Архив номеров

ПЕРСПЕКТИВА СОТВОРЕНИЕ ТВЕРИ. О НОВОМ ГЕНПЛАНЕ ЗАМОЛВИЛИ СЛОВО...

Вокруг градостроительных процессов, происходящих в Твери, в последнее время сложилась крайне напряженная обстановка. Столкновение общественных и профессиональных мнений по вопросам архитектурной политики достигли конфликтной стадии.       
      Не последнюю роль в нагнетании страстей сыграло отсутствие удовлетворяющего новым социально-экономическим условиям генерального плана - главного документа города, который определяет основные принципы его формирования. Разработанный в 80-е годы и утвержденный в 1991 году, ныне действующий генплан не отвечает требованиям сегодняшнего дня.
      В связи с необходимостью корректуры основного градостроительного документа Твери администрация города при поддержке администрации Тверской области обратилась к Российскому государственному научно-исследовательскому институту урбанистики (Санкт-Петербург) с целью сотрудничества в данном вопросе. В октябре прошлого года был подписан соответствующий договор, а совсем недавно, в начале февраля, состоялся первый семинар по методике разработки генплана в современных условиях.
      Возглавившие преобразовательный процесс сотрудники института урбанистики провозгласили новый подход к его методологии: осознание уникальности города и, соответственно, его генплана, формирование четкого механизма его реализации, а также максимум публичности в процессе его разработки.
      
      Разработка нового генплана - определенная веха, исторический этап в жизни города. Таким образом, в свете начавшихся преобразований Тверь стоит на пороге серьезных перемен, которые в дальнейшем определят ее будущее.
      В этой ситуации важно ориентироваться в многовековом процессе формирования города, начиная от самых истоков, чтобы проследить основные принципы его развития. Именно поэтому первый семинар-совещание по вопросам корректировки тверского генплана начался с доклада главного архитектора Твери Валерия Давыдова, посвященного историческим этапам градостроительного развития нашего города.
      Считаем необходимым уделить этому вопросу особое внимание.
      С чего начиналась Тверь как архитектурный объект? Гармонирующее с природным ландшафтом поселение имело выгодное географическое положение: княжеская Тверь расположилась на Волге - главной Азиатско-Европейской дороге, что сделало город богатым, сильным и опасным соперником Москвы. Доминирующую роль в композиции города играл очень компактный Кремль. Долгое время в Твери сохранялась структура посадов. Их планировка развивалась естественным путем, без составления проектов. Небольшие кварталы располагались вдоль рек, органично повторяя рельеф местности.
      В период правления Петра I Тверь являлась важным стратегическим пунктом на пути к Москве, особенно в период Северной войны. Поэтому здесь оживились градостроительные процессы в виде ремонта и укрепления городских стен. Однако по окончании войны Тверь перестала служить крепостью, и кремлевские стены пришли в упадок.
      Как подчеркнул в своем докладе Валерий Давыдов, переломным моментом и началом нового этапа в развитии города стало открытие в XVIII веке Мариинской водной системы. Значение Твери определялось теперь положением между двумя столицами - Москвой и Санкт-Петербургом. Тверь становится одним из важнейших перевалочных пунктов российской торговли и активно развивается.
      Серьезные пертурбации в градостроительном процессе того времени связаны с печально знаменитым тверским пожаром 1763 года, уничтожившим практически весь город. Он стал одним из поводов подписания Екатериной II Указа "О сделании всем городам, их строению и улицам специальных планов по каждым губерниям".
      Планом Твери поручено заниматься Петру Никитину. Как прозвучало в докладе главного архитектора, осуществление разработанного Никитиным первого варианта застройки города вызвал бурный протест населения Твери. Неудовольствие высказывалось и в адрес "сплошной фасады", и неудобных треугольных кварталов, обусловленных лучевой системой. Второй вариант с прямоугольной сеткой улиц не одобрила императрица. К 1767 году Петр Никитин разработал третий план центральной части Твери, ставший определенным компромиссом.
      Во второй половине столетия в Твери, как и во всей России, интенсивно развивается промышленность. Этому способствует открытие железной дороги "Москва - Санкт-Петербург". Железная дорога приняла на себя весь грузопоток. Вышневолоцкая водная система приходит в упадок, а с ней и промыслы, связанные с ее функционированием. Население Твери оказалось не у дел и начало бедствовать. В городе намечается спад.
      Выходом из этого положения и началом очередного серьезного этапа в формировании города явилось развитие в Твери текстильной промышленности. Дешевый среднеазиатский хлопок, хорошая транспортная доступность позволили развивать в юго-восточных пригородах Твери текстильные фабрики. Тверь начинает активно застраиваться. Город развивается на юг, в направлении железнодорожного вокзала и на запад по окраинам Затьмацкого фасада.
      Революционные процессы перекроили и градостроительную политику. Начиная с 1917 года, новые органы - Советы - ориентировались на требования вышестоящих уровней управления, не учитывая конкретных нужд "своих" территорий.
      Особым драматическим моментом является массовое разрушение храмов города, после которого город лишился высотных доминант. Утрачен облик старой Твери.

Общегосударственный план развития народного хозяйства подчинял себе и генпланы городов (в нашем городе за время социалистического периода их было пять). Застройка велась по принципу "город при крупном промышленном предприятии". Жители города рассматривались как живая сила, обслуживающая промгиганты. Практически не учитывался экологический аспект.
      После Великой Отечественной войны пришлось восстанавливать почти полностью разрушенный город. Этот процесс завершился к середине 50-х годов.
      Дальнейшие периоды градостроительной истории уже, можно предположить, на памяти у читателей. Это и хрущевская застройка, и крупнопанельное домостроение высоток по типовым проектам.
      Можно сказать, что проблем все эти начинания принесли с собой больше, нежели пользы, на которую и были серьезно ориентированы. Да и подчинение многоструктурной сверхсложной системы, каковой является город, более простой подсистеме - промышленным предприятиям или группе некомпетентных партийных руководителей - привела не один российский город к плачевному состоянию.
      И, как заметил в своем докладе Валерий Давыдов, ярким примером тому может служить Тверь - город постоянных экспериментов, начиная со времен Екатерины II. История формирования застройки города Твери дает представление о том, как неоднозначно можно оценить те или иные этапы развития. Даже, по словам Валерия Давыдова, знаменитый никитинский план, который сейчас является предметом особой гордости тверичан, вызвал в свое время резко негативную реакцию общественности. Тем не менее, окончательный вариант планировки стал результатом компромисса. Это ли не достойный пример предков, который нам следовало бы учесть?

КАКИМ ГРАДУ БЫТЬ

Заглянуть в градостроительное будущее Твери позволяет беседа с главным архитектором города Валерием ДАВЫДОВЫМ.       
      - В преддверии разработки нового генплана хочется поинтересоваться, на каком этапе сейчас находится город и какими факторами будет определяться его дальнейшее развитие?
      - На примере краткого экскурса в историю градостроения Твери можно убедиться, что самый мощный толчок к развитию города каждый раз давали серьезные экономические стимулы государственного масштаба - будь то открытие Мариинского водного пути или развитие текстильного производства. Сейчас мы стоим перед необходимостью появления в Твери такого же сильного фактора, который бы позволил привлечь инвестиции и помочь городу развиваться. Тверь, по сути, является аэродинамической трубой, находящейся между Санкт-Петербургом и Москвой. Она всегда обслуживала столицы. С учетом этого на роль своеобразного "маркера" (отличительного момента, выделяющего Тверь среди других городов) я вижу пока два проекта - строительство высокоскоростной магистрали, которая прошла бы по касательной к городу, и сооружение международного грузового аэропорта в юго-западной окрестности Твери.
      - С чем связан тот факт, что работой над генпланом Твери занимаются ученые из Санкт-Петербурга, и какова роль наших, тверских специалистов?
      
- Во-первых, это исторически обусловленный факт - ученые из санкт-петербургского института урбанизации участвовали в разработке последнего генплана Твери и хорошо знают специфику города. Кроме того, они находятся в постоянном процессе соответствующих разработок, что дает им возможность поддерживать высокий уровень профессионализма. У нас таких специалистов не много, но они есть, в частности, среди сотрудников "Тверьгражданпроекта". Мы обязательно планируем привлечь их.
      - В чем основные принципы новой методологии, предлагаемой санкт-петербургскими специалистами для разработки нового генплана?
      
- Она учитывает два феномена, появившиеся в нашей стране после перестройки государственной системы - частную собственность и права человека. В этом смысле предстоит сделать многое. Мы обязаны заниматься гуманизацией среды обитания, то есть делать ее комфортной для людей. Впервые в генплане появится экологическая составляющая. В вопросах частной собственности остаются некоторые противоречия. Государство декларирует разные формы собственности и их равные между собой соотношения. Город, особенно его центральные части, плотно застроены, при этом здесь мы наблюдаем различные формы собственности, которые уже сложились в определенную систему. Новый генплан должен с этим считаться, но в то же время и наложить определенные обременения и ограничения на использование собственности.
      - Много говорится о том, что в вопросах градостроения надо повернуться лицом к жителям города, сделать разработку генплана прозрачной для общественности. Как это планируется осуществлять?
      
- Да, это направление очень важное, но здесь наблюдаются некоторые перекосы. За последние десять лет мы перешли от длительного периода, когда с людьми в этом вопросе вообще не считались, до ситуации, в которой мы сейчас очень часто идем на поводу у общественного мнения. А в принципе, здесь нужно найти разумное сочетание, компромисс.
      Вот к чему мы пришли в этом вопросе. На месте предполагаемого строительства, возведения какого-либо сооружения мы определяем границы объекта строительства и чьи интересы оно затрагивает. Предположим, инвестор или администрация хочет выставить землю на торги под какое-либо сооружение. Тогда заявляются его основные параметры и районная администрация проводит собрание по месту жительства, о котором население оповещается за несколько дней.
      Тут надо отметить вот какой факт. Ментальность народа, не только тверского, но и в целом по стране нынче такова, что, как правило, все против. Любое градостроительное нововведение воспринимается в штыки. Но это не правильно, тем более мы как власть должны способствовать развитию города. Однако выслушиваются все желания. Выступающий должен аргументировать свое "против", а не быть "против вообще". Мы собираем все опасения, что данное строительство принесет качественное ухудшение среды обитания. Далее идет этап анализа. То, что в рамках законности, оставляется в проекте, по остальным вопросам вносятся дополнения в архитектурно-планировочное задание. Таким образом, когда проектное решение будет сделано, мы смотрим, насколько учтены мнения жителей. Затем либо согласовываем проект, либо нет. В особых случаях проводятся повторные слушания.
      До сих пор все это сводилось к хождению инвесторов по квартирам и получению подписей. Складывалась порой такая ситуация: жителей каким-то образом уговорили, инвестор приносит протокол положительного согласования, а через две недели появляются те же граждане, протестующие против строительства. А нам важна объективная картина мнения тверичан.
      Вышеизложенная схема взаимодействия с общественностью приведена, конечно, в идеальном виде, но я настроен в отношении нее оптимистично. Сейчас готовится соответствующий документ по этому направлению. Кроме того, мы весьма расположены к общению со СМИ в данных вопросах.

Беседовала Оксана СМИРНОВА

Это лишь некоторые моменты из нашего разговора с Валерием Давыдовым. В дальнейшем мы продолжим знакомить вас с отдельными нюансами корректировки генплана Твери. Предлагаем конструктивно их обсудить на страницах нашей газеты и нашего форума.

Наша газета выходит в городах:
  • Андреаполь
  • Бежецк
  • Белый
  • Бологое
  • Вышний Волочек
  • Весьегонск
  • Жарковский
  • Западная Двина
  • Зубцов
  • Калязин
  • Кашин
  • Кесова Гора
  • Кимры
  • Конаково
  • Красный Холм
  • Кувшиново
  • Лесное
  • Лихославль
  • Максатиха
  • Молоково
  • Нелидово
  • Оленино
  • Осташков
  • Пено
  • Рамешки
  • Ржев
  • Сандово
  • Селижарово
  • Сонково
  • Спирово
  • Старица
  • Торжок
  • Торопец
  • Удомля
  • Фирово
  • ЗАТО Озерный
  • ЗАТО Солнечный
  • Тверь
  • Селигер

 

Блоги пользователей

Геннадий Климов, главный редактор

Орлова Мария, первый зам. главного редактора

Блог газеты

Марина Гавришенко, зам. главного редактора

Любовь Кукушкина, журналист

"Тверия" - Граждане Тверской области и тверские Землячества


   
 
   

Контакты

Адрес редакции: 170100, г. Тверь, ул. Советская, 25, 2-й этаж.
Тел./факс 34-26-44, тел. (4822) 34-77-02
e-mail: karavan@tvcom.ru