть. Но я не специалист и поэтому не берусь давать какие-то советы. Одно знаю: сидеть в ожидании погоды на берегу моря страха - преступно.

Михаил ДОМАШНЕВ

Наша газета выходит в городах:
  • Андреаполь
  • Бежецк
  • Белый
  • Бологое
  • Вышний Волочек
  • Весьегонск
  • Жарковский
  • Западная Двина
  • Зубцов
  • Калязин
  • Кашин
  • Кесова Гора
  • Кимры
  • Конаково
  • Красный Холм
  • Кувшиново
  • Лесное
  • Лихославль
  • Максатиха
  • Молоково
  • Нелидово
  • Оленино
  • Осташков
  • Пено
  • Рамешки
  • Ржев
  • Сандово
  • Селижарово
  • Сонково
  • Спирово
  • Старица
  • Торжок
  • Торопец
  • Удомля
  • Фирово
  • ЗАТО Озерный
  • ЗАТО Солнечный
  • Тверь
  • Селигер

 

Блоги пользователей

Геннадий Климов, главный редактор

Орлова Мария, первый зам. главного редактора

Блог газеты

Марина Гавришенко, зам. главного редактора

Любовь Кукушкина, журналист

"Тверия" - Граждане Тверской области и тверские Землячества


   
 
   

Контакты

Адрес редакции: 170100, г. Тверь, ул. Советская, 25, 2-й этаж.
Тел./факс 34-26-44, тел. (4822) 34-77-02
e-mail: karavan@tvcom.ru