Архив номеров

ПРОШЛОЕ И НАСТОЯЩЕЕ ЗАТОПЛЕНИЕ - ПОВОД ДЛЯ УНИЧТОЖЕНИЯ СВЯТЫНЬ (ГИПОТЕЗА КАЛЯЗИНСКИХ КРАЕВЕДОВ)

Продолжая тему затопленных рукотворными морями русских городов, "Караван" подошел к древнему Калязину. О трагической судьбе своего родного города рассказывают нашим читателям уроженец Калязина, член группы "Наследие", краевед Сергей КРУГЛОВ и директор Калязинского краеведческого музея Елена ЧЕРТОВСКИХ. Краеведы выдвигают свою гипотезу подлинной причины великих затоплений и рассказывают о планах ликвидации рукотворных морей.       
      Считается, что Калязин был основан первыми пришедшими на волжские берега славянами еще до Рождества Христова. Первое же летописное свидетельство об этом городе относится к XII веку. Тогда здесь, по Волге, проходила граница между Новгородским и Суздальским княжествами. Желая укрепить суздальские границы, князь Юрий Долгорукий возводит в этих местах крепости Скнятин и Калязин. В районе калязинских укреплений в начале XIII века возникает монастырь Никола на Жабне. Вокруг монастыря выросла Никольская слобода.
      Значительным толчком в экономическом и духовном развитии края стало основание здесь Макарием Калязинским в 1434 году Троицкого мужского монастыря. Родился преподобный Макарий, игумен Троицкого монастыря (в отрочестве Матфей), в селе Гридницине (ныне Кожино), вблизи Кашина, в православной семье. Уже с детских лет проявлял он желание посвятить себя Богу, однако родители не желали, чтобы он принял монашество, и, не желая их огорчать, Макарий женился на девице Ксении Яхонтовой. Молодые договорились между собой, что ежели один из них умрет, то оставшийся примет монашество. Через год Матфей потерял родителей, а через два овдовел, после чего согласно обету поступил в Николаевский Клобучков монастырь и был пострижен под именем Макарий.
      По благословению игумена он удалился в пустыню, срубив себе келию неподалеку от Кашина, меж двух озер. Прознав об отшельнике, к нему стали стекаться иноки и богомольцы, и лесная чаща обратилась в монастырь.
      Хозяин тех земель Иван Коляга, недовольный, что часть его владений отойдет к обители, задумал убить святого, но его постигло наказание в виде болезни и смерти близких. Тогда грешник раскаялся и сам стал монахом. В честь его смирения Макарий именовал обитель Калязинской.
      Еще при жизни преподобный Макарий творил чудеса. Он исцелил некого респектабельного Захарию из Кесовой Горы, вылечил мучимого бесами боярского сына Василия Рясина, исцелил воров, внезапно ослепших после кражи монастырских волов. Преставился преподобный на 82-м году жизни. Множество исцелений расслабленных бесноватых, страдавших костной болью, слепотой, болезнью ног происходило на мощах Святого Макария.

Впоследствии эта обитель делается единственным первоклассным монастырем в Тверской губернии, то есть подчиняется непосредственно Священному Синоду. Его многократно посещали Иван Грозный, Борис Годунов, Петр I. В период морового поветрия, в 1767 году, сюда переехала императрица Екатерина Великая вместе со своим двором.
      В ремесленных слободах, окружающих обитель, успешно развиваются кузнечный, гончарный, кружевной, портновский, сапожный, валяльный и другие промыслы.
      В разные годы помимо монарших особ и простых паломников в городе на Волге бывали такие знаменитые люди, как Крылов, Фонвизин, Жуковский, Островский. Здесь писал свои картины всемирно известный художник Рерих, в Калязинском уезде родился знаменитый писатель-сатирик Салтыков-Щедрин.
      Крутой поворот в истории города и уезда происходит после революции 17-го года. Уже в 1920 году Успенский монастырь закрывают. А в 1935 году на территории города уже производятся работы по расчистке ложа Угличского водохранилища. Естественно, возникла проблема переселения жителей из затопляемой волжскими водами части города. Всем переселенцам выделялись деньги на перенос, но их не хватало, как и дополнительных ссуд, которые давал коммунальный банк. Большие каменные здания разбирались силами заключенных. Все храмовые постройки, попадавшие либо почти попадавшие в зону затопления, были взорваны. Уцелела лишь колокольня Никольского собора, построенная крепостными полковника Ушакова в 1800 году. Говорят, ее собирались переоборудовать в маяк.
      К счастью, много икон, церковных книг и даже фресок удалось спасти в стенах Калязинского краеведческого музея. Чудодейственные мощи Макария Калязинского, которые большевики вскрыли и хотели уничтожить, сейчас находятся в тверском храме Белой Троицы и ждут своего возвращения в Калязин.
      На овеянной преданиями калязинской земле святотатства большевиков породили новые легенды. Так, когда еще до затопления на Никольской колокольне оборудовали парашютную вышку, неудачно спрыгнув с нее, разбилась насмерть девушка. Немало молодых парней переломали себе ноги на устроенном на кладбище футбольном поле.
      Большая часть Троицкого монастыря нe попала под затопление. Сегодня монастырские развалины находятся на острове, поросшем лесом. Но даже будучи подтопленными, церковные сооружения отлично сохранились бы и по сей день, о чем свидетельствует пример Никольской колокольни. Следовательно, великие затопления могли быть предлогом уничтожения православных святынь, к которым столь нетерпимо относились большевики. А вот Сергиев Посад затопить было весьма проблематично за неимением реки, тем не менее, подрыв Троице-Сергиевой Лавры был запланирован на 22 июня 1941 года, да война помешала.
      Весьма интересный вопрос: что будет с Угличским водохранилищем и прочими запрудами волжского каскада завтра? Производимая гидроэлектростанциями электроэнергия мизерна в сравнении с мощностями ТЭЦ и АЭС. Рыбные богатства не приумножились, а уменьшились. Сегодня редкая промысловая рыба осетр доходит лишь до Волгограда. С возрождением сельского хозяйства встанет вопрос об огромных площадях ценнейших пахотных земель, бессмысленно покоящихся на мелководьях. Все эти факторы оказывают негативное влияние на общероссийскую экономическую ситуацию, и сегодня на уровне правительства уже существует план спуска водохранилищ Волжского каскада. Но независимо от реализации этого плана калязинцы собираются приступить к восстановлению части построек Троицкого Макариева монастыря.

Борис ГУРОВ
      Фото автора

КАК СТАТЬ СВЯЩЕННИКОМ?

Еще пару десятилетий назад профессия священника была в России очень редкой. Сейчас открываются приходы и поднимаются храмы, и служители церкви не могут взяться из ниоткуда. Служить Богу начинают представители мирских профессий. Именно так сложилась судьба весьегонского протоиерея Анатолия СИМОРЫ, который рассказал "Каравану" о делах своего прихода и о себе.       
      - Отец Анатолий, расскажите о себе, как вы стали священником?
      - Родился я на Украине, в Тернопольской области, в селе Залесцы Збаражского района. Мои родители, крестьяне, были глубоко верующие люди. Наше село Залесцы знаменито тем, что дало Руси более пятисот священников. Есть мои односельчане и в нашей епархии.
      - А Архиепископ Тверской и Кашинский Виктор не из вашего села?
      
- Нет, он родом из Почаева. Но Залесцы находятся в восьми километрах от Почаевской Лавры.
      После средней школы я поступил в школу мореходную, что в городе Балтийске Калининградской области. Потом служил на противолодочном корабле на Балтике. После службы учился заочно в Львовском государственном университете на кафедре журналистики. Одновременно работал в редакции районной газеты заведующим отделом радиоинформации. Именно в годы учебы и работы я принял окончательное решение стать священником. Для этого поехал в город Вышний Волочек Тверской области, где в Богоявленском Соборе служил мой земляк - протоиерей Стефан Семенюк. После Волочка служил в селе Рождество Фировского района, затем в Фирове. А в 1998 году, после окончания Свято-Тихвинского богословского института в Москве, я был направлен указом владыки Виктора в этот приход, где служу Богу в сане протоиерея.
      - Отец Анатолий, расскажите о своем храме, о тех изменениях, которые произошли в жизни прихода, пока вы здесь.
      
- Этот храм Иоанна Предтечи, в котором проходят службы, был раньше кладбищенской часовней, построенной в конце XIX века. Как рассказывают прихожане, часовню эту даже посещал в свое время Иоанн Кронштадский.
      Поначалу, когда я приехал сюда, мне было не по себе, что церковь на окраине, а в центре Весьегонска никакой святыни нет. Поэтому я решил в первую очередь построить в центре часовню. С помощью Божиею, с помощью всех прихожан эта мечта осуществилась. В год 2000-летия христианства в центре Весьегонска открылась Христорождественская часовня. Там я также служу и водосвятные молебны, и панихиды. Там же находится приходская библиотека. При приходе создана воскресная школа.
      - Какая икона у вас считается храмовой?
      
- Особо чтима в этом храме икона Казанской Божией Матери. Все говорят, что она всегда была здесь.

Беседовал Борис ГУРОВ
      Фото автора

АВТОРСКОЕ МНЕНИЕ. ВЕРА МОТОРИНА: СЕБЕ ДОРОЖЕ?

За последнее время на одной шестой части суши все переменилось. Изменились обстоятельства, изменились люди. Причем люди изменились как-то незаметно, но сильно. В глазах появилась злость на весь мир, хмурые лица отнюдь не внушают радостных чувств, скорее, рождают в глубинах души глухую агрессию.       Мы стали замкнутыми, не веря никому, отгородившись от внешнего мира, живя по принципу "себе дороже". Мы проходим мимо чужой беды, отводя глаза и ускоряя шаг. Не приходим на помощь тем, кого грабят (не обязательно в темном переулке, а даже посреди оживленной улицы), не подаем руки упавшему. Потупившись, молчим, когда слышим мат в троллейбусе, а сквернословы, чувствуя безнаказанность, распаляются все больше.
      Совсем недавно наша "Лоция" писала о замерзшем трупе женщины, пролежавшем у подъезда дома почти целый день. Люди лишь проходили мимо, опасливо переступая через скрюченное тело. На помощь униженному и на защиту справедливости скорее придет старушка, чем крепкий молодой человек. Что это - трусость или нежелание связываться? Наверное, то же, что заставляет нас молча таиться за дверями квартир, когда мы слышим крики и шум в подъезде или соседней квартире. А потом с пеной у рта доказываем милиции, что ничего не видели и не слышали. Потому что не хотим "таскаться по кабинетам" или просто боимся мести преступника. Ведь тот же вор редко когда получает в суде реальный срок заключения.
      В этом смысле западные страны - прямая противоположность России. К примеру, в Германии народ впадает в другую крайность. Их гипертрофированное чувство справедливости заставляет их "стучать" на всех и вся, так что личная жизнь в условиях вездесущих ушей и глаз представляется прямо-таки невыносимой. Впрочем, немцы чувствуют себя среди всего этого вполне комфортно. Также, наверное, и мы - в условиях всеобщего равнодушия.
      Мы легко проходим мимо чужого горя, но, когда оно приходит в наш дом, в отчаянии воздеваем руки к небу и причитаем о равнодушии окружающих, забывая, что совсем недавно были такими же равнодушными окружающими. Я не хочу сказать, что мы все такие. Не так давно мои знакомые чуть не оказались "ворами". Забыв дома ключи, они не смогли открыть захлопнувшуюся дверь. Пришлось пробираться домой через форточку. Благо квартира на первом этаже. Они уже сидели в комнате, пили чай и смотрели телевизор, когда раздался звонок в дверь. На пороге стоял милицейский наряд, который ошарашил их вопросом: "Ну и чем вы тут занимаетесь?" Заметили, значит, забывчивых ребят бдительные граждане. Потом молодые люди еще не раз попадали домой через окно. Впрочем, милиция больше не приезжала.
      Наверное, все-таки мы - продукт нынешнего времени. Ведь, увы, нередки случаи, когда стоящий за дверями незнакомый человек оказывался грабителем и убийцей. Случилось так, что люди уже не ждут помощи от милиции и даже боятся ее. Так или иначе, но страх и равнодушие заполнили нас до краев. Как бы не полилось через край.

Наша газета выходит в городах:
  • Андреаполь
  • Бежецк
  • Белый
  • Бологое
  • Вышний Волочек
  • Весьегонск
  • Жарковский
  • Западная Двина
  • Зубцов
  • Калязин
  • Кашин
  • Кесова Гора
  • Кимры
  • Конаково
  • Красный Холм
  • Кувшиново
  • Лесное
  • Лихославль
  • Максатиха
  • Молоково
  • Нелидово
  • Оленино
  • Осташков
  • Пено
  • Рамешки
  • Ржев
  • Сандово
  • Селижарово
  • Сонково
  • Спирово
  • Старица
  • Торжок
  • Торопец
  • Удомля
  • Фирово
  • ЗАТО Озерный
  • ЗАТО Солнечный
  • Тверь
  • Селигер

 

Блоги пользователей

Геннадий Климов, главный редактор

Орлова Мария, первый зам. главного редактора

Блог газеты

Марина Гавришенко, зам. главного редактора

Любовь Кукушкина, журналист

"Тверия" - Граждане Тверской области и тверские Землячества


   
 
   

Контакты

Адрес редакции: 170100, г. Тверь, ул. Советская, 25, 2-й этаж.
Тел./факс 34-26-44, тел. (4822) 34-77-02
e-mail: karavan@tvcom.ru