Архив номеров

ЭКОНОМИЧЕСКИЙ ПЕЙЗАЖ СТРОЙКИ КАПИТАЛИЗМА

На прошлой неделе гостем редакции "Каравана" стал человек, в ведении которого находится, пожалуй, самая заметная и самая широко обсуждаемая отрасль городского хозяйства. Владимир ПРОКУДИН - заместитель главы Твери, курирует вопросы строительства и архитектуры. А какой же журналист не любит порассуждать о том, правильно ли ведется застройка города! Разговор состоялся оживленный, обстоятельный. Надеемся, он станет прелюдией ко многим статьям, которые прольют наконец свет на перспективы развития города и, может быть, дадут толчок к новым дискуссиям об архитектурном облике Твери. Буквально в последние год-два строительство - одна из самых динамично развивающихся отраслей. Город меняется, и во главе идущих перемен - наш сегодняшний собеседник.       
      - Владимир Анатольевич, каково сегодняшнее положение дел в строительстве?
      - Реформирование строительного комплекса проходило очень тяжело. С началом рыночных отношений он столкнулся с тем же, что и другие отрасли, - неплатежи, отсутствие инвестиционных потоков. Но тверская стройиндустрия выжила и уже в прошлом году дала 15% доходной части городского бюджета. В 2001 году сдано 135 тысяч квадратных метров жилья. Идет активное переоборудование жилых помещений в нежилые: в прошлом году появилось 45 новых магазинов, 32 офиса.
      - Есть ли какие-нибудь крупные инвестиционные проекты?
      
- У Твери очень выгодное географическое положение. В нашем городе хотят получить квартиры те, кто выезжает из северных регионов. У нас уже есть инвесторы из Магадана, Мурманска, Архангельска. Недавно с нами связывались представители Чукотки - тоже собираются строиться в Твери.
      В этом году запускается еще один крупный проект: поквартальная застройка, 6000 квартир по программе Министерства обороны, предусматривающей предоставление жилья военнослужащим. Конечно, тут не все однозначно: в Твери своя очередь на жилье среди военных, насчитывающая 1800 человек, и, судя по сегодняшним темпам, стоять в ней надо лет по 15 (в то время как среди переселенцев могут быть совсем молодые офицеры). Городская администрация ведет переговоры о том, что получит от этого проекта Тверь. Нашим военнослужащим-очередникам будет предоставлено 45 квартир. Кроме того, есть договоренность о строительстве школ, детских садов.
      - Новые кварталы для военнослужащих будут построены по типу Мамулина - локально, на новом месте. Где это будет и о каких сроках идет речь?
      
- Мы отдаем под застройку так называемый "Южный", в конце Октябрьского проспекта, с правой стороны. В 2002 году планировалось построить первую очередь.
      - Строится ли жилье для простых людей? Есть ли шансы получить квартиру у очередников?
      
- К сожалению, сейчас очередникам выделяется примерно 5-6 квартир в год: при этом право на первоочередное предоставление жилья в Твери имеют сейчас 4000 человек, и 148 из них - инвалиды Великой Отечественной войны, о которых надо позаботиться именно сегодня, пока не поздно.
      Сегодня самое дешевое жилье, которое мы считаем социальным, - это крупнопанельное домостроение - 7,5 тыс. рублей за квадратный метр. Его строится порядка 50% от общих объемов жилищного строительства. Город пытается находить какие-то схемы, которые позволят малоимущим горожанам решить жилищный вопрос - так, с этими целями создан Фонд ипотечного кредитования. Помимо этого стала активнее реализовываться президентская программа государственных жилищных сертификатов. Стоимость сертификата поднялась до 6,5 тысячи рублей за квадратный метр - на такие деньги уже можно построить жилье. В прошлом году за счет федеральных средств было выделено 23 квартиры для военнослужащих.
      В центре Твери сложилась практика выделения целых кварталов строительным фирмам. Идет реконструкция ветхого жилья, внедряются новые технологии, подводятся новые магистральные линии. За счет застройщиков решаются и вопросы с отселением из ветхого жилья. Так, в Заволжье, на улицах Мусоргского - Шмидта - Карпинского, сносятся деревянные дома с печным отоплением, то же происходит в Центральном районе. В прошлом году застройщиками выделено тем, чьи дома сносят, 38 квартир, а через "Тверьстройзаказчик" - 13 квартир.
      - Всегда ли люди согласны на то, что их из центра города отселяют куда-нибудь на окраину?
      
- Застройщики отселяют жителей из частного сектора только с их согласия. Юридически есть возможность отселения через суд - разумеется, без ухудшения жилищных условий. Но на практике она ни разу не применялась - хотя, конечно, спорные моменты бывают.
      - Владимир Анатольевич, решается ли проблема создания нового генерального плана Твери? Ведь, если не ошибаемся, до сих пор при застройке города приходится отталкиваться от безнадежно устаревшего Генплана начала 80-х.
      
- Да, действующий Генплан был разработан в середине 80-х и утвержден в 1991 году. С тех пор коренным образом изменились приоритеты. В советское время главным считалось развитие производства, а жители города рассматривались как обслуживающая его инфраструктура. Сейчас главное - население и его потребности. Поэтому, разумеется, Генплан нуждается в серьезной коррекции.
      - Кто занимается разработкой нового Генплана?
      
- Тот же институт, что разрабатывал Генплан предыдущий, - институт урбанистики из Санкт-Петербурга.
      - Уже сейчас город не справляется с транспортными потоками. Новый Генплан предусматривает какие-то новые транспортные развязки?
      
- Генпланом предусмотрен новый мост через Волгу в районе Санкт-Петербургской заставы. Будет расширен мост в Мигалове. Предусматривается реконструкция окружной дороги - будут созданы современные транспортные развязки на Старицком и Волоколамском шоссе.
      - А будут ли закрывать на ремонт Восточный мост?
      
- Нет, пока этого не планируется. Проведены работы по укреплению Восточного моста, и пока эта проблема остро не стоит. Гораздо серьезнее проблема путепровода на Московском шоссе, за площадью Гагарина. Здесь надо ставить новый мост, однако движение на дороге не перекроешь. Пока принимаются текущие меры по поддержанию путепровода.
      - Наша газета часто пишет о судьбе Комсомольского проспекта. Это неудивительно: редакция "Каравана" находится на нем и уже несколько лет мы наблюдаем этот градостроительный феномен. За прошлый год проспект кардинально преобразился. Но есть ли возможность его продолжить? Ведь на пути его следования, там, где он должен пройти под Тверецким мостом и выйти на Соминку, пока не было Генплана, выросли коттеджи.
      
- Город планирует продолжить Комсомольский проспект. Дома, подлежащие сносу, придется выкупать и все равно сносить. Вообще сейчас надо серьезно задуматься об объектах, построенных без согласования, - за чей счет они должны сноситься, кто должен этим заниматься.
      - О странных городских объектах: город имеет какую-то возможность влиять на судьбу знаменитой гостиницы-"рюмки"?
      
- На судьбу "рюмки" город не влияет сегодня никак. У этого объекта была заранее предрешенная судьба долгостроя. Забавно, но я начинал строить эту гостиницу: кран, который мы пригнали на стройплощадку, так там и сгнил. Сейчас достроить ее невозможно - нужна полная корректировка проекта.
      - Но хотя бы с забором, ровесником стройки, городская власть может что-то сделать? Это же лицо города, въезд в него со стороны Москвы - а тут заброшенная стройплощадка, окруженная полинявшим забором.
      
- За забор мы штрафуем. Надеюсь, ситуация изменится: территория вокруг гостиницы отдана для благоустройства "Межрегионгазу", так что и забор, и строительный мусор скоро уберут.
      - Печальная судьба Твери - обилие брошенных долгостроев. Сколько их? Есть ли шансы, что они будут достроены?
      
- Сейчас в Твери 129 брошенных незавершенных объектов. Муниципальная доля - 5% от общего количества. Компания "Европа" за то, что ей выделен участок под АЗС, обязалась реконструировать парк Текстильщиков, на окраине которого находится брошенное производство "Химволокно". Весной велись переговоры с немецкими фирмами по поводу поликлиники в "Южном" - они хотят сохранить тот же профиль, но сделать здесь частную клинику. Достроить объекты самостоятельно для городской власти сейчас нереально - нет средств.
      - Что вы думаете о выдвинутой губернатором идее строительства нового Ледового дворца?
      
- О строительстве Ледового дворца я впервые услышал, как все горожане, по телевизору. Меня удивило, что его хотят строить на ипподроме. Кроме того, зачем строить новый Ледовый дворец, если старый не до конца загружен? И самое главное, за 100 млн. рублей, которые собирается ассигновать областная администрация, Ледовый дворец не построишь.
      На инвестиционную программу строительства объектов в областном бюджете заложено 210 млн. рублей. При этом бюджет области должен финансировать строительство на 70%, а муниципальное образование - на 30%. Для Твери такая практика почему-то не подходит: на муниципальные объекты города выделено всего 2 млн. рублей (в прошлом году было 5 млн. рублей).
      - В каком состоянии городские сети - тепловые, водопроводные, канализационные, электрические? Ведь на 2003 год пророчат ряд технологических катастроф, вызванных их всеобщим износом.
      
- Боюсь, года через три-четыре в инвестиционной программе не будет новых объектов, будет только реконструкция сетей. Уже сейчас мы стараемся поменьше давать разрешений на подключения к магистралям: застройщики должны делать упор на индивидуальные системы отопления, строительство локальных котельных.
      - Где в ближайшее время развернется строительство? Остались ли в городе свободные площади, застройка которых не вызовет протеста у Комитета по охране памятников архитектуры?
      
- В городе большой дефицит свободных площадей, а потребность в земельных участках очень возросла. После выхода нового Земельного кодекса они будут предоставляться на конкурсной основе. Уже сейчас за участок в 5 соток в районе "Долины нищих" у Восточного моста платят 12 тысяч долларов, а земельный участок напротив бывшего ТУБа ушел за 3 млн. 200 тыс. рублей.
      Развитие микрорайона "Южный" ограничивают земли совхоза "Калининский". Сейчас начинается застройка в Заволжье за химбазой - здесь три строительных фирмы будут строить жилые дома. Планируется обустройство набережной Тьмаки за Тверским городским банком в районе площади Капошвара. Здесь надо проводить укрепление берега, которым за предоставление права на застройку должна заняться фирма-застройщик.
      
      Словом, жизнь в городе продолжается. И "Караван" продолжает заниматься анализом успехов и провалов тверской архитектуры и строительства. А значит, мы еще не один раз предоставим слово Владимиру Прокудину.

Записала Мария ОРЛОВА
      Фото Анаиды ДЖИЛАВЯН

ТВЕРЬ В ФИНАНСОВОМ ТУПИКЕ?

Бюджетный процесс в этом году затянулся. Уже середина первого квартала, а нет ни бюджета области, ни бюджета Твери. И, как всегда в период перед принятием бюджета, между областью и областным центром обострились межбюджетные противоречия. Они обостряются каждый год, но с каждым годом положение дел все усугубляется и усугубляется. В этом году ситуация с бюджетом Твери практически зашла в тупик. Сегодня на страницах "Каравана" ее комментирует первый заместитель главы администрации Твери Сергей ИСАЕВ.       
      - Сергей Анатольевич, чем отличается ситуация с бюджетом Твери в этом году от прошлогодней?
      - Отличается в худшую сторону. В прошлом году в бюджет города было заложено областью 850 млн. рублей. В этом году изначально заложили даже меньше - 750 млн. (и это при том, что доходная часть бюджета города Твери выросла - город собрал 1 млрд. рублей налогов). Потом, при уточнении доходной части, бюджет увеличили до 847 млн. рублей.
      - Выросли ли расходы Твери?
      
- И очень сильно. В прошлом году трижды увеличивались тарифы на энергию. В январе 2001 мы платили за теплоэнергоносители 49 млн. рублей. В январе 2002 город должен заплатить 75 млн. рублей, и это при том, что вся доходная база по январю - 63 млн. рублей. Дело в том, что муниципалитет выступает перед энергетиками гарантом за "Тверьгортеплоэнерго". Мы свою часть проплатили на 100%, но функции гаранта больше, чем город способен заплатить. Отсюда - новый виток энергетического кризиса.
      Второй фактор повышения расходов городского бюджета - резкое повышение заработной платы. Бюджетникам увеличили зарплату в 2 раза, а дополнительных средств на эти расходы выделили 20 млн. рублей - при потребности приблизительно 200 млн.
      Все это, конечно, приведет к уменьшению расходов на услуги населению, содержание школ, больниц, дорог, всей городской инфраструктуры. Тверь подошла к черте, за которой начинается резкое развитие кризиса. Не видеть этого департамент финансов области не мог.
      - Однако же не увидел. Чем департамент финансов мотивирует спущенную Твери в качестве бюджета сумму? Существует ли единая, утвержденная законом методика расчета потребностей в бюджетном финансировании на душу населения?
      
- Да, департамент финансов разработал свою методику, однако статья 37 действующего Бюджетного кодекса требует закрепления этой методики местным Законодательным Собранием. У нас она не закреплена. Город Тверь высказал свои претензии рабочей группе, разрабатывавшей эту методику, но ответа мы не получили.
      - В чем суть претензий?
      
- Департамент финансов применил усредненный подход ко всем муниципальным образованиям, совершенно не учитывая сложности инфраструктуры областного центра.
      В сельских районах дешевле продукты питания для школ и больниц. Да и сами районные больницы не сравнить с тверскими - на содержание современной тверской больницы со всем ее оборудованием и многочисленным персоналом требуются суммы, несоизмеримые с расходами больниц в других муниципальных образованиях области. У нас сложилось катастрофическое положение с предприятием "Медтранс". Оно есть только в Твери - в области работает обычная "Скорая помощь". Уже несколько лет финансирование "Медтранса" не закладывается в бюджет. Город в состоянии платить только зарплату сотрудникам.
      - Как можно учесть специфику Твери при формировании бюджета?
      
- Есть рекомендации Министерства финансов, которые могут остановить чрезмерное изъятие средств из городов-доноров. Сейчас в Твери численность населения 460 тысяч человек плюс - сложность инфраструктуры трансформируется в условное увеличение числа потребителей. Например, современная большая больница - дополнительно еще тысяча человек, сложная городская транспортная сеть - еще несколько тысяч (или даже десятков тысяч) человек.
      - Почему же эти рекомендации не применяются?
      
- Я выскажу свою точку зрения. Если их сейчас применить - это означает, что нужно сейчас дать городу Твери дополнительно 400 млн. Именно эта сумма позволит как-то свести концы с концами.
      - Что же ждет город Тверь?
      
- Если следовать сегодняшним методикам департамента финансов, "усредняющим" муниципальные образования, Тверь должна сравняться с самой глухой глубинкой. Должны разрушиться современные школы и больницы, транспортные сети, водопровод и теплоцентрали. Население перейдет на печное отопление. Кроме того, надо чудесным образом избавиться от свойственных большим городам проблем с экологией, криминалом и т.д. Мы надеемся на здравый смысл, который возобладает и поможет тверской городской власти совместно с властью областной найти пути выхода из возникшего кризиса.

Беседовала Мария ОРЛОВА

Прокомментировать ситуацию с межбюджетными отношениями области и города Твери согласился заместитель губернатора Иван РАЙДУР.
      Он, как известно, курирует финансовую сферу деятельности областной исполнительной власти, поэтому наиболее компетентен в этих вопросах. Фактически нами ему был задан один вопрос: возможно ли увеличение бюджета для города Твери на 2002 год сообразно с тем, что Тверь является столицей нашего региона и поэтому несет дополнительные расходы?
      Иван Петрович ответил, что в настоящее время применяется единая методика расчета бюджетов для всех муниципальных образований области вне зависимости от того, будь то город Тверь, Торжок или Бежецк. То есть, житель любого района любого города Тверской области находится в одинаковых условиях. Расчет бюджета на федеральном уровне проводится трехсторонней комиссией, в которой принимают участие представители правительства, Государственной Думы, а также представители регионов. На областном уровне есть похожая трехсторонняя комиссия - рабочая группа.
      Отдельные методики расчета бюджета для столиц отсутствуют. Для их реализации необходимо определить налоговый потенциал муниципального образования. У города Твери налоговый потенциал есть, но задействован он или не задействован - это является проблемой городских властей. Есть рассчитанные нормативы этого потенциала, которые спускаются из федерального центра. По ним, например, у Тверской области должен быть бюджет в районе 12-13 млрд. рублей. Сведущие люди прекрасно знают, что на самом деле нынешний консолидированный бюджет области гораздо ниже - он находится в пределах 8 млрд.
      В общем, возможности увеличения бюджета города Твери, по мнению Ивана Райдура, на сегодняшний день нет. Если увеличивать его на ту искомую городскими властями сумму в 300-400 млн., то придется ликвидировать бюджеты одной трети муниципальных образований области. Либо прекратить финансирование отдельных статей областного бюджета, таких, как агропромышленный комплекс, учреждения народного образования, культуры.
      А на самом деле эти средства в большинстве своем идут на нужды жителей города Твери. Так как именно в областном центре расположены учреждения здравоохранения областного уровня, театры, филармонии, областные учреждения спорта. В общем, объем бюджета областного центра выражается сейчас фактически в цифре 921,6 млн. рублей. По сравнению с прошлым годом он вырос, тем более если учитывать, что часть муниципальных затрат в нынешнем году перешла на областной уровень. И заявления, что таким бюджетом кто-то кого-то обидел, Иван Райдур считает необъективными и необоснованными. Бюджет одинаков для всех, и только тогда он может быть назван объективным.

КОНФРОНТАЦИИ БЫТЬ НЕ ДОЛЖНО

Межбюджетные взаимоотношения области и города Твери уже давно вышли за рамки узких экономических проектов. От того, сколько будет выделено областному центру из консолидированного бюджета области, будет во многом зависеть жизнь тверичан на 2002 год. Пока еще процесс дележа средств не завершен, и о его перспективах мы беседуем с заместителем председателя Тверской городской Думы Валерием СОЛОВЬЕВЫМ.       
      - Как можно кратко оценить проект областного бюджета на 2002 год?
      - Отношение к этому документу у меня двойственное. С одной стороны, радует, что прогнозируется значительный рост бюджетных поступлений. Это значит, что предполагается дальнейший экономический рост, что жители области станут жить лучше.
      Но есть в проекте и то, что удивляет. При росте доходов областного бюджета на 26% по сравнению с прошлым годом рост доходов в бюджет всех городов и районов намечается лишь на 10%. Бюджетные средства, которые сосредоточила в своих руках областная власть, впервые превысят бюджетные средства всех городов и районов. Одновременно городу Твери планируется урезать доходные источники и дать бюджетных средств меньше, чем было получено в прошлом году.
      - А может, горожане стали хуже работать, может, снижается объем производства на предприятиях города Твери?
      
- Нет, объем производства не падает. Также наблюдается экономический рост и в Твери. Наш город как давал, так и дает около 40% поступлений во все бюджеты. Но в городском бюджете сегодня остается лишь один из пяти рублей от собранных в Твери налоговых платежей. А ведь еще в 1997-1998 годах в бюджете нашего города оставались два рубля из пяти рублей заработанных горожанами!
      Среднестатистический житель Твери зарабатывает для областного бюджета 8 тысяч рублей, а оставили ему из них на получение различных услуг лишь 2 тысячи рублей, как и жителям Сандова, Сонкова, Рамешек, Лесного и др. Всем сестрам - по серьгам. Все вроде бы справедливо...
      Но чтобы в Твери не было проблем с выплатой зарплаты врачам, учителям и другим бюджетникам, бесперебойно поставлялись горячая вода и тепло, необходимо, чтобы оставили в городском бюджете 3 тысячи рублей на одного горожанина. И есть много обстоятельств, требующих особого внимания к областному центру.
      - Некоторые злопыхатели утверждают, что в отношении жителей города Твери губернатор лично проводит политику финансового удушения и геноцида. Как относиться к таким утверждениям?
      
- Думаю, что утверждения подобного рода далеки от истины. В Твери живут такие же люди, как и в других городах и районах Тверской области. За что же губернатору их ненавидеть? За то, что своим голосованием на последних выборах они обеспечили ему победу?
      Просто областными финансистами в основу областного бюджета положена политика уравниловки. Отсчитали всем муниципалитетам по 2 тысячи на среднестатистического жителя, невзирая на особенности городов и районов, на их заслуги в зарабатывании денег для областного бюджета, а все остальное оставили в своем распоряжении. Это "все остальное" планируется в 2002 году увеличить в 1,5 раза.
      В таких действиях власти Тверской области не одиноки. Федеральный центр отнимает деньги у регионов. В свою очередь областные власти, чтобы компенсировать изъятое федеральными властями, начинают отнимать финансовые средства у муниципальных образований. В первую очередь страдают города-доноры, то есть те, которые дают основные поступления в областные бюджеты. У других-то и взять нечего...
      Не будет денег в распоряжении у областных властей, не будет влияния на территории - такова логика политической жизни. Так делали и будут делать любые областные власти в любой области России, пока не будут урегулированы межбюджетные отношения федеральными законами. Урегулирование межбюджетных отношений, к сожалению, пока лишь в планах президента РФ Владимира Путина.
      - Не может ли и у нас дело дойти до конфронтации областной и городской властей?
      
- Я против такого развития событий, но, к сожалению, такая возможность существует. Принятие проекта областного бюджета на 2002 год в том виде, в каком он направлен в Законодательное Собрание Тверской области, означает для города Твери финансовую катастрофу.
      Мой коллега по городской Думе на обсуждении проекта областного бюджета заметил, что если зайца загнать в угол, то и он начнет кусаться. Но депутаты - не зайцы... На них лежит ответственность за положение дел в Твери. И если бюджетные источники урезают так, что денег не хватает даже на зарплату и текущие платежи энергетикам, то депутаты будут бороться за бюджетное благополучие своего города всеми методами.
      Но кому нужна эта борьба? Времена настали нынче другие. Если есть проблема с бюджетом, то ее нужно решать всем властям совместно: и городским, и областным, и исполнительным, и представительным. Не нужно устраивать политические разборки; необходимо конструктивно взаимодействовать. Необходимо еще раз проанализировать проект областного бюджета и внести в него коррективы. Тем более, это нужно делать по причине заявленных осенью губернатором Владимиром Платовым обещаний добавить городскому бюджету 300 млн. рублей. И это обещание горожане слышали.
      Судя по всему, Владимир Платов собирается участвовать и в следующих губернаторских выборах. Так зачем же ему терять своих избирателей в Твери? Доведение ситуации до открытой конфронтации городских и областных властей на фоне энергетического кризиса ничего хорошего не сулит ни тем, ни другим. Победят только политические проходимцы, подливающие масла в огонь и зарабатывающие на заказном поливании грязью после того, как конфликт властей разрастается.
      - На прошлой неделе в одной из газет было заявлено, что городские власти не умеют управлять и сваливают свои провалы на межбюджетные отношения. Как оценить это заявление?
      
- Все станет ясно, если посмотреть на тех, кто это заявил, и на тех, кто учредил эту газету.
      Немного о тех, кто пишет эту галиматью. Эти люди сначала поливали грязью губернатора. Потом они стали "мочить" городскую власть, а заодно и всех тех, против кого проплатят всевозможные заказчики. Шесть судебных исков, среди которых и иск о защите деловой репутации, чести и достоинства губернатора В. Платова - вот результат редакционной деятельности этих людей лишь за прошлый год.
      Сегодня этих людей подобрали новые учредители. Они рвутся к власти в областном центре. Для них нужна дестабилизация обстановки в городе, конфликт городских и областных властей. В такой ситуации будет проще прорваться к власти, чтобы отхватить бюджетных денег и муниципальной собственности, которой в городе еще очень много.
      Но хватит о них и об их галиматье. Любой, кто владеет статистикой, знает, что доля доходов, поступающих из Твери в бюджет самого города, ежегодно сокращалась. По сравнению с 1997-1998 г.г. она уменьшилась практически вполовину - с 41% до 23% в прошлом году. Не случайно у города выросли долги перед энергетиками, которые сегодня требуют их оплатить. Но вместо того, чтобы дать городским властям возможность оплачивать хотя бы текущие платежи, увеличив нормативы отчислений от регулирующих налоговых источников, городской бюджет сделали еще меньше.
      С проблемой межбюджетных отношений и предстоит разбираться губернатору В. Платову и депутатам Тверской городской Думы во время встречи, которая запланирована на сегодняшний день. Разбираться спокойно, без эмоций и очень обстоятельно. Мне приходилось просить нашего губернатора решить один вопрос, весьма важный для жителей моего округа. Надо сказать, что он разобрался в этом вопросе и решил его. Жители моего округа и я благодарны ему за это. Думаю, что и сейчас можно найти обоюдоприемлемое решение, устраивающее обе стороны и, главное, жителей города. Я, во всяком случае, на это надеюсь и не хочу никакой конфронтации.

Подготовил Андрей БОРИСОВ

Наша газета выходит в городах:
  • Андреаполь
  • Бежецк
  • Белый
  • Бологое
  • Вышний Волочек
  • Весьегонск
  • Жарковский
  • Западная Двина
  • Зубцов
  • Калязин
  • Кашин
  • Кесова Гора
  • Кимры
  • Конаково
  • Красный Холм
  • Кувшиново
  • Лесное
  • Лихославль
  • Максатиха
  • Молоково
  • Нелидово
  • Оленино
  • Осташков
  • Пено
  • Рамешки
  • Ржев
  • Сандово
  • Селижарово
  • Сонково
  • Спирово
  • Старица
  • Торжок
  • Торопец
  • Удомля
  • Фирово
  • ЗАТО Озерный
  • ЗАТО Солнечный
  • Тверь
  • Селигер

 

Блоги пользователей

Геннадий Климов, главный редактор

Орлова Мария, первый зам. главного редактора

Блог газеты

Марина Гавришенко, зам. главного редактора

Любовь Кукушкина, журналист

"Тверия" - Граждане Тверской области и тверские Землячества


   
 
   

Контакты

Адрес редакции: 170100, г. Тверь, ул. Советская, 25, 2-й этаж.
Тел./факс 34-26-44, тел. (4822) 34-77-02
e-mail: karavan@tvcom.ru